Практическое исследование стилей управления руководителей ОАО «Нефтедобыча»

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Марта 2013 в 11:25, курсовая работа

Описание работы

Цель данной работы – изучить стили руководства организации. Исходя из поставленной цели, в работе определены следующие задачи:
- определить понятие стиля управления персоналом;
- изучить классификацию стилей руководства;
- произвести анализ стилей руководства в организации ОАО «Нефтедобыча».
Предметом данного исследования являются стили управления персоналом в организации. Объект исследования – предприятие ОАО «Нефтедобыча».

Содержание работы

Введение 3
Теоретические основы исследования особенностей стилей управления персоналом организации 5
1.1. Определение понятия лидерства 5
1.2. Содержание понятия лидерства в управлении организацией 8
1.3. Понятие стиля управления 12
2. Классификация стилей управления персоналом 14
2.1. Одномерные стили руководства 14
2.2. Многомерные стили руководства. 19
2.3. Дополнительные стили руководства 24
3. Практическое исследование стилей управления руководителей ОАО «Нефтедобыча» 28
3.1. Краткая характеристика исследуемой организации 28
3.2. Организация и методы исследования 29
3.3. Анализ и интерпретация результатов исследования 30
3.4. Рекомендации руководству по совершенствование стиля управления организации 34
Заключение 36
Список литературы 37

Файлы: 1 файл

курс Стили управления персоналом.doc

— 351.00 Кб (Скачать файл)

Наиболее простое сочетание  этих подходов демонстрирует так называемая "управленческая решетка" Р. Блейка и М Муттона, изображенная на рис.2.4. Она представляет собой таблицу, состоящую из 9 строк и 9 столбцов, пересечение которых образует 81 поле.

Ориентация на создание коллектива и налаживание отношений

9

1.9. Максимум внимания людям; минимум внимания организационно-техническим проблемам

 

9.9. Максимум внимания людям и  организационно-техническим проблемам

8

 

7

                 

6

   

5.5. Равное внимания людям и  организационно-техническим проблемам

   

5

       

4

       

3

                 

2

1.1. Минимум внимания людям и   организационно-техническим проблемам

 

9.1. Минимум внимания людям;максимум  внимания организационно-техническим  проблемам

1

 
 

1

2

3

4

5

6

7

8

9

 

Ориентация на создание организационно-технических  условий


Рис.2.4. «Решетка управления» Р.Блейка и М.Муттона [17, c. 153]

 

Если такую таблицу  наложить на правый верхний квадрант, образованный осями абсцисс и ординат, то на них можно отобразить величину экспертных оценок подходов, которых придерживается тот или иной конкретный руководитель, и определить занимаемое им поле на "решетке", характеризующее применяемый им на практике стиль управления.

Руководитель, ориентация которого в каждом направлении оценивается одним баллом, попадает на поле 1.1., пребывание на котором свидетельствует о том, что он в равной мере не уделяет внимания ни первому, ни второму подходам. Понятно, что при таком отношении к делу он долго на своем посту продержаться не сможет.

Руководитель, занимающий поле 1.9., главное  внимание уделяет людям, созданию и упрочению коллектива, благоприятного морально-психологического климата и творческого настроя в нем, считая, что таким способом можно достичь высоких результатов даже при отсутствии внимания к организационно-техническим условиям.

Руководитель с поля 9.1., наоборот, основное внимание уделяет организационно- технической стороне дела, мало внимания обращая на отдельных людей и коллектив в целом. Но и здесь в основе такого стиля могут лежать объективные обстоятельства, например, технологические процессы, в которых роль взаимоотношений работников и их коллективных действий минимальна.

Руководитель, находящийся  на поле 5.5. примерно поровну делит свои "привязанности" между людьми и организационно-техническими факторами производства. Он твердо стоит на ногах во всех сферах управленческой деятельности, однако не хватает с неба звезд.

Руководитель, позиции которого характеризуются баллами 9.9. создает команду единомышленников, способных на любые дела. Здесь совместно определяются цели деятельности, совместно создаются благоприятные условия для их осуществления и самореализации людей [17, c.155].

Пользуясь "управленческой решеткой", можно заранее определить комбинацию оценок, соответствующих требованиям к той или иной должности, предусмотренной штатным расписанием организации, и, сравнив с ними экспертные оценки качеств претендентов, определить их пригодность к ее замещению.

По мнению Френка Фидлера, особенности управления во многом зависят от ситуации, и  поскольку руководитель, исповедующий определенный стиль, изменить себя, как правило, не может, нужно, исходя из стоящей задачи, помещать его в те условия, где он сможет наилучшим способом себя проявить.

В зависимости от масштаба полномочий руководителей, характера их отношений с подчиненными, четкости структурирования решаемых задач Фидлер выделяет 8 типов различных ситуаций [4, c.254].

Когда задачи четко сформулированы, должностные полномочия руководителя значительны, а его отношения с подчиненными благоприятны, так что на последних легко воздействовать.

В случае, когда, наоборот, — все плохо, руководителю, по мнению Фидлера, лучше ориентироваться на решение организационно-технических проблем, отодвинув вопросы создания коллектива и налаживания человеческих отношений на второй план. Это обеспечивает единство целей, оперативность в принятии и реализации решений, надежность контроля. В данной ситуации не нужно тратить время на налаживание отношений, руководитель может придерживаться авторитарного стиля, не забывая, однако, что легкое диктаторство и тирания — далеко не одно и то же. Первое люди могут воспринять с пониманием, а против второй на законном основании возмутятся и откажутся сотрудничать с руководителем вовсе.

Стиль управления персоналом, ориентированный на укрепление коллектива и поддержание человеческих отношений, наиболее подходит в умеренно благоприятных для руководителя ситуациях, когда у него нет достаточной власти, чтобы обеспечить необходимый уровень сотрудничества с подчиненными, но если взаимоотношения хорошие, люди в основном склонны делать то, что от них требуется. В этих условиях ориентация на организационную сторону дела может вызвать конфликт, в результате которого и без того слабое влияние руководителе на подчиненных упадет еще больше. Ориентация на человеческие отношения, наоборот, может повысить его влияние и улучшить отношения с подчиненными [15, c. 188].

Другую модель, описывающую зависимость  стиля руководства от ситуации, предложили Т. Митчел и Р. Хаус. По их мнению, исполнители будут стремиться к достижению целей организации, если получат от этого какую-то личную выгоду, поэтому основная задача руководства состоит в том, чтобы объяснить, какие блага их ожидают в случае хорошей работы; устранить помехи на пути ее осуществления; оказать необходимую поддержку, дать совет, направить действия по верному пути. Модель Митчела и Хауса включает в себя четыре стиля управления, использование которых предопределяется ситуацией, предпочтениями и личными качествами исполнителей, степенью их уверенности в своих силах и возможности воздействовать на ситуацию.

Если у сотрудников большая  потребность в самоуважении и  принадлежности к коллективу, то наиболее предпочтительным считается "стиль поддержки", аналогичный стилю, ориентированному на налаживание человеческих отношений. Когда сотрудника стремятся к автономии и самостоятельности, лучше, как считают авторы, использовать так называемый "инструментальный" стиль, сходный с ориентированным на создание организационно-технических условий производства. Объясняется это тем, что подчиненные, особенно когда от них ничего не зависит, желая поскорее выполнить задание, предпочитают, чтобы им указывали, что и как нужно делать, и создавали необходимые условия работы.

Там, где подчиненные  стремятся к высоким результатам и уверены, что смогут их достичь, применяется сталь, ориентированный на "достижение", когда руководитель перед ними ставит посильные задачи и ожидает, что они без принуждения будут стремиться по мере возможности к их самостоятельному решению, а ему останется лишь обеспечить необходимые для этого условия.

Стиль руководства, ориентированный  на участие подчиненных в принятии решений, по мысли Митчела и Хауса, больше всего соответствует ситуации, когда те стремятся реализовать себя в управленческой деятельности. Руководитель при этом должен делиться с ними информацией, широко использовать их идеи в процессе подготовки и принятия решений.

В неоднозначных ситуациях, как считают авторы, лучше использовать "инструментальный" стиль, поскольку руководитель лучше видит ситуацию в целом и его указания могут служить для подчиненных хорошим ориентиром. Однако при этом указаниями нельзя злоупотреблять, так как исполнители могут принять это за чрезмерный контроль [25, c.211].

Любопытную модель стилей руководства разработали американские ученые В. Вурм и Ф. Йеттон (рис.2.5) [5, c. 154].

1

2

3

4

5

6

7

Имеются ли требования, предъявляемые  к качеству решения и позволяющие  определить степень предпочтительности одного решения по сравнению с  другим?

Располагаю ли я достаточной информацией, чтобы принять качественное решение?

Структурирована ли проблема?

Является ли согласие подчиненных с выбранным решением существенным для его выполнения?

Есть ли уверенность, что ваше решение будет поддержано подчиненными?

Согласны ли подчиненные с целями организации?

Не чревато ли решение  конфликтами между подчиненными?

А

Б

В

Г

Д

Е

Ж


 

Рис.1.6. Модель стилей руководства  Врума-Йеттона.

По их мнению, в зависимости от ситуации, особенностей коллектива и  характеристики самой проблемы можно говорить о пяти стилях управления.

А — Руководитель сам принимает  решения на основе имеющейся информации.

Б — Руководитель сообщает подчиненным  суть проблемы, выслушивает их мнения и принимает решение.

В — Руководитель излагает проблему подчиненным, обобщает высказанные ими мнения и с учетом их принимает собственное решение.

Г — Руководитель совместно с  подчиненными обсуждает проблему и в результате вырабатывается общее мнение.

Д — Руководитель постоянно работает совместно группой, которая или вырабатывает коллективное решение, или принимает лучшее, независимо от того, кто его автор.

В настоящее время все большее  распространение получает концепция атрибутивного подхода к выбору стиля руководства. B основе этой концепции, в отличие от других моделей, лежит реакция руководителя не столько на само поведение подчиненных как таковое, сколько на причины, его вызвавшие. При этом руководитель основывается на трех основных видах информации: о том, насколько поведение подчиненного обусловлено особенностями задания; о том, насколько оно стабильно, и о том, насколько оно уникально.

2.3. Дополнительные стили руководства

К дополнительным стилям руководства относятся патернализм, оппортунизм и фасадизм [3, c. 58-59].

А). Патернализм (материализм) - 9.9.

Графически патернализм представлен  в виде дуги, соединяющей углы 1.9 и 9.1 (рис.1.4). Данный стиль управления характеризуется сочетанием высокого уровня заботы о производстве с высоким уровнем заботы о людях, дополняющим его. Он является не интеграцией заботы о производстве и заботы о людях, как это характерно для ориентации 9.9, а сочетанием того и другого и поэтому обозначается как 9.9.

- Мотивация. Удовлетворение  выражается в демонстрации  того, что этот человек является источником мудрости и знаний для других. Когда подчиненные исполняют то, что от них ожидает патерналист в области производства, то они поощряются руководителем и от них в свою очередь ожидается лояльность (оценка достоинств руководителя). В ином случае руководитель считает, что он вкладывает в работу свою душу, а подчиненные не ценят этого. Поэтому в действиях такого руководителя существует тенденция зависимости подчиненных от его желаний, в результате чего они как бы застывают в своем развитии и не стремятся к независимости мышления, суждений, убеждений.

- Преодоление конфликтов. В условиях управления по типу  9.9 подчиненные учатся думать так, как думает и поступает их руководитель. Это синдром "отцов и детей".

- Избежание конфликта.  Конфликта можно избежать, если  усиливать подчинение посредством похвал и комплиментов, т.е. если подчиненный начинает ожидать и чувствовать, что похвалы и комплименты ему гарантированы, патерналист может отказаться от похвал и комплиментов, показывая свое недовольство. Если подчиненный продолжает противиться или сопротивляться подчинению, руководитель может сделать ему замечание, давая понять, что его неправильное поведение замечено. Затем руководитель повторяет, чего он хочет от подчиненного, и обещает поощрение в случае подчинения.

- Устранение конфликта  при его возобновлении. Один  из методов ослабления конфликта - отвлечение внимания от несогласия посредством различных приемов.

- Инициатива. Руководитель  проявляет немалую инициативу  до тех пор, пока подчиненные смогут ему довериться и выполнять то, что от них требуется. Руководитель - патерналист считает своим долгом учить людей. В связи с этим он имеет твердые убеждения и активно их пропагандирует.

- Решения. Руководитель - патерналист является единственным человеком, принимающим решения, которые не принимаются, а выдаются как команды. При этом используются обучение и тренировка подчиненных. Таким образом, руководитель кажется не грубым и жестким, а, наоборот, добрым, мягким и полезным.

- Критика (анализ). Персональная  обратная связь является односторонней  - от руководителя к подчиненным,  т.е. он считает подчиненных частью организационной семьи.

Б). Оппортунизм. Он имеет  место, когда полагаются на все стили руководства, не основываясь на определенных принципах. Каждое действие руководителя-оппортуниста осуществляется по "тактическим" причинам и является средством для достижения личного успеха.

- Мотивация. Желание  быть исключительным, человеком, который хочет быть наверху, потому что те, кто наверху, по его мнению, находятся в центре внимания, т.е. в положении, которое обеспечивает внимание и поклонение. Поведение оппортуниста непредсказуемо. Движение "вверх", способы достижения целей зависят от того, с кем он имеет дело. Преодоление конфликтов. Предпочитает избегать конфликтов всеми возможными способами, но не прячется, когда конфликт возникает, пытается урегулировать разногласия без конфронтации или поляризации.

Если возникает конфликт с человеком более высокого ранга, руководитель-оппортунист первым делает шаг к примирению. С равным по рангу ведет себя вкрадчиво. Делается попытка найти компромисс. Когда возникает конфликт с подчиненными, позиция оппортуниста заключается в капитуляции или уходе подчиненного.

- Инициатива. Проявляет  инициативу на основе точно  рассчитанного риска. Инициатива направлена на эгоистические интересы с дальним прицелом. Он является самовлюбленной звездой, часто подчеркивает личную значимость, хвастается своими достижениями.

- Критика (анализ). Избегает обратной  связи, которая может указать  на слабость, ограниченность или  ошибки руководителя-оппортуниста. Просит высказывать критические  замечания только в том случае, если предполагает, что отзыв будет благоприятным.

В). Фасадизм. Имеет место, когда  нужно показать внешнюю сторону явлений и процессов (фасад).

- Мотивация. Человек избегает  раскрывать свои мысли, хотя создает впечатление, что он честный и откровенный.

Информация о работе Практическое исследование стилей управления руководителей ОАО «Нефтедобыча»