Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Марта 2013 в 11:50, курсовая работа
Целью данной курсовой работы является подробное изучение кооперативных принципов и ценностей.
Для достижения поставленной цели необходимо решить ряд задач:
- изучить виды кооперативов и их общие признаки;
- выявить суть и значение для деятельности кооперации их ценностей и классических принципов;
- рассмотреть взаимосвязь принципов и ценностей между собой и как они реализуются в социально-экономической деятельности потребительской кооперации.
2) Справедливость в
распределении доходов,
3) Демократизм управления,
непосредственное участие
4) Экономическая эффективность деятельности союза и социальная ответственность за ее результаты. Для осуществления хозяйственной и социальной деятельности облпотребсоюз создает, реорганизует и ликвидирует торговые, заготовительные, производственные и другие предприятия, объединения. Он осуществляет и внешнеэкономическую деятельность на основе бартерной и валютной самоокупаемости и самофинансирования.
5) Содействие развитию
кооперативной демократии, коллективное
обсуждение вопросов и
В 1994 г. были внесены изменения и дополнения.
Вот некоторые из них: - для приема участники должны предоставить заявление и решение собрания представителей о вступлении; - также участники могут выдвигать своих представителей для избрания в исполнительные органы; участвовать в управлении делами облпотребсоюза через выборные органы на равноправной основе (каждый участник имеет один голос); - облпотребсоюз сам осуществляет управление собственностью, ведение собственного хозяйства; - выход из облпотребсоюза осуществляется посредством направления письменного уведомления в собрание представителей участников; - облпотребсоюз развивает кооперативную демократию, пропаганду кооперативного движения, обобщает передовой опыт и вырабатывает мероприятия и рекомендации.
Новая редакция Устава Читинского областного союза потребительских обществ (с изменениями и дополнениями, в соответствии с Законом РФ «О потребительской кооперации (потребительских обществах, их союзах) в Российской Федерации») была утверждена Собранием представителей потребительских обществ (протокол от 04.11.97). Причем в Уставе слово «участник» заменено на слово «член» союза.
Основными принципами ведения союзом экономической деятельности являются: - эффективное ведение экономической деятельности; - демократичность управления; - ответственность членов совета союза и членов правления за результаты экономической деятельности; - финансовая и хозяйственная дисциплина; - обязательное информирование советом союза и правлением союза, в том числе через средства массовой информации, членов союза и пайщиков потребительских обществ, входящих в союз – о результатах экономической деятельности. Что касается принципа добровольности, то для вхождения в союз и выхода из него потребительское общество предоставляет совету союза соответствующее заявление, свой устав, свидетельство регистрации, протокол или выписку из протокола общего собрания (уполномоченных) потребительского общества, принявшего решение о вхождении в данный союз или выходе из него. Принцип демократичность звучит так: управление союзом осуществляется на основе демократии, участия представителей потребительских обществ области, их союзов в решении всех вопросов деятельности потребительской кооперации. Органами управления союза являются: общее собрание представителей потребительских обществ области, совет союза. Высшим органом союза является общее собрание представителей обществ Читинской области. Исполнительным органом союза является правление. Причем члены союза имеют право выдвигать своих представителей в органы управления и контроля, получать от органов управления союза, его должностных лиц информацию о деятельности союза, а также знакомиться с финансовыми отчетами, балансами и иной документацией союза. Сами же члены союза обязаны предоставлять бухгалтерскую, статистическую и иную отчетность о своей деятельности и дополнительную информацию, запрашиваемую союзом. Совет союза; осуществляет представительство союза в любых органах; обеспечивает эффективное использование трудовых, материальных и финансовых ресурсов; утверждает бюджет и фонды союза и др. Правление же союза несет ответственность за организационную и хозяйственную деятельность союза, в пределах предоставленных ему полномочий. Сам союз обязан нести ответственность по своим обязательствам в соответствии с законодательством РФ. Что касается эффективного ведения экономической деятельности, то союз обязан разрабатывать основные направления, прогнозы и планы социально- экономического развития потребкооперации области; давать оценку состояния экономики потребительской кооперации области, разрабатывать предложения, направленные на стабилизацию развития ее экономики; внедрять в деятельность организаций потребкооперации наиболее эффективные приемы и методы работы. В соответствии с Законом РФ «О внесении изменений и дополнений в Закон РФ «О потребительской кооперации (потребительских обществах, их союзах) в РФ» внесены изменения и дополнения к Уставу Читинского областного союза потребительских обществ (утверждены собранием уполномоченных пайщиков 07.07.2000 г.). Изложено в следующей редакции: Для вхождения в союз и добровольного выхода из него потребительское общество предоставляет совету союза соответствующее заявление, свой устав, свидетельство о регистрации, протоколы или выписки из протоколов собраний пайщиков кооперативных участков общего собрания уполномоченных потребительского общества, принявших решение о вхождении в данный союз или выходе из него. Общее собрание представителей союза не вправе принимать решение о вхождении и выходе из союза (союзов) без представления указанных документов. Дополнение к тому, что члены союза обязаны предоставлять союзу отчетность и дополнительную информацию: председатель совета и (или) председатель правления потребобществ, входящих в союз, несут персональную ответственность (вплоть до освобождения от занимаемой должности) за своевременность и достоверность предоставления указанной отчетности. А также, союз обязан информировать пайщиков потребительских обществ, являющихся членами союза, о деятельности потребительской кооперации через СМИ, в том числе через газету «Российская кооперация», подписанную каждой организацией потребительской кооперации области. Пропаганда о широком привлечении женщин и молодежи к участию органов управления и контроля союза (принцип равноправия). Пункт об основных принципах ведения союзом экономической деятельности перенесен в раздел – экономические основы деятельности союза. Также были внесены и другие изменения.
На протяжении столетий деятельность кооперативного движения постоянно меняется, но не зыблемым остается одно – вся деятельность кооперативов направлена на человека, на возможность улучшить его жизнь экономически и социально через взаимопомощь, через демократию структуры. На данном примере мы видим, что входе кооперативного движения хозяйственной и общественной деятельности кооперативов выработались определенные организационно-политические, экономические и социально-культурные принципы и ценности этой деятельности.
4. Развитие
социальной базы
Потребительская кооперация России прошла трудный путь, на котором познала подъемы и спады, связанные в первую очередь с отношением к ней властей. В царское время правительство неодобрительно относилось к кооперации и всячески сдерживало ее развитие. Тем не менее, она стремительно росла, причем даже быстрее, чем в Англии, которая считается ее родиной.
В первые годы советской
власти государство широко использовало
потребительскую кооперацию для
снабжения населения
Государство командовало потребкооперацией, как государственной структурой, распоряжалось ее имуществом, как своей собственностью.
В 1935 году по решению Совнаркома СССР и ЦК ВКП (б) деятельность потребительской кооперации была сосредоточена в сельской местности. Все ее имущество в городах безвозмездно было передано госструктурам. Потребкооперация лишилась двух третей своей собственности.
Однако она выстояла, проявила свою жизненность, а накануне радикальных реформ в 1991 году представляла собой мощную, экономически крепкую организацию с развитой материально-технической базой, квалифицированными кадрами, объединяющую более 22 млн. пайщиков.
Но изменение политического строя, всеобщий экономический кризис, охвативший страну, поворот страны к рыночной экономике вызвали огромные потери в потребкооперации, многие кооперативные организации оказались без собственных оборотных средств. Были нарушены налаженные хозяйственные связи. Накапливались огромные долги и убытки, объемы деятельности многократно сократились. Начавшаяся массовая приватизация, господство дикого рынка поставили систему на край гибели. Потребкооперация утратила более половины своей материальной собственности. Существенную роль в деле сохранения потребкооперации сыграло принятие в 1992 году Закона «О потребительской кооперации в Российской Федерации», который при всех его недостатках, определив правовой и социально-экономический статус организаций потребительской кооперации, дал возможность сохранить систему.
В 1997 и 2000 годах вышли еще два закона о потребительской кооперации, направленные на укрепление ее правового положения, демократизацию, повышение роли пайщиков в управлении и контроле, усиление ответственности руководителей.
Всего за годы реформ принято более 30 решений государства по поддержке потребкооперации.
В январе 1994 года, по инициативе Центросоюза вышло всем известное постановление Правительства «Вопросы потребительской
кооперации Российской Федерации», согласно которому кооперативные организации получили право создавать фонд развития потребительской кооперации, привлекать заемные средства обслуживаемого населения, строить свои взаимоотношения с органами власти на основе ежегодно заключаемых соглашений.
Наряду с этим было
рекомендовано органам
Ситуация, сложившаяся к 1998 году в потребительской кооперации, потребовала коренного изменения организации работы кооперативов. Со всей остротой встал вопрос о необходимости новой стратегии – стратегии выживания и поиска новых путей в кооперативной деятельности.
Первый шаг в этом направлении был сделан на 119-м общем Собрании представителей потребительских обществ РФ в 1998 году. Собрание утвердило Программу стабилизации и развития потребительской кооперации на 1998 – 2002 годы, которая предусматривала повышение роли пайщиков, более полное использование имеющихся резервов, обеспечение безубыточной деятельности, возрождение и развитие сферы бытового обслуживания, оптовой торговли. Все эти направления явились основой для разработки Концепции развития потребительской кооперации до 2010 года.
Эффективным рычагом выполнения программы стали научно-практические конференции, первая из них – «Потребительская кооперация – социально ориентированная система» - положила начало новой эры в истории потребительской кооперации. Она дала ответ на вопрос, какой должна быть потребительская кооперация России, чтобы соответствовать требованиям ХХI века, определила кооперативную модель хозяйствования – единство социальной и хозяйственной деятельности.
Конференции стали неотъемлемой частью работы потребкооперации нового тысячелетия, массовым явлением. В 2002 году они охватили 37 регионов, и в них участвовало более 6 тысяч человек.
В 2003 г. Центросоюз Российской Федерации отмечает два юбилея: 105-летие образования Центрального союза потребительских обществ России и 100-летие членства Центросоюза в Международном кооперативном альянсе. Эти этапные события знаменуют собой новый виток в развитии потребительской кооперации в России, ее неразрывную связь с мировым кооперативным движением. 105 лет назад создание Центросоюза – общероссийского кооперативного центра, было вызвано необходимостью защищать интересы российского кооперативного движения, укреплять авторитет и позиции российской кооперации как внутри страны, так и за рубежом.
Сегодня Центросоюз России стал признанным хозяйственным и идейным центром потребительской кооперации, активным членом Международного кооперативного альянса.
Руководство Центросоюза, проявив стойкость и преданность своему делу, профессионализм, новаторство, не только смогло сохранить кооперацию, но и выработало кооперативную идеологию, выдвинув на первое место идею борьбы с бедностью, за социальное благополучие людей. Реализация данного направления позволила потребительской кооперации поднять свой авторитет среди населения и органов власти, повысить эффективность социально-экономической деятельности и позволила занять в экономике России и мировом кооперативном сообществе достойное место, соответствующее ее потенциалу.
Важным шагом в реализации социальной миссии потребительской кооперации стало создание газеты «Российская кооперация». Газета с первого дня была призвана стать проводником кооперативной идеологии, новых мыслей, опыта лучших организаций и новых методов работы. Ее тираж в настоящее время составляет порядка 100 тысяч экземпляров.
Сегодня потребительская кооперация обслуживает более 30 млн. человек, в основном жителей сельских регионов, из них 10 млн. – пайщики. В ее состав входят 3,2 тысячи потребительских обществ, объединенных в 74 республиканских, краевых и областных потребсоюзов.
Для улучшения жизни и быта сельского населения кооперативные организации взяли на себя восстановление в селах и деревнях сферы обслуживания, создали около 20 тыс. предприятий, цехов и пунктов по оказанию бытовых услуг населению, 8 тыс. пунктов по приему и переработке молока; открыто свыше 1000 аптек, аптечных пунктов и киосков, ветеринарных аптек. Сфера бытовых услуг становится самостоятельной отраслью.
Начиная с 1999 года потребительская кооперация России развивается стабильно: растут объемы в отраслях кооперативного хозяйства – торговле, заготовках, производстве, улучшается финансовое состояние кооперативных организаций. Решаются многие социальные проблемы обслуживаемого населения. В организациях и на предприятиях потребительской кооперации за последние годы получили сезонную работу на условиях неполного рабочего дня примерно 140 тысяч человек, создано 80 тысяч новых рабочих мест.
Для активизации и координации работы по решению проблемы занятости населения Центросоюз РФ заключает Соглашения с Министерством труда и социального развития РФ, предусматривающие совместные действия по организации общественных работ в организациях потребкооперации. Аналогичные соглашения заключаются между кооперативными организациями и органами Минтруда по вопросам занятости населения на местах. Как показывает практика, такая совместная работа во многих регионах дает хорошие результаты.