Повышение конкурентных преимуществ фирмы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Декабря 2013 в 17:41, курсовая работа

Описание работы

Цель данной курсовой работы заключается в проведении теоретических и практических исследований и изучении конкурентных преимуществ организации.
Курсовая работа предусматривает решение следующих важнейших задач:
- теоретические изучение сущности конкурентных преимуществ;
-проанализировать конкурентные преимущества на ОАО «Молоко Бурятии»;
-выявить влияние политики качества на конкурентные преимущества;
-разработать мероприятия по повышению конкурентоспособности.

Содержание работы

Введение
Глава 1. Теоретические основы конкурентных преимуществ предприятия……………………………………………………………………….5
Понятие и сущность конкурентных преимуществ…………….…….5
Классификация конкурентных преимуществ предприятия………8
Формирование конкурентных преимуществ предприятия……...14

Глава 2. Анализ конкурентоспособности ОАО «Молоко Бурятии».
2.1. Краткая характеристика деятельности предприятия……………....18
2.2. Анализ рынка и конкурентной среды ОАО «Молоко Бурятии».....21
2.3 Политика качества ОАО «Молоко Бурятии» как конкурентное преимущество………………………………………………………………...….23

Глава 3. Пути совершенствования конкурентоспособности предприятия ОАО «Молоко Бурятии».
3.1. Снижение затрат на производство и реализацию продукции……..26
3.2. Снижение себестоимости продукции…………………………...…..28
3.3. Рекомендации по повышению конкурентоспособности…………. 31
Заключение
Список литературы

Файлы: 1 файл

курсовая менеджмент.docx

— 83.14 Кб (Скачать файл)

Преимущества нормативно-правового  характера отличаются от других тем, что могут быть относительно быстро устранены отменой соответствующих  законодательных актов.

Кроме того, конкурентные преимущества, вызванные административными мерами, могут быть связаны с наличием ограничений деятельности производителей, которые на всем удается преодолеть. К ним относят ограничения  со стороны органов государственной  и муниципальной власти в выдаче патентов и лицензий, квотирование, усложненный порядок регистрации  предприятий, препятствия в отведении  земельных участков, предоставлении производственных и служебных помещений  и т.д.

Конкурентные преимущества, связанные с развитием инфраструктуры рынка возникают в результате разной степени:

  • развития необходимых средств коммуникации (транспорта, связи). В условиях России инфраструктурные барьеры в транспортной системе имеют особое значение, т.к. их наличие ведет к локализации единого товарного рынка и усилению неравномерности экономического развития отдельных регионов;
  • организованность и открытость рынков труда, капитала, инвестиционных товаров и технологий;
  • развития дистрибъютерской сети, в том числе розничной, оптовой, фьючерсной торговли, служб по оказанию консалтинговых, информационных, лизинговых и других услуг;
  • развития межфирменной кооперации.

Технологические конкурентные преимущества определяются высоким  уровнем прикладной науки и техники  в отрасли, специальными техническими характеристиками машин и оборудования, технологическими особенностями сырья и материалов, используемых в производстве товаров, техническими параметрами продукции.

Конкурентные преимущества, связанные с уровнем информационного  обеспечения, определяются хорошей  информированностью, базируются на наличии  обширного банка данных о продавцах, покупателях, рекламной деятельности, информации об инфрастуктуре рынка. Отсутствие, недостаточность и недостоверность информации становится серьезным препятствием для ведения конкурентной борьбы.

Конкретные преимущества, основанные на географических факторах, связаны с возможностью экономического преодоления географических границ рынков(локальных, региональных, национальных, мировых), а также выгодным географическим расположением предприятия. Кроме того, географическим барьером входа на рынок потенциальных конкурентов является затрудненность перемещения товаров между территориями вследствие недоступности транспортных средств для перевозок товара, значительных дополнительных издержек на пересечение границ рынка, потеря уровня качества и потребительских свойств товара в процессе его транспортировки.

Конкурентные преимущества, основанные на демографических факторах, формируются в результате демографических  изменений в целевом сегменте рынка. К числу факторов, оказывающих  влияние на объем и структуру  спроса на предлагаемую продукцию, относятся  изменение численности целевой  группы населения, его половозрастного  состава, миграция населения, а также  изменения уровня образования и  профессионального уровня.

И, наконец, конкурентные преимущества, достигаемые в результате действий, нарушающих нормы права, включают:

1)недобросовестную конкуренцию;

согласно статье 85 Закона « О конкуренции» ЕС фактами недобросовестной конкуренции считаются все соглашения между предприятиями, которые:

  • прямо или косвенно фиксируют цены продаж или покупок или любые другие торговые условия;
  • ограничивают или контролируют производство, рынки, техническое развитие или инвестиции;
  • делят рынки или источники снабжения;
  • применяют разные условия к одинаковым сделкам с другими сторонами, помещая их тем самым в невыгодное положение;
  • ставят вопрос о заключении контрактов в зависимость от принятия другими сторонами дополнительных обязательств, не имеющих отношения к предмету этих контрактов;

2) недобросовестное выполнение  представителями федеральных и  местных органов власти своих  обязанностей, бюрократизм, неоправданную  волокиту с рассмотрением дел,  взяточничество, коррупцию. Существуют  также неформальные отношения  между соответствующими органами  государственной власти и крупными  хозяйствующими субъектами, действующими  на данном товарном рынке, что  позволяет лоббировать свои интересы  и добиваться решений, направленных  против конкурентов;

3) криминальные действия: рэкет, контрабандный ввоз-вывоз  товаров, контроль рынков криминальными  структурами.

Кроме источников конкурентного  преимущества, другим критерием классификации  конкурентных преимуществ является инициатор, определяющий возникновение  конкурентных преимуществ (факторы  и субъекты). Этими факторами и  субъектами являются: конъюнктура рынка, которая может без участия  предприятия выдвинуть его на передовые рубежи в конкурентной борьбе; государственная политика в области регулирования конкуренции и такие ее направления, как внешнеторговая, налоговая, кредитно-денежная политика, инвестиционная политика, контроль над заработной платой и ценами, защита прав собственников, деятельность конкурентов и непосредственно предприятия, технологические новации, организация производства и управления, маркетинговые стратегии, интеграция участников рынка, создание профессиональных, отраслевых и торговых ассоциаций и объединений.4

Конкурентные преимущества могут иметь разный уровень иерархии и относиться к товару, предприятию, отрасли, экономике в целом, основываться на ценовых и неценовых факторах, быть долгосрочными, среднесрочными и  краткосрочными, устойчивыми и нестабильными, уникальными и имитируемыми.

    1. Формирование конкурентных преимуществ предприятия

Формирование конкурентных преимуществ предприятия происходят за счет выбора правильной деловой стратегии, основой которой, непосредственно, являются эти самые преимущества.

Под деловой стратегией (бизнес-стратегией) понимается стратегия развития бизнес-единицы или стратегия деятельности предприятия на определенном товарном рынке. Данная стратегия фокусирует внимание на улучшении конкурентной позиции товаров или услуг определенной бизнес-единицы. Совокупность бизнес-стратегий предприятия составляет основу его портфельной (корпоративной) стратегии. Конкурентные преимущества позволяют предприятию иметь рентабельность выше средней для фирм данной отрасли или данного рыночного сегмента (что обеспечивается более высокой эффективностью использования ресурсов) и завоевывать прочные позиции на рынке. Считается, что преимущества предприятия обеспечиваются путем предоставления потребителям благ, имеющих для них большую ценность: за счет реализации продукции по более низким ценам (а может, и, наоборот, по более высоким — для престижной продукции), предложения товаров более высокого качества или с набором услуг.

Существует множество  направлений достижения конкурентных преимуществ, или деловых стратегий, но наиболее общими являются:

• лидерство в издержках (себестоимости продукции);

• дифференциация продукции;

• фокусирование (концентрация);

• ранний выход на рынок (стратегия первопроходца).

Абсолютное лидерство  в издержках – вариант стратегии, при котором «более низкие по сравнению с конкурентами затраты становятся лейтмотивом всей стратегии». В этом случае компания достигает своей главной цели – абсолютного отраслевого лидерства в издержках - благодаря применению комплекса специальных экономических мер.

Позиция лидера в издержках обеспечивает компании защиту от воздействия всех пяти выделенных М.Портером конкурентных сил:

1) от конкурентов, так  как низкие издержки позволяют  компании получать прибыль даже  тогда, когда соперники терпят  убытки;

2) от покупателей, так  как они способны снизить цены  только до уровня менее успешных  конкурентов; 

3) от поставщиков, так  как низкие издержки позволяют  фирме быть более гибкой при  изменении стоимости вводимых  ресурсов;

4) от угрозы появления  новых конкурентов, так как  позиция низких издержек создает  высокие барьеры на вход в  отрасль;

5) от субститутов, так  как такая позиция создает  более благоприятные, чем у  соперников условия для конкурирования  с субститутами.

В основе следующего базового варианта, выделенного М. Портером, – стратегии дифференциации - лежит идея создания уникального т.е. дифференцированного продукта. Дифференциация может осуществляться по различным критериям, например: по престижу дизайна или брэнда, по используемой технологи производства, по функциональным возможностям, по качеству обслуживания потребителей, по развитой дилерской сети и т.п. Наиболее эффективным вариантом М.Портер считает дифференциацию сразу по нескольким критериям.

Результатом успешного внедрения  стратегии дифференциации является, по мнению М. Портера, формирование высокого уровня лояльности потребителей, который  становится основным конкурентным преимуществом  компании и позволяет ей достичь  прибыли выше среднеотраслевого  уровня.

Автор считает, что перечисленные  выше меры по реализации первых двух базовых  стратегий могут быть успешно  использованы в зависимости от поставленных целей и при осуществлении  стратегии фокусирования. Она защищает компанию от воздействия конкурентных сил в той же мере и таким  же образом, как и использование  остальных вариантов базовых  стратегий.

Стратегия первопроходца, или раннего выхода на рынок, означает, что фирма первая предлагает на рынок оригинальный товар или услугу. Данная стратегия может обеспечить устойчивое конкурентное преимущество, получение монопольной, сверхвысокой прибыли и достижение быстрого роста фирмы.

Основными особенностями  конкурентного преимущества, связанного со стратегией первопроходца, являются следующие:

• данное конкурентное преимущество основано на использовании новшеств — продуктовых, технологических, организационных;

• оно связано со значительным риском, но обеспечивает в случае успеха более высокую прибыль, возможно — сверхприбыль за счет установления монопольных цен;

• его проще завоевать, чем сохранить;

• при использовании новшеств сложно осуществлять планирование, так  как в этом случае невозможно воспользоваться  прошлым опытом, экстраполировать в  будущее установленные в прошлом  тенденции.онкурентный преимущество стратегия

Инновационные фирмы должны иметь высококвалифицированный  персонал, достаточные финансовые ресурсы  для создания и выведения новинок  на рынок. Такая стратегия присуща  либо крупным фирмам, либо, наоборот, небольшим венчурным предприятиям. Следует отметить, что преимущество раннего выхода на рынок может  быть связано не только с новой  продукцией или технологией, но и  с методами сбыта, маркетинга.

Методы маркетинговых  исследований используются для оценки идеи новинки, затем при создании опытных образцов продукции проводится тестирование рынка, а развертыванию  коммерческого производства новой  продукции предшествует пробный  маркетинг, т. е. методы маркетинга трижды используются в процессе создания и  выведения на рынок новой продукции. Это позволяет уменьшить коммерческий риск новинки и подготовить рынок  к ее появлению.

 

 

Глава 2. Анализ конкурентоспособности предприятия ОАО «Молоко Бурятии»

2.1. Характеристика деятельности предприятия

Строительство молочного  завода в городе Улан-Удэ было начато в 1949 году. В феврале 1955 года завод был сдан в эксплуатацию. Первоначальная мощность завода составляла 10 тонн молока в сутки. В основном выпускалось молоко питьевое во флягах.

В 1959 году была проведена  первая реконструкция, было установлено 2 линии по розливу молока в стеклянные бутылки производительностью 3 тысячи бутылок в час, флягомоечная машина и машина по розливу молока во флягах. Вплоть до 1976 года производились ряд реконструкций, что позволило наращивать объемы переработки молока и увеличить ассортимент фасованной продукции.

На сегодняшний день это  единственный завод по выпуску молочных продуктов в городе Улан-Удэ. Производственная мощность составляет 20 тонн молока в  сутки. Численность рабочего персонала  составляет 287 человек. Реализацией  готовой продукции занимается отдел  сбыта ОАО «Молоко Бурятии», имеет  свои торговые точки, через которые  реализуется 10% продукции. Остальная  продукция закупается магазинами, частными предпринимателями. Отдел сбыта  формирует объемы производства, так  чтобы они соответствовали заявкам  потребителей.

Молоко, считается основным сырьем, доставляется на завод специализированным автомобильным транспортом. Поставщиками сырья являются как государственные, так и частные сектора.

Основные производственные цеха подразделяются на цельномолочные и творожный цеха. Цельномолочное производство составляет большую часть основного ассортимента продукции. Цельномолочный цех производит питьевое пастеризованное молоко и стерилизованное молоко, кисломолочные напитки, сливки, сметану, йогурт и масло. Цельномолочный цех располагается в торцевой части основного корпуса. Здесь находится: приемное отделение, первичная лаборатория, аппаратный цех, маслоцех, цех розлива, заквасочное отделение и цех по производству кисломолочной продукции.

Информация о работе Повышение конкурентных преимуществ фирмы