Потребительская кооперация

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Марта 2013 в 11:50, курсовая работа

Описание работы

Целью данной курсовой работы является подробное изучение кооперативных принципов и ценностей.
Для достижения поставленной цели необходимо решить ряд задач:
- изучить виды кооперативов и их общие признаки;
- выявить суть и значение для деятельности кооперации их ценностей и классических принципов;
- рассмотреть взаимосвязь принципов и ценностей между собой и как они реализуются в социально-экономической деятельности потребительской кооперации.

Файлы: 1 файл

Курсовая работа.doc

— 247.50 Кб (Скачать файл)

Третий принцип: участие  членов кооператива в экономической деятельности. Он предусматривает финансирование кооператива его членами в виде вступительных и паевых взносов. Кооператоры могут получать дивиденды на взносы. Большую часть прибыли члены кооператива направляют на следующие цели: развитие своего кооператива, вознаграждение членов кооператива соответственно их экономическому участию в работе кооператива; развитие других видов деятельности. Учитывая, что вступительных и паевых взносов бывает недостаточно для финансирования развития материально-технической базы, различных сфер деятельности кооперативов, то они прибегают к помощи инвесторов и дополнительных вложений пайщиков. Но эти вклады не имеют никаких преимуществ (дополнительного права голоса, права управления или контроля, права на долю любых прибылей). Такие инвестиции носят форму сберегательных вкладов, а их вкладчики могут рассчитывать на получение рыночной процентной ставки за вложенный капитал. Экономические интересы пайщиков и потребительских обществ должны в основном совпадать.

Закон РФ предусматривает  экономическое участие, экономическую  выгоду для пайщиков. Под экономическим  участием, выгодой понимается приобретение товаров преимущественно в магазинах  потребительского общества, поставки сельхозпродуктов и сырья своему потребительскому обществу, наем транспорта у своего потребительского общества и т.д. Смысл Закона таков, что пайщик должен стать постоянным деловым партнеров потребительского общества, обеспечивая ему рынок сырья и сбыта, а, следовательно, доходы. Но такое кооперативное участие должно стимулироваться кооперативными выплатами. Кооперативные выплаты определяются как часть доходов потребительского общества, распределяемая между пайщиками пропорционально их участию в хозяйственной деятельности потребительского общества или их паевым взносам.

Кооперативные выплаты  проводятся в разных формах. Это, чаще всего, возврат стоимости купленных  в течение года товаров. Существуют и другие формы кооперативных  выплат и льгот: устанавливаются  скидки с продажной цены товара, сезонные скидки пайщикам, скидки на стоимость путевок, на транспортные услуги и др. Международный опыт и небольшой опыт Российской кооперации показывает, что возрождение экономического интереса пайщиков в деятельности общества достигается при расходовании на кооперативные выплаты даже 5% доходов, хотя Закон предусматривает размер кооперативных выплат до 20% от доходов потребительского общества.

Четвертый принцип: автономия  и независимость.

Кооперативы – это  автономные организации взаимопомощи, контролируемые своими членами. Впервые этот принцип был сформулирован в 1966 г.

Сам по себе он не определяет механизма автономного и независимого от политической ситуации государства  функционирования кооператива. Правительство  определяет те законодательные рамки, в которых могут функционировать кооперативы. Политика правительства в вопросах налогообложения, в экономической и социальных сферах может быть полезной или вредной для кооперативов. Поэтому все кооперативы должны быть очень бдительны в развитии открытых отношений с правительствами своих стран. Их экономические отношения должны строиться на договорных началах. Например, правительство заключает договоры с кооперативами, по которым последние осуществляют поставку товаров или техники в отдаленные районы или предоставляет рабочие места инвалидам и т.п. За это правительство предоставляет кооперативам льготы по налогообложению и пр.

В Российской Федерации  отношения, возникающие при создании и деятельности потребительских  обществ и их союзов, регулируются Гражданским кодексом РФ, Законом РФ «О потребительской кооперации (потребительских обществах, их союзах) в Российской Федерации», другими законами и иными нормативными правовыми актами РФ. В связи с этим субъекты РФ неправомочны принимать законы, регулирующие создание и деятельность организаций потребительской кооперации – потребительских обществ и их союзов. Принимаемые законы и иные нормативно-правовые акты субъектов РФ, касающиеся потребкооперации, не должны противоречить федеральным законам. Широко практикуется заключение соглашений между потребительскими обществами, их союзами и органами исполнительной власти, что закреплено в Законе.

Пятый принцип: образование, подготовка кадров, повышение квалификации, информация.

Этот принцип сформулирован  так: кооперативы дают образование и обучают своих членов избранных представителей, управляющих и работников с тем, чтобы они смогли внести эффективный вклад в развитие своего кооператива. Они информируют общественность, особенно молодежь и общественных лидеров, о том, что представляют собой кооперативы и какую пользу они приносят.

В последние годы благодаря  инициативе Центросоюза РФ значительно  улучшилась информированность пайщиков о состоянии финансово-хозяйственной  деятельности потребительской кооперации, реализации ее социальной миссии. Большую роль в информированности играет газета для пайщиков «Российская кооперация». Много внимания уделяется пропаганде передового опыта, механизму безубыточной деятельности, формам и методам работы с пайщиками.

Хуже ситуация с образованием. В данном случае не имеется в виду система профессионального кооперативного образования: она – лучшая и мире и выстроена как многоуровневая подготовка специалистов в профессиональных школах, училищах, техникумах (колледжах), университетах, включает и послевузовское обучение в аспирантуре, докторантуре, различные формы повышения квалификации. Но в принципе МКА «Образование, повышение квалификации, информация» под образованием понимается обучение своих членов, избранных представителей, менеджеров и работников основам истории и теории кооперации для того, чтобы они осознанно и эффективно содействовали развитию своего кооператива. К сожалению, есть основания говорить о том, что в России такое образование отсутствует или почти отсутствует. Не только пайщики и рядовые работники, но даже многие руководители высокого ранга и специалисты не владеют знаниями о ценностях и принципах международного движения, миссии потребительской кооперации как социально ориентированной системы.

Шестой принцип: сотрудничество между кооперативами.

Этот принцип рекомендует кооперативам более эффективно обслуживать своих членов и укреплять кооперативное движение, работая на местном, национальном, региональном и международном уровнях. Сама жизнь подтверждает тот факт, что согласованная деятельность кооперативных организаций разных видов и уровней существенно содействует успеху их деятельности, обеспечивает более быстрое развитие.

В России в современных  условиях потребкооперация не утратила своих международных связей. ЦС постоянно  выступает за развитие международной кооперативной торговли, за единство действий кооператоров и участников других демократических организаций. Следуя российскому законодательству, и прежде всего Закону РФ «О потребительской кооперации в Российской Федерации», потребительская кооперация развивает как традиционные, так и новые формы внешнеэкономических связей. Этой деятельностью непосредственно занимается Центросоюз России, Коопвнешторг, Коопбанк, Московский региональный союз и отдельные областные, краевые, республиканские союзы.

Кооператоры России поставляют на экспорт преимущественно продукцию заготовок и производства предприятий, организаций потребкооперации, а импортируют товары народного потребления, машины, оборудование, продовольствие.

К современным формам сотрудничества России с другими странами, входящими в МКА, относятся также приграничная торговля, создание совместных предприятий, привлечение иностранных рабочих для возведения крупных кооперативных объектов (перерабатывающих предприятий, холодильников, баз и др.). В рамках МКА российская кооперация сотрудничает с кооперативными организациями более чем ста стран мира, в том числе и с государствами бывшего СССР.

Особое значение в  работе международного кооперативного движения имеет некоммерческая деятельность кооперативов России и его ЦС: участие делегаций Центросоюза на съездах, конференциях, семинарах, в учебных программах, образовательных курсах с целью изучения зарубежного опыта работы в условиях российской экономики; поездки российских кооператоров за рубеж для установления прямых контактов с коллегами из других стран и проведения переговоров о деловом сотрудничестве; участие делегаций ЦС РФ на выставках, ярмарках, встречах, организованных зарубежными кооперативными организациями. И не только кооператоры России выезжали за рубеж, немало делегаций зарубежных кооперативных организаций побывало в Москве и других российских городах.

Седьмой принцип: забота об обществе.

Этот принцип был  впервые принят Конгрессом МКА в 1995 г. Он сформулирован так: уделяя основное внимание нуждам и потребностям членов кооперативных организаций, пайщики обязаны также заботиться и о постоянном развитии кооператива в целом.

Кооперативы называют еще  «бизнес-предприятиями». Это значит, что они работают в условиях рынка  и действуют за счет собственных  издержек обращения, без правительственных субсидий. Поэтому руководство кооперативов ведет хозяйство рентабельно, с максимальной прибылью, а основная часть прибыли идет на расширении материально-технической базы кооперативов. Кооперативы требуют квалифицированного управления, финансовой честности, сознательно стимулирующего труда, способности к творчеству и быстрому реагированию на сложные ситуации, возникающие в условиях свободной конкуренции.

Кооперативы – это  организации, существующие в первую очередь для того, чтобы приносить  пользу своим членам. Но они тесно  связаны с местным населением определенного региона, поэтому  ответственны за экономическое, социальное и культурное развитие данного региона, заботятся о защите окружающей среды. Эти проблемы решаются членами кооперативов на добровольных началах, без каких-либо принуждений.«Была проделана большая и нужная работа, - отмечается в документах Конгресса, - в ее проведении кооператоры, приверженцы разных теоретических концепций и точек зрения постарались проявить взаимопонимание. Разумеется, происходящие в мире изменения, процесс развития человеческого общества, а вместе с ним и кооперативного движения приведет к необходимости пересмотра, уточнения, более четкой формулировки того или иного принципа применительно к новым условиям, новым задачам». Но это уже будет заботой новых поколений кооператоров, а пока, в XXI столетии, кооперативы всех стран, всех форм и видов обязаны будут руководствоваться в своей деятельности принципами, принятыми XXXI Конгрессом МКА.

Кооперативные принципы позволяют реализовывать кооперативные  ценности в ежедневной социально-экономической  деятельности кооперативов, так же они способствуют сохранению особенностей кооперативов, которые отличают их от других субъектов рыночной экономики. Реализация этих принципов обеспечивает социальную направленность деятельности кооперативов.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3. Совершенствование  управления на основе кооперативных  ценностей и принципов.

 

В России укрепилась практика проведения научно – практических конференций, организатором и инициатором которых является Центросоюз РФ.

Проведение российских научно – практических конференций  способствует развитию системы потребительской  кооперации повышению конкурентно способности и эффективности социально экономической деятельности кооперативных организаций, является важной формой взаимодействия науки и практики.

Благодаря реализации рекомендации потребления кооперации России перестраивает  свою деятельность с учетом требований времени, сохранения свою самобытность, приверженность кооперативным принципам и7.

Рассмотрим выше сказанное, на примере Читинской области, где  количество районов составляет – 31, количество населенных пунктов (всего) – 829, из них обслуживаемых потребительской кооперацией – 355, в том числе городских – 52, сельских – 303. Численность населения территории – 1266 тыс. человек. Население, обслуживаемое потребительской кооперацией – 228 тыс. человек. Численность пайщиков – 148 тыс. человек Организационно-правовая структура: потребительские общества – 11, городские потребительские общества – 2, сельские потребительские общества– 22, окружные потребсоюзы – 1.

Потребительская кооперация Забайкалья зародилась в XIX в. Датой  образования потребкооперации считается 2 марта 1831 г., когда кооператив декабристов «Большая артель» начал действовать на уставных принципах. Первое сельское кредитное товарищество создано в 1908 г. в Агинске. В 1913 г. образовано «Забайкальское торгово-промышленное товарищество кооперативов на договорной основе», устав которого был принят 15-16 декабря 1913 г. В 1916 г. товарищество было переименовано в Забайкальский союз.

Забайкальский союз становится членом Центросоюза, с 1920 по 1922 г. –Дальцентросоюза. После ликвидации Дальневосточной республики был разделен на 2 окрпотребсоюза – Читинский и Сретенский с подчинением Хабаровскому крайпотребсоюзу. В 1934 г. в составе Восточно-Сибирского края был учрежден Читинский облпотребсоюз, который затем был ликвидирован и вновь создан только в сентябре 1937 г.

В 2000 г. потребкооперация области располагала 676 розничными торговыми предприятиями, в том  числе 638 магазинами, 29 предприятиями  общественного питания, 5 торговыми  базами, 24 складами-холодильниками на 2080 т, 22 овощекартофелефруктохранилищами на 5790 т, 8 приемно-заготовительными пунктами, 95 производственными цехами. Численность работников составила 2200 человек.

Деятельность Читинского облпотребсоюза основана на кооперативных  принципах. Облпотребсоюз действует  на основании своего Устава, утвержденного собранием участников (протокол от 23.07.92 г.) и зарегистрированным постановлением Главы администрации Центрального района г. Читы от 25.08.92 г9. В соответствии с ним основные принципы деятельности следующие:

1) Добровольность вступления в союз и свобода выхода из него участников, их равноправные отношения. Для приема в Читинский областной союз потребительских обществ нужно предоставить заявление и копию решения о вступлении в облпотребсоюз. Выход осуществляется по письменному уведомлению в правление облпотребсоюза.

Информация о работе Потребительская кооперация