Прибыль торгового предприятия, ее формирование и использование

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Января 2013 в 12:09, курсовая работа

Описание работы

Целью курсовой работы является в рамках экономического содержания прибыли фирмы рассмотреть роль прибыли в деятельности фирм, ее функции, расчет прибыли от товарных операций, проанализировать планирование, распределение и использование прибыли, а также факторы, влияющие на нее и способы ее увеличения.

Файлы: 1 файл

новая курс.docx

— 55.14 Кб (Скачать файл)

Введение.

Переход к рыночной экономике  вызвал серьезные изменения финансовой системы России и в первую очередь  ее основного звена – финaнсов предприятий (фирм), так как они занимают ведущее место в финансовой системе. Условия хозяйствования для российских предприятий заметно изменились, что связано с определенными процессами, происходящими в стране: становление и развитие предпринимательства, приватизация, либерализация цен и внешнеэкономических связей предприятий и т.п.

В результате происходящих в России реформ в стране успешно  функционируют предпринимaтельские структуры в различных сферах деятельности, сформировались современная банковская система, а также финансовый рынок. «Предпринимательская деятельность – это самостоятельная деятельность дееспособных лиц (граждан) и их объединений, зарегистрированных в установленном законом порядке, осуществляемая на свой риск, связанная с производством и реализацией продукции, выполнением работ, оказанием услуг или продажей товаров.

Основной целью предпринимательской  деятельности является получение прибыли, так как именно прибыль служит главным источником расширенного воспроизводства, роста доходов предприятия и  его собственников. Эта цель достигается  продуманным финансовым обеспечением производственного процесса, выбором  направлений использования финансовых ресурсов и способов мобилизации  основного и оборотного капитала».

Важным фактором дальнейшего  развития любого предприятия является поток поступающих денежных средств, превышающий платежи. От наличия  или отсутствия доходов будет  зависеть, в конечном счете возможность  функционирования фирмы, ее конкурентоспособность, а также финансовое состояние.

Под фирмой понимается экономический  субъект, который занимается производственной деятельностью и обладает хозяйственной  самостоятельностью (в принятии решений  о том, что, как и в каких  размерах производить, где, кому и по какой цене продавать свою продукцию). Фирма объединяет ресурсы для  производства определенных экономических  благ с целью максимизации прибыли. В отличие от естественным образом  сложившегося рыночного порядка, фирмы  базируются на иерархическом принципе организации экономической деятельности. Рынок предполагает обособление  средств производства, фирма –  их концентрацию. На рынке господствуют косвенные методы контроля, внутри фирмы – прямые. Рынок исключает  диктат, он основывается на экономических  стимулах, фирма, наоборот, предполагает единоначалие, основывается на административных формах управления.

Стремление к прибыльности и есть то главное, что отличает фирму, работающую по рыночным законам.

Прибыль – это денежное выражение денежных накоплений, создаваемых  предприятием любой формы собственности. Как экономическая категория  она характеризует финансовый результат  предпринимательской деятельности предприятий. Прибыль является показателем, который наиболее полно отражает эффективность производства, объем  и кaчество произведенной продукции, состояние производительности трудa, уровень себестоимости. Вместе с тем прибыль оказывает стимулирующее воздействие на укрепление коммерческого расчета, интенсификацию производствa.

Прибыль, как конечный финансовый результат деятельности фирмы, представляет собой разность между общей суммой доходов и затратами на производство и реализацию продукции с учетом убытков от различных хозяйственных  операций. Таким образом, прибыль  формируется в результате взаимодействия многих компонентов как с положительным, так и отрицательным знаком.

Целью курсовой работы является в рамках экономического содержания прибыли фирмы рассмотреть роль прибыли в деятельности фирм, ее функции, расчет прибыли от товарных операций, проанализировать планирование, распределение и использование  прибыли, а также факторы, влияющие на нее и способы ее увеличения.

Исходя из вышеизложенного, тема курсовой работы является актуальной и особо значимой в современных  условиях рыночных отношений.

Актуальность данной темы определяется также созданием оптимальных  условий для прибыльной работы предприятий.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 1. Сущность и роль прибыли  в торговле.

     

         Прибыль - одна из наиболее сложных экономических категорий. Исследованию отношений, связанных с ее функционированием в экономике, посвящены многие труды отечественных и зарубежных экономистов. Среди них существуют различные точки зрения на природу прибыли, ее функции и возможности использования в хозяйственной практике в качестве экономического инструмента воздействия на производство и обращение. Поэтому изучению этих вопросов неизбежно должно предшествовать выяснение исходных теоретических позиций.

Прибыль определяется как  экономическая категория, основной (обобщающий) показатель хозяйственной деятельности организаций. Это и показатель эффективности деятельности, и цель предпринимателя, и условие развития организации, прогресса производительных сил.

Различные общественно-исторические условия развития стран послужили созданию различных теорий, понятий, трактовок прибыли.

В экономической литературе рассматриваются несколько теорий прибыли:

  • теория классиков политической экономии (А. Смит, Д. Рикардо);
  • теория производительности капитала (Сэй, Дж. Б. Кларк);
  • теория «воздержания», «ожидания», «риска» (М. Сениор);
  • теории, трактующие прибыль как трудовой доход (Дж. Милль, Бастиа);
  • марксистская теория прибыли и др.

В общем смысле все авторы сходятся в том, что прибыль представляет собой разницу, отклонение, остаток. Исследователи единодушно рассматривают прибыль как «нечто», содержащееся в выручке от продажи. Разногласия, причем весьма существенные, возни кают    при    попытке    установить,     из    каких    же компонентов состоит это «нечто».


Теоретические взгляды меркантилистов, например, основывались на исследовании внешней торговли. Они утверждали, что возникновение прибыли связано  с внешней торговлей в результате того, что товары за границей продаются  по более высоким ценам, чем их купили внутри страны.

А. Смит и Д. Рикардо увидели  источник прибыли не в обращении, а в производстве. Исходя из трудовой теории стоимости, прибыль понималась как доход, который служит вознаграждением капиталиста за услуги капитала.

Существует много разновидностей концепции производства: теория производительности капитала, прибыли как трудового дохода предпринимателя, монопольной прибыли и др. Некоторые из них входят составными частями в теории: издержек производства, собственности, народонаселения и другие, казалось бы, не связанные с определением сущности прибыли. Наиболее распространенной теорией прибыли является теория производительности капитала как составная часть теории трех факторов - труда, капитала и земли.

Трактовка прибыли как  трудового дохода предпринимателей была выдвинута еще в XIX в. Свое развитие она получила в трудах немецкого ученого В. Рошера, который определил прибыль как предпринимательскую заработную плату. Во второй половине XIX в. английский экономист А. Маршалл сводил предпринимательскую прибыль к плате за надзор и управление производством, считая ее разновидностью заработной платы или трудовым доходом.

Согласно теории «воздержания», «ожидания», «риска» прибыль представляет собой вознаграждение предпринимателя  за его воздержание, ожидание, отсрочку потребления, риск.

Воздержание заключается  в том, что предприниматель отказывается от немедленного потребления имеющихся у него средств или борется со своим желанием израсходовать имеющийся капитал, или подвергается переживаниям, рискуя, ожидая эффекта от вложенного в производство капитала.

Среди экономистов, поддерживающих эту теорию, особую известность получил  английский ученый Н. Сениор. Он утверждал, что стоимость товаров определяется издержками производства, которые сводятся к двум видам «пожертвования» - труду и воздержанию. Н. Сениор подразделял прибыль на предпринимательский доход и процент, причем сводил вознаграждение за «воздержание» к проценту, а предпринимательский доход изображал как вознаграждение за деятельность предпринимателя.

Весьма интересную и достойную  внимания концепцию происхождения прибыли предлагает Л.М. Пронский. Он доказывает, что прибыль одного предпринимателя - это всегда убытки кого-то другого. Чтобы никто не разорялся, никто не должен получать прибыль. В этом случае все товары должны продаваться по «стоимости», т.е. по той цене, в которую обходится их производство. А если кто-то продает выше стоимости, значит, кто-то другой лишается возможности окупить и свои расходы.

Прибыль одного возможна только за счет другого. Под этим другим Пронский понимает другого капиталиста (микроэкономический источник прибыли), «печатный станок», т.е. эмиссию (макроэкономический источник), иностранца (мегаэкономический источник).

Теорию трудовой стоимости  обобщил К. Маркс и дал понятие  прибавочной стоимости как неоплаченной стоимости товара, созданной трудом наемных рабочих и присваиваемой капиталистом, т.е. собственником. Многие современные экономисты придерживаются теории К. Маркса в вопросах происхождения прибыли.

Вместе с тем нельзя ограничиваться только трудовой теорией происхождения прибыли, ее нужно развивать в соответствии с прогрессом производственных отношений.

Действительно, во многом содействует  получению фирмой прибыли талант предпринимателя. Эта точка зрения во всем мире не вызывает ни у кого сомнения и получает в настоящее время признание и в отечественной экономической литературе.

В рыночной экономике появляются новые  возможные источники получения прибыли - акции, облигации, арендная плата за сданное в аренду имущество. Объектами учета становятся нематериальные (неосязаемые) активы, фондовые ценности, вклады в другие фирмы. Кроме того, в условиях рыночных отношений появляются такие экономические категории, как цена «фирмы» или «фирменной марки», «цена авторских прав». Продукция фирмы с высокой репутацией пользуется большим спросом, покупатель готов даже переплачивать за ее продукцию, будучи уверен в ее высоком качестве, в опубликовании проверенной, безошибочной информации, а это в свою очередь приносит дополнительную прибыль фирме. Следовательно, фирменная марка способна приносить прибыль точно так же, как, например, готовая продукция.


Что касается происхождения  прибыли конкретно в торговле, то ее экономическая природа определяется той частью стоимости товара, которая  заключается между розничной  ценой и отпускной ценой предприятия-изготовителя. Выполняя определенную и самостоятельную роль, эта часть цены обособляется, выражая специфическую часть стоимости, созданную в сфере обращения.

В экономической литературе категории «торговая прибыль» и  «прибыль торговли» зачастую трактуются как понятия тождественные. Однако это разные категории, второе понятие более широкое, включающее первое. Прибыль организаций сферы товарного обращения подразделяется на два вида: торговую прибыль, вытекающую из операций реализации стоимости, и дополнительную производственную прибыль, создаваемую в процессе производства, продолжающегося в сфере обращения. Термин «дополнительная» применен к прибыли организаций товарного обращения по аналогии с дополнительными расходами на реализацию. Следовательно, категория прибыли организаций торговли включает торговую прибыль и дополнительную производственную прибыль торговли.

Таким образом, прибыль в  торговле является денежным выражением стоимости прибавочного продукта,

созданного производительным трудом работников торговли, которые заняты продолжением процесса производства в сфере товарного обращения (дополнительная прибыль), а также части стоимости прибавочного продукта, созданного трудом работников других отраслей экономики и направляемого в торговлю через механизм цен на товары, тарифов, торговых надбавок как платы за реализацию товаров (продукции, услуг) (торговая прибыль).

Экономическими источниками  формирования прибыли являются, во-первых, чистый доход, создаваемый в отраслях материального производства и передаваемый в торговлю через надбавки, скидки и наценки, и, во-вторых, чистый доход, создаваемый трудом торговых работников, связанным с продолжением процесса производства в сфере обращения.

 

Глава 2. Виды и функции прибыли.

Основным показателем  прибыли, используемой для оценки производственно-хозяйственной  деятельности, выступает: балансовая прибыль, прибыль от реализации выпускаемой  продукции, валовая прибыль, налогооблагаемая прибыль, прибыль, остающаяся в распоряжении предприятия (чистая прибыль).

Основными показателями прибыли  являются:

  • общая прибыль (убыток) отчетного периода - балансовая прибыль (убыток);
  • валовая прибыль;
  • прибыль (убыток) от реализации продукции (работ, услуг);
  • прибыль от финансовой деятельности;
  • прибыль (убыток) от прочих внереализационных операций;
  • налогооблагаемая прибыль;
  • чистая прибыль.

Информация о работе Прибыль торгового предприятия, ее формирование и использование