Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Марта 2013 в 11:50, курсовая работа
Целью данной курсовой работы является подробное изучение кооперативных принципов и ценностей.
Для достижения поставленной цели необходимо решить ряд задач:
- изучить виды кооперативов и их общие признаки;
- выявить суть и значение для деятельности кооперации их ценностей и классических принципов;
- рассмотреть взаимосвязь принципов и ценностей между собой и как они реализуются в социально-экономической деятельности потребительской кооперации.
Этот принцип является одним из основных принципов кооперативного движения и за всю историю развития кооперации его содержание практически не подвергалось изменениям.
Один из классиков кооперации, Н.И. Бухарин писал, что "Кооперация должна привлекать крестьянина тем, что она дает ему непосредственные доходы. Если это кооперация кредитная, то он должен получить дешевый кредит; если это кооперация по сбыту, то он должен более выгодно продавать свой продукт и быть от этого в выигрыше. Если он захочет купить что-нибудь, то он должен это сделать через свою кооперацию, он должен получить через кооперацию более добротный и более дешевый товар" .
В советский период развития потребительской кооперации она основывалась на национализированной собственности и экономическое участие членов сводилось к уплате формальных вступительных и паевых взносов. Эта собственность появилась в результате передачи потребительской кооперации государственной собственности, собственности,
национализированной у
дореволюционных кооперативов и
дополненной экономической
Мировой кооперативный опыт и опыт дореволюционных российских кооператоров свидетельствуют о том, что наиболее действенным экономическим механизмом, обеспечивающим социальную и экономическую устойчивость потребительских кооперативов, является экономическая поддержка кооперативов пайщиками, реализуемая через экономическое участие.
Одним из условий реализации
экономической поддержки
Отказ от экономического участия членов в деятельности кооперативов приводит к прекращению существования кооперативов по экономическим причинам, а для потребительских кооперативов означает угрозу их перерождения в производственные.
Особое значение принципа "экономическое участие членов" заключается в том, что он определяет содержание остальных социальных и экономических принципов, так как все они, в конечном итоге, направлены на создание благоприятных условий для успешной экономической деятельности кооператива.
На экономическое участие членов оказывает влияние ряд факторов,
- факторы экономического участия пайщиков дивиденды на заемный капитал.
- факторы экономического
участия пайщиков традиционной
формой экономического участия
пайщиков в потребительских
Экономический интерес пайщиков к деятельности потребительской кооперации обеспечивается преимущественным правом перед другими гражданами, не являющимися членами потребительской кооперации, в
личные мотивы общность
целей пайщиков и кооператива
кооперативные выплаты
Основными формами экономического участия пайщиков в деятельности потребительского общества являются взносы, вклады, покупка товаров в кооперативных магазинах, реализация продукции через кооперативные предприятия, реализация услуг.
Главной формой экономической
поддержки кооператива
Не менее значимой являются такие формы экономического участия как производство и реализация потребительскому обществу сельскохозяйственной продукции и сырья, дикорастущего и лекарственно-технического сырья, поставка продукции индивидуальной трудовой деятельности (швейных и трикотажных изделий, изделий народных промыслов, художественных промыслов, рыболовства, собирательства и охоты).
Многие кооперативные
организации активно используют
возможность привлечения
В тех кооперативных организациях, где осознается роль пайщика в деятельности потребительской кооперации, наблюдаются стабильные положительные финансовые результаты. Так, например, в ряде районов Удмуртского потребсоюза (Кезском, Увинском, Балезинском, Ижевском,
Малопургинском, Якшур-Бодьинском и др.) открыты магазины "Пайщик" и 34 отдела в других магазинах, в которых продаются товары со скидкой 10-15% на сумму паевого взноса пайщика, что позволило добиться ускорения оборачиваемости товаров и увеличения паевого фонда в два раза. При этом размер паевого взноса не ограничивается, а продавцы магазинов непосредственно в торговом зале заполняют "Семейную паевую книжку". Саратовским потребсоюзом в каждом районе, по согласованию с местными властями, открыты магазины социальной защиты.
Кроме льготной продажи товаров пайщикам, важно развивать и другие формы экономической заинтересованности, в частности выплату дивидендов. По причине кризисного состояния потребительской кооперации на протяжении длительного периода дивиденды в системе начислялись условно, и, соответственно, не выплачивались, пайщики их не получали. В настоящее время в отдельных кооперативных организациях поступают по опыту Балезинского и Кизнерского райпо Удмуртского потребсоюза, в которых по решению собраний уполномоченных дивиденды начисляются на сумму внесенного пая и остаются в паевом фонде. Или, как в Шарканском райпо, -полнопайщикам бесплатно выдаются товары на определенную сумму с учетом покупок в магазинах райпо.
В таких районных потребительских обществах, как: Боровичское (Новгородской области); Великолукское (Псковской области); Заокское (Тульской области); Кирилловское (Вологодской области), Становлянское (Липецкой области) и многих других, как правило, ежегодно увеличивается численность пайщиков. Пайщикам предоставляются льготы при их обучении в вузах, техникумах, колледжах. При закупках сельскохозяйственных продуктов, сырья, дикорастущих плодов, ягод, грибов расчеты с пайщиками производятся по мере сдачи в наличной форме. Пайщикам устанавливаются скидки с продажной цены товара, а также практикуется сезонная распродажа по сниженным ценам. Вводятся стимулы за покупку товаров в магазинах своего потребительского общества. Пайщикам-пенсионерам и ветеранам потребительской кооперации предоставляется автотранспорт для хозяйственных агенства недвижимости г. Краснодар нужд, оказывается материальная помощь и медицинские услуги. За счет средств кооперации оформляется подписка на газету "Российская кооперация". Деятельность пайщиков на кооперативных участках поощряется социальными льготами. Во многих потребительских обществах открыты магазины "Пайщик". На кооперативных участках оформляются "Уголки пайщика", где сосредоточена информация, необходимая пайщику: Закон о потребительской кооперации, Устав потребительского общества, нормативные документы, регулирующие деятельность потребительской кооперации, другие необходимые для пайщиков материалы, газета "Российская кооперация". В этих условиях пайщик, имея реальную экономическую заинтересованность, и получая льготы, находит возможность активной помощи потребительскому обществу.
Необходимо отметить, что в последние годы произошло уменьшение экономического участия пайщиков в деятельности потребительских обществ.
Снижение доходов сельского населения, недостаток финансовых ресурсов у кооперативных организаций явились основными причинами слабого экономического участия пайщиков в деятельности потребительской кооперации. Наряду с объективными, существуют и субъективные причины, основная из которых - приток в кооперацию управленческих работников, не знающих сущности потребительской кооперации, ее специфики, особенностей хозяйственной деятельности и методов взаимодействия с пайщиками.
Пайщики современных российских кооперативов не ощущают реальных преимуществ от участия в кооперативе. Более того, подавляющее большинство пайщиков несет убытки от экономического участия в потребительских обществах.
Это вызвано тем, что в настоящее время используется механизм экономических отношений между потребительскими обществами, пайщиками и населением, который был заложен еще в СССР: потребительская кооперация обслуживание все население, не давая при этом никаких экономических преимуществ своим пайщикам.
В качестве основных условий усиления влияния пайщиков на экономическую деятельность потребительского общества мы выделяем следующие:
-реальные кооперативные выплаты;
-экономическое участие пайщиков;
-обеспечение экономических преимуществ пайщиков.
Автором разработана модель структуры доходов пайщиков в зависимости от экономического участия в деятельности потребительского общества:
- паевой взнос;
- заем покупка товаров;
- сдача сельскохозяйственной и другой продукции.
Экономические преимущества пайщиков участие пайщиков бесплатный транспорт для вывоза продукции бесплатные, услуги по доставке товаров по более низким ценам, сезонная распродажа товаров по сниженным ценам, продажа товаров и долги возврат суммы долга без учета инфляции, продажа хлебной продукции и других продуктов населению по себестоимости косвенные доходы (Экономия расходов).
Модель структуры доходов пайщиков и их экономического участия в деятельности потребительского общества структурно-факторная модель направлена на реализацию принципа Международного кооперативного альянса "экономическое участие членов". Факторами, способствующими повышению экономического участия пайщиков, являются прямые денежные доходы и косвенные доходы, полученные пайщиками за счет экономии расходов. Таким образом, в основу реализации принципа "экономического участия пайщиков" положен материальный интерес пайщиков, удовлетворяемый за счет каждого вида экономического участия в деятельности потребительского общества.
В разработанной автором модели предусмотрены разные виды доходов: от прямого денежного участия (паевой взнос, заем); от участия в покупке товаров и услуг; доходы от сдачи потребительскому обществу сельскохозяйственной, дикорастущей и другой продукции и сырья; доходы от производства
изделий художественных, народных промыслов;, доходы от индивидуальной трудовой деятельности.
Соответственно источником доходов для всех вышеперечисленных их видов будет являться прибыль кооператива, получаемая посредством роста товарооборота (розничного, заготовительного).
Формой денежного участия будут выступать средства, получаемые пайщиком от реализации продукции.
5. Развитие кооперативного образования и кадровая политика в системе потребительской кооперации.
В XXI веке условия развития кооперации изменяются по сравнению с концом XIX - началом XX века. Рыночная экономическая система достигла такого уровня развития, при которой значительно возрос уровень жизни населения высоко развитых стран. Расширение количества предоставляемых услуг для удовлетворения потребностей людей всё больше становится привычным для обычных рыночных связей. Повышение уровня жизни населения сопровождается индивидуализацией потребностей и потребления.
Расширение ассортимента предлагаемых товаров, услуг, использование информационных сетей для их реализации, применение агрессивной маркетинговой стратегии крупными фирмами значительно сужает поле деятельности потребительской торговой кооперации, которая основана на массовом спросе или спросе на товары повседневного, массового потребления. Удовлетворение именно этого спроса позволяет им реализовать свои экономические преимущества перед капиталистическими торговыми предприятиями. Индивидуализация потребностей и спроса предъявляет новые требования к потребительской кооперации.
Подтверждением этому является проблема членства в потребительских торговых кооперативах, с которой сталкиваются не только кооперативы экономически развитых стран, но и России. Ведущую роль в борьбе с недобросовестными продавцами во все большей степени играют общественные организации защиты прав потребителей, в меньшей степени связанные с ассортиментом товаров и услуг. В этих условиях кооперативные организации трансформируются в некие конгломеративные формы, торговые или торгово-производственные корпорации, применяющие часто капиталистические методы работы на рынке. Такая кооперация сейчас просто не нужна.