Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Июня 2013 в 12:43, курсовая работа
Актуальность исследования состоит в том, что в современном мире идет активная перестройка всех сфер жизни общества и большой интерес представляет проблематика социальных конфликтов. Нарастание такого интереса обусловлено широким распространением конфликтов в общественной жизни. Конфликты неизбежны в любой социальной структуре, так как они являются необходимым условием общественного развития. Каждый стремится добиться поставленной цели, часто не обращая внимания на других, что порождает соперничество и
напряженность между людьми.
Введение…………………………………………………………………………………………………………..
Глава 1. Особенности поведения людей в конфликтной ситуации……………….
1.1 Конфликты в организациях (типы, источники, профилактика, управление и разрешение конфликтов в организациях)………................
1.2. Управление конфликтами……………………………………………………………………...
Глава 2. Психологические аспекты конфликтов и способы их разрешения…..
2.1 Причины возникновения конфликтов и стили поведения в конфликтах.
2.2. Методы разрешения конфликтов…………………………………………………………..
Заключение………………………………………………………………………………………………………..
Список литературы…………………………………………………………………………………………….
Приложения……………………………………………………………………………………………………….
- Основной
упор делается на принятие
решений, а не на достижение
целей и соответствие
- Конфликты персонифицированы и приводят к наказанию или осуждению.
- Нет различий
между действиями по
- Стороны
рассматривают проблемы с
«Выигрыш – выигрыш». С человеческой и организационной точек зрения данная стратегия наилучшая. Все силы и творческий потенциал направлены на решение проблемы, а не на победу над другой стороной.
4. Организационный
подход к управлению
Cложность управления предприятием в кризисной ситуации обусловлена следующими факторами. С одной стороны, возникновение новых задач, свойственных только этому режиму развития предприятия. С другой стороны, обострение проблем, приобретение ими иного качества по сравнению со стационарным режимом работы менеджера. Рекомендуемая в специальной литературе модель разрешения данной проблемы состоит в том, чтобы привести конфликтующие стороны к совместному обсуждению проблемы. Для этого руководитель должен выступить в роли нейтрального организатора встречи, который направит дискуссию в русло научного поиска решения проблемы и поспособствует налаживанию диалога. Однако, такие простые способы разрешения конфликтов на практике вызывают большие сложности. Самая большая ошибка, которую может совершить руководитель в кризисной ситуации - это игнорирование конфликтов, возникающих в коллективе. В данной ситуации возможны следующие ошибочные действия: чрезмерно критическая оценка событий, постоянное игнорирование интересов работников, предъявление огромного количества претензий активно поддерживать сотрудничество внутри организации. Но простые схемы разрешения конфликта не всегда эффективны, а часто даже усугубляют его, переводя из категории бурно развивающихся и краткосрочных в вяло текущий, систематически обостряющийся без видимых очертаний периода его полного разрешения. Во многом такое положение обусловливается неправильным представлением руководителя о природе конфликта и использованием несоответствующего инструмента. Известно, что в условиях кризиса многие характеристики конфликта изменяются качественно, что не дает положительных результатов при использовании традиционных подходов к анализу спорных ситуаций. Выход из этого методологического тупика можно найти в подходе к анализу конфликта с позиций теории организации. Основным методологическим моментом в данном подходе является рассмотрение организации как комплекса отношений между организационными единицами. Это с одной стороны. С другой - развитие организации рассматривается как усложнение коммуникаций между организационными единицами, переход к сетевым принципам их организации. Более того, развитие организации, как правило, сопровождается увеличением количества организационных единиц, а также расширением набора функций, реализуемых ими. Диагностика видов конфликтов, выбор подхода к его разрешению с последующим подбором методов вмешательства - это традиционные этапы работы консультанта. Эффективный консультант - это, прежде всего, умение видеть многообразие аспектов конфликта и творческий выбор методов работы. Вместе с тем, опыт разрешения конфликтов указывает на определенную последовательность действий для конструктивного управления им.
В целом схему
вмешательства можно
№3).
Рассмотрим
стратегию эффективного вмешательства,
осуществляемого консультантом. Стратегическое
вмешательство определяется несколькими
постулатами, то есть основными условиями
урегулирования конфликта. Данные постулаты
будем рассматривать как
1. Завоевание
авторитета у сторон. Стороны
должны стремиться к
2.Определение
взаимоотношений сторон. Консультант
должен ясно представлять себе
структуру сторон - участников конфликта.
Неясное лидерство, внутренняя
силовая борьба, острое соперничество
между фракциями и другие
(определенные
проблемы, обиды, жалобы и поводы
для недовольства). Наличие групп,
оказывающих поддержку, и
3. Поддержание
равновесия сторон. Без определенной
симметрии в отношениях между
сторонами консультант не
Собственно
приглашение консультанта может
явиться свидетельством наличия
между сторонами определенного
равновесия и желания сторон разрешить
противоречия. Консультант должен проявлять
активность, прежде всего, при наличии
безвыходных ситуаций, в которых
стороны более или менее
4. Поддержание
«оптимального» уровня
Конфликт, который находится в состоянии очень быстрой эскалации, может оказаться, как показывает практика, вне сферы влияния консультанта.
Подобные затяжные конфликты могут представлять гораздо большую трудность для консультанта, чем внезапно возникшие острые кризисы.
5. Дифференциация
вмешательства по 4 видам конфликта.
Если на предыдущих этапах
рассматривались вопросы
6. Детализация конфликта, конфронтация, синтез. Практика показывает, что эффективной деятельность консультанта бывает лишь в случаях, когда рассмотрение предметов спора и конфронтации сторон происходят поэтапно.
Такой подход
приводит к синтезу мнений, то есть
к выработке определенного
Наилучшие результаты
получаются тогда, когда этот метод
будет поддержан обеими конфликтующими
сторонами. Непосредственной целью
обсуждений является не принятие решений,
а разъяснение перспектив обеих
сторон. Конфронтация перспектив будет
различной в зависимости от того,
какой тип отношений
Конфронтация может закончиться и созданием безвыходной ситуации.
Безвыходные ситуации принуждают стороны к дальнейшей детализации, за которой вновь следует конфронтация. Последовательность структурирования конфликта приведена на приложении №2.
7. Определение
процедур достижения
Глава 2. Психологические аспекты конфликтов и способы их разрешения.
2.1. Причины возникновения конфликтов и стили поведения в конфликтах.
Можно выделить несколько основных причин конфликтов в организациях.
На поведение людей в конфликтах влияет процесс научения. При затяжном конфликте оппоненты обычно хорошо друг друга изучают и начинают уже предпринимать те или иные действия, ориентируясь на особенности характера, типичные эмоциональные реакции, то есть могут достаточно хорошо прогнозировать действие противоположной стороны. Это позволяет им расширить сферу применяемых стилей поведения с «коррекцией» на особенности оппонента. Таким образом, действия оппонентов становиться в известной мере взаимообусловленными, что позволяет оказывать на них влияние.
Иногда потенциальные выгоды от участия в конфликте не стоят затрат. Выступив же в конфликт, как правило, каждая сторона делает все, что бы была принята ее точка зрения, достигнута ее цель и мешает другой стороне делать то же самое. Здесь необходимо управление конфликтом. В зависимости от того, на сколько эффективным оно будет, последствия конфликта станут функциональными или дисфункциональными. Это в свою очередь повлияет на вероятность возникновения последующих конфликтов.
При эффективном управлении
Выделяют следующие
Выделяют 2 основные
стратегии поведения в
Внутри
двух стратегий существует