Повышение конкурентоспособности предприятия на примере ОАО «АК «Рубин»

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Января 2014 в 15:20, дипломная работа

Описание работы

Целью данной работы является анализ современного состояния и разработка мероприятий, направленных на повышение конкурентоспособности данного предприятия. Задачи работы определяются ее целью и среди них следует отметить: - теоретические основы конкуренции и конкурентоспособности; - анализ конкурентных преимуществ;
- анализ финансового состояния предприятия; - анализ персонала предприятия; - пути повышения конкурентоспособности предприятия; - разработка конкурентной стратегии.

Содержание работы

Введение ……………………………………………………………………….4
Глава 1. Теоретические основы конкуренции и конкурентоспособности
1.1. Понятие конкурентных преимуществ и конкурентоспособности ………..7
1.2. Составляющие конкурентоспособности ……………………………………10
1.3. Характеристика предприятия ОАО «АК «Рубин» ………………………..…14
1.4. Цели, миссия организации …………………………………………………..24
1.5. Правовые основы деятельности предприятий и обзор источников литературы ……………………………………………………………………………………….26
Глава 2. Анализ конкурентных преимуществ
2.1. Анализ внешней и внутренней среды предприятия ……………………….31
2.2. Анализ конкурентоспособности предприятия ……………………………..36
2.2.1. Оценка конкурентоспособности предприятия …………………………37
2.2.2. Оценка конкурентоспособности продукции …………………………...38
2.3. Метод SWOT – анализ ……………………………………………………….47
2.4. Финансовый анализ предприятия ОАО «АК «Рубин»..……..………………48
2.4.1. Анализ объема производства …………………………………………….49
2.4.2. Анализ показателей динамики, движения, использования основных фондов ……………………………………………………………………………..50
2.4.3. Анализ состава и структуры себестоимости продукции ………………54
2.4.4. Анализ финансового состояния предприятия ………………………….57
2.5. Анализ персонала предприятия ……………………………………………..67
2.5.1. Анализ обеспеченности трудовыми ресурсами ………………………..68
2.5.2. Анализ персонала по возрасту …………………………………………..69
2.5.3. Анализ персонала по стажу работы ……………………………………..71
2.5.4. Уровень квалификации персонала ………………………………………72
2.5.5. Оценка конкурентоспособности персонала …………………………….75



Глава 3. Стратегическое развитие предприятия
3.1. Пути повышения конкурентоспособности предприятия ………………….78
3.2. Разработка конкурентной стратегии ………………………………………..79
3.3. Этапы реализации стратегических мероприятий …………………………..87
3.4. БЖД …………………………………………………………………………...94
Заключение ………………………………………………………………………...101
Список литературы ………………………………………………………………..103
Приложение ………………………………………………………………………..106

Файлы: 1 файл

Диплом менеджмент.doc

— 1.63 Мб (Скачать файл)

- совершенствование действующей  системы менеджмента;

- привлечение на работу высококвалифицированных специалистов и, в первую очередь, станочников;

- совершенствование системы  оплаты труда – разработка и внедрение положения о мотивации персонала, делающего акцент на индивидуальной оценке труда каждого работника.

    «Отыскание  средств, ведущих к конечной  цели» - сегодня называется стратегией. Стратегия определяется миссией организации.

    Миссия организации  представляет собой набор концептуальных  положений в обобщенной форме  раскрывающей то, чему решила  посвятить себя организация (20, 98). Поскольку с изменениями общественных условий миссия организации зачастую меняется, корректироваться или полностью обновляться должна и стратегия. В наибольшей степени стратегию определяют конкурентные преимущества, которыми организация обладает в своей сфере деятельности по сравнению с соперниками. Речь идет о высоком качестве продукции, ее соответствие с общественным запросом, о низких издержках, удобном географическом положении (2, 127).

    Миссия дает  общее направление деятельности  предприятия. Миссия понимается  как утверждение, раскрывающее смысл существования предприятия, в котором проявляется отличие данного предприятия от ему подобных, находящихся в непосредственной близости и являющиеся конкурентами ОАО АК «Рубин». Хорошо сформулированная миссия показывает, чем является организация в настоящее время и какой она стремиться быть. Миссия задает ориентиры, направление функционирования предприятия, выражает смысл его существования (14, 98).

    Миссией ОАО АК «Рубин» является разработка принципиально новых конструктивных решений, внедрение новых материалов, создание новых технологий, производство и выпуск высокотехнологичной продукции для удовлетворения потребностей потребителей и выход на новые рынки сбыта.

     1.5. Правовые основы деятельности предприятий и обзор источников литературы

   В России проблемами повышения конкурентоспособности на высшем уровне управления стали уделять внимание только в 1999 году.

    Так, в ежегодном  Послании первого российского  президента «Россия на рубеже  эпох (о положении в стране  и основных направлениях политики Российской Федерации)» большое внимание уделено проблемам повышения конкурентоспособности страны. Остановимся на основных моментах этого Послания.

    Цель любого  государства может быть только  одна: реальный и устойчивый рост  уровня жизни своих граждан. Для этого наше государство, как и все остальные, должно поддерживать и наращивать эффективность экономики в условиях неуклонного обострения международной конкуренции. Все текущие задачи, включая задачи социальной политики, мы также должны решать за счет своей конкурентоспособности. Исходя из этого, основным смыслом развития страны, главной идеей нашего вхождения в XXI век должно стать повышение конкурентоспособности российской экономики.

    Все действия  президента, Федерального Собрания, правительства, каждого министерства и ведомства, каждого политика должны оцениваться не с точки зрения соответствия либеральным или антилиберальным экономическим взглядам, а по единственному критерию: способствуют эти действия укреплению или ослаблению конкурентоспособности России.

    Нам важно  осознать, что конкурентоспособность  определяется долгосрочными перспективами  развития, а выгода от поддержки  производителей некачественных  товаров может быть лишь краткосрочной.  Поэтому поддержка производителей некачественных отечественных товаров отнюдь не повышает, а, наоборот, подрывает конкурентоспособность страны, позволяет оставаться на плаву неэффективным предприятиям и тем самым топит эффективные (23, 487).

    Нам необходимо  создать разумную и гибкую систему регулирования доступа иностранных производителей на российский рынок в соответствии со сложившейся практикой международных экономических отношений. Сочетание свободной торговли – неотъемлемая черта внешнеэкономической политики развитых стран.

    Причем основной инструмент защиты национальных рынков – это практически не используемые Россией нетарифные барьеры: антидемпинговые и компенсационные пошлины, договорные отношения, жесткие и разнообразные нормы качества ввозимой продукции. Кроме того, нельзя забывать, что наиболее развитые страны успешно добиваются для себя и официальных исключений из правил Всемирной Торговой Организации.

    Мы уже взяли  курс на включение России в  международное экономическое сотрудничество. Но это сотрудничество должно  использоваться не для односторонней перекачки отечественных сырьевых ресурсов, а для радикальной структурной перестройки российской экономики, для технической модернизации нашей промышленности.

   Рынок в будущем  невозможен без масштабного обновления  сильно изношенных основных производственных фондов. Россия на рынке высокотехнологичных товаров занимает менее 0,5%. А могла занимать в 20 раз больше. Такая задача выполнима лишь при условии создания эффективной системы внедрения наукоемких технологий через цивилизованный рынок достижений отечественной научной мысли.

    Приоритетом  государственной политики, поэтому должна стать защита результатов интеллектуальной деятельности. Только внедрение изобретений может дать государству значительную прибыль. Для России – это реальный шаг к повышению ее конкурентоспособности – сказано в ежегодном Послании президента.

    Большое внимание  повышению конкурентоспособности  России уделено в «Концепции  национальной безопасности Российской  Федерации» от 10 января 2000 года. В  Концепции отмечается, что важнейшей задачей для России является опережающее развитие конкурентоспособных отраслей и производств.

    В посланиях  Президента В. Путина Федеральному  Собранию 2000-2004 годы большое внимание  уделено повышению конкурентоспособности России как национальной идее ее возрождения. В последние годы этому вопросу уделено большое внимание в концепциях, стратегиях, программах социально-экономического развития России и отраслей народного хозяйства (22, 68).

    К сожалению,  все это пока остается только на бумаге. Поэтому рейтинг России по конкурентоспособности снижается (в 2003 году Россия занимала 65-е место среди 80 стран по оценке Всемирного экономического форума).

    Новый закон  «О защите конкуренции», который  вышел в июле 2006 года, направлен на защиту интересов предпринимателей и покупателей от монополистов, ущемляющих их интересы. Закон осложняет рыночный сговор, как крупных предприятий, так и мелких лавочников.

    Согласно документу,  сохраняется правило, по которому  хозяйствующий субъект не может быть признан доминирующим, если его доля рынка ниже 35%. Однако в Законе определены случаи, когда компания становится доминирующей со значительно меньшей долей рынка (5%) если:

- она ограничивает  покупателей в выборе товара  и поставщиков; 

- потребители не могут отказаться от закупок у нее в прежних размерах, даже в случае повышения цены;

- продукция не имеет  заменителей;

- компания в одностороннем  порядке влияет на общие условия  организации товара на рынке.

    Приведенный  в Законе конкретный,  достаточно полный перечень рыночных ситуаций, характеризующих доминирование, существенно облегчит антимонопольным органам достижение положительного исхода судебных тяжб.

    Законом запрещены  некоторые виды помощи от государственной  власти и местного самоуправления, которые определены как особая разновидность антиконкурентных действий. Также им введены общие антимонопольные действия Центрального банка, федеральных и региональных органов исполнительной власти, а также органов местного самоуправления. Теперь согласие антимонопольных органов требуется только при слиянии организаций, суммарная стоимость активов которых превышает 3 млрд. руб. или если суммарная выручка за последний год превышает 6 млрд. руб., а также если одна из этих организаций включена в реестр субъектов, имеющих долю на рынке определенных товаров более 35% (26, 7).

     Основная  литература, с помощью которой  был написан диплом, это:

- Фатхутдинов Р.А. Стратегический  менеджмент. В данном издании  излагается концепция стратегического  менеджмента как методология обеспечения конкурентоспособности и эффективности решений при разработке стратегии организации. Автор исходит из того, что повышение качества процессов принятия стратегического решения позволяет на последующих стадиях воспроизводства объекта получить экономию, на порядки превышающую дополнительные затраты на повышения качества решения. Применение конкретных методов стратегического менеджмента, рассмотренных в учебнике, поможет российским организациям осуществить эффективное реформирование в условиях кризиса и глобализации.

- Сергеев И.В. Экономика  предприятия. В данной книге  рассмотрены основы рыночной  экономики предприятия, методы  рационального использования ресурсов  и управления предприятием с  целью получения максимальной  прибыли.

- Фатхутдинов Р.А. Производственный менеджмент. В данном учебнике рассматриваются все составляющие производственного менеджмента: планирование производства; инновационная деятельность; тактический маркетинг; управление качеством, ресурсосбережением, финансами и персоналом.

- Магомедов Ш.Ш. Конкурентоспособность  товаров. В книге подробно рассмотрена  авторская методология оценки  конкурентоспособности товаров,  приводятся рекомендации по стратегии  повышения конкурентоспособности  товаров.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 2

  Анализ конкурентных преимуществ

 

2.1. Анализ внешней  и внутренней среды предприятия

 

    Любая организация функционирует в определенной окружающей ее среде, с которой она находится в определенных связях и взаимодействиях. Эту среду называют внешней средой. В связи с тем, что современные организации представляют собой открытые системы, они получают из внешней среды энергию, информацию, материальные и другие ресурсы для обеспечения своей деятельности. При этом каждая организация отдает во внешнюю среду продукты своей деятельности.

    Внешнюю среду  организации можно разделить  на две сферы: общее внешнее  окружение и непосредственно  деловое окружение.

    Общее внешнее  окружение отражает состояние  общества, его экономику, политику, научно-технический прогресс, социально-культурную, национальную, международную, природную среду. Оно не связано с конкретной организацией и оказывает косвенное воздействие на предприятия нашей страны.

    Непосредственно деловое  окружение оказывает прямое воздействие  на организацию. Это окружение создают потребители продукции, поставщики, деловые партнеры, конкуренты. Внешняя деловая среда создается в процессе функционирования организации, постоянно испытывает влияние большого числа различных факторов и с течением времени меняется.

    Основные потребители: Шереметьево, Внуково, Домодедово, Быково; Уфимский аэропорт; Ташкентские, Белорусские, Украинские авиалинии; Российская самолетостроительная корпорация «МиГ»; ОАО «Компания «Сухой»; ОАО «ОКБ имени А.С.Яковлева»; Московский машиностроительный завод "Рассвет"; Научно-производственное акционерное общество "Родина"; Ульяновский авиационный промышленный комплекс "Авиастар-СП"; КАПО – Казанское авиационное производственное объединение имени С.П.Горбунова; КнААПО – Комсомольское-на-Амуре авиационное производственное объединение имени Ю.А.Гагарина; ВАСО – Воронежское акционерное самолетостроительное общество; НАПО – Новосибирское авиационное производственное объединение им. В.П.Чкалова; САЗ – Саратовский авиационный завод; «Назаров (M)» – Воронежский механический завод; «Ильюшин» – АК им. С.В.Ильюшина; НПК «Иркут» г. Иркутск; «Авиастар» г. Ульяновск; «Дальавиа» г. Хабаровск; «Владивосток Авиа».

   Предприятия - посредники: Авиа Плюс, ЗАО (г. Москва); Авиа Центр ДЕЛЬТА, ООО (г. Москва); АвиаДельта, ЗАО (г. Москва); АвиаПродакс, ООО (г. Москва); Авиа-Соло, ООО (г. Москва); Авиатехснаб, ЗАО (г. Москва); АТД "АВИАХЭЛП", ЗАО (г. Москва); Аэротехсервис, ООО (г. Москва); Знамя Труда, ООО (г. Москва); КСТ-Авиа, ООО (г. Москва); Металлиндустрия М, ООО (г. Москва); Партнер-авиа ХХ1, ООО (г. Москва); ПромСнабЛайн, ООО (г. Москва); Ренкопт, ООО (г. Истра); Сигма-К, ООО фирма (г. Балашиха); Созвездие-Центр, ЗАО (г. Москва); Спектр-Авиа, ООО (г. Москва); Технолет, ООО (г. Москва); ТехНоПарк, ООО НПП (г. Белгород); ТехноПром-Авиа, ООО (г. Химки); Техно-Пульсар, ЗАО АНТП (г. Москва); Элком Трейдинг, ЗАО (г. Щелково).

     Конкуренты ОАО АК «Рубин»: HONEYWELL – division aircraft systems – ALS, Gudrich, SUNDSTRAND AEROSPACE (США); Danlop и Wickers (Англия), Messier Bugatti (Франция), Днепропетровский агрегатный завод (Украина)

    Внутреннюю среду организации понимают как часть общей среды, которая находится в пределах организации и оказывает серьезное влияние на деятельность организации. Внутренняя среда формируется  под влиянием внешнего окружения, которое во многом определяет как миссию и цели организации, так и основные ее подсистемы (20, 122).

    Предприятие ОАО АК «Рубин» – самостоятельный хозяйствующий субъект, производящий продукцию. Это объединение упорядоченно взаимодействующих производственных и функциональных подразделений, а также процессов и действия людей, в совокупности обеспечивающих выпуск продукции.

    Основными  видами деятельности предприятия  являются:

  • маркетинговая;
  • производственная;
  • экономическая;
  • финансовая;
  • сбытовая;
  • кадровая.

    Производственная  деятельность, или производство, является  определяющей, так как основные цеха осуществляют выпуск готовой продукции.

    ОАО АК «Рубин» является хозяйственной единицей  и отражает единство его производственной и экономической деятельности. В каждом из них организуется работа на основе централизованного управления со стороны предприятия.

    Производственная  и экономическая деятельность  определяет суть процесса функционирования  каждого производственного подразделения  (5, 47).

    Эффективное  функционирование организации осуществляется  при долгосрочной стратегической направленности ее деятельности, здоровой и честной конкуренции, ориентации на потребителя, умелом управлении технологиями, мотивации работающих, способности руководителей осуществлять позитивные перемены в производстве, управлении организацией. Обеспечение конкурентоспособности производимой продукции реализуется на основе использования высоких технологий, обеспечивающих конкурентное преимущество выпускаемых изделий, хорошо организованными и высоко интегрированными информационными потоками, повышением уровня квалификации персонала. Производители продукции сочетают использование высоких технологий с соответствующими организационными структурами, изменениями в культуре поведения работающих, управлением информационными потоками и гибкой политикой в области использования человеческих ресу

Информация о работе Повышение конкурентоспособности предприятия на примере ОАО «АК «Рубин»