Повышение конкурентоспособности предприятия на примере ОАО «АК «Рубин»

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Января 2014 в 15:20, дипломная работа

Описание работы

Целью данной работы является анализ современного состояния и разработка мероприятий, направленных на повышение конкурентоспособности данного предприятия. Задачи работы определяются ее целью и среди них следует отметить: - теоретические основы конкуренции и конкурентоспособности; - анализ конкурентных преимуществ;
- анализ финансового состояния предприятия; - анализ персонала предприятия; - пути повышения конкурентоспособности предприятия; - разработка конкурентной стратегии.

Содержание работы

Введение ……………………………………………………………………….4
Глава 1. Теоретические основы конкуренции и конкурентоспособности
1.1. Понятие конкурентных преимуществ и конкурентоспособности ………..7
1.2. Составляющие конкурентоспособности ……………………………………10
1.3. Характеристика предприятия ОАО «АК «Рубин» ………………………..…14
1.4. Цели, миссия организации …………………………………………………..24
1.5. Правовые основы деятельности предприятий и обзор источников литературы ……………………………………………………………………………………….26
Глава 2. Анализ конкурентных преимуществ
2.1. Анализ внешней и внутренней среды предприятия ……………………….31
2.2. Анализ конкурентоспособности предприятия ……………………………..36
2.2.1. Оценка конкурентоспособности предприятия …………………………37
2.2.2. Оценка конкурентоспособности продукции …………………………...38
2.3. Метод SWOT – анализ ……………………………………………………….47
2.4. Финансовый анализ предприятия ОАО «АК «Рубин»..……..………………48
2.4.1. Анализ объема производства …………………………………………….49
2.4.2. Анализ показателей динамики, движения, использования основных фондов ……………………………………………………………………………..50
2.4.3. Анализ состава и структуры себестоимости продукции ………………54
2.4.4. Анализ финансового состояния предприятия ………………………….57
2.5. Анализ персонала предприятия ……………………………………………..67
2.5.1. Анализ обеспеченности трудовыми ресурсами ………………………..68
2.5.2. Анализ персонала по возрасту …………………………………………..69
2.5.3. Анализ персонала по стажу работы ……………………………………..71
2.5.4. Уровень квалификации персонала ………………………………………72
2.5.5. Оценка конкурентоспособности персонала …………………………….75



Глава 3. Стратегическое развитие предприятия
3.1. Пути повышения конкурентоспособности предприятия ………………….78
3.2. Разработка конкурентной стратегии ………………………………………..79
3.3. Этапы реализации стратегических мероприятий …………………………..87
3.4. БЖД …………………………………………………………………………...94
Заключение ………………………………………………………………………...101
Список литературы ………………………………………………………………..103
Приложение ………………………………………………………………………..106

Файлы: 1 файл

Диплом менеджмент.doc

— 1.63 Мб (Скачать файл)

- понимание нужд потребителя  и тенденций их развития;

- знание поведения  и возможностей конкурентов;

- знание состояния  и тенденций развития рынка;

- знание окружающей  среды и ее тенденций;

- умение создать такой  товар и так довести его до потребителя, чтобы потребитель предпочел его товару конкурента.

 

1.2. Составляющие  конкурентоспособности

 

 

    Конкурентоспособность предприятия определяется следующими факторами:

- качество продукции  и услуг; 

- наличие эффективной  стратегии маркетинга и сбыта;

- уровень квалификации  персонала и менеджмента; 

- технологический уровень  производства;

- налоговая среда,  в которой действует предприятие; 

- доступность источников  финансирования.

    Чтобы определить  первоочередные меры по реформированию промышленности, следует определить причины потери конкурентоспособности российскими предприятиями.

    Конкурентоспособность товара, прежде всего, определяется его качеством. Качество - критерий оценки товара, объединяющий комплекс требований к нему. Понятие «качество» рассматривается как совокупность свойств, обуславливающих пригодность изделия (продукции) удовлетворять определенные потребности в соответствии с его назначением в определенных условиях эксплуатации. Качество является первоочередным фактором при определении цены. В зависимости от уровня качества изготовитель устанавливает стоимость товара (8, 146).

    Конкурентоспособность  любого товара определяется совокупностью только тех его свойств, которые представляют интерес для покупателя и обеспечивают удовлетворение данной потребности. Прочие параметры, выходящие за указанные рамки, при оценке учитываться не должны.

    Для оценки  конкурентоспособности вводится  понятие интегрального показателя качества, под которым понимается отношение суммарного полезного эффекта от эксплуатации (потребления) продукции к суммарным затратам на ее создание и эксплуатацию (потребление). Однако параметры продукции, отражающие ее эффект для изготовителя, часто не представляют интереса для потребителя.

    Высокое качество - это самое надежное средство выхода на рынок. С точки зрения маркетинга, качество включает показатели своевременного обновления продукции, выпуска ее в ассортименте, в наиболее полной степени удовлетворяющем запросы, вкусы и требования потребителей. От купленного изделия люди должны получать максимальное удовлетворение, притом не только в соответствии со своими ожиданиями, но и сверх того, ибо многие потребители просто не знают о дополнительной пользе товара, которая часто и определяет окончательное покупательское решение (13, 72).

    Традиционно  низкое качество российских товаров  есть не следствие национальной  неспособности россиян создавать  и производить качественную продукцию.  Нет никаких серьезных причин, чтобы не усовершенствовать или не создать принципиально новый продукт, отвечающий требованиям рынка. Если же уровень развития инженерно-конструкторской службы предприятия не позволяет создать конкурентоспособный продукт собственными силами, то ничто не мешает обратиться к другим, лидирующим на рынке, предприятиям с предложением о приобретении лицензии. Одной из наиболее часто называемых причин неспособности российских предприятий производить качественную и конкурентоспособную продукцию является устаревшее технологическое оборудование (6, 254).

    Конкурентоспособность  определяется совокупностью свойств  продукции, входящих в состав  ее качества и важных для  потребителя, определяющих затраты  потребителя по приобретению, потреблению  и утилизации продукции. Общая  схема оценки конкурентоспособности представлена на рис.1.1.    

В России существует огромный невостребованный инновационный потенциал, который может служить источником идей и новых продуктов для  промышленности. Авторы разработок пытаются найти возможность организовать производство и сбыт оригинальной и конкурентоспособной продукции, базирующейся на новейших изобретениях. Шансы изобретателя привлечь капитал только под идею нового продукта значительно ниже, чем возможности промышленного предприятия, планирующего освоить производство нового продукта, располагающего опытом, производственными мощностями и квалифицированным персоналом (13, 63).

    Способность  производить продукцию высокого  качества и с низкими затратами  определяется уровнем развития  технологии на предприятии. Большинство российских предприятий используют только 15 - 35%, имеющихся в распоряжении производственных мощностей. Для таких предприятий приобретение нового технологического оборудования, несмотря на высокий моральный и материальный износ основных фондов, далеко не всегда является первоочередной задачей. В первую очередь необходимо обеспечить эффективное использование тех активов, которыми предприятие располагает сегодня.

 


 

Рис.1.1 Схема обеспечения  конкурентоспособности   

    Повышение  продуктивности посредством сокращения затрат и увеличения объема продаж в большинстве случаев обеспечивает восстановление платежеспособности предприятия без дополнительных капитальных вложений. Проблема приведения активов предприятия в соответствии с поставленными целями и задачами обычно решается посредством реструктурирования предприятия.

    Это не означает, что проблема технологического  перевооружения предприятий не  является важной. Ряд видов качественной  продукции просто не может  быть произведен без применения  новейших технологий. Более того, некоторые требуемые современные технологии имеются в наличии только за рубежом. Не многие предприятия в состоянии приобрести технологическое оборудование из собственных средств и поэтому нуждаются в дополнительных источниках долгосрочного финансирования. Существенное влияние на процессы технологического перевооружения может оказать развитие лизинга. С одной стороны, лизинг является наиболее приемлемым способом долгосрочного финансирования предприятия, с другой - создает платежеспособный спрос на продукцию российских производителей оборудования (11, 259).

    В области  повышения качества у ОАО «Авиационная корпорация «Рубин» сделано немало. Необходимость в скорейшем оснащении российских самолётов современными конкурентоспособными углеродными фрикционными материалами потребовали более тесного объединения усилий конструкторов тормозов, разработчиков и производителей фрикционных материалов. Результатом кооперации усилий специалистов являются разработка и начало серийного производства нового углерод-углеродного материала Термар-АДФ-ОС (высокие эксплуатационные качества, экономичная технология изготовления, стойкость материала к окислению). Одновременно внесены ряд важных изменений в конструкцию углеродных тормозных дисков, позволяющих повысить их надёжность при эксплуатации. В частности, усовершенствованы конструкция и технология изготовления стальных накладок, что дало возможность повысить прочность последних, а также уменьшить механические нагрузки на диски. Разработаны новые эффективные антиокислительные покрытия: основное А-290 и холоднотвердеющее, позволяющее ремонтировать диски в полевых условиях, БТ-290. Их применение даёт возможность значительно увеличить ресурс дисков.

 

1.3. Характеристика  предприятия

Юридический адрес  завода: 143900, Российская Федерация, Центральный федеральный округ, Московская область, г. Балашиха, Западная Промзона, ш. Энтузиастов, дом 5. ОАО «АК «Рубин» находится в промышленной зоне города Балашихи. 
    Открытое Акционерное Общество «Авиационная корпорация «Рубин» – бывший завод № 279 Министерства авиационной промышленности СССР. Приказом № 113с от 15 марта 1946 г. Народного комиссара авиационной промышленности М. В. Хруничева, в целях обеспечения колесами и тормозами реактивных и скоростных самолётов, а также самолётов с большим посадочным весом, на базе ОКБ завода № 219 создаётся опытный завод по авиаколёсам с присвоением ему номера 279. Главным конструктором и директором завода был назначен Флёров Пётр Васильевич. Согласно этому приказу, заводу был передан инженерный корпус, механический и литейный цеха опытного производства, испытательная станция, часть производственного корпуса завода № 219 и ряд других бытовых помещений. Общая территория составила примерно 15 га.

    Несколько  позже, для решения вопросов, связанных с обеспечением самолётостроения посадочными устройствами и гидравлическими агрегатами, приказом созданного Министерства авиационной промышленности за № 251 с от 26 апреля 1946 г., подписанным зам. министра А. С. Яковлевым, завод № 279 Министерства авиационной промышленности реорганизован в опытный завод посадочных устройств и гидропневматического оборудования самолётов. Главным конструктором и директором завода этим же приказом был назначен доктор технических наук, профессор Башта Трифон Максимович.

   Становление (годы 1946-1960)

     В этот период завод приобрел все необходимое станочное и испытательное оборудование для изготовления всей номенклатуры тематических изделий. Было сформировано мощное конструкторское бюро, сформированы все необходимые инженерные службы и, самое главное, завод стал располагать квалифицированными кадрами станочников, конструкторов, технологов, испытателей и другими квалифицированными специалистами. В это же время завод установил тесные связи с рядом ведущих отраслевых институтов, в том числе с ЦАГИ, ЛИИ, ВИАМом, ЦИАМом, ВИЛСом, НИИРПом, НИИСУ, НИИШПом, ВНИППом и с Институтом Машиноведения Академии Наук СССР.

    К концу 50-х годов на заводе по тематике взлетно-посадочных устройств были отработаны:

  • типовые конструкции колес, тормозов и их отдельные элементы;
  • основные гидро-пневмоагрегаты тормозных систем;
  • одно- и двухсигнальные инерционные датчики систем антиюзовой автоматики;
  • типовые схемы гидравлических и пневматических тормозных систем;
  • типовые схемы систем антиюзовой автоматики;
  • типовые расчеты колес, тормозов и их элементов на прочность, усталость и тепловое воздействие;
  • методики проведения испытаний тормозных систем и систем антиюзовой автоматики;
  • методики проведения испытаний фрикционных пар для тормозов на модельных образцах и оригинальное испытательное оборудование;
  • типовые расчеты гидравлических и пневматических агрегатов тормозных систем;
  • техническая документация на аэродромную тормозную установку АТУ-2.

       Все перечисленные выше мероприятия за период 1946...1960 г.г. дали возможность заводу отработать и поставить Генеральным заказчикам комплектующие изделия (колеса, тормоза, гидронасосы, гидроагрегаты и пр. изделия) более чем на 50 объектов авиационной техники.

   Расцвет (годы 1960-1975)

  Период с 1960 по 1975 г.г. действительно был расцветом всего завода, его коллектива, его творческой инициативы и энергии. Это был расцвет авиационной промышленности, когда были созданы и создавались такие первоклассные самолеты для ВВС и МГА, как:

  • истребители и истребители-перехватчики МиГ-23, МиГ-25, МиГ-29, МиГ-31, Су-15, Су-17, Су-27, Ту-28, штурмовики Су-24 и Су-25, стратегический бомбардировщик Ту-22МЗ;
  • морской противолодочный самолет-амфибия Бе-12;
  • пассажирские самолеты Ту-124, Ту-134, Ил-62, Як-40, Ту-154, Ил-62М, Ил-86, сверхзвуковой пассажирский лайнер Ту-144;
  • военно-транспортные самолеты Ан-22, Ил-76;
  • многоцелевые транспортные самолеты Ан-26, Ан-72;
  • вертолеты ОКБ М.Л. Миля Ми-2, Ми-4, Ми-10; ОКБ Н.И. Камова Ка-15, Ка-25 и другие.

   Разумеется, что для всех этих самолетов был отработан целый ряд новых изделий: тормозных и нетормозных колес, гидравлических агрегатов, насосов и моторов, которые успешно пройдя необходимый объем стендовых испытаний, получили право на поставку для эксплуатации и для внедрения в серийное производство.

   Если учесть, что это далеко не полный перечень авиационной техники, которая разрабатывалась в этот период, то можно представить, какая колоссальная работа была проделана заводом.

   В этот период были окончательно сформированы тематические направления завода, основные принципы проектирования, расчета, конструирования, технологической подготовки, изготовления и испытания новых изделий.

    В этот период Агрегатный завод №279 получил открытое наименование – Агрегатный завод "Рубин".

    Триумф (годы 1976-1991)

    Период 1976-1991 г.г. можно по праву называть триумфом завода и всей авиационной промышленности Советского Союза. В это время, наряду с внедрением в серийное производство и в эксплуатацию на линиях МГА таких самолетов, как широкофюзеляжный трансконтинентальный авиалайнер Ил-86, среднемагистральный пассажирский самолет Як-42, многоцелевые транспортные Ан-3, Ан-32, Ан-72, учебные и спортивно-тренировочные Як-18Т и Як-52, были приняты на вооружение ВВС страны самолеты-истребители МиГ-29, Су-27, истребитель-перехватчик МиГ-31, истребитель-бомбардировщик МиГ-29М, бомбардировщик Су-24, штурмовик Су-25, противолодочные вертолеты Ка-27ПЛ, Ка-28 и целый ряд различных модификаций перечисленных выше самолетов.

     Все комплектующие изделия для этих самолетов были спроектированы, изготовлены и полностью отработаны на соответствие заданным требованиям. Многие из комплектующих изделий в момент внедрения самолетов в эксплуатацию уже были переданы в серийное производство.

Информация о работе Повышение конкурентоспособности предприятия на примере ОАО «АК «Рубин»