Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Июня 2013 в 17:22, курсовая работа
В связи с этим целью курсовой работы является раскрытие теоретических аспектов системы оценки персонала.
Задачами данной работы будут являться следующее:
1. рассмотрение теоретических основ оценки персонала;
2. рассмотрение методов оценки персонала.
3. рассмотрение ошибок оценивания и их преодоление
Введение стр.3
Оценка персонала: понятие, концепция, цели, требования стр.5
Критерии оценки. Требования к критериям оценки. Выработка
критериев стр. 8
Критерии оценки стр. 8
2.2. Требования к критериям оценки стр. 11
2.3. Выработка критериев стр. 14
Условия успешной работы системы оценки. Требования к системе оценки стр. 15
Условия успешной работы системы оценки стр. 15
Требования к системе оценки стр. 17
Место системы оценки в процессе управления персоналом стр. 18
Методы выполнения оценочных процедур. Определение величины оценки стр. 21
Методы выполнения оценочных процедур стр. 21
Определение величины оценки стр. 27
Ошибки оценивания и их преодоление стр. 31
Причины сопротивления проведению оценки. Преодоление сопротивления внедрению методов оценки персонала стр. 34
Причины сопротивления проведению оценки стр. 34
Преодоление сопротивления внедрению методов оценки персонала стр. 35
Заключение стр. 37
Список литературы стр. 39
Часто в процессе оценки возникает противоречие между невозможностью количественно измерить вклад работника и желанием характеризовать объективно его деятельность. Однако ради его разрешения нельзя усреднять оценку, подходить слишком строго «пи снисходительно, так как все люди разные. Невозможно оценивать других безошибочно - можно лишь сократить число ошибок, которое обычно обратно пропорционально субъективной уверенности оценивающего в своей правоте. Поэтому считается, что объективизму оценок лучше учиться у неуверенных в себе людей.
Для повышения эффективности оценки необходимо сближать и унифицировать их критерии, создавать типовые формы для всех сотрудников, где возможно, применять письменные отчеты и открыто обсуждать индивидуальные достижения. Поскольку оцениваемые лучше знают свои возможности, целесообразно, чтобы они сами участвовали в разработке программы оценки или осуществляли самооценку, поскольку при невыполнимом задании оценка может оказаться заниженной.
Для облегчения оценки и выбора наиболее подходящих лиц и большей наглядности целесообразно использовать матрицу сравнений (табл. 2).
Таблица 2. Матрица сравнений
Критерии из описания требований, предъявляемых к исполнителям |
Кандидаты | |||||||
|
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
и т.д. |
А Б В Г |
Степень соответствия требованиям (в баллах) проставляется в графах табл. 2.
Правильная оценка сотрудника возможна только тогда, когда будут достаточно точно сформулированы требования к нему. При этом результат оценки хорошего сотрудника составляет 70-80% идеала.
Причинами возможных ошибок в оценке считаются использование личного опыта как ее основы; ориентация исключительно на Количественное соотношение положительных и отрицательных черт; подход к прошлому на основе современных стандартов; оценка личных свойств вместо результатов деятельности.
6. Ошибки оценивания и их преодоление
При использовании любых методов оценки и независимо от того, насколько хорошо определены критерии, используемые при оценке работы персонала, на решение руководителя могут оказывать влияние ошибки, связанные с особенностями межличностного восприятия, такие, как:
- ошибка центральной тенденции;
- ошибка снисходительности;
- ошибка высокой требовательности;
- эффект ореола;
- ошибка контраста;
- стереотипизация.
Ошибка центральной тенденции в
Ошибка снисходительности - большинство кандидатов оценивается высокими оценками, что может привести к принятию таких решений, которые негативно скажутся на мотивации работников, на их стремлении работать с полной отдачей.
Ошибка высокой
Эффект ореола возникает тогда, когда руководитель оценивает подчиненного как хорошего или плохого работника, ориентируясь на какую-то одну характеристику, которая в его глазах перевешивает все остальные. Например, если для оценивающего очень важным показателем является исполнительность работника, то оценка по этому показателю может определять оценки и по другим характеристикам (ответственность, инициативность, качество работы и др.). При эффекте ореола просматривается склонность оценивающего выставлять преимущественно высокие оценки, если работник воспринимается как «хороший», и все низкие оценки, если работник воспринимается как «плохой». Такая «однобокость» оценки снижает ее объективность и не дает возможности принимать взвешенные решения по ее итогам.
Ошибка контраста возникает тогда, когда средний работник получает высокую оценку, если он оценивается после нескольких достаточно слабых работников, или низкую - если он идет после нескольких сильных.
Стереотипизация - это тенденция сравнивать подчиненного со стереотипом «идеального работника». Этот стереотип может сильно различаться у разных руководителей, производящих оценку, и иметь слабое отношение к реальным требованиям работы.
Ошибки оценивания, влиянию которых в той или иной мере подвержен каждый оценивающий, затрудняют, а иногда делают невозможным разделение работников на успешных и неуспешных. Кроме того, эти ошибки мешают сравнивать оценки, полученные от разных экспертов.
Более высокого качества оценки персонала можно добиться, если понимать не только истоки появления ошибок оценки, но и знать пути их преодоления. Один из подходов к преодолению ошибок оценки заключается в совершенствовании самой процедуры оценки. Например, использование шкал оценки с комментариями, точно описывающими соответствующие проявления рабочего поведения или рабочие навыки, позволяют уменьшить влияние эффекта ореола, ошибок высокой требовательности, снисходительности и центральной тенденции, поскольку при использовании этих шкал руководителям предлагаются конкретные примеры и образцы поведения, в соответствии с которыми они должны оценить работу подчиненных.
Другим вариантом такого подходом к преодолению тенденции к завышению или занижению оценок является не традиционное предъявление вопросов шкалы в порядке убывания оцениваемого признака (от самого лучшего до самого худшего) или в порядке возрастания (от самого плохого до самого хорошего), а в случайном, когда разные градации признака могут предъявляться в любом порядке.
Другой пример представляют ошибки, вызванные предубежденностью или стерео