Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Апреля 2013 в 11:57, курсовая работа
Цель работы:
дать общее понятие принятия решений, разобрать основные положения принятия решений, исследовать понятие «управленческое решение», изучить методы их формирования и оценки. Обобщить методологические нормы, которые должны соблюдать управленцы в компании, чтобы принимать наиболее качественные решения, действовать последовательно и систематизировано, что бы его решения были наиболее эффективными.
Введение
1. Формирование, сущность и роль управленческих решений………………5
1.1 Понятие управленческого решения……………………………….………..6
1.2 Классификация управленческих решений…………………………………7
1.3 Методология принятия решений…………………………………...………8
2. Качество и пути повышения управленческих решений………………..….13
2.1 Понятие качества управленческого решения……………………………..13
2.2 Эффективность управленческих решений и ее оценка………………..….17
2.3 Интеллектуальные системы поддержки принятия решений………….….24
2.4 Стандарты качества в управлении……………………………………….…25
Заключение……………………………………………………………………….31
Литература……………………………………………………………………….32
При выборе критериев для принятия решения менеджер руководствуется системой норм и нормативов, с которыми можно сравнить альтернативное решение.
Нормы, как правило, ограничивают выбор
критериев, так как менеджер не может
изменить трактовку того или иного
закона, что сужает деятельность в
принятии решения. К числу таких
ограничений можно отнести
Процесс
принятия решения требует логического
и упорядоченного подхода, так как
менеджеры принимают решения, которые
сопряжены с определенными
Из всех неопределенностей менеджеру необходимо выбрать решение, которое позволит достичь конечного результата. Эта неопределенность может принимать ряд форм и представлять:
Рис. 1. Процесс принятия решения
2. Качество
и пути повышения
Опыт
успешных предприятий показывает, что
достижение высокой эффективности
невозможно без наведения порядка
в сфере управления предприятием.
Необходим определенный уровень
системы управления, чтобы принятые
решения выполнялись в
Принятие управленческих решений и повышение их качества является важной проблемой.
Она занимает одно из центральных мест в социологии организации. Считая организацию инструментом управления, многие социологи и специалисты по теории управления, начиная с М. Вебера, прямо связывают её деятельность в первую очередь с подготовкой и реализацией управленческих решений. Эффективность управления во многом обусловлена качеством таких решений. Интерес социологов к этой проблеме обусловлен тем, что в решениях фиксируется вся совокупность отношений, возникающих в процессе трудовой деятельности и управления организацией. Через них преломляются цели, интересы, связи и нормы.
2.1 Понятие
качества управленческого
Качество управленческого решения - совокупность свойств, которыми обладает управленческое решение, отвечающих в той или иной мере потребностям успешного разрешения проблемы. Например, своевременность, адресность, конкретность и, в целом, - эффективность .
Под качеством управленческих решений следует понимать степень его соответствия характеру разрешаемых задач функционирования и развития производственных систем, совокупность параметров решения, удовлетворяющих конкретных потребителей и обеспечивающих реальность его реализации. Иначе говоря, в какой степени УР обеспечивает дальнейшие пути развития производственной системы в условиях рыночных отношений.
Факторы,
определяющие качество и эффективность
УР, могут классифицироваться по различным
признакам – как факторы
Управленческие
решения должны опираться на объективные
законы и закономерности общественного
развития. С другой стороны, управленческие
решения существенным образом зависят
от множества субъективных факторов
– логики разработки решений, качества
оценки ситуации, структуризации задач
и проблем, определённого уровня
культуры управления, механизма реализации
решений, исполнительской дисциплины
и т.п. При этом необходимо всегда
помнить, что даже тщательно продуманные
решения могут оказаться
Статистика показывает: до 60% управленческих решений принимаются не путем рационального просчета альтернатив, а под воздействием субъективных факторов.2 Эти данные были бы не столь печальны, если бы относились только к решениям, значимость которых невысока, где риск ошибки измеряется сотнями долларов. Однако исследования говорят об обратном. На верхнем уровне управления, где решения могут затронуть судьбу бизнеса, иррациональные факторы влияют ничуть не меньше, чем на нижних уровнях организации. Излишняя осторожность или склонность к риску, повышенные амбиции или пассивность, стремление сделать карьеру (на выигрышном проекте) или оказаться лучшим - именно такие мотивы могут лежать в основе стратегических решений. Компании стремятся застраховаться от подобных случаев и вводят коллегиальные процедуры обсуждения, а также принятия наиболее важных и рискованных для бизнеса решений ("кредитный комитет", "комитет по ценообразованию", "комитет по новым продуктам" и т.д.). Однако, как свидетельствует социальная психология, субъективизм в этом случае может не только не упасть, а даже возрасти. Чего стоит, например, феномен "поляризации" позиций: "если он за, то я, чтобы быть замеченным, должен быть против".
Полностью избежать субъективных факторов при принятии решений невозможно. Однако существенно повысить их качество можно за счет внедрения специальных процедур и технологий.
К основным параметрам качества управленческих решений относят:
В процессе разработки и принятия
управленческого решения очень
важно создать условия
Выполнение на практике перечисленных условий обеспечения качества управленческих решений очень трудоемко и дорогостояще. Поэтому выполнение полного их объема целесообразно только для рациональных управленческих решений по дорогостоящим объектам (проектам).
Одним из важных факторов, влияющих на качество управленческих решений, является число ярусов в организации, увеличение которых ведёт к искажению информации при подготовке решения, искажению распоряжений, идущих от субъекта управления, увеличивает неповоротливость организации. Этот же фактор способствует запаздыванию информации, которую получает субъект решения. Это и обуславливает постоянное стремление сократить число ярусов управления (уровней) организации.
2.2 Эффективность управленческих решений и ее оценка
В экономической
науке под эффективностью понимают
соотношение между результатами
финансово-хозяйственной
Эффективность
определяется на основании соответствующих
показателей финансово-
Выбор конкретных методов, процедур и математического аппарата для оценки эффективности определяется сложностью и характером объекта оценки. Так, оценка эффективности простых объектов, например, размещения денежных средств на депозитном счете, определяется соотношением суммы, полученной в виде процентов по вкладу, и суммы вклада.
При оценке
эффективности сложных объектов
их условно дифференцируют на более
простые составляющие. На основании,
рассчитанных частных оценок эффективности
отдельных элементов объекта, получают
возможность выработки
Особый
интерес вызывает применение экспертных
методов оценки эффективности. Они
могут применяться как при
наличии определенной статистической
базы производственно-хозяйственной
деятельности фирмы, так и на вновь
создаваемом предприятии. В первом
случае задача экспертов сводится к
определению значимости частных
оценок эффективности, во втором –
к выработке согласованного мнения
о возможной эффективности
В качестве критериев эффективности могут быть использованы такие показатели, как прирост прибыли, объемов производства и реализации продукции, изменение сроков окупаемости капиталовложений, повышение оборачиваемости оборотных средств, прирост экономической рентабельности, сокращение затрат на содержание управленческого аппарата и т.п.
К числу
показателей эффективности
Практика
финансово-хозяйственной
Информация о работе Повышение качества принятия управленческих решений