Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Июля 2014 в 23:26, курсовая работа
Целью дипломной работы является всестороннее изучение системы обучения персонала в ресторанах, а также повышение квалификации персонала.
В соответствии с целью, задачами дипломной работы будут следующие:
- провести изучение методологических основ обучения персонала на предприятиях ресторанного бизнеса;
- провести анализ квалификации персонала ресторана;
- разработать проект мероприятий по повышению квалификации персонала ресторана;
- дать экономическое обоснование проектных решений.
Условно продукцию кафе можно разделить на две группы: произведенную в ресторане и покупные товары. К покупным товарам относятся вино-водочные изделия, алкогольные и слабоалкогольные напитки, табачные изделия и т.д.
В 2011 г. численность работников составила 42 человек. Уволено – 9 человек, принято на работу 6 человек.
Состояние кадров в ресторане может быть определено с помощью коэффициентов выбытия и приема кадров.
Коэффициент приема кадров рассчитывается по формуле:
Кпр = Rпр /Rспис*100%,
где Rпр – количество принятых за отчетный период, чел.
Rспис – списочная численность работников, чел.
Результаты расчетов сведены в табл. 4.
Коэффициент приема кадров
Показатель |
Расчет |
Коэффициент приема кадров |
Кпр=6/42*100=14% |
Очевидно, что коэффициент приема кадров на предприятии невысок и составляет всего 14%.
Коэффициент выбытия кадров рассчитывается по формуле:
Квк = Rув /Rспис*100%,
где Rув – количество уволенных за отчетный период чел.
Результаты расчетов сведены в табл. 5.
Таблица 5
Коэффициент выбытия кадров на предприятии
Показатель |
Расчет |
Коэффициент выбытия кадров |
Квк=9/42*100=22% |
Очевидно, что коэффициент выбытия кадров больше коэффициента приема кадров и равен 22%. Полученные результаты говорят о нестабильности трудового коллектива (рис. 5).
Рис.5.Коэффициенты выбытия и приема кадров
Проанализируем профессионально-квалификационн
Численный состав и структура персонала
по категориям представлены в табл. 6.
Таблица 6
Профессионально-должностной состав ресторана
Профессия, должность |
Численность |
Управленческий персонал |
9 |
Су-шеф |
3 |
Повар |
12 |
Официанты, бармены |
15 |
Разнорабочие |
3 |
Всего |
42 |
Наибольшую численность работников составляют официанты и бармены, в смене работает 5 человек:
- два официанта и один бармен в ресторане;
- один официант и один бармен в баре.
На кухне работает 4 повара:
- один повар в холодном цехе;
два повара в горячем цехе;
один повар в мясном цехе.
Необходимо отметить, что административный штат ресторана не увеличен, что указывает на оптимальную численность работников ресторана.
Рис.6. Профессионально-должностной состав ресторана
Численный состав и структура персонала по образованию представлена в табл. 7.
Численный состав и структура персонала по образованию
Категории персонала |
2009г |
2010г |
2011г |
Высшее |
2 |
3 |
3 |
Среднеспециальное |
13 |
18 |
13 |
Среднее |
4 |
1 |
1 |
Неполное среднее |
2 |
3 |
2 |
Учащиеся в высших учебных заведениях |
19 |
20 |
23 |
Всего |
40 |
45 |
42 |
Из представленных данных видно, что в организации наблюдается тенденция роста численности числа работников, учащиеся в высших учебных заведениях (рис. 7).
Рис. 7. Численный состав и структура персонала по образованию
Распределение по возрасту представлено в табл. 8.
Таблица 8
Распределение персонала по возрасту
Категории персонала |
2009г |
2010г |
2011г |
От 45 лет до пенсионного возраста |
2 |
1 |
1 |
От 35 до 45 лет |
3 |
5 |
4 |
От 25 до 35 лет |
17 |
19 |
14 |
До 25 лет |
19 |
20 |
23 |
Всего |
40 |
45 |
42 |
Анализ данных позволяет сделать вывод о тенденции к улучшению возрастного состава. Основной возрастной категорией предприятия является группа до 25 лет и от 25 до 35 лет (рис. 5).
Рис.8. Распределение персонала по возрасту
Необходимо отметить, что в ресторане наблюдается высокая текучесть кадров, это может быть вызвано несколькими факторами, в том числе неэффективной системой мотивации.
Обучение в ресторане «Планета Суши» на сегодняшний день происходит стихийно, руководители структурных подразделений, как правило, выступают инициаторами выбранного сотрудниками обучения. Надо отметить тот факт, что руководством компании приветствуется всякого рода инициатива в плане обучения, поэтому сотрудник, изъявивший желание поучиться, всегда находит понимание и поддержку.
Сотрудники отправляются на «внешнее» обучение - открытые двухдневные тренинги, семинары. Также в 2010 г. стали проводиться корпоративные тренинги для сотрудников ресторана с привлечением внешних тренеров.
Сотрудники ресторана «Планета Суши» самостоятельно выбирают себе обучение и отправляют свою заявку на согласование своему непосредственному руководителю. Непосредственный руководитель отправляет заявку управляющему. После чего тот изучает программу данного обучения и дальше координирует работу. Нужно сказать о том, что не всегда управляющий рестораном «Планета Суши» отправляют свои заявки на дальнейшее повышение квалификации работников. Поэтому часть информации теряется.
В таблице 9 представлены ответы респондентов, характеризующие оценку персоналом различных видов обучения.
Таблица 9
Оценка респондентами обучения персонала ресторана «Планета Суши» на разных этапах карьеры (в % % от числа сотрудников)
Оценка удовлетворенности |
Затруднились ответить | ||
«+» |
«-» | ||
Входное обучение (при найме) |
86 |
3 |
11 |
Перспективное (в рамках планирования карьеры) |
75 |
11 |
14 |
Текущее (в рамках должности) |
69 |
2 |
29 |
По оценкам опрашиваемых респондентов наиболее удовлетворительное обучение, которое проводится на этапе поступления работника в организацию. И с этим можно согласиться, если говорить о краткосрочной перспективе, т.е. о подготовке сотрудника к решению текущих, оперативных задач. Кстати, затраты на входное обучение, по оценкам респондентов, невелики.
На втором месте по оценке удовлетворенности, по мнению сотрудников, стоит перспективное обучение. С точки зрения стратегического развития ресторана «Планета Суши» или планирования карьеры сотрудника это абсолютно оправдано. При этом отмечается высокая стоимость перспективного обучения. Думается, что если бы ресторан «Планета Суши» рассматривал эти затраты в качестве долгосрочных инвестиций и учитывали своеобразную «капитализацию» знаний, умений, навыков и опыта сотрудников, то их оценки изменились бы на противоположные.
Текущее обучение, хотя и используется в большинстве случаев, менее эффективно. Как эффективное его оценивают 69 % респондентов. Это может свидетельствовать о том, что текущее обучение направлено на поддержание status quo (в переводе с англ. - положение вещей, существующее положение), а не на развитие сотрудника.
Рис.10. Используемые программы обучения в ресторане «Планета Суши»
Удовлетворенность учебными программами, почерпнутых из разных источников, достаточно высока (от 67 % до 79 %). Но респонденты отдают предпочтение собственным и заимствованным в литературе программам. Большая доля отрицательных оценок удовлетворенностью учебных программ, заимствованных в литературе (19 %), по сравнению с остальными (от 2 до 5 %%) вызвана скорее всего тем, что они требуют определенной адаптации к условиям конкретного предприятия либо излишне теоретизированы.
Таблица 10
Оценка респондентами используемых программ обучения в ресторане «Планета Суши» (в % от числа сотрудников).
Используемые методики и программы |
Оценка удовлетворенности |
Затруднились ответить | |
«+» |
«-» | ||
Заимствованные в учебных заведениях |
79 |
5 |
16 |
Собственные |
75 |
2 |
23 |
Заимствованные в литературе |
75 |
19 |
6 |
Иные |
67 |
16 |
17 |
Рис.11. Время и место обучения
Обучение в рабочее время, по оценкам респондентов, эффективно и дешево. Занятия в нерабочее время менее популярны и гораздо менее эффективны. Это можно объяснить тем, что «Планета Суши», организовывающий обучение сотрудников после рабочего дня наталкиваются на их молчаливое сопротивление), персонал устал и хочет спать, затраченные часы не оплачиваются и т.п. причины). Обучение с отрывом от производства хотя и дорого, но с точки зрения «эффективно – дешево» целесообразней, чем обучение после работы (в нерабочее время).
Таблица 11
Оценка респондентами используемых времени и места обучения (в %% от числа использующих).
Формы обучения |
Оценка удовлетворенности |
Затруднились ответить | |
«+» |
«-» | ||
На рабочем месте (в рабочее время) |
76 |
6 |
18 |
С отрывом от производства |
63 |
10 |
27 |
В нерабочее время |
49 |
21 |
30 |