Практика управления конфликтами в современных российских организациях

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Апреля 2013 в 09:44, курсовая работа

Описание работы

Целью данной работы является изучение организационных конфликтов, методов их предупреждения и профилактики, а так же методов управления конфликтами как неотъемлемой части эффективного менеджмента предприятия или организации.
Объектом курсовой работы является непосредственно конфликты в современной организации.
Предмет курсовой работы конфликтное поведение сотрудника, как фактор развития в современной организации.

Содержание работы

Введение ……………………………………………………………………..…. 3
Глава 1. Теоретические основы управления конфликтами в современной организации …………………………………………………………………….. 6
1.1 Сущность конфликта, его понятие и значение……………………………. 6
1.2 Классификация конфликтов в организации……………………………….. 9
Глава 2. Практика управления конфликтами в современных российских организациях …………………………………………..………………………. 15
2.1 Истоки и причины возникновения конфликтов в организациях……….. 15
2.2 Основные методы предупреждения конфликтов и разрешения конфликтных ситуаций……………………………………………………….. . 18
Заключение ………………………………………………………………….... .. 30
Список литературы……………………………………………………………. . 33

Файлы: 1 файл

Курсовая ТО.docx

— 50.51 Кб (Скачать файл)

Введение ……………………………………………………………………..…. 3

Глава 1. Теоретические основы управления конфликтами в современной организации …………………………………………………………………….. 6

1.1 Сущность конфликта, его понятие  и значение……………………………. 6

1.2 Классификация конфликтов в организации……………………………….. 9

Глава 2. Практика управления конфликтами  в современных российских организациях …………………………………………..………………………. 15

2.1 Истоки и причины возникновения  конфликтов в организациях……….. 15

2.2 Основные методы предупреждения  конфликтов и разрешения конфликтных  ситуаций……………………………………………………….. . 18

Заключение ………………………………………………………………….... .. 30

Список  литературы……………………………………………………………. . 33

 

Введение

Конфликты - неотъемлемая часть жизни  каждого человека и человеческого  общества в целом. Огромный интерес  к проблемам возникновения и  эффективного разрешения конфликтов проявляют  сегодня психологи, социологи, педагоги, руководители, поскольку все эти  люди связаны с проблемами взаимодействия людей.

Одним из наиболее востребованных на сегодняшний день навыков и умений менеджера является проведение профилактики конфликтов и их предупреждение. Именно этим и объясняется актуальность избранной темы исследования: «Управление  конфликтами как способ эффективного управления и развития организации».

В нашей стране в настоящее время  проводится ряд реформ, касающихся социальной, экономической, политической сфер общества. Любые преобразования имеют не только положительные, но и  ряд отрицательных последствий. Одной из таких отрицательных  черт является обострение противоречий не только на макро-, но и на микроуровне. Конфликты, возникающие в организациях, одновременно являются также следствием неэффективного управления.

Переход к новым для российской практики типам организационных  структур, использование новых методов  управления и наличие частной  собственности неизбежно приводит к обострению отношений между  работниками и руководителями организации. По этой причине именно сейчас необходимо внедрение методов сознательного  управления конфликтами, восприятия этого  явления как объективного элемента существования организации.

Несмотря на многочисленные мероприятия, осуществляемые и на уровне организации  производственного процесса, и на уровне индивидуального поведения руководителей, окончательно устранить из трудовой деятельности конфликтные ситуации пока не удается. Очень часто такие конфликты возникают от причин, имеющих общий характер (социально-экономическая ситуация в стране, стиль деятельности руководителя более высокого ранга и проч.), повлиять на которые с позиции руководителя среднего звена очень сложно. В силу этого одним из чрезвычайно важных профессиональных качеств руководителя продолжает оставаться способность взаимодействовать с другими людьми в условиях возникающего конфликта и при этом не допустить его эскалации путем прогнозирования конфликтных ситуаций и устранения их.

Научные исследования по проблематике управления конфликтами в организациях в нашей стране начали активно  проводиться только в 90-х годах  ХХ века. До этого исследования психологов были посвящены в основном семейным и внутриличностным конфликтам.

Целью данной работы является изучение организационных конфликтов, методов их предупреждения и профилактики, а так же методов управления конфликтами как неотъемлемой части эффективного менеджмента предприятия или организации.

Объектом курсовой работы является непосредственно конфликты в современной организации.

Предмет курсовой работы конфликтное поведение сотрудника, как фактор развития в современной организации.

В соответствии с поставленной целью  были определены задачи работы:

1. Изучение теоретических основ  управления организационными конфликтами.

2. Исследование методов управления  конфликтами в современных организациях

3. Разработка рекомендаций по  технологии управления конфликтами  в организациях с целью повышения  эффективности их деятельности.

Поставленные цели и задачи исследования определили структуру работы, которая  состоит из введения; двух глав, в  первой из которых рассматриваются  теоретические аспекты управления конфликтами, а во второй освещается практическая сторона вопроса; заключения, содержащего выводы по итогам исследования; списка литературы.

 

Глава 1. Теоретические основы управления конфликтами в современной  организации

1.1 Сущность конфликта,  его понятие и значение

Понятие конфликта (от латинского - conflictus - столкновение) активно используется как в научной литературе, так  и в обыденной речи и трактуется достаточно широко. Мы интуитивно понимаем, что такое конфликт, и называем этим словом и военные действия, и семейную ссору, и внутриличностные переживания, и нравственную борьбу.

Однако проблема создания общепринятого  определения конфликта еще не решена. Существует множество определений  этого термина. Еще в 60-е годы американские социологи Мак и Снайдер пришли к выводу, что понятие «конфликт» в том виде, в котором оно  обычно употребляется, слишком широко и неоднозначно. Поэтому существует необходимость выделения критериев  и признаков, которые позволили  бы отделить конфликтные явления, подлежащие научному осмыслению и анализу от нестрогих образных или метафорических случаев использования этого  понятия.

Анализ различных определений  конфликта обнаруживает их сходство. Практически во всех них присутствует столкновение двух начал. Каждый конфликт, независимо от конкретного содержания и вида содержит момент противостояния, противоборства. То есть неотъемлемым свойством конфликта является его  биполярность, означающая одновременно взаимосвязанность и взаимопротивоположность  двух начал.

Однако само по себе наличие двух противостоящих сторон еще не означает их столкновение, а лишь указывает  на наличие противоречия, которое  может привести к конфликту. Ситуация начинает развиваться как конфликтная, когда одна из сторон или обе стороны  воспринимают сложившуюся ситуацию как неприемлемую и пытаются предпринять  что-то для ее изменения. Это означает, что обязательным свойством конфликта также является активность его сторон, направленная на преодоление противоречия.

Конфликт также предполагает осознанную активность сторон, то есть наличие  субъекта или субъектов как носителей  конфликта. То есть конфликт - явление  присущее человеческому обществу, социальное явление. При этом не обязательно  предполагается адекватное осознание  возникшей проблемы, которая может  быть представлена в сознании субъекта как эмоциональное переживание, ощущение дискомфорта, тревоги и  таким образом порождать потребность  в ее преодолении.

Таким образом, конфликт выступает  как биполярное явление - противостояние двух начал, проявляющее себя в активности сторон, направленной на преодоление  противоречия, причем стороны конфликта  представлены активным субъектом (субъектами).1

Конфликты следует отличать от других форм конфронтации в обществе, которые  могут быть следствием отсутствия согласия между участниками дискуссии, коллизии, соперничества, соревнования.

Западными психологами конфликты  признаются важнейшими факторами социального  развития. Английский философ и социолог Г.Спенсер считал конфликт «неизбежным  явлением в истории человеческого  общества и стимулом социального  развития» 

Бытует мнение, что конфликт всегда явление нежелательное, что его  необходимо по возможности избегать, и что его следует решать немедленно, как только он возникает. Однако Р. Парк - один из основателей чикагской  школы социальной психологии - включил  конфликт в число четырех основных видов социального взаимодействия наряду с соревнованием, приспособлением, и ассимиляцией. С его точки зрения соревнование, будучи осознанным, превращается в конфликт, который благодаря ассимиляции призван привести к прочным взаимным контактам, сотрудничеству и способствовать лучшему приспособлению.

Классик социологии Р. Дарендорф называет конфликт важнейшей стороной взаимодействия людей в обществе. Это форма  отношений между потенциальными и актуальными субъектами социального  действия, мотивация которых обусловлена  противостоящими ценностями и нормами, интересами и потребностями. Существенная сторона социального конфликта  состоит в том, что эти субъекты действуют в рамках некоей более  широкой системы связей, которая  модифицируется (укрепляется или  разрушается) под воздействием конфликта.2

Современная точка зрения заключается  в том, что даже в организациях с эффективным управлением некоторые  конфликты не только возможны, но и  желательны. Конечно, конфликт далеко не всегда имеет положительный характер. Часть конфликтов является надуманными, искусственными, созданными для прикрытия  некомпетентности отдельных лиц  и от этого вредными для деятельности организации. Другие же конфликты, являясь  неизбежными спутниками жизни любого коллектива, могут быть весьма полезны  и служат импульсом для развития в лучшую сторону (выявление разнообразных  точек зрения дает дополнительную информацию, помогает увидеть альтернативные решения, заметить ранее скрытые проблемы и т.д.)

Рассматривая конфликты в организациях, мы приходим к пониманию конфликта  как вида борьбы между индивидами, цель которых - достижение либо сохранение средств производства, экономической  позиции, власти, других ценностей, пользующихся общественным признанием.

 

1.2 Классификация конфликтов  в организации

Организацию как совместную деятельность людей по достижению ими целей  можно рассматривать как сети взаимозависимых организационных  единиц, а эффективное управление понимать как умелое управление данной взаимозависимостью. Отношения между  организационными единицами оказывают  основное влияние на взаимодействие указанных единиц.

Можно различать следующие четыре типа отношений в каждой форме  взаимодействия групп в организации.3

1. Отношения силы и зависимости.  Люди, работающие в организации,  до определенной степени оказывают  влияние на поведение друг  друга, пытаясь усилить, расширить  собственные возможности и способности  в этой области, а также усилить  собственные позиции.

2. Отношения при ведении переговоров.  При принятии решений о распределении  недостаточных, ограниченных ресурсов работники часто оказываются зависимыми друг от друга в процессе получения собственной доли.

3. Деловые ("инструментальные") отношения. В современном связанном  производстве работники оказываются  в положении "средств производства" друг для друга. Речь идет  о том, что организация производства  на собственном участке объективно  опирается на результаты работы  других участков и групп. В  этой связи взаимозависимость  групп в совместной работе  на общие для организации цели  определяет, с одной стороны, мотивы  для снятия разногласий, а с  другой, форму обмена результатами  деятельности групп внутри организации.

4. Социо-эмоциональные отношения,  которые проявляются в отдельные  периоды в форме симпатий и  антипатий (чаще - лица к группе  и к организации).

Указанные типы отношений имеют  соответствующие тенденции и  центральные проблемы. Принадлежность конкретных разногласий к конкретной природе (центральной или поведенческой) определяют вид вмешательства в  конфликт. Имеется в виду внешнее  для конфликтующих сторон воздействие, направленное на конструктивное снятие разногласий.

Выделим следующие виды конфликтов, появление которых наиболее часто  отмечается исследователями в организации:4

 1. Между работодателями и служащими (внутриличностный). Он может принимать различные формы. Одна из самых распространенных форм - ролевой конфликт, когда к одному человеку предъявляются противоречивые требования по поводу того, каким должен быть результат его работы. Например, заведующий секцией или отделом в универсальном магазине может потребовать, чтобы продавец все время находился в отделе и предоставлял покупателям информацию и услуги, но позже высказать недовольство тем, что продавец тратит слишком много времени на покупателей и уделяет мало внимания пополнению отдела товарами. А продавец воспринимает указания относительно того, что делать и чего не делать - как несовместимые. Или же руководителю производственного подразделения его непосредственный начальник дал указание наращивать выпуск продукции, а руководитель по качеству настаивает на повышении качества продукции путем замедления производственного процесса. Оба примера говорят о том, что одному человеку давались противоречивые задания и от него требовали взаимоисключающих результатов. В первом случае конфликт возникал в результате противоречивых требований, предъявляемых к одному и тому же человеку. Во втором случае причиной конфликта было нарушение принципа единоначалия.

Внутриличностный конфликт может  также возникнуть в результате того, что производственные требования не согласуются с личными потребностями  или ценностями. Он может являться ответом на рабочую перегрузку или  недогрузку. Исследования показывают, что такой внутриличностный конфликт связан с низкой степенью удовлетворенности  работой, малой уверенности в  себе и организации, а также со стрессом.

2. Между подразделениями крупных  организаций (межгрупповой) Организации  состоят из множества групп,  как формальных, так и неформальных. Даже в самых лучших организациях  между такими группами могут  возникать конфликты. Неформальные  организации, которые считают,  что руководитель относится к  ним несправедливо, могут крепче  сплотиться и попытаться "рассчитаться" с ним снижением производительности  труда. Еще одним примером межгруппового  конфликта может служить непрекращающийся  конфликт между профсоюзом и  администрацией.

Информация о работе Практика управления конфликтами в современных российских организациях