Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Ноября 2012 в 14:56, курсовая работа
Целью данной курсовой работы является изучение философии и принципов менеджмента, направленного на процесс и результат, рассмотрение восточных, западных, а также отечественных подходов к контролю качества продукции.
Для достижения данной цели были поставлены следующие задачи:
Анализ японского опыта управления качеством. В частности концепции «кайдзен» и «канбан»
Рассмотрение западного опыта на примере США и Европы
Введение 4
Глава 1. Япония: менеджмент, ориентированный на процесс 6
1.1 Концепция кайдзен 6
1.2 Черты японского подхода к контролю качества 9
Глава 2. Западный опыт контроля качества 15
2.1 США 15
2.2 Европа 18
Глава 2. Управление качеством в России 22
2.1 Проблемы развития 22
2.2 Потенциал развития 28
Заключение 33
Список использованной литературы 35
Вовлеченность людей, их мотивация к улучшению своих рабочих мест и рабочих процессов – это огромный потенциал, который невозможно купить. Японцы первыми это поняли, и на своем примере доказали всему миру эффективность этого подхода.
В работе были упомянуты некоторые российские предприятия – «Инструм-Рэнд», «Трек», «Микрон» - опыт которых также доказывает, что можно добиться успеха на основе этих факторов. Они начинали свою деятельность без реальных инвестиций и построили свой бизнес на вовлечении персонала и лидерстве.
Здесь хотелось бы подчеркнуть особую роль лидерства как явления и как платформы для преобразований в системе управления качеством.
Программы кайдзен, основанные на лидерстве, позволяют отобрать лучших, а не производить сокращение численности без объявления правил, тем самым отказываясь именно от наиболее сильных. Сильные люди не любят неопределенности, и уходят первыми искать другую работу.
В ходе работы было выяснено, что российские специалисты в области управления качеством были знакомы с философией кайдзен достаточно давно и активно ее пропагандировали. Но было много искажений хороших идей и методов по причине непонимания их сути и способа адаптации к локальным условиям.
У противников кайдзен в российском бизнесе в основном два аргумента
Первый: поскольку в основе методики лежит человеческий фактор, то она обречена в России на неудачу, потому что, как говорил классик, «мы ленивы и нелюбопытны». Но ведь не все. Любой руководитель производства проводит на работе 10 и более часов. И почти все время «стоит с кнутом в руке». Если же вместо «кнута» заняться обучением и стимулированием активности сотрудников, то каков будет синергетический эффект?
Второй аргумент пессимистов заключается в том, что предлагаемые меры половинчаты и носят лишь косметический характер. Наверное, в чем-то они правы. Если видеть в этих методах лекарство от всех производственных проблем. Конечно, порой предприятие требует глубокого реинжиниринга, или коренной планировки. Но это не повод, задумав перестройку производства с полной заменой оборудования, перестать даже на время думать о более эффективной работе предприятия.
Подводя итог, хочется сказать, что чужеродная идеология вполне вписывается в жизнь и ментальность России. Конечно, необходимы адаптации, изменения – но и они должны быть постоянными, и это тоже один из принципов кайдзен. Ведь главное – не национальная принадлежность, а образ мышления.
1 Цубаки Х. Развитие менеджмента качества в промышленности Японии
2 Van der Wiele A., Dale B. and Williams R. ISO 9000 series and excellence models: fad to fashion to fit
3 На Западе и иногда в России их неточно называют «причинно-следственными» диаграммами
4 Иногда графики и диаграммы разброса рассматривают вместе как один метод, а в качестве седьмого метода используется «стратификация (расслаивание)» данных
5 Имаи М. Кайдзен – ключ к успеху / М. Имаи. – М.: Альпина Бизнес Букс, 2007. – 256 с.
6 Цубаки Х. Развитие менеджмента качества в промышленности Японии – Н. Новгород: СМЦ «Приоритет», 2001.
7 Цубаки Х. Развитие менеджмента качества в промышленности Японии – Н. Новгород: СМЦ «Приоритет», 2001.
8 Цубаки Х. Развитие менеджмента качества в промышленности Японии – Н. Новгород: СМЦ «Приоритет», 2001.
9 Кондо Й. Мотивация персонала – ключевой фактор менеджмента – Н. Новгород: СМЦ «Приоритет», 2002.
10 Кондо Й. Мотивация персонала – ключевой фактор менеджмента – Н. Новгород: СМЦ «Приоритет», 2002.
11 Имаи М. Кайдзен – ключ к успеху – М.: Альпина Бизнес Букс, 2007.
12 Кондо Й. Мотивация персонала – ключевой фактор менеджмента – Н. Новгород: СМЦ «Приоритет», 2002.
13 Bank, John. Quality and Total Quality Management. [Электронный ресурс] – Bloomsbury Business Library - Information Sources, 2007
14 'Baldrige Index' Consistently Outperforms the S&P 500 - NIST, 2001.
15 Van der Wiele A., Dale B. and Williams R. ISO 9000 series and excellence models: fad to fashion to fit - 2000.
16 Имаи М. Кайдзен – ключ к успеху – М.: Альпина Бизнес Букс, 2007. – 256 с.
17 Dale B.G. Managing Quality / B.G. Dale. – Oxford: Blackwell Publishers. 3-rd ed., - 1999. 376 P.
18 Ясин Е.Г. Российская экономика. Истоки и панорама рыночных реформ: Курс лекций. / Е. Г. Ясин - М.: ГУ ВШЭ. 2-e изд - 2003. – 301 с.
19 Международные стандарты ИСО серии 9000 и статистические методы (новая версия и процессный подход)
20 Мазур И.И., Шапиро В.Д. Управление качеством: учебное пособие / И.И. Мазур, В.Д. Шапиро. - М.: Высшая школа, 2003. – 199 с.
21 R.P. Dickenson, D.R. Campbell, V.N. Azarov. -International Journal of Quality & Reliability Management, Vol. 17 No. 1. - 2000. - P. 472 P.
22 The ISO Survey of ISO 9000 and ISO 14000 Certificates / ISO, 2002. - December.189 P.
23 Coleman S., Douglas A. Where next for ISO 9000 companies? // S. Coleman, A. Douglas. - The TQM Magazine, Vol. 15 No 2. - 2003. – 110 P.
24 Cекретариат Совета по присуждению премий Правительства Российской Федерации в области качества - ВНИИС Госстандарта России. 2003. Режим доступа: http://www.vniis.ru, свободный. – Загл. с экрана.
25 Белокоровин Э.А., Маслов Д.В. Малый бизнес: пути развития / Э.А. Белокоровин, Д.В Маслов - Архангельск: Март, 2003. – 243 с.
26 C.O. Longenecker. - European Business Review, Vol. 13, No. 2. - 2001. – 199 P.
27 Программа переподготовки управленческих кадров для народного хозяйства Российской Федерации - Федеральная комиссия по организации подготовки управленческих кадров. - 2004. Режим доступа: http://skpk.hse.ru, свободный. – Загл. с экрана.
28 'Baldrige Index' Consistently Outperforms the S&P 500 // Fact sheet. - National Institute of Standards and Technology, Gaithersburg, Maryland. - NIST, 2001. - 10 April. 49 P.
Информация о работе Практики управления качеством: Япония, Запад, Россия