Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Сентября 2013 в 13:31, курсовая работа
Целью курсовой работы является анализ существующего мотивационного механизма в организации и формирование нового более совершенного мотивационного механизма.
Объектом исследования являются сотрудники организации ООО «Юпитер» трех групп: управленцы, специалисты, рабочие.
Предметом исследования является мотивационный механизм в управлении организацией.
Задачами моей работы являются:
• раскрыть сущность и понятие мотивационного механизма. Рассмотреть основные теории мотивации и выявить проблемы мотивации в компаниях.
• охарактеризовать механизм мотивации, существующий в выбранной мною организации.
• представить и обосновать предложения по совершенствованию мотивационного механизма в исследуемой мною организации.
Введение…………………………………………………………………………….3
Глава 1. Теоретические основы формирования мотивационного механизма…7
Основные элементы мотивационного механизма…………………….7
Основные принципы и методика формирования мотивационного механизма………………………………………………………………..10
Сущность основных теорий мотивации………………………………11
Глава 2. Характеристика и анализ мотивационного механизма в системе управления персоналом ООО «Юпитер»…………………………………………21
2.1 Организационно-экономическая характеристика организации……....21
2.2 Анализ мотивационного механизма в системе организации…………25
2.3 Достоинства и недостатки мотивационного механизма…………….32
Глава 3. Предложения по совершенствованию мотивационного механизма в ООО «Юпитер» и оценка эффективности предлагаемых мероприятий………..35
3.1 Предложения по совершенствованию мотивационного механизма в области обеспечения социальных гарантий, дисциплинарного воздействия, создания благоприятного психологического климата, формирования организационной культуры компании……………………………………………35
3.2 Экономическая эффективность по результатам внедрения предложенных мер…………………………………………………………………40
Заключение …………………………………………………………………………45
Список литературы…………………………………………………………………47
Теории мотивации к работе можно разделить на две группы:
-теории содержания (содержательные);
-теории процесса (процессуальные).
Первые делают упор на исследование и объяснение содержательной стороны теории мотивации. Такие теории базируются на изучении потребностей человека, которые и являются основным мотивом их поведения, а, следовательно, и деятельности. К сторонникам такого подхода можно отнести американских психологов Абрахама Маслоу, Фредерика Герцберга и Дэвида Мак-Клелланда. Рассмотрим подробнее эти теории.
Вторые разъясняют тот процесс, который дает продвижение происходящему внутри человека процессу мотивации. Здесь говорится о распределении усилий работников и выборе определенного вида поведения для достижения конкретных целей. К таким теориям относятся: теория ожиданий, или модель мотивации по В. Вруму, теория справедливости и теория или модель. Портера - Лоулера.
Чтобы действительно можно было понять мотивацию как явление, нужны оба понятия, а также персональный подход к рассмотрению.
Содержательные теории.
Теории содержания мотивации анализируют факторы, оказывающие влияние на мотивацию. В значительной мере фокус этих теорий сконцентрирован на анализе потребностей и их влияния на мотивацию. Эти теории описывают структуру потребностей, их содержание и то, как данные потребности связаны с мотивацией человека к деятельности. В данных теориях делается попытка дать ответ на вопрос о том, что внутри человека побуждает его к деятельности. Наиболее известными теориями мотивации этой группы являются:
-теория иерархии потребностей, разработанная Маслоу;
-теория ERG, разработанная Альдерфером;
-тория приобретенных потребностей МакКлелланда;
-теория двух факторов Герцберга.
Теория мотивации по А. Маслоу.
Первая из рассматриваемых теорий называется иерархией потребностей Маслоу. Сущность ее сводится к изучению потребностей человека. Это более ранняя теория. Ее сторонники, в том числе и Абрахам Маслоу, считали, что предметом психологии является поведение, а не сознание человека. В основе же поведения лежат потре6ности человека, которые можно разделить на пять групп :
-физиологические потребности, необходимые для выживания человека: в еде, в воде, в отдыхе и т.д.;
-потребности в безопасности и уверенности в будущем - защита от физических и других опасностей со стороны окружающего мира и уверенность в том, что физиологические потребности будут удовлетворяться и в будущем, социальные потребности - необходимость в социальном окружении;
- в общении с людьми, чувство «локтя» и поддержка;
-потребности в уважении, в признании окружающих и стремлении к личным достижениям, потребность самовыражения, т.е. потребность в собственном росте и в реализации своих потенциальных возможностей.
Согласно теории Маслоу, все эти потребности можно расположить в строгой иерархической последовательности в виде пирамиды, в основании которой лежат первичные потребности, а вершиной являются вторичные.
Рис 3. – Иерархия потребностей Маслоу
Смысл такого иерархического построения заключается в том, что приоритетны для человека потребности более низких уровней и это сказывается на его мотивации. Другими словами, в поведении человека более определяющим является удовлетворение потребностей сначала низких уровней, а затем, по мере удовлетворения этих потребностей, становятся стимулирующим фактором и потребности более высоких уровней.
Теория приобретенных потребностей Дэвида МакКлелланда.
С развитием экономических
отношений и совершенствованием
управления значительная роль в теории
мотивации отводится
Согласно теории Мак Клелланда люди, стремящиеся к власти, должны удовлетворить эту свою потребность и могут это сделать при занятии определенных должностей в организации.Управлять такими потребностями можно, подготавливая работников к переходу по иерархии на новые должности с помощью их аттестации, направления на курсы повышения квалификации и т.д. Такие люди имеют широкий круг общения и стремятся его расширить. Их руководители должны способствовать этому.
Теория ERG К. Альдерфера
Эта теория считается сравнительно новой концепцией в рамках содержательного подхода к мотивации.
Как и Маслоу, Альдерфер рассматривает потребности в рамках иерархии, однако в отличие от него считает возможным переход от одного их уровня к другому в различных направлениях. Например, при невозможности удовлетворить потребности высшего уровня вновь возвращается к низшему и активизирует свою деятельность здесь, что создаёт дополнительные возможности для мотивации. .
Двухфакторная теория мотивации Фредерика Герцберга
Эта теория появилась в связи с растущей необходимостью выяснить влияние материальных и нематериальных факторов на мотивацию человека.
Фредерик Герцберг создал двухфакторную модель, которая показывает удовлетворенность работой.
Таблица 1. Факторы, влияющие на удовлетворенность в работе
Гигиенические факторы |
Мотивация |
Политика фирмы и администрации |
Успех |
Условия работы |
Продвижение по службе |
Заработок |
Признание и одобрение результата |
Межличностные отношения |
Высокая степень ответственности |
Степень непосредственного контроля над работой |
Возможность творческого и делового роста |
Первая группа факторов (гигиенические
факторы) связана с самовыражением
личности, ее внутренними потребностями,
а также с окружающей средой, в
которой осуществляется сама работа.
Вторая группа факторов мотивации связана
с характером и сущностью самой
работы. Руководитель здесь должен
помнить о необходимости
Гигиенические факторы Ф. Герцберга, как видно, соответствуют физиологическим потребностям, потребности в безопасности и уверенности в будущем.
Эта теория была создана на основе данных интервью, взятых на различных рабочих местах, в разных профессиональных группах и в разных странах.
На удовлетворенность работой влияют:
-достижения (квалификация) и признание успеха,
-работа как таковая (интерес к работе и заданию),
-ответственность,
-продвижение по службе,
-возможность профессионального роста.
Эти факторы он назвал "мотиваторами".
На неудовлетворенность работой влияют:
-способ управления,
-политика организации и администрация,
-условия труда,
-межличностные отношения на рабочем месте,
-заработок,
-неуверенность в стабильности работы,
-влияние работы на личную жизнь.
Именно эти внешние факторы и получили название "факторов контекста", или "гигиенических" факторов.
Согласен с Герцбергом в том, что существуют факторы, которые не могут сильно повысить мотивацию, но их отсутствие может оказать значительный демотивирующий эффект.
Процессуальные теории.
Существует целый ряд
теорий, которые говорят о том,
как строится процесс мотивации
и как можно осуществить
Рис.4. Общая схема мотивационного процесса
Данная схема очень общая, т.к. она не раскрывает ни механизма вознаграждения, ни собственно содержания вознаграждения, сущности и содержания оценки, ни превращение оценки в решение. В современной управленческой практике существует ряд теорий, которые достаточно подробно и на операционном уровне описывают процесс мотивации:
-теория ожидания;
-теория постановки цели;
-теория равенства;
-теория партисипативного управления.
Теория ожидания (В.Врум, Л.Портер, Э.Лоулер и др.)
Согласно теории ожиданий не только потребность является необходимым условием мотивации человека для достижения цели, но и выбранный тип поведения.
Процессуальные теории ожидания устанавливают, что поведение сотрудников определяется поведением:
-руководителя, который при определенных условиях стимулирует работу сотрудника;
-сотрудника, который уверен, что при определенных условиях ему будет выдано вознаграждение;
-сотрудника и руководителя, допускающих, что при определенном улучшении качества работы ему будет выдано определенное вознаграждение;
-сотрудника, который сопоставляет размер вознаграждения с суммой, которая необходима ему для удовлетворения определенной потребности.
Сказанное означает, что в теории ожидания подчеркивается необходимость в преобладании повышения качества труда и уверенности в том, что это будет отмечено руководителем, что позволяет реально удовлетворить потребность.
Мотивированная деятельность является целенаправленной. Цель обычно связана с прямым или косвенным удовлетворением какой-либо потребности. Сила направленности деятельности на достижение цели зависит частично от того, в какой мере личность чувствует себя вознагражденной за достижение цели.
Чтобы человек был мотивирован
на определенную деятельность, нужно
его достижения в этой деятельности
вознаграждать тем, что он ценит,
и вознаграждение должно быть связано
с достижением цели так, чтобы
человек это заметил. С другой
стороны, каждый знает, что не всегда
даже настойчивые усилия гарантируют
достижение цели. На основе ранее полученного
опыта формируется
Если ожидания высоки, сила
побудительного мотива возрастает. Ранее
полученный успешный опыт также подкрепляет
ожидание того, что соответствующий
результат мог бы быть получен. Таким
образом, успех усиливает мотивацию.
Если же ожидания не осуществляются, препятствия
к достижению цели порождают ощущение
тщетности усилий. Чем больше для
человека важность (ценность) недостигнутой
цели, тем больше ощущение тщетности.
В следующий раз, может быть, будет
немного снижен и уровень цели
и, если цель не осуществится несколько
раз, снизится оценка реальности ее достижения
и мотивация уменьшится. "Стоит
ли пытаться..." Ощущение тщетности
снижает мотивацию, а низкая мотивация
уменьшает исполнительский
От ощущения тщетности может избавить постановка реальных целей, приближение ожиданий к реальности и вознаграждение от достижения цели тем способом, который ценит сам работник.
Исходя из теории ожиданий,
можно сделать вывод, что работник
должен иметь такие потребности,
которые могут быть в значительной
степени удовлетворены в
Среди отечественных ученых наибольших успехов в разработке теории мотивации достигли Л.С. Выгодский и его ученики А. Н. Леонтьев и Б. Ф. Ломов. Они исследовали проблемы психологии на примере педагогической деятельности, производственные проблемы они не рассматривали. Именно по этой причине их работы не получили дальнейшего развития. По моему мнению, все основные положения теории Выгодского подходят и для производственной деятельности.
Теория Выгодского утверждает, что в психике человека имеются два параллельных уровня развития - высший и низший, которые и определяют высокие и низкие потребности человека и развиваются параллельно. Это означает, что удовлетворение потребностей одного уровня с помощью средств другого невозможно.
Глава 2. Характеристика и анализ мотивационного механизма в системе управления персоналом ООО «Юпитер».
2.1Организационно-
Общество с ограниченной ответственностью ООО «Юпитер» создано в 2003г. Общество руководствуется в своей деятельности Гражданским кодексом Российской Федерации, Федеральным законом "Об обществах с ограниченной ответственностью", а также Учредительным договором о создании Общества и Уставом.
Миссия компании — это стремление к профессиональному и техническому совершенству предлагаемых услуг, а также воплощение в жизнь самых смелых пожеланий клиентов.