Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Июня 2013 в 12:43, курсовая работа
Актуальность исследования состоит в том, что в современном мире идет активная перестройка всех сфер жизни общества и большой интерес представляет проблематика социальных конфликтов. Нарастание такого интереса обусловлено широким распространением конфликтов в общественной жизни. Конфликты неизбежны в любой социальной структуре, так как они являются необходимым условием общественного развития. Каждый стремится добиться поставленной цели, часто не обращая внимания на других, что порождает соперничество и
напряженность между людьми.
Введение…………………………………………………………………………………………………………..
Глава 1. Особенности поведения людей в конфликтной ситуации……………….
1.1 Конфликты в организациях (типы, источники, профилактика, управление и разрешение конфликтов в организациях)………................
1.2. Управление конфликтами……………………………………………………………………...
Глава 2. Психологические аспекты конфликтов и способы их разрешения…..
2.1 Причины возникновения конфликтов и стили поведения в конфликтах.
2.2. Методы разрешения конфликтов…………………………………………………………..
Заключение………………………………………………………………………………………………………..
Список литературы…………………………………………………………………………………………….
Приложения……………………………………………………………………………………………………….
Введение…………………………………………………………
Глава 1. Особенности поведения людей в конфликтной ситуации……………….
1.1 Конфликты
в организациях (типы, источники, профилактика,
управление и разрешение конфликтов в
организациях)………..............
1.2. Управление
конфликтами…………………………………………………
Глава 2.
Психологические аспекты
2.1 Причины возникновения конфликтов и стили поведения в конфликтах.
2.2.
Методы разрешения конфликтов……………………………………………………
Заключение……………………………………………………
Список литературы…………………………………
Приложения……………………………………………………
Введение.
Актуальность исследования состоит в том, что в современном мире идет активная перестройка всех сфер жизни общества и большой интерес представляет проблематика социальных конфликтов. Нарастание такого интереса обусловлено широким распространением конфликтов в общественной жизни. Конфликты неизбежны в любой социальной структуре, так как они являются необходимым условием общественного развития. Каждый стремится добиться поставленной цели, часто не обращая внимания на других, что порождает соперничество и
напряженность между людьми. Поэтому велик интерес к проблемам возможностей и особенностей человеческой личности. Практически все общественные науки обращаются к этому предмету
исследования; проблема личности стоит в центре и философского,и социологического, и психологического знания.
В отечественной психологии выделяется задача, заключающаяся в исследовании различных свойств личности, которые формируются и проявляются в деятельности человека и оказывают влияние на эффективность этой деятельности. Одним из этих свойств является темперамент – центральное образование психодинамической организации человека, преимущественно врожденного характера. Поэтому свойства темперамента наиболее устойчивы и постоянны по сравнению с другими психическими особенностями человека. Человек всегда находится в обществе, его повсюду окружают другие люди – знакомые и незнакомые: в семье, в учебном заведении, на работе, в магазине и т.д.
Во всех этих случаях человек
коммуникативные особенности, склонность к агрессивному поведению, а также свои собственные идеи, мысли, взгляды.
При общении происходит столкновение этих взглядов, мыслей.
Возникают споры и конфликты. В силу своих особенностей, человек ведет себя определенным образом. Как при общении у кого-то поведение устойчиво и агрессивно, кто-то прямолинеен, гибок, впечатлителен, так и в конфликтной ситуации, то есть, у каждого человека существует так называемый репертуар поведения в конфликтной ситуации.
Так как темперамент является
центральным образованием психодинамичекой
организации человека, которое формируется
и проявляется в деятельности и оказывает
на нее влияние, можно предположить, что
с ним взаимосвязаны некоторые особенности
личности, такие, например, как уровень
агрессивности и коммуникативный контроль,
что в свою очередь оказывает влияние
на выбор стратегии поведения в конфликте.
То есть, человеку с определенным темпераментом
присущи определенные стратегии поведения
в конфликте.
Глава 1. Особенности поведения людей в конфликтной ситуации.
1.1. Конфликты в организациях (типы, источники, профилактика, управление и разрешение конфликтов в организациях)
Организация – это объединение людей для совместной деятельности. Организации отличаются друг от друга по роду деятельности их членов, уровню сплочённости, количественному составу. Первым предпринял попытку классифицировать организации социолог Здравомыслов А.Г. и разделил их на пять видов: экономические; образовательные и медицинские; государственные учреждения и правовые структуры; информационные; общественные объединения различного типа.
Внутренние отношения в организациях зависят от специфики их деятельности.
Конфликт в организации – это открытая форма существования противоречий интересов, возникающих в процессе взаимодействия людей при решении вопросов производственного и личного порядка.
Основные типы конфликтов в организациях: организационные, производственные, трудовые, инновационные.
Организационный конфликт – это столкновение противоположно направленных действий участников конфликта, вызванное расхождением интересов, норм поведения и ценностных ориентаций. Они возникают вследствие несовпадения формальных организационных начал и реального поведения членов коллектива.
Производственные конфликты – это специфическая форма выражения противоречий в производственных отношениях трудового коллектива.
Трудовые конфликты – это столкновение интересов и мнений, оценок между представителями разных групп по поводу трудовых отношений (условий, содержания, организации труда и его оплаты).
Инновационные конфликты – это противоречия между сторонниками и противниками нововведения. Инновации – это целевое изменение, направленное на совершенствование и создание какого-либо нового продукта, технологии, организационной формы управления и др.
Возможная классификация конфликтов в организации показана на приложении №1.
Объективный – конфликт, возникающий в силу обстоятельств вне воли и желания его участников.
Субъективный - когда объектом столкновения становится конкретная материальная или духовная ценность (з/плата, вакансия), обладать которой стремятся конфликтующие стороны (работники организации).
По непосредственным причинам возникновения конфликты бывают:
• организационные – происходящие в пределах определённой организации в связи с изменением внешних обстоятельств или нарушением регламентированного порядка;
• эмоциональные – связанные с личным восприятием происходящего вокруг, с реакцией на поведение других людей и т.п.;
• социально-трудовые – вызываемые несовпадением, конфронтацией частных и общих интересов, несовместимостью целей отдельных лиц и социальных групп.
По формам и степени столкновения конфликты бывают: открытые (спор, ссора), скрытые (исподтишка), стихийные, то есть спонтанно возникшие, преднамеренные или просто спровоцированные. Такие конфликты могут быть либо неизбежными, либо вынужденными, а иногда и ничем неоправданными, то есть лишёнными всякой целесообразности.
По коммуникативной направленности конфликты различают:
• горизонтальные, то есть в которых участвуют люди не находящиеся друг у друга в подчинении;
• вертикальные, когда участники связаны теми или иными видами подчинения;
• смешанные, то есть представляющие отношение подчинения и неподчинения.
По масштабам и продолжительности конфликты различают:
• локальные, когда вовлечена часть персонала предприятия;
• общие, то есть в противоборство втянуты все (или большинство).
Обычно такие конфликты бывают затяжные, так как возникают из-за недостатков в организации (оплата, условия труда и т.п.).
По составу конфликтующих сторон конфликты различают:
• внутриличностный, т.е. внутренняя борьба с самим собой;
• межличностный, т.е. расхождение личных целей сотрудников;
• внутригрупповой – между соперничающими сотрудниками внутри группы или между руководителями групп по вопросу “Кто важней в отделе или на предприятии?”
• межгрупповой – конфликт между совладельцами предприятий.
По способам урегулирования (разрешения) конфликты разделяют на:
Конфликты различают также по функциональной значимости, т.е. по восприятию результатов.
Все организации в своём развитии проходят через серию внутренних конфликтов, т.к. они не могут существовать без внутренней напряжённости и столкновений. И, по мнению Здравомыслова А.Г. в каждой организации можно выделить, по крайней мере, три конфликта:
а) между управляющими и управляемыми;
б) адаптационные, когда новичок не осведомлён о правилах, существующих в данной организации;
в) связанные
с разработкой различных
Предпосылки возникновения конфликта бывают разные:
• невыполнение руководством своих обещаний;
•
стечение неблагоприятных для
• недовольство работников оплатой труда, содержанием и престижностью работы;
• эмоциональные всплески;
• подстрекательство неформальных лидеров и т.д.
При классификации конфликтов мы выяснили, что по непосредственным причинам возникновения конфликты различают: организационные, эмоциональные и социально- трудовые, т.е. три возможных источника конфликта: объективная ситуация, личность и общение.
К организационной причине относят ослабление функциональной взаимозависимости членов организации, которое возникает там, где не учтены задачи и функции сотрудников, где отсутствуют перспективы роста, где недостаточно продуманы оценки труда, где информация, важная для работы, поступает несвоевременно.
Эмоциональные конфликты возникают чаще всего в результате личностного восприятия происходящего в коллективе. Личностные причины конфликтов нередко коренятся в предрасположенности человека к конфликтам, которая имеет либо ситуативные предпосылки, либо характерологические.
Ситуативные предпосылки – психологические состояния человека, в которых он наиболее склонен к конфликтному реагированию (повышенная возбудимость, чувство неуверенности и т.п.).
Характерологические предпосылки – черты характера, которые предрасполагают к столкновению с окружающими, вызывают чувство антипатии, противодействия (нетерпимость к недостаткам других, импульсивность, склонность к агрессии, эгоизм, корыстолюбие и т.п.).
С первого взгляда может показаться, что эмоциональные конфликты не имеют прямой связи с работой, исполнением служебных обязанностей, но это не так. В жизни любые психологические возмущения влияют на персонал, отражаются на деловых взаимоотношениях, ведут к недопониманию, взаимным обидам, стрессам, конфликтам и, в результате снижается эффективность работы предприятия.
Социально-трудовые
конфликты возникают в
Сегодня основными причинами трудовых конфликтов являются:
• задержка выплаты заработной платы;
•
отсутствие индексации заработной платы
в связи с нарастающей
• неудовлетворённость размером оплаты труда;
•
взаимные неплатежи между предприятиями
производителями и
• нарушения, связанные с реализацией трудового законодательства;
• систематические задержки бюджетных ассигнований;
• ухудшение охраны труда и рост производственного травматизма;
• недостатки информатизационной связи между работниками и руководителями отдельных структурных подразделений.
Управление конфликтом – это способность руководителя увидеть конфликтную ситуацию, осмыслить её и осуществить направляющие действия по её разрешению.
Управление конфликтом содержит следующие этапы:
• восприятие конфликта и первичная оценка ситуации;
• исследование конфликта и поиск его причин;
• поиск путей разрешения конфликта;
• осуществление организационных мер.
Профилактика конфликтов – осуществление руководством организации предупредительных мер по предотвращению деструктивного, дисфункционального развития конфликтных столкновений.
К методам профилактики конфликтов в организации относят:
• выдвижение интегрирующих целей между администрацией и персоналом, т.е. проводниками целей, которые ставит аппарат управления перед организацией должны быть руководители подразделений, но в тоже время эти цели должны способствовать целям персонала;
• чёткое определение видов связи в организационной структуре управления, т.е. установление состава звеньев и подчинённости между ними, формирование всех необходимых структурных связей между подразделениями и должностями (организационная структура с чётким распределением обязанностей);
•
баланс прав и ответственности
при выполнении служебных обязанностей,
т.е. контроль над разработкой
•
выполнение правил формирования и функционирования
временных подразделений, т.е. формирование
на основе личностных особенностей участников
(в состав группы обязательно должны
входить люди, выполняющие такие
профессионально-