Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Октября 2013 в 20:57, реферат
Актуальность. Развитие бизнеса не стоит на месте, и компании с самого начала своего существования или после первого серьёзного расширения и преодоления детских болезней создают отдел по управлению человеческими ресурсами. Это объясняется как большим количеством штатных сотрудников, так и необходимостью постоянно контролировать кадровый процесс на предприятии. Со временем в той или иной страновой среде формируются собственные стандарты и традиции систем по управлению персоналом. Сегодня особенно любопытно узнать, как принято управлять персоналом в зарубежных странах.
Многочисленные наблюдения социологов дали основания выделить три основных подхода к управлению персоналом, которые практикуются в мире: европейская модель, американская и японская. В каждой стране порядок в кадровом управлении можно свести к комбинации этих моделей.
Введение
Глава 1 Основные модели управления персоналом
1.1 Обзор европейской, американской и японской модели управления персоналом
1.2 Системы мотивации персонала в европейской модели менеджмента
Глава 2 Практика управления персоналом: европейская модель
2.1 Практика управления персоналом предприятия в странах ЕС
2.2 Сравнительный анализ политики управления персоналом в европейских странах и в России
Заключение
Список использованной литературы
Европейская социальная хартия
Претворение в жизнь социальной
хартии создает условия для
Преимущества и проблемы социальной хартии
Европейская конфедерация профсоюзов
предупреждала, что без введения
минимальных единых социальных условий
и условий занятости на общеевропейском
уровне возможны проявления так называемого
«социального демпинга», т.е. неоправданного
сокращения цены на труд в некоторых
странах ЕС. Отсутствие единого минимального
уровня оплаты труда, недостаток защищенности
занятости, как полной, так и частичной,
отсутствие минимальной продолжительности
рабочей недели, а также отрицание
преимуществ социальной хартии позволит
некоторым работодателям
Контраргумент предположению, что социальный демпинг приведет вовлеченные в него страны к повышению конкурентных преимуществ, заключается в том, что низкозарплатная и низкопроизводительная трудоинтенсивная экономика выгодна для производства только некоторых видов продукции - algoritmdela. В долгосрочном плане она будет испытывать недостаток технологических навыков, систем высокопрофессионального обучения и подготовки, а также динамики развития, необходимой для устойчивого экономического роста. Кроме того, в странах с низким уровнем заработной платы могут обостриться проблемы трудовых отношений.
2.2 Сравнительный
анализ политики управления
Одна из основных проблем в системе управления персоналом заключается в найме такого человека, который подходил бы и к культуре так называемого европейского менеджмента, и к культуре отдельной компании. К примеру, может быть нанят молодой иностранный претендент из элитной бизнес-школы, знающий много языков, но в течение нескольких месяцев может обнаружиться, что этот человек не способен установить контакт со своими коллегами. Остальные сотрудники фирмы или конкретного отдела могут оказаться менее образованными или менее мотивированными и могут обнаружить, что им трудно работать с иностранцем. Хотя конкуренция среди коллег выступает важным фактором, основным является именно его принадлежность к другой нации. Иностранцы, со своей стороны, часто не понимают правил другой культуры, что затрудняет их общение с коллегами13.
Другая проблема может возникнуть между линейными менеджерами и отделом управления персоналом или собственником компании при решении вопроса, кого нанимать — специалиста или человека с общими знаниями. Специалист — это человек, который обладает конкретными практическими знаниями и навыками в рамках своей профессии. Человек с общими знаниями в рамках своей профессии, как правило, не имеет узкой специализации. Специалисты отдела управления персоналом могут предпочесть нанять человека, обладающего потенциалом роста. По их мнению, навыкам можно научить, но потенциал работника к обучению либо присутствует, либо нет. Линейные менеджеры хотят видеть человека с конкретными знаниями и навыками в определенной области. Более подробные данные можно увидеть в табл. 1.
Таблица 1
Предпочтения в области найма специалиста или человека с общими знаниями в европейских странах
Страны |
Человек с общими знаниями (местный) |
Человек с общими знаниями (иностранец) |
Специалист |
Англия |
10,5 |
28,9 |
36,8 |
Франция |
10,9 |
3,1 |
29,7 |
Германия |
16,7 |
16,7 |
44,4 |
Италия |
12,2 |
14,4 |
26,7 |
Испания |
22,2 |
7,4 |
70,4 |
Европа в среднем |
13,3 |
13,3 |
36,1 |
Из таблицы видно, что
итальянцы и испанцы
Таблица 2
Перечень некоторых главных характеристик, лежащих в основе принятия решения о найме в европейских странах
Европейские страны |
Англия |
Франция |
Германия |
Италия |
Испания |
Знание иностранного языка |
1 |
1 |
1 |
2 |
1 |
Результат теста |
2 |
3 |
2 |
1 |
2 |
Умение вести малый и средний бизнес |
7 |
2 |
5 |
6 |
3 |
Выпускной ранг |
3 |
9 |
3 |
5 |
6 |
Рекомендации |
4 |
2 |
6 |
7 |
9 |
Международный опыт работы |
11 |
5 |
10 |
4 |
7 |
Общее образование |
5 |
4 |
14 |
11 |
5 |
Технические и специальные навыки |
20 |
6 |
4 |
19 |
13 |
Возраст |
17 |
10 |
8 |
9 |
4 |
Культура, национальность |
8 |
7 |
18 |
3 |
22 |
Проанализировав показатели таблицы, можно сделать вывод, что практически все страны считают важными такие критерии, как знание иностранного языка, результаты теста, общее образование и выпускной ранг. Для некоторых стран важны умение привлекать иностранных клиентов, широкое знание иностранных рынков и способность быстро ориентироваться в определенных ситуациях, для других — культура и национальность, умение вести малый и средний бизнес, а также наличие специальных навыков и знаний. Проранжировав эти критерии по степени их важности для определенных стран, можно нарисовать картину политики найма в той или иной стране14.
Интересно, что иностранное
происхождение кандидата на работу
может являться как положительным,
так и отрицательным фактором.
В частности, 15% опрошенных немецких
менеджеров заявили, что иностранное
происхождение персонала
Необходимо отметить, что
нельзя сравнивать важность параметров
для той или иной страны и делать
вывод о том, что одна страна более
правильно расставляет акценты
и делает выбор, а другая нет. В
каждом государстве в силу культурных
ценностей и экономического положения
есть свои обоснованные критерии отбора,
которые обуславливают
Критерии найма персонала
российскими компаниями представляют
собой совокупность разных элементов,
являющихся специфическими для той
или иной страны. Один из важных критериев
отбора в российской практике —
возраст кандидата, который не должен
превышать 35-40 лет15. Важным критерием
при отборе персонала в российской
практике является также наличие определенного
опыта работы, как правило, желательно
в той должности, на которую он претендует
в новой организации, что подразумевает
наличие у него специальных знаний в той
или иной области. В 70% случаев российские
менеджеры предпочтут взять на работу
человека с этими специальными знаниями
и опытом работы, чем человека с общими
знаниями. В практике некоторых компаний
существует политика
Каждая страна, так же как и в вопросах найма, имеет собственную систему карьерного роста персонала, которая исходит из культурных различий.
В связи с глобализацией
бизнеса большую ценность для
компании представляют работники, способные
ориентироваться в
Исследования выявили
четыре типа фирм, которые придерживаются
различных критериев
«клуб» (внутренний наем, основанный на группе) — как правило, придерживаются политики найма внутри компании, ориентируясь на кандидата с общими знаниями и навыками, которому свойственны ранний карьерный рост и большая надежность;
«академия» (внутренний наем, основанный на деятельности) — внутренний наем, возможность роста кандидата, высокий потенциал, ранняя карьера, специфические знания в той или иной области, возможность увольнения за плохую работу;
«крепость» (внешний наем, основанный на групповом взаимодействии) — внешний наем, кандидат с некоторыми специфическими навыками, больше пассивен, чем активен, свойственны частые увольнения;
«баскетбольная команда» (внешний наем, основанный на деятельности) — внешний наем, сосредоточение знаний на определенной работе, не свойственны формальные тренинги, слабое планирование карьерного роста, возможность горизонтальной карьеры — перехода с позиции на позицию.
Интересно проследить, какие критерии использует та или иная страна при принятии решения о карьерном росте. Такого рода данные приводятся в таблице 3.
Таблица
Приоритет главных характеристик при определении кандидата для продвижения в европейских странах (+ или - означает, как та или иная характеристика воспринимается участвующим в опросе менеджером)
Европейские страны |
Англия |
Франция |
Германия |
Италия |
Испания |
+ прошлая деятельность |
1 |
1 |
1 |
1 |
1 |
- человек как член команды
(если человек слишком |
2 |
2 |
3 |
2 |
3 |
+ человек как член команды |
9 |
3 |
2 |
5 |
2 |
+ высокий потенциал, амбиции |
4 |
5 |
7 |
3 |
4 |
+ уже знает, как работает компания |
7 |
5 |
13 |
8 |
5 |
+ общие знания в своей области |
3 |
22 |
6 |
9 |
14 |
+ молодость |
14 |
10 |
15 |
4 |
8 |
+ длительная работа в фирме |
11 |
18 |
11 |
7 |
6 |
+ внутренний наем |
7 |
4 |
17 |
11 |
10 |
+ открытый, понимающий и продвигающий инновации |
21 |
18 |
4 |
14 |
15 |
Информация о работе Практика управления персоналом: европейская модель