Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Ноября 2012 в 14:56, курсовая работа
Целью данной курсовой работы является изучение философии и принципов менеджмента, направленного на процесс и результат, рассмотрение восточных, западных, а также отечественных подходов к контролю качества продукции.
Для достижения данной цели были поставлены следующие задачи:
Анализ японского опыта управления качеством. В частности концепции «кайдзен» и «канбан»
Рассмотрение западного опыта на примере США и Европы
Введение 4
Глава 1. Япония: менеджмент, ориентированный на процесс 6
1.1 Концепция кайдзен 6
1.2 Черты японского подхода к контролю качества 9
Глава 2. Западный опыт контроля качества 15
2.1 США 15
2.2 Европа 18
Глава 2. Управление качеством в России 22
2.1 Проблемы развития 22
2.2 Потенциал развития 28
Заключение 33
Список использованной литературы 35
РОССИЙСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ ДРУЖБЫ НАРОДОВ
ФАКУЛЬТЕТ: ЭКОНОМИЧЕСКИЙ
КАФЕДРА: МЕНЕДЖМЕНТА
НАПРАВЛЕНИЕ: МЕНЕДЖМЕНТ
КУРСОВАЯ РАБОТА
На тему: «Практики управления качеством: Япония, Запад, Россия»
Студент: Керимов Мурад
Группа: ЭУ-301
Страна: Азербайджан
Руководитель:
к. т. н, ст. преп. Чернов А.В.
Заведующий кафедрой
Менеджмента:
к.э.н. Хожемпо В.В.
Москва
2010
Оценочный лист
Тема: Практики управления качеством: Япония, Запад, Россия
Студент: Керимов Мурад
Руководитель: Чернов Алексей Викторович
Дата поступления работы на кафедру ____________________
Актуальность темы |
0-3 балла |
|
Цель исследования |
0-3 балла |
|
Задачи исследования |
0-3 балла |
|
Объект исследования |
0-3 балла |
|
Предмет исследования |
0-3 балла |
|
Самостоятельность суждений, оценок и выводов автора |
0-55 баллов |
|
Стиль и язык изложения материала (ясность, образность, лаконичность, лексика, грамматика) |
0-15 баллов |
|
Наличие и качество иллюстративных материалов по теме (таблицы, рисунки) |
0-10 баллов |
|
Оформление списка литературы |
0-3 балла |
|
Культура оформления
научно-справочного материала |
0-5 балла |
|
Внешний вид работы (качество оформления, презентабельность |
0-5 балла |
|
Итого: |
108 баллов |
Соответствие систем оценок
(используемых ранее оценок итоговой академической успеваемости, оценок ECTS и балльно-рейтинговой системы оценок текущей успеваемости)
Оценка |
Неудовлетворительно |
Удовлетворительно |
Хорошо |
Отлично | |||
Оценка ECTS |
F(2) |
FX (2+) |
Е(3) |
D(3+) |
С (4) |
В (5) |
А (5+) |
Сумма баллов |
менее 37 |
37-54 |
55-63 |
64-72 |
73-90 |
91-99 |
100-108 |
Оглавление
Сегодня, как никогда ранее, назрела необходимость взглянуть на проблему качества в экономике в ее тесной взаимосвязи с новыми экономическими реалиями. Настало время, когда производители продукции должны понять, что путь к выживанию и благополучию в условиях жесткого глобального рынка – это создание продукции высокого качества, конкурентоспособной как на внутреннем, так и на внешнем рынке. Решение этой проблемы требует от предприятий освоения новых современных подходов, главный из которых – Total Quality Management – Всеобщий Контроль Качества, в котором интегрирован весь мировой опыт в области управления качеством.
С 50-х годов начался активный этап достижений в области управления качеством, как в Японии, так и в других странах, прежде всего в США.
Что касается степени разработанности данной проблемы в отечественной и зарубежной литературе, безусловно, иностранные источники более многочисленны и исчерпывающи. Однако в последнее десятилетие в России наблюдается существенный рост интереса к этой теме, и, соответственно, увеличение числа публикаций, как переводных, так и за авторством отечественных специалистов.
В данной курсовой работе рассматривается практика управления качеством на примере трех регионов мира: Японии, Запада (США и Германии) и России.. Эта очередность лежит в основе структуры курсовой работы.
Япония выбрана как страна, которая уже более 50-ти лет удивляет мир выдающимися результатами в области производства и качества продукции, где преимущества японцев лежат в области нового менеджмента, представляющего собой стратегию «кайдзен».
В основе кайдзен лежат 2 постулата: постоянное совершенствование и вовлеченность персонала. Они стали основополагающими принципами стандартов ISO 9000.
Спустя некоторое
время американские корпорации поняли
удивительную эффективность новых
японских методов организации
Что касается России, то есть одно обстоятельство, о котором необходимо сказать: в значительной степени оказался забытым накопленный десятилетиями отечественный опыт управления качеством. Создается впечатление, что Россия оказалась на пустом месте, и все надо начинать с нуля. С этим согласиться нельзя. Еще в 50-е гг. в России была разработана и начала успешно применяться, прежде всего – в ВПК, система КС УКП – комплексная система управления качеством продукции. Многие ее элементы с успехом использовали тогда в развитых капиталистических странах и, в частности, в той же Японии, адаптировав ее к своим условиям. В России же эту систему, как и многие другие полезные начинания, выбросили как бы за ненадобностью.
Можно с уверенностью сказать, что успех в решении проблем контроля качества, можно достичь только при обеспечении органичного сочетания отечественных и зарубежных разработок и накопленного практического опыта.
Целью данной курсовой работы является изучение философии и принципов менеджмента, направленного на процесс и результат, рассмотрение восточных, западных, а также отечественных подходов к контролю качества продукции.
Для достижения данной цели были поставлены следующие задачи:
В процессе выполнения работы нами использованы вторичные источники информации, такие как книги зарубежных авторов, прежде всего японских и американских, а также некоторые книги и публикации отечественных авторов. Кроме того, были использованы научно-практические журналы в области управления качеством «Стандарты и качество» и «Методы менеджмента качества». Полезным источником информации послужили электронные базы данных и информационные порталы, в том числе на английском и японском языках.
В данной курсовой работе объектом исследования являются три разных региона мира. Это Япония, Запад (США и Европа) и Россия. Предметом исследования является практика управления качеством в этих регионов. История возникновения, развитие, проблемы и потенциал развития.
За два десятилетия, которые предшествовали нефтяным кризисам, мировая экономика достигла небывалого расцвета, и спрос на новые технологии и новые виды продукции был по-настоящему неутолимым. В этот период с лихвой окупалась стратегия инноваций. Такая стратегия, импульс которой дают новые технологии, процветает в период динамичного развития, при высоком уровне прибыли. Ее применению благоприятствует климат, в котором:
Однако, эти времена миновали. Нефтяные кризисы 70-х гг., вызовы 80-х и 90-х радикально и необратимо изменили международную экономическую ситуацию. Для новых экономических условий стали характерны:
Сегодня любое промедление в освоении передовых технологий обходится дорого. Промедление в освоении новейших методов менеджмента может стоить не меньше.
В этих условиях нужен особый подход к управлению. В Японии им стал «кайдзен».
Стратегия кайдзен – ключ к конкурентоспособности Японии на мировом рынке – это центральная концепция японского менеджмента. Кайдзен понимается как непрерывный процесс совершенствования, в который вовлечены все – высшие менеджеры, менеджеры среднего звена и рабочие. В Японии разработано множество систем, позволяющих сформировать у всех сотрудников кайдзен-мышление. Это подразумевает ориентацию на процесс, в то время как на Западе доминирует ориентация на результат.
Говоря об истоках кайдзен, нужно подчеркнуть вклад в японские разработки двух значимых американских специалистов – Эдварда Деминга и Джозефа Джурана.
В контексте
их работ, совершенствование
Впервые Дж. М. Джуран начал рассматривать вопрос качества с точки зрения общего менеджмента. Тогда же быд создан первый кружок контроля качества.
Без сомнения, эти
кружки сыграли важную роль в повышении
качества в Японии, однако не они
служили основой всеобщего конт
Как и во многих западных компаниях, термин «контроль качества» изначально применялся по отношению к производственному процессу, в частности, к технической инспекции для отбраковки несоответствующего требованиям входного сырья или продукции на выходе поточной линии.
Но очень скоро пришло понимание того, что контроль такого рода не позволяет повысить качество продукции, которое следует создавать в ходе производства. Фраза «встраивай качество в процесс» была и остается актуальной для Японии.
После выступления Деминга именно на этой стадии стали применять контрольные карты и другие статистические инструменты.
Лекции Джурана в 1954 г. осветили еще один аспект проблемы. Впервые в Японии контроль качества стал рассматриваться как жизненно важный инструмент менеджмента. С этого момента этот термин стал обозначать не только контроль качества продукции. Основное внимание стало уделяться качеству людей. «По капле менять человека» - таков основной принцип TQC (тотальный контроль качества). Компания, способная «встроить» качество в своих людей уже прошла половину пути к производству качественной продукции – так считают японские специалисты. Бизнес состоит из трех блоков – это «железо», «бумага» и люди. TQC начинается с людей. Лишь решив эту проблему, можно переходить к «железу» и «бумаге». 1
Для японской ментальности характерна вера в бесконечные возможности совершенствования. Старая японская пословица гласит: «Если вы не встречались с другом 3 дня, присмотритесь получше, и вы увидите, что в нем изменилось». Смысл этого высказывания в том, что за 3 дня человек не может остаться прежним. И нужно быть внимательным, чтобы заметить эти перемены.
Перенося этот
подход на производство, мы получаем философию
кайдзен – необходимость
В Японии создана тщательно продуманная система стратегий кайдзен, которые служат инструментами TQC. Они по праву стоят в одном ряду с самыми выдающимися достижениями менеджмента XX века.
7 инструментов «кайдзен» 2:
Информация о работе Практики управления качеством: Япония, Запад, Россия