Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Марта 2013 в 11:25, курсовая работа
Цель данной работы – изучить стили руководства организации. Исходя из поставленной цели, в работе определены следующие задачи:
- определить понятие стиля управления персоналом;
- изучить классификацию стилей руководства;
- произвести анализ стилей руководства в организации ОАО «Нефтедобыча».
Предметом данного исследования являются стили управления персоналом в организации. Объект исследования – предприятие ОАО «Нефтедобыча».
Введение 3
Теоретические основы исследования особенностей стилей управления персоналом организации 5
1.1. Определение понятия лидерства 5
1.2. Содержание понятия лидерства в управлении организацией 8
1.3. Понятие стиля управления 12
2. Классификация стилей управления персоналом 14
2.1. Одномерные стили руководства 14
2.2. Многомерные стили руководства. 19
2.3. Дополнительные стили руководства 24
3. Практическое исследование стилей управления руководителей ОАО «Нефтедобыча» 28
3.1. Краткая характеристика исследуемой организации 28
3.2. Организация и методы исследования 29
3.3. Анализ и интерпретация результатов исследования 30
3.4. Рекомендации руководству по совершенствование стиля управления организации 34
Заключение 36
Список литературы 37
Адизес И. Развитие лидеров: Как понять свой стиль управления и эффективно общаться с носителями иных стилей. – М.: Альпина Бизнес Букс, 2008. – 143 с.
Бураканова Г. Стиль руководителя и эффективность управления // Проблемы теории и практики управления.— 2003.—№4.—С.112-117.
Виноградова Е. Стиль руководства // Справочник руководителя учреждения культуры.— 2004.—№ 8.— С. 58-59
Гулиев М. А. Социология и психология управления.—Ростов н/Д: Феникс, 2006.—409 с.
Карпов А. В. Психология менеджмента.—М.: Гардарики, 2005.—584с
Кибанов А. Я. Управление персоналом.—М.: КноРус, 2010.—208 с
Красовский Ю. Д. Организационное поведение.—М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2009.—527 с
Кузес Д. М. Вызов лидерства.—М.: Юрайт, 2009.—428с.
Максвелл Д. Лидерство. – М.: Попурри, 2006. - 160 с.
Менегетти А. Психология лидера.— М.: Онтопсихология, 2006.—264 с.
Оксинойд К. Э. Организационное поведение. -М.: КНОРУС, 2009. - 480 с.
Райгородский Д.Я. Психология руководства. -Самара: Бахрах-М, 2005. -768 с.
Резник С. Д. Организационное поведение.- М.: ИНФРА-М, 2006.- 256 с.
Розанова В. А. Психология управления. - М.: Альфа-Пресс, 2006. -264 с.
Руководитель в бизнесе / Под ред. В.М.Попова. - М.: Кнорус, 2007. - 448 с.
Самарина Е. Н. Внедрение культуры делегирования в компании // Справочник кадровика.— 2009.—N 6.—С. 121-124.
Семиков В.Л Организационное поведение руководителя. - М.: Академический проект, 2004. - 219 с.
Сергеев А. М. Организационное поведение. Тем, кто избрал профессию менеджера.— М.: Академия, 2006.—288 с..
Сталь Д.. Уроки лидерства.—М.: Вершина, 2008.—240 с.
Соломанидина Т. О. Организационная культура компании.—М.: ИНФРА-М, 2007.—624 с.
Толочёк В.А.. Стилевые характеристики и взаимодействия руководителей в управленческой структуре // Вестник Московского университета. Психология. - 1995. - №3. - С.11-19
Туник А. Лидерство и лидеры в организации: о чем говорят теория и практика// Кадровый менеджер. - 2004. - №10. - С.32-34
Уколов В. Ф. Теория управления.—М.: Экономика, 2004.—656с.
Управление персоналом организации / Под ред. А.Я. Кибанова.— М.: ИНФРА-М, 2009.—638 с.
Фетискин Н.П. Социально-психологическая диагностика развития личности и малых групп. - М.: Аспект-Пресс, 2002. – 412 с.
Чендлер С. Менеджер в бархатных перчатках. От беспощадного лидерства к эффективному управлению.— СПб.: Вершина, 2008.—184 с
Шеклтон В. Психология лидерства в бизнесе.—СПб: Питер, 2003.—222с.
Шикун А. Ф. Управленческая психология.—М.: Аспект Пресс, 2005.—336 с
Энкельманн Н. Б. Власть харизмы.—М.: Интерэксперт, 2005.—286 с.
Методика «Самооценка лидерства
Инструкция к тесту
Внимательно прочтите каждое из десяти суждений и выберите наиболее подходящий для вас ответ в буквенной форме. Работая с опросником, помните, что нет ни плохих, ни хороших ответов. Немаловажным фактором является и то, что в своих ответах надо стремиться к объективности и записывать тот ответ, который первым приходит в голову.
Тестовый материал
1.Что для вас важнее в игре?
А.Победа.
В.Развлечение.
2.Что вы предпочитаете в
А.Проявлять инициативу, предлагать что-либо.
В.Слушать и критиковать то, что предлагают другие.
3.Способны ли вы выдерживать
критику, не ввязываться в
А.Да.
В.Нет.
4.Нравится ли вам, когда вас хвалят прилюдно?
А.Да.
В.Нет.
4. Отстаиваете ли вы свое мнение, если обстоятельства (мнение большинства) против вас?
А. Да.
В. Нет.
5. В компании, в общем деле
вы всегда выступаете
А. Да.
В. Нет
6. Умете ли вы скрывать свое настроение от окружающих?
А.Да.
В.Нет.
7. Всегда ли вы немедленно и безропотно делаете то, что вам говорят старшие?
А.Нет.
В. Да.
8. Удается ли вам в разговоре, дискуссии, убедить, привлечь на свою сторону тех, кто раньше был с вами не согласен?
А.Да.
В. Нет.
9. Нравится ли вам учить (
А. Да.
В. Нет.
Обработка и интерпретация результатов теста:
Подсчитать общее количество «А» и «B» ответов.
Высокий уровень лидерства А = 7-10 баллов.
Средний уровень лидерства А = 4-6 баллов.
Низкий уровень лидерства А = 1-3 балла.
Преобладание ответов «B» свидетельствует об очень низком или деструктивном лидерстве.
Методика «Стили руководства»
Инструкция. Ниже представлены 16 групп утверждений, характеризующих качества руководителя. Каждая группа состоит из 3х утверждений, обозначенных буквами «А», «Б», «В». Вам следует внимательно прочесть все три утверждения в составе каждой группы и выбрать одно, которое в наибольшей степени соответствует Вашему представлению о Руководителе ОАО «Нефтедобыча». Отметьте выбранное вами утверждение на опросном листе (в табличке), который находится в конце текста опросника.
Текст опросника
1) А. Вышестоящее начальство требует, чтобы обо всех делах докладывали только ему.
Б. Старается всё решать вместе с подчиненными, но лично решает самые срочные и оперативные вопросы.
В. Некоторые важные дела решаются фактически без участия руководителя, его функции выполняют другие работники.
2) А. всегда что-нибудь приказывает, распоряжается. Требует, но никогда не просит.
Б. приказывает так, что хочется выполнить.
В. Приказывать не умеет.
3). А. Старается, чтобы его заместители были квалифицированными специалистами.
Б. Руководителю безразлично, кто работает у него заместителем, помощником.
В. Он добивается от заместителей, помощников безотказного подчинения.
4). А. Его интересует только выполнение служебных обязанностей, а не отношение людей друг к другу.
Б. В службе не заинтересован, подходит к делу формально.
В. Решая служебные задачи, старается
создать хорошие отношения
5). А. Наверное, она консервативна, так как боится нового.
Б. Инициатива со стороны подчиненных руководителю не нравится.
В. Способствует тому, чтобы подчиненные работали самостоятельно.
6). А. На критику вышестоящего руководителя обычно не обижается, прислушивается к ней.
Б. Не любит, когда его критикуют, и не старается это скрыть.
В. Критику выслушивает, даже собирается принять меры, но ничего не предпринимает.
7). А. складывается впечатление, что руководитель боится отвечать за свои действия.
Б. Ответственность распределяет между собой и подчиненными.
В. Руководитель единолично принимает решения или отменят их.
8). А. Регулярно советуется с подчиненными, особенно с опытными работниками.
Б. Подчиненные не только советуют, но могут давать указания своему руководителю.
В. Не допускает, чтобы подчиненные ему советовали, а тем более возражали.
9). А. Обычно советуется с заместителями и нижестоящими менеджерами (руководителями, выпускающими редакторами), но не с рядовыми подчиненными.
Б. регулярно общается с подчиненными, говорит о положении дел в коллективе, о трудностях, которые предстоит преодолеть.
В. Для выполнения какой-либо работы ему нередко приходится уговаривать своих подчиненных.
10). А. Всегда обращается с подчиненными вежливо, доброжелательно.
Б. В обращении с подчиненными часто проявляет равнодушие.
В. По отношению к подчиненным бывает нетактичен и даже грубым.
11). А. В критических ситуациях руководитель плохо справляется со своими обязанностями.
Б. В критических ситуациях
В. Критические ситуации не изменяют его стиля руководства.
12). А. Сам решает даже те вопросы, с которыми не совсем хорошо знаком.
Б. Если что-то не знает, то не боится этого показать и обращается к помощи других.
В. Он не может действовать сам, а ждет подталкивания со стороны, указания сверху.
13). А. Пожалуй, он не очень требовательный человек.
Б. Он требователен, но одновременно и справедлив.
В. О нем можно сказать, что он бывает слишком строгим, придирчивым.
14). А. Контролируя результат, он всегда замечает положительную сторону, хвалит персонал.
Б. Всегда очень строго контролирует работу подчиненных и коллектива в целом.
В. Контролирует работу от случая к случаю.
15). А. Менеджер умеет поддерживать дисциплину и порядок.
Б. Часто делает подчиненным замечания, наказывает их.
В. Не может влиять на состояние дисциплины.
16). А. В присутствии руководителя подчиненные все время находятся в напряжении.
Б. С руководителем работать интересно.
В. Подчиненные предоставлены самим себе.
Ключ к опроснику
№ |
А |
Б |
В |
№ |
А |
Б |
В |
1 |
А |
Д |
Л |
9 |
А |
Д |
Л |
2 |
А |
Д |
Л |
10 |
Д |
Л |
А |
3 |
Д |
Л |
А |
11 |
Л |
А |
Д |
4 |
А |
Л |
Д |
12 |
А |
Д |
Л |
5 |
Л |
А |
Д |
13 |
Л |
Д |
А |
6 |
Д |
А |
Л |
14 |
Д |
А |
Л |
7 |
Л |
Д |
А |
15 |
Д |
А |
Л |
8 |
Д |
Л |
А |
16 |
А |
Д |
Л |
Показателями являются: Авторитарный стиль (А); Либеральный стиль (Л); Демократический стиль (Д).
Анализ результатов
Определите, какому стилю соответствует каждое из отмеченных утверждений в соответствии с «Ключом к опроснику». Найдите суммарное значение показателей по каждому из стилей управления: А – авторитарный, Л – либеральный, Д – демократический. Наибольшее количество баллов, набранных по тому или иному стилю, определяет ведущий тип поведения руководителя в различных ситуациях его управленческой деятельности.
Интерпретация данных тестирования
А – Авторитарный (директивный) стиль. Ориентация на собственные мнения, оценки. Стремление к власти, уверенность в себе. Склонность к жесткой формальной дисциплине. Большая дистанция с подчиненными. Нежелание признавать свои ошибки. Пренебрежение к инициативе и творческой активности подчиненных. Единоличное принятие решений. Контроль за действиями подчиненных.
Л – либеральный стиль (пассивное вмешательство). Снисходительность к подчиненным. Отсутствие требовательности и строгой дисциплины, контроля, либеральность, панибратство с подчиненными. Склонность перекладывать ответственность за принятие решений.
Д – демократический (коллегиальный) стиль. Требовательность и контроль сочетаются с инициативой и творческим подходом к выполнению служебных обязанностей и сознательным соблюдением дисциплины. Стремление делегировать полномочия и разделять ответственность. Демократичность в принятии решений.
Результаты тестирования сотрудников ОАО «Нефтедобыча»
1. Методика «Самооценка
Степанова А.Р. |
директор |
9 |
Хасанов Т.Р. |
Зав. научной группой |
4 |
Кузнецов А.Ю. |
Зав. группой внедрения |
7 |
2. Методика «Стили руководства»
№ респон-дента |
директор |
Зав.науч. гр |
Зав.гр. внедрен | ||||||
А |
Д |
Л |
А |
Д |
Л |
А |
Д |
Л | |
1 |
1 |
10 |
6 |
0 |
2 |
2 |
12 |
4 |
9 |
2 |
2 |
11 |
4 |
1 |
1 |
5 |
10 |
6 |
6 |
3 |
3 |
8 |
6 |
2 |
1 |
7 |
8 |
7 |
7 |
4 |
4 |
9 |
3 |
4 |
2 |
6 |
8 |
5 |
8 |
5 |
5 |
12 |
4 |
0 |
0 |
8 |
8 |
5 |
9 |
6 |
6 |
10 |
5 |
1 |
1 |
7 |
8 |
4 |
11 |
7 |
7 |
7 |
7 |
2 |
1 |
4 |
11 |
8 |
8 |
8 |
8 |
13 |
3 |
0 |
1 |
8 |
7 |
8 |
7 |
9 |
9 |
14 |
1 |
1 |
2 |
9 |
5 |
5 |
9 |
10 |
10 |
12 |
2 |
2 |
4 |
6 |
6 |
4 |
11 |
11 |
11 |
11 |
4 |
1 |
2 |
7 |
7 |
2 |
14 |
12 |
12 |
9 |
3 |
4 |
2 |
5 |
9 |
2 |
13 |
13 |
13 |
10 |
5 |
1 |
0 |
7 |
9 |
4 |
10 |
14 |
14 |
10 |
6 |
0 |
1 |
8 |
7 |
3 |
12 |
15 |
15 |
11 |
4 |
1 |
2 |
9 |
5 |
1 |
15 |
16 |
16 |
12 |
3 |
1 |
0 |
8 |
8 |
3 |
13 |
17 |
17 |
7 |
6 |
3 |
0 |
6 |
10 |
3 |
12 |
18 |
18 |
9 |
4 |
3 |
1 |
5 |
10 |
1 |
11 |
19 |
19 |
15 |
1 |
0 |
1 |
9 |
6 |
12 |
3 |
20 |
20 |
13 |
2 |
1 |
2 |
7 |
7 |
3 |
10 |
21 |
21 |
12 |
4 |
0 |
1 |
6 |
9 |
5 |
9 |
22 |
22 |
14 |
1 |
1 |
2 |
5 |
9 |
4 |
12 |
23 |
23 |
13 |
1 |
2 |
1 |
7 |
8 |
1 |
14 |
24 |
24 |
11 |
4 |
1 |
2 |
4 |
10 |
6 |
8 |
25 |
25 |
10 |
4 |
2 |
2 |
5 |
9 |
4 |
9 |
26 |
26 |
12 |
4 |
0 |
4 |
5 |
7 |
2 |
12 |
27 |
27 |
12 |
3 |
1 |
0 |
6 |
10 |
8 |
6 |
28 |
28 |
11 |
3 |
2 |
1 |
7 |
8 |
7 |
7 |
29 |
29 |
10 |
5 |
1 |
2 |
5 |
9 |
8 |
6 |
30 |
30 |
11 |
5 |
0 |
1 |
7 |
8 |
6 |
10 |
31 |
31 |
9 |
5 |
2 |
2 |
6 |
8 |
11 |
5 |
32 |
31 |
11 |
4 |
1 |
3 |
5 |
8 |
6 |
6 |
% |
68,16 |
23,83 |
8,01 |
9,18 |
39,26 |
51,56 |
30,86 |
58,98 |
10,16 |
Информация о работе Практическое исследование стилей управления руководителей ОАО «Нефтедобыча»