Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Апреля 2013 в 21:05, лекция
Наше внимание до сих пор было уделено в основном использованию и применению исследований потребителя, но так же важно понять, почему эта область данных стала полноправной и значительной академической дисциплиной.
До середины ХХ в. потребители изучались только теоретически. Интерес к изучению потребителей резко растет после Второй Мировой войны. Естественное развитие экономики в это время подталкивало к изучению индивидуальных психологических особенностей потребителей.
1. Определение поведения
потребителя. Уровни анализа
Наше внимание до сих пор было уделено в основном использованию и применению исследований потребителя, но так же важно понять, почему эта область данных стала полноправной и значительной академической дисциплиной.
До середины ХХ в. потребители
изучались только теоретически.
В 50 хх гг. исследования психологов открыли новое направление в изучении потребителей - мотивационный анализ.
Исследование поведения
В 1969 году была основана Ассоциация Исследователей Потребителей (Association for Consumer Research), которая сейчас объединяет более 1000 членов. Растущее значение этой области исследований отражается в проведении ежегодных конференций под название : “Новое в изучении потребителей”.
Сейчас “Исследования
Главная задача специалистов состоит в том чтобы найти более эффективные стратегии влияния на потребителя и изменения его предпочтений. Поскольку эту же задачу ставит перед собой большинство бизнесменов, то важность исследований потребителей постоянно растет.
Все, что делается маркетологами и бизнесменами для того, чтобы повлиять на поведение потребителя, опирается на 4 принципа:
Поведение потребителя – деятельность, направленная непосредственно на получение, потребление и распоряжение продуктами и услугами, включая процессы принятия решений, которые предшествуют этим действиям и следуют за ними. Знать поведение потребителей особенно необходимо тем, кто по различным причинам желает оказывать влияние и изменять это поведение, включая маркетологов, а так же тех, кто заботиться об образовании и защите прав потребителей.
До Второй Мировой войны многие
предприниматели
2. Принципы, лежащие в основе представления о потребителе.
Итак, существует 4 важных принципа в этой области:
3. Влияние поведения на увеличение эффективности маркетинга.
Один из важнейших выводов из практики маркетинга состоит в том, что надлежащее использование исследований, связанных с изучением потребителей, значительно увеличивает эффективность маркетинговых усилий. Прежде всего это относится к сегментации рынка. Как известно, существуют различные группировки покупателей, которые отличаются друг от друга своими потребностями. Предприимчивый маркетолог превращает в прибыль эти различия, используя стратегию рыночной сегментации, которая каждый сегмент рынка рассматривает как отдельную цель, характеризующуюся особыми требованиями к продукту, цене, распределению и сбыту, продвижению.
Поэтому исходный пункт планирования в маркетинге всегда - потребитель. Кто наиболее перспективные покупатели? Какие меры необходимо принять против конкурентов? Какие нужды и мотивы влияют на процесс принятия решения? Охватывает ли данный сегмент рынка более чем одного члена семьи? Какая информация используется при принятии решения?
Ответы на эти вопросы помогают осуществить успешную сегментацию.
Термин маркетинг-микс означает единую стратегию объединяющую в себе продукт, цену, продвижение, а также распределение и сбыт. Каждый ее элемент требует проведение исследований потребителей. Исследования приобретают особенно важное значение, когда маркетинг выходит за пределы распространения той или иной национальной или культурной группы, и, тем более, на международную арену.
Ключ к успеху всегда состоит
в том, чтобы найти нишу, представляющую
собой неудовлетворенные
Решения в области цен никогда нельзя оставлять на волю случая. Умело проведенное рыночное исследование может тщательно обосновать цены. Компания Disney Channel, например, обнаружила, что более низкая абонентская плата увеличивает как степень их проникновения на рынок, так и помогает увеличивать долю информации откладывающейся в долговременной памяти зрителя. Так же экономисты длительное время предполагали, что существует обратно направленная кривая спроса для определенных продуктов. Если это так, то увеличение цены может увеличить продажи. Если продукт является престижным, то кривая спроса часто принимает такой вид:
Как заметил вице-президент
компании Крайслер Беннет
В 1981 году подразделение Pontiac компании Дженерал Моторс решило сконцентрировать свои усилия на сегменте рынка, всегда приносившем ему удачу - группе людей от 25 до 44 лет, представляющей 55% платежеспособного спроса на автомобили.
Исследования имиджа показали, что Pontiac оценивали просто как обычную американскую машину. Новая индивидуальность спроектированная для их машин, отличалась яркими цветами, сиденьями с жесткой спинкой, обтянутым кожей рулем, алюминиевыми дисками колес и компактной подвеской. Этот модифицированный имидж был обыгран в рекламной кампании под девизом “Мы вызываем возбуждение”, проведенной по каналам MTV и через такие программы как “Субботняя ночная жизнь” и “Поздней ночью с Девидом Леттерсмином”. В результате Pontiac оказался единственным подразделением GM, увеличивая свою долю рынка.
Девиз “Мы вызываем возбуждение” явился не только результатом удачного рекламного мышления. Скорее, он отразил внутреннюю мотивацию и ожидаемые выгоды, выявленные с помощью маркетингового исследования. Результаты говорят сами за себя.
Как и где потребитель предпочитает покупать то, что предлагает ему компания? Это еще один вопрос, ответ на который может быть получен посредством рыночных исследований, минимизируя таким образом риск неудачи решения в области распределения.
Было, например, обнаружено, что большой сегмент женщин предпочитает покупать модельную одежду по почте, а не тратить время в различных магазинах. Фирма “Шпигель”, реализующая товары по каталогу, обнаружила посредством маркетинговых исследований, что существует рыночный сегмент, который придерживается того мнения, что “целесообразно покупать по каталогу, но шик в том, чтобы покупать от Spiegel.” Компания выиграла от использования этого девиза, как при предложении продуктов, так и при их рекламе.
4. Использование результатов исследований потребителей.
Если вы хотите использовать ваши маркетинговые возможности полностью, существует две организационных альтернативы:
-приверженность (готовность) к нововведениям;
-всестороннее рассмотрение рез
Американские и Европейские предприятия были, похоже, ослеплены быстротой, с которой Японские конкуренты неоднократно их обгоняли. Почему это случилось? По сравнению с их Европейскими коллегами, Японские конкуренты добиваются преимуществ следующими путями:
1. Они в большой степени
2. Осуществляют постоянное
3. Как только эти возможности обнаружены, новая модель выводиться на рынок почти мгновенно.
4. Принятие решений децентрализовано настолько, чтобы становилось возможным быстрое реагирование на происходящие изменения без бесконечных консультаций с руководством.
Таким образом ключ их успеха это готовность со стороны руководства быстро адаптироваться к стремительно меняющейся обстановке.
Тема 2. Процесс принятия решения потребителем.
Было сделано множество
Под решением проблемы мы понимаем обдуманные рациональные действия, предпринимаемые с целью удовлетворения нужды или потребности.
Иногда проблема выбора в контексте
покупательского поведения
В других случаях, когда среди покупательских
мотивов будет преобладать
В большинстве же случаев выбор покупателя зависит как от утилитарных, так и от гедонических мотивов. Таким образом, на принятие решения о покупке оказывают влияние все типы мотивов и факторов, влияющих на поведение потребителя.
В широком понимании этого