Повышение конкурентных преимуществ фирмы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Декабря 2013 в 17:41, курсовая работа

Описание работы

Цель данной курсовой работы заключается в проведении теоретических и практических исследований и изучении конкурентных преимуществ организации.
Курсовая работа предусматривает решение следующих важнейших задач:
- теоретические изучение сущности конкурентных преимуществ;
-проанализировать конкурентные преимущества на ОАО «Молоко Бурятии»;
-выявить влияние политики качества на конкурентные преимущества;
-разработать мероприятия по повышению конкурентоспособности.

Содержание работы

Введение
Глава 1. Теоретические основы конкурентных преимуществ предприятия……………………………………………………………………….5
Понятие и сущность конкурентных преимуществ…………….…….5
Классификация конкурентных преимуществ предприятия………8
Формирование конкурентных преимуществ предприятия……...14

Глава 2. Анализ конкурентоспособности ОАО «Молоко Бурятии».
2.1. Краткая характеристика деятельности предприятия……………....18
2.2. Анализ рынка и конкурентной среды ОАО «Молоко Бурятии».....21
2.3 Политика качества ОАО «Молоко Бурятии» как конкурентное преимущество………………………………………………………………...….23

Глава 3. Пути совершенствования конкурентоспособности предприятия ОАО «Молоко Бурятии».
3.1. Снижение затрат на производство и реализацию продукции……..26
3.2. Снижение себестоимости продукции…………………………...…..28
3.3. Рекомендации по повышению конкурентоспособности…………. 31
Заключение
Список литературы

Файлы: 1 файл

курсовая менеджмент.docx

— 83.14 Кб (Скачать файл)

Федеральное государственное  бюджетное образовательное учреждение

высшего профессионального  образования

«Восточно-Сибирский Государственный  университет технологий и управления»

Институт экономики и  права

Кафедра: «Менеджмент, маркетинг  и коммерция»

 

 

 

 

 

 

Курсовой работа.

По дисциплине: «Менеджмент и маркетинг»

На тему: Повышение конкурентных преимуществ фирмы.

На примере ОАО «Молоко  Бурятии»

 

 

 

Выполнил: ст-т 229г

Цыретарова Ц-Д

Проверил: Гомбоева Ж.Д.  

 

 

Улан-Удэ 2013

Содержание.

Введение

Глава 1. Теоретические основы конкурентных преимуществ предприятия……………………………………………………………………….5

    1. Понятие и сущность конкурентных преимуществ…………….…….5

    1. Классификация конкурентных преимуществ предприятия………8
    1. Формирование конкурентных преимуществ предприятия……...14

 

Глава 2. Анализ конкурентоспособности  ОАО «Молоко Бурятии».

2.1. Краткая характеристика  деятельности предприятия……………....18

2.2. Анализ рынка и конкурентной среды ОАО «Молоко Бурятии».....21

2.3 Политика качества ОАО «Молоко Бурятии» как конкурентное преимущество………………………………………………………………...….23

 

Глава 3. Пути совершенствования конкурентоспособности предприятия ОАО «Молоко Бурятии».

3.1. Снижение затрат на  производство и реализацию продукции……..26

3.2. Снижение себестоимости  продукции…………………………...…..28

3.3. Рекомендации по повышению  конкурентоспособности…………. 31

Заключение

Список  литературы

 

 

 

 

Введение

В современной, быстро меняющейся, обстановке перехода к рынку управлению предприятия необходимо постоянно  проводить анализ деятельности фирмы  для принятия управленческих решений. Актуальность данной темы заключается в том, что концепция стратегического менеджмента предполагает не просто удовлетворение нужд потребителей, а удовлетворение лучшее в сравнении с конкурентами. Для этого фирма должна обладать конкурентными преимуществами. Изучение конкурентных преимуществ имеет большое значение для управления предприятием, так как развитие организации неизбежно связано конкуренцией и противостоянием на рынке другим производителям и поставщикам аналогичной продукции. Конкурентные преимущества должны обеспечивать уникальность торговой марки и удовлетворять специфические потребности клиента. Следовательно, тема моей курсовой работы является актуальной и важной. Так как завоевание и сохранение конкурентных преимуществ являются, как известно, ключевой функцией управления предприятием. Особенно важно добиться преимуществ на насыщенных рынках, где спрос удовлетворяется многими поставщиками.

Цель данной курсовой работы заключается в проведении теоретических и практических исследований и изучении конкурентных преимуществ организации.

Курсовая работа предусматривает  решение следующих важнейших задач:

- теоретические изучение  сущности конкурентных преимуществ;

-проанализировать конкурентные преимущества на ОАО «Молоко Бурятии»;

-выявить влияние политики качества на конкурентные преимущества;

-разработать мероприятия по повышению конкурентоспособности.

В курсовой работе объектом исследования является ОАО «Молоко Бурятии». Предметом курсовой работы выступает анализ конкурентных преимуществ ОАО «Молоко Бурятии».

В первой главе представлены основные понятия и сущность конкурентных преимуществ предприятия. Рассмотрена классификация и формирование конкурентных преимуществ предприятия.

Во второй главе представлена краткая характеристика деятельности ОАО «Молоко Бурятии». Представлен анализ рынка и конкурентной среды ОАО «Молоко Бурятии» и проанализирована политика качества ОАО «Молоко Бурятии» как конкурентное преимущество.

В третьей главе Представлены пути совершенствования конкурентоспособности  продукции ОАО «Молоко Бурятии». Разработаны пути снижения затрат на производство и реализацию продукции, а так же снижение себестоимости продукции и выдвинуты рекомендации по повышению конкурентоспособности ни  ОАО «Молоко Бурятии».

 

 

 

Глава 1. Теоретические основы конкурентных преимуществ предприятия

    1. Понятие и сущность конкурентных преимуществ

 

Приступая к исследованию конкурентных преимуществ на предприятии, первоочередным шагом является определение  главных понятий, используемых в  данном параграфе – понятиям конкуренция  и конкурентное преимущество.

Конкурентное преимущество (КП) — это положение фирмы  на рынке, позволяющее ей преодолевать силы конкуренции и привлекать покупателей. КП создаются уникальными осязаемыми и неосязаемыми активами, которыми владеет предприятие, теми стратегически  важными для данного бизнеса  сферами деятельности, которые позволяют  побеждать в конкурентной борьбе. Основой конкурентных преимуществ, таким образом, являются уникальные активы предприятия либо особая компетентность в сферах деятельности, важных для  данного бизнеса. Конкурентные преимущества, как правило, реализуются на уровне стратегических единиц бизнеса и  составляют основу деловой (конкурентной) стратегии предприятия.

В историческом аспекте теория конкурентных преимуществ пришла на смену теории сравнительных преимуществ. Сравнительные преимущества, лежащие в основе конкурентоспособности страны или фирмы, определяются наличием и использованием находящихся в изобилии факторов производства, таких, как трудовые и сырьевые ресурсы, капитал, инфраструктура и т. д. Но по мере развития технологических инноваций и глобализации бизнеса изменяется структура международной конкуренции и на смену сравнительным преимуществам приходит новая парадигма — конкурентные преимущества.

Конкурентные преимущества могут иметь разнообразные формы  в зависимости от специфики отрасли, товара и рынка. При определении  КП важно ориентироваться на запросы  потребителей и убедиться в том, что эти преимущества воспринимаются ими как таковые. Иначе может  оказаться, например, что предприятие  считает себя известным на местном  рынке и не тратит средств на рекламу, а потребители не имеют информации об этом предприятии. Такая ситуация характерна для многих российских предприятий.

“Конкуренция (от лат. “concure” - бежать к цели) - есть соперничество между людьми в достижении цели. Цель конкурентов на рынке - чтобы покупатель купил их товар. Основное орудие конкуренции - формирование спроса и стимулирование сбыта.1

Так как типичной ошибкой  при анализе данной проблемы становится смешение понятий конкурентоспособности  и конкурентного преимущества, поэтому  уточним эти понятия.

“Конкурентоспособность  товара - интегральная сравнительная характеристика товара, комплексная оценка его параметров (потребительских, экономических, организационно-коммерческих) относительно требований рынка или параметров схожих товаров. Реальная конкурентоспособность товара определяется только при сравнении его значимых для потребителей параметров с характеристиками и условиями продажи аналогичных товаров-конкурентов.2

“Конкурентоспособность - это  свойство объекта, характеризующееся  степенью реального или потенциального удовлетворения им конкретной потребности  по сравнению с аналогичными объектами, представленными на данном рынке. Конкурентоспособность определяет способность выдерживать конкуренцию по сравнению с аналогичными объектами на данном рынке.3

Конкурентоспособность компании - способность противостоять на рынке другим производителям и поставщикам аналогичной продукции как по степени удовлетворения своими товарами или услугами конкретной потребности покупателей, так и по эффективности бизнеса. Она чаще всего оценивается специалистами компании, а конкурентные преимущества оцениваются потребителями, сравнивающими предложения компании и ее конкурентов. В этом смысле понятие конкурентного преимущества также относительно. Конкурентные преимущества позволяют добиться большей приверженности потребителей, соответственно они во многом определяют стратегию конкуренции компании, т.е. то, как она конкурирует.

Источники конкурентных преимуществ  многообразны, однако чаще всего они  основаны:

-на операционной эффективности, т.е. выполнении схожих видов деятельности лучше, чем это делают конкуренты (качество обслуживания или качество продукции, часы работы и местоположение, скорость обслуживания, преимущество в издержках и т.д.);

-стратегическом позиционировании, т.е. осуществлении от личных от конкурентов видов деятельности или выполнение схожей деятельности, но другими путями. Стратегическое позиционирование основано на преимуществе, недостижимом для конкурентов (ключевое конкурентное преимущество). Это может быть уникальность товара или услуги, имидж торговой марки, технологическое лидерство, уникальная комбинация видов деятельности и т.д.

Итак, предложение компании должно быть значимым для потребителей, чтобы его можно было классифицировать как конкурентное преимущество. Однако степень значимости бывает разной.

1.2 Классификация конкурентных преимуществ предприятия

 

Конкурентные преимущества имеют различные формы в зависимости  от специфики отрасли, товара, рынка. Их можно классифицировать в соответствии с определенными критериям. Наиболее важный критерий классификации – базовое условие, определяющее характер источника конкурентного преимущества. К данной группе относятся 9 основных видов конкурентных преимуществ.

Конкурентные преимущества, основанные на экономических факторах, определяются:

  1. лучшим общеэкономическим состоянием рынков, на которых функционирует предприятие, выражающемся в высокой среднеотраслевой прибыли, набольших сроках окупаемости капиталовложений, благоприятной динамике цен, высоком уровне располагаемого дохода на душу населения, отсутствии неплатежей, инфляционных процессов и пр.;
  2. объективными факторами, стимулирующими спрос: большая и растущая емкость рынка, невысокая чувствительность потребителей к изменению цен, слабая цикличность и сезонность спроса, отсутствие товаров-заменителей ;
  3. эффектом масштаба производства, который проявляется в том, что предприятия, имеющие большие объемы производства, могут рассчитывать на существенно более низкие удельные затраты, чем предприятия с единичным, мелко- и среднесерийным типам производства, что позволяет им успешно конкурировать по цене предложения.
  4. эффектом масштаба деятельности, который проявляется в возможности удовлетворять самые разнообразные запросы потребителя, устанавливая при этом высокие цены на продукт за счет его комплексного характера;
  5. эффектом опыта обучения, который выражается в большей эффективности труда вследствие специализации по видам и методам работы, технологических инноваций в производственных процессах, оптимальной загрузки оборудования, более полного использования ресурсов, внедрения новых концепций товаров. Согласно расчетам, издержки на единицу продукции под действием данных факторов уменьшаются на 20 % при каждом удвоении объема выпускаемой продукции;
  6. экономическим потенциалом предприятия, который в значительной степени определяет возможность компании обеспечить свою стратегическую гибкость, и которая, в свою очередь, зависит от многих факторов, в том числе от способности фирмы изыскивать и эффективно использовать источники финансирования.

Мощным источником усиления конкурентных позиций компании является использование взаимосвязей между  ее различными подразделениями и  стратегическими зонами хозяйствования. Явление, когда доходы от совместного  использования ресурсов превышают  сумму доходов от раздельного  использования тех же ресурсов, называют эффектом синергии. Это означает, что  в определенных условиях две стратегические зоны хозяйствования, действующие совместно, добьются больше результатов, чем они  же, функционирующие отдельно.

Источником синергизма может быть:

  • использование одних и тех же производственных мощностей, общей технологической базы, общих запасов сырья;
  • координация усилий в таких видах деятельности, как закупка оборудования, внедрение новых технологий, управление персоналом;
  • централизация управления отдельными видами деятельности на различных уровнях (например, использование результатов деятельности отдела исследований и разработок различными СХЗ).

Фирма, оптимизирующая эффект синергии, уделяющая большое внимание подбору товаров и рынков, обладает значительной гибкостью в выборе конкурентной позиции. Она может  завоевать большую долю рынка  благодаря низким ценам, может позволить  себе затратить больше средств на исследования и разработки, чем конкуренты, имеет возможность максимизировать  отдачу от инвестиций и тем самым  привлечь инвесторов.

При определении синергии для конкретной компании необходимо учитывать условия внешней среды, управленческий опыт руководства компании, уровень развития коммуникаций между  различными подразделениями фирмы, имеющийся опыт по использованию  синергического эффекта.

Также к конкурентным преимуществам  структурного характера относятся  возможности быстрого проникновения  в незанятые сегменты рынка.

Конкурентные преимущества нормативно-правового характера  основаны на законотворческих и административных мерах, а также на стимулирующей  политике правительства в области  объемов инвестиций, кредитных, налоговых  и таможенных ставках в определенной товарной сфере.

Такие конкурентные преимущества существуют в силу законов, постановлений, привилегий и других решений органов  власти и управления. К ним относятся:

  • льготы, предоставленные региону или отдельным предприятиям органами власти;
  • возможности беспрепятственного ввоза-вывоза товаров за пределы административно-территориального образования (области, края);
  • исключительные права на интеллектуальную собственность, обеспечивающие монопольные позиции в течение определенного периода.

Информация о работе Повышение конкурентных преимуществ фирмы