Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Апреля 2012 в 22:15, курсовая работа
Особое место в системе рыночной экономики занимают цены, ценообразование, ценовая политика. Цена представляет собой экономическую категорию, означающую сумму денег, за которую продавец хочет продать, а покупатель готов купить товар.
Цена — экономическое понятие, существование и важность которого никому не надо объяснять и доказывать. С детских лет, как только человеку приходится наблю¬дать или самому участвовать в покупке, он на бытовом уровне воспринимает, что та¬кое цена и какую роль она играет в его жизни и в жизни других людей.
Введение
1. Ценообразование на потребительском рынке
1.1 Роль и значение цены в рыночной экономике
1.2 Система цен, их классификация и характеристика
1.3 Формирование цены, ее состав. Особенности ценообразования в общественном питание.
2. Особенности ценообразования в общественном питание
2.1 Калькуляция блюд
2.2 Экономическое обоснование торговых надбавок и наценок питания.
2.3 Формирование продажной цены
2.4 Анализ средней продажной цены блюда
3. Основные направления совершенствования ценовой политики предприятия питания потребительской коопераций
4. Литература
Центру союз Российской Федераций.
Красноярский
кооперативный техникум Экономики,
Коммерций и Права.
Курсовая
работа
По дисциплине « Экономика Отрасли»
По специальности:
«Организация обслуживания в общественном питание»
Тема:
Выполнила: Студентка группы МВ3 Мельман К.В
Проверила: преподаватель Петрова Л.А.
Красноярск,
2009
Введение
Особое место в системе рыночной экономики занимают цены, ценообразование, ценовая политика. Цена представляет собой экономическую категорию, означающую сумму денег, за которую продавец хочет продать, а покупатель готов купить товар.
Цена — экономическое понятие, существование и важность которого никому не надо объяснять и доказывать. С детских лет, как только человеку приходится наблюдать или самому участвовать в покупке, он на бытовом уровне воспринимает, что такое цена и какую роль она играет в его жизни и в жизни других людей.
Высокая цена означает, что вещь дорогая, и ее покупка требует больших денежных затрат, низкая цена означает дешевизну и меньшую нагрузку на карман покупателя. Однако цена, а точнее, цены, вся их совокупность представляют собой не только индивидуальную, личную, но и общественную, социальную категорию. Они регулируют как отдельные покупки и продажи товаров потребителям, так и экономические процессы в целом, включая производство, распределение товаров, обмен или потребление благ, оказание услуг. Здесь уже все цены, вместе взятые, с учетом их формирования и изменения действуют как общий, единый, целостный ценовой механизм.
Далеко не все знают, что в экономике применяются десятки миллионов цен, что под единым понятием «цена» понимается множество разновидностей цен, включая оптовые, розничные, регулируемые, договорные, свободные рыночные, государственные, контрактные, прогнозные, проектные, лимитные, мировые и ряд других.
Будучи широко употребительными в экономике любого типа (централизованной, рыночной, смешанной), цены формируются и действуют в разных экономиках по-разному.
В ценовом механизме следует различать и выделять две взаимодействующие части. Это, с одной стороны, сами цены, их виды, структура, величина, динамика изменения и, с другой — ценообразование как способ, правила установления, формирования новых цен и изменения действующих. Ценообразование, с которым люди знакомы гораздо меньше, чем с ценами, выступает активной, задающей частью всего Ценового механизма. Оно, собственно, и предопределяет величину цены. Но чаще всего ценообразование от нас скрыто, а цены мы видим наяву. Цены и ценообразование составляют в своем единстве ценовой механизм.
Изучению данных
вопросов и посвящена данная работа.
Ценообразование на потребительском рынке.
Ценообразование — установление цен, процесс выбора окончательной цены в зависимости от себестоимости продукции, цен конкурентов, соотношения спроса и предложения и других факторов.
Цель ценообразования: Обеспечить мотивированную, своевременную и достаточную ценовую реакцию, таким образом, чтобы получить максимальный объем продаж с минимальной потерей.
Политика ценообразования предопределяет как краткосрочные, так и долгосрочные показатели прибыльности деятельности компании. В краткосрочном периоде ценообразование оказывает самое большое влияние на показатели прибылей и убытков. Например, для средней компании, валовая норма прибыли которой равна 40%, а норма чистой прибыли - 10, повышение цены на товар на 10% означает удвоение прибыли, а снижение цен на 10% -нулевую рентабельность. Увеличение же объема продаж на 10% приведет к повышению прибыли только на 40%, а аналогичное снижение накладных расходов - на 30%. Даже если повышение цены на товар на 10% обусловит сокращение спроса на ту же величину, валовая прибыль компании увеличится приблизительно на 50%. Таким образом, политика ценообразования оказывает огромное влияние на эффективность деятельности компании. Обычно эффективное ценообразование - единственный способ, с помощью которого руководство имеет возможность практически мгновенно добиться увеличения получаемой компанией прибыли
На решение
о первоначальной цене товара оказывают
влияние основные маркетинговые и финансовые
цели компании. Поскольку фирмы выпускают
разнообразные товары, появляется необходимость
применения портфельного подхода. Обычно
выделяют четыре цели стратегического
ценообразования.
· Уборка урожая.
Если товар завоевал определенное количество
приверженцев, но при этом он должен выдерживать
растущую конкуренцию с продуктами более
высокого качества или предлагаемыми
по низким ценам, целесообразным представляется
сохранение его высокой цены, в результате
чего доля рынка компании значительно
сократится. Полученные средства вкладываются
в разработку и продвижение новых товаров.
· Сохранение доли
рынка. В том случае, когда товар
обладает долгосрочной стратегической
ценностью, цель компании состоит в
сохранении своей доли рынка. Чтобы оставаться
конкурентоспособной, она назначает цены,
ориентируясь на цены конкурентов.
· Рост. Если компания
стремится к тому, чтобы ее обладающий
отличительным преимуществом
· Лидерство
по качеству. Некоторые компании стремятся
стать лидером в рыночной нише престижных
дорогих товаров. Такие компании, как Rolex,
Roll-Royce, игнорируют массовый рынок и предназначают
свои товары для покупателей, имеющих
возможность заплатить большие деньги
за первоклассный товар.
Данные стратегии
ценообразования отличаются тем, что
часть из них направлена на проникновение
на рынок, а другие - на «снятие сливок».
В первом случае компания устанавливает
максимально низкие цены для того,
чтобы расширить рынок и
ценовая политика
фирмы заключается в том, чтобы устанавливать
на товары такие цены, так варьировать
ими, в зависимости от ситуации на рынке,
чтобы овладеть его максимально возможной
долей, добиться запланированного объема
прибыли, то есть успешно решать все стратегические
задачи.
В условиях рынка
все предприятия, достойные продолжать
свою деятельность, должны быть самоокупаемыми,
приносить прибыль, в противном случае
их ждёт банкротство. Поэтому основным
моментом в ценообразовании при переходе
к рынку стал отказ от навязывания покупателям
нереальных цен, оторванных от действительных
запросов рынка. Как сама продукция, так
и цены на неё должны быть признаны рынком
и только им. В условиях постоянного усиления
конкуренции фирме-продавцу надо учитывать
не только собственные финансовые интересы,
но и интересы покупателя, чтобы удержать
его и сохранить свою долю на рынке. А это
может быть достигнуто только при соблюдении
заранее разработанной ценовой политики,
используя все современные наработки.
В мировой практике существуют 2 принципа ценообразования:
централизованный - существует в условиях плановой экономики;
децентрализованный
- существует в условиях рыночной экономики.
Виды ценообразования
установление цен на новые товары:
установление
цен на новые оригинальные товары:
продажа товаров по более высокой цене;
продажа товаров по более низкой цене;
установление цен на товары имитаторы
установление цен на товарную номенклатуру
на основные товары;
на дополнительные товары;
на товары, являющиеся обязательной принадлежностью;
на побочные товары;
установление цен по географическому принципу:
зональные цены;
базисные цены;
франкостанция отправления и франкостанция назначения;
установление цен со скидками и зачетами:
скидки за форму расчета: наличные, безналичные, в свободно-конвертируемой валюте;
скидки за количество проданного товара;
функциональные скидки: предприятие-изготовитель предоставляет скидку торговым предприятиям;
сезонные скидки.
1.1 Роль и значение цены в рыночной экономике.
Цена - это количество денег (или других товаров, услуг), уплачиваемое за единицу товара (продукции, изделия и т.п.), или, другими словами, денежное выражение стоимости товара (продукции, изделия и т.п.).
Цена выступает главным ориентиром поведения предприятия на рынке, от нее непосредственно зависит, какие издержки будут возмещены в процессе реализации товаров, какие нет, каковы будут доходы предпринимателей, в какие отрасли будут направлены капиталы и т.д.
Цена - многофункциональное экономическое явление, ведущая рыночная категория. Изменение цены часто влечет за собой серьезнейшие социальные, экономические, а также политические последствия
Сущность цены,
ее экономическая природа
- индикатор, отражающий политику и конъюнктуру рынка (соотношение спроса и предложения, торговый и экономический риск., кредитно-финансовую ситуацию, степень конкурентности на рынке и т. д.);
- маркетинговый регулятор рынка, с помощью которого осуществляется воздействие на спрос и предложение, структуру и емкость рынка, покупательную способность рубля, оборачиваемость товарных запасов и т. д. В качестве регулятора цены позволяют ограничивать потребление ресурсов и являются мотивацией для производства.
Рыночная цена выполняет различные функции. Цена - это посредник и соизмеритель при обмене товаров на деньги. Цена - важный показатель конъюнктуры рынка, фактор уровня, структуры и соотношения спроса и предложения, территориального размещения производства. Цена - инструмент образования прибыли и управления эффективностью, фактор налогообложения. Цена - это главная составляющая инфляционных процессов, средство влияния на инвестиционную политику (повышение цен часто ведет к росту привлекательности инвестиций). Цена - мощный фактор уровня жизни населения, влияющий на рынок труда, объем и структуру потребления, уровень реальных доходов различных социальных групп. И наконец, цена - это орудие конкурентной борьбы.
Функции цены
Еще один способ
проникновения в суть цен состоит
в изучении их функций, характеризующих
роль, которую цены играют в экономике.
При этом надо иметь в виду, что функции
цен и способы их реализации различаются
в зависимости от природы той экономической
среды, в которой действуют, используются
цены. Прежде всего имеется в виду различие
действия ценового механизма в экономике
централизованно-
1.Учетная функция
Она связана с самой сущностью цены, являющейся денежным эквивалентом товара или услуги. В цене учитываются затраты труда, сырья, материалов и т.д. на изготовление товара. Кроме того, цена определяет размер прибыли, получаемой предприятием после реализации товара. В условиях рыночной экономики соотношение цены и издержек производства может существенно отличаться, т.к. окончательное признание ценности товара происходит на рынке. Потребители заинтересованы в снижении цены на товар и улучшение его качества, производители - в увеличении объемов сбыта и прибыли. Кроме того, в условиях конкуренции, для того чтобы успешно противостоять конкурентам, производители вынуждены постоянно контролировать свои издержки. Последнее является особенно важным в российских условиях, т.к. в России долгое время господствовал затратный механизм экономики.
Информация о работе Порядок ценообразования и ценовая политика предприятий питания