Повышение конкурентоспособности предприятия на примере ОАО «АК «Рубин»

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Января 2014 в 15:20, дипломная работа

Описание работы

Целью данной работы является анализ современного состояния и разработка мероприятий, направленных на повышение конкурентоспособности данного предприятия. Задачи работы определяются ее целью и среди них следует отметить: - теоретические основы конкуренции и конкурентоспособности; - анализ конкурентных преимуществ;
- анализ финансового состояния предприятия; - анализ персонала предприятия; - пути повышения конкурентоспособности предприятия; - разработка конкурентной стратегии.

Содержание работы

Введение ……………………………………………………………………….4
Глава 1. Теоретические основы конкуренции и конкурентоспособности
1.1. Понятие конкурентных преимуществ и конкурентоспособности ………..7
1.2. Составляющие конкурентоспособности ……………………………………10
1.3. Характеристика предприятия ОАО «АК «Рубин» ………………………..…14
1.4. Цели, миссия организации …………………………………………………..24
1.5. Правовые основы деятельности предприятий и обзор источников литературы ……………………………………………………………………………………….26
Глава 2. Анализ конкурентных преимуществ
2.1. Анализ внешней и внутренней среды предприятия ……………………….31
2.2. Анализ конкурентоспособности предприятия ……………………………..36
2.2.1. Оценка конкурентоспособности предприятия …………………………37
2.2.2. Оценка конкурентоспособности продукции …………………………...38
2.3. Метод SWOT – анализ ……………………………………………………….47
2.4. Финансовый анализ предприятия ОАО «АК «Рубин»..……..………………48
2.4.1. Анализ объема производства …………………………………………….49
2.4.2. Анализ показателей динамики, движения, использования основных фондов ……………………………………………………………………………..50
2.4.3. Анализ состава и структуры себестоимости продукции ………………54
2.4.4. Анализ финансового состояния предприятия ………………………….57
2.5. Анализ персонала предприятия ……………………………………………..67
2.5.1. Анализ обеспеченности трудовыми ресурсами ………………………..68
2.5.2. Анализ персонала по возрасту …………………………………………..69
2.5.3. Анализ персонала по стажу работы ……………………………………..71
2.5.4. Уровень квалификации персонала ………………………………………72
2.5.5. Оценка конкурентоспособности персонала …………………………….75



Глава 3. Стратегическое развитие предприятия
3.1. Пути повышения конкурентоспособности предприятия ………………….78
3.2. Разработка конкурентной стратегии ………………………………………..79
3.3. Этапы реализации стратегических мероприятий …………………………..87
3.4. БЖД …………………………………………………………………………...94
Заключение ………………………………………………………………………...101
Список литературы ………………………………………………………………..103
Приложение ………………………………………………………………………..106

Файлы: 1 файл

Диплом менеджмент.doc

— 1.63 Мб (Скачать файл)

   В этот период:

  • совместно с НИИГрафитом и МЭЗом были созданы углеродные фрикционные материалы "Термар-ТД", "Термар СТД" давшие возможность создать высоконагруженные тормоза для самолетов Ту-160, Ту-204, Ан-124 и ряда других;
  • были созданы новые электродистанционные системы торможения и электронные системы антиюзовой автоматики и их агрегаты для Бурана и самолетов Ил-96-300, Ил-114, Ту-160, Ту-204, Ан-124, обеспечивающие достаточную эффективность торможения даже в сложных метеоусловиях;
  • для самолетов истребителей типа Су-27 были созданы тормозные системы высокой эффективности с применением автоматов прямого действия и двухсигнальной системой антиюзовой автоматики;
  • были созданы привода-генераторы второго и третьего поколения ГП22, ГП23, ГП25, П26 мощностью 120, 60, 60, 90 кВА;
  • были созданы поршневые насосы НП112, НП109, НП123, НП128 производительностью до 280 л/мин на рабочее давление 280 кгс/см2 для гидросистем самолетов Ту-160, Ан-124, Ту-204, Ил-96-300, Су-35 и других;
  • были отработаны на полунатурных стендах гидравлические и тормозные системы всех указанных выше самолетов, а также космического аппарата "Буран";
  • совместно с ВИАМом и Усть-Каменогорским металлургическим заводом была отработана технология получения бериллиевых заготовок для тормозных дисков "Бурана", а совместно с НИАТом и ВИАМом — технология их механической обработки;
  • научно-исследовательскими отделами НИО-170 и НИО-280 был проведен ряд исследовательских работ по гидрожидкостям (включая зарубежные аналоги), уплотнениям, фрикционным и антифрикционным материалам, по напряженному состоянию отдельных элементов конструкции насосов, приводов, авиационных колес и тормозов;
  • научно-исследовательские лаборатории гидроагрегатов и колес были оснащены новым оборудованием для испытания гидроприводов, насосов, рулевых машин, агрегатов, колес и тормозов;
  • в научно-исследовательской лаборатории по испытаниям колес введен в строй новый инерционный стан №5;
  • автоматизирован процесс испытаний тормозных систем в масштабе реального времени;
  • построены новый инженерный, лабораторный корпус и инерционный стенд СИБ-500, дающий возможность автоматически обеспечивать в реальном масштабе времени цикл: руление — взлет — посадка с торможением — руление.

    Трудные времена (годы 1992-2006) 
    Возрождение

  События конца восьмидесятых – начала девяностых годов вызвали коллапс авиационной промышленности. Под предлогом неконкурентоспособности отечественных самолетов "Аэрофлот - международные авиалинии" отказался от приобретения самолетов Ил-86, Ил-96-300, Ту-154М и других. Вновь созданные карликовые авиакомпании не нашли средств для приобретения новых самолетов типа Ту-204 и Ил-114. Практически прекратилось производство самолетов Ил-86 и Ил-96-300 на Воронежском авиазаводе, самолетов Ту-154М и Як-42 в Самаре, самолетов Ан-124 в Ульяновске. С огромным трудом Ульяновский авиазавод внедрял в серийное производство самолет Ту-204. Из-за практически отсутствия средств задерживалась отработка самолета Ту-214 АНТК им. А.П. Туполева.

    Надо отдать должное всему коллективу, благодаря которому, несмотря на чрезвычайно сложную экономическую обстановку, отсутствие иногда средств даже для выплаты зарплаты, "Рубин" работал. Работал по поставкам тех образцов техники, которые были необходимы еще ряду самолетных заводов для выполнения ими старых заказов. Изготавливались и поставлялись гидроприводы ГП22 и тормозные колеса КТ191; рулевые машины РМ9Т; тормозные колеса КТ196 и гидроприводы ГП26; тормозные колеса КТ204 и КТ205, гидропривод ГП25, гидронасос НП123 и целый ряд других агрегатов.

   29.12.1992г. агрегатный завод "Рубин" становится Открытым Акционерным Обществом — Авиационной Корпорацией "Рубин".

   Следует отметить, что в этот период правительство поощряло развитие межгосударственных экономических связей, справедливо считая, что это может принести определенную пользу обеим сторонам. Именно поэтому начались переговоры с южнокорейской фирмой "Daewoo", Американской корпорацией AlliedSignal Inc. (отделением ALS), французской фирмой SEP и рядом фирм Китая.

    В настоящее время "Рубин" обладает уникальным испытательным оборудованием для отработки колес, тормозов, гидроприводов, насосов, всех типов гидроагрегатов гидравлических и тормозных систем. В 1994 году заводская лаборатория по испытанию взлетно-посадочных устройств (колес, тормозов и тормозных систем) и лаборатория по испытанию гидроагрегатов и гидравлических систем были аккредитованы Госстандартом РФ как международный испытательный центр авиационно-космических гидравлических систем и взлетно-посадочных устройств. В феврале 2005 года комиссия Авиарегистра МАК в плановом аудите подтвердила соответствие производства «Рубина» требованиям «Авиационных правил АП21». Внедрение международных стандартов на систему качества и «Авиационных правил АП21» улучшило организацию производства, повысило эффективность системы качества и качество выпускаемой продукции, наличие сертификатов, как на изделия, так и на само производство повысило доверие к «Рубину» со стороны потребителей.

    Свое шестидесятилетие Авиационная Корпорация "Рубин" встречает в весьма сложных условиях перехода в рыночную экономику. Отсутствие финансирования многих предприятий авиационной промышленности со стороны государства, негативно сказалось на их деятельности. Не секрет, что многие ОКБ и заводы в сложный период конца девяностых годов практически прекратили свое существование. К счастью "Рубин" выстоял. Он выстоял благодаря уникальности своей тематики, которую не дублировал ни один завод в РФ или в странах СНГ.

   Таким образом, ОАО «АК «Рубин», в числе первых в России получил самостоятельность в контрактах с рядом авторитетных экономических и финансовых институтов для развития собственного производства, науки и социальной сферы предприятия, реальной возможности крупного инвестирования, продвижения своего товара на внешней рынок и преодоления кризисной ситуации. Завод в процессе производства применяет современные прогрессивные технологии и оснащен оборудованием ведущих европейских фирм. Так за 2002-2004 гг. Выполнен комплекс работ по организации поточно-механизированной линии обработки барабанов и боковин колёсё Внедрение в состав линии самого высокопроизводительного оборудования фирмы «Хермле» (ФРГ), двух станков с ПУ фирмы «САВЕ» (Италия), двух токарных станков с ПУ и двух радиально-сверлильных станков фирмы «КОСОВИТ» (Чехия) – позволило увеличить производительность труда при проведении фрезерно-сверлильно- расточных работ в 8-10 раз. Несмотря на высокую технологичность предприятия подобного рода, большинство используемых процессов требует высокой культуры производства и точности.

    Поэтому в технологические процессы заложен поэтапный многоступенчатый контроль качества: в конце производственного цикла проходят 100% испытания, что гарантирует их надежность в эксплуатации.

    Продукция ОАО «АК «Рубин» реализуется как на внешнем рынке, так и на внутреннем рынке.

 В настоящее  время на ОАО «АК «Рубин»:

Продукция:

    Взлетно-посадочные устройства

    • авиационные колеса из алюминиевых и титановых сплавов
    • авиационные тормоза с применением углеродных, металлокерамических и пластмассовых тормозных дисков
    • испытательные стенды для тормозных систем
    • испытательные установки для тормозных материалов
    • передовые технологии тормозных устройств
    • агрегаты тормозных систем

    Гидравлические авиационные системы

    • привода-генераторы стабилизированной частоты
    • насосы гидравлические
    • насосные станции
    • гидромоторы
    • гидравлические распределители с электромагнитным управлением
    • агрегаты гидравлических систем

    Тормозные диски

    • углеродные
    • биметаллические
    • металлокерамические

  Технологии

   Основными технологическими направлениями, применяемыми и разрабатываемыми на производстве, являются:

  • Механическая обработка
  • Обработка давлением
  • Электроэрозионная обработка
  • Литейное производство
  • Термическая обработка
  • Химико-термическая обработка
  • Гальваническое производство
  • Неразрушающие виды контроля
  • Технологические процессы снятия нагара и эмали, ремонта деталей и узлов

Услуги:

  • Авторский надзор

Авиационная корпорация "Рубин" осуществляет авторский  надзор за изделиями и агрегатами собственной разработки.

  • Продление ресурса

"Рубин" имеет  возможность осуществлять исследовательские работы с целью продления ресурса агрегатов и взлетно-посадочных устройств собственной разработки.

  • Ремонт

Корпорация осуществляет ремонт широкой номенклатуры изделий и агрегатов.

 

    Завод занимает  территорию площадью 15 гектаров,  во всех цехах основного и вспомогательного производства задействовано 1914 единиц оборудования, в том числе 148 – импортного. Среднесписочная численность персонала – более 3200 человек.

    ОАО «АК «Рубин» есть был и будет единственным предприятием в РФ и странах СНГ, тематикой которого является создание и производство изделий взлётно-посадочных устройств, гидроагрегатов, гидравлических и тормозных систем летательных аппаратов всех типов.

      1.4. Цели, миссия организации

   Постановка целей является важнейшим исходным моментом процесса

управления. Организация – это  сложная многоцелевая система, тесно  связанная с окружающим миром  и оказывающая на него всестороннее воздействие. Управление такой системой требует определения: всей совокупности целей и задач, которые она должна решать в своей повседневной деятельности; ассортимента продукции и услуг, какие она будет производить, и рынков, которые будет обслуживать; необходимых ресурсов для реализации запланированных целей и способов их достижения.

    Целевая функция начинается с установления миссии организации, выражающей философию и смысл ее существования. В теории менеджмента миссию рассматривают как очень важное заявление руководства, отражающее общественно значимые намерения организации, а также дающее представление о сфере деятельности, ключевых целях и принципах работы, о рынках, находящихся в фокусе интересов организации.

    Определение миссии помогает  компаниям добиться успеха, если  ее положения заинтересовывают  другие организации, поставщиков,  потребителей, вызывают доверие и мотивируют их поступки по отношению к данной организации. Кроме того, она должна быть жизненно важной для сотрудников и мобилизовать людей на действия по достижению поставленных целей, объединять их. Очень важно, чтобы основные положения миссии соответствовали ценностям и концепции общественного развития.

    Целями ОАО «АК «Рубин» являются:

- сохранение позиций  предприятия в разработке и производстве гидравлических систем летательных аппаратов, гидравлических насосов и моторов, насосных станций, агрегатов управления и регулирования потоков жидкости, приводов-генераторов постоянной скорости, а также тормозных систем летательных аппаратов;

- поставка комплектующих изделий для серийных заводов в Комсомольске-на-Амуре, Иркутске, Новосибирске, Казани, Ульяновске;

- поставка ряда комплектующих изделий для самолётов Ту-204, Ту-214, Ил-96-300 и др., находящихся в эксплуатации;

- поставка рулевой машины РМ9Т для ракет типа «Протон»;

- расширять связи с зарубежными фирмами в целях ознакомления, обмена опытом и заключения взаимовыгодных контрактов;

- обновление производственной базы, освоение принципиально новых технологических процессов;

Информация о работе Повышение конкурентоспособности предприятия на примере ОАО «АК «Рубин»