Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Марта 2013 в 19:16, реферат
59% американских потребителей считают, что бизнес должен решать социальные проблемы в своем регионе; 6% - в национальном масштабе; только 9% - в международном. По данным Корпорации по исследованию общественного мнения (Opinion Research Corporation), 60% опрошенных менеджеров считают, что отношения с местными сообществами «очень важны» для компании; 40% считают, что они «просто важны».
В данной работе будет рассмотрены принципы взаимодействия бизнеса и местного сообщества как на примере российских, так и на примере зарубежных стран.
Введение 2
1.Корпоративная вовлеченность в дела местного сообщества 3
2. Кто такие стейкхолдеры и как с ними работать 4
3.Формы социальной активности в местных сообществах 6
4.Принципы ответственности бизнеса перед местным сообществом 12
Заключение 21
Список использованной литературы 22
Бизнесу следует в ситуациях, когда государство не уважает или не выполняет международные нормы, избегать быть замешанным в прямом или косвенном нарушении таких норм. В странах, где не соблюдаются международные нормы, или международные нормы вступают в конфликт с местным законодательством, нужно прилагать все усилия для соблюдения таких норм. В случае осуществления деятельности в нескольких странах, а также в ситуациях, приводящих к конфликту из-за противоречий международным нормам и местному законодательству, необходимо пересмотреть целесообразность своей деятельности в таких странах и продолжать соблюдать международные нормы, использую имеющиеся средства взаимодействия с аналогичными и другими организациями для усиления своих позиций по оказанию влияния на органы власти по соблюдению международных норм.
Следующий принцип определяет, что предприятие должно признавать важность и всеобщность прав человека. Бизнесу следует уважать права, прописанные во Всемирной Декларации по правам человека; признавать то, что они носят всеобщий характер, что означает их применимость в любой стране, любых культурах и ситуациях. В ситуациях, когда права человека не защищены, предпринимать все возможные меры по защите и уважению этих прав, и не искать прямой или косвенной выгоды в таких ситуациях. В случае отсутствия соответствующего законодательства, или в случае, когда существующий закон не направлен на защиту прав человека, или не соблюдается, предпринимать меры по оказанию влияния на изменение или правильное применение таких законов с тем, чтобы гарантировать их соответствие со всемирно признаваемыми правами человека.
В последнее время все большее внимание уделяется такому явлению как «корпоративное гражданство». В рамках такого подхода бизнес рассматривается как участник не только рыночных, но и общественных отношений. При этом помимо самих компаний ключевую роль в построении системы корпоративного гражданства играют государство, международные организации и некоммерческие организации. Например, российский исследователь М. Семененко дает следующее определение данному явлению: «В самом общем плане корпоративное гражданство — это стратегия бизнеса по взаимодействию с обществом в целях обеспечения эффективного и устойчивого развития и формирования собственной репутации как ответственного «корпоративного гражданина», полноправного участника такого развития…»[10]. В этом же плане интересна точка зрения И. Беляевой и Б. Батаевой, которые считают, что «Определение корпоративного гражданства можно сформулировать как своего рода партнерский договор между бизнесом и обществом/государством, в котором предпринимательство взамен ответственного отношения к общественным нуждам вправе рассчитывать на определенные преимущества. С практической точки зрения это означает, что для реализации корпоративного управления и этики поведения, добровольной социальной отчетности нужна хорошо взрыхленная благодатная почва»[11]. В тоже время существуют отличия между социальной ответственностью бизнеса и корпоративным гражданством. Так российский исследователь С.П. Перегудов выявляет следующее принципиальное отличие: «Концепция корпоративного гражданства, получившая широкое распространение уже в конце 1990-х годов, нередко трактуется как своего рода «продвинутая» версия доктрины социальной ответственности бизнеса. Однако это не совсем верно, ибо корпоративное гражданство строится не столько на благотворительности или помощи тем, кто в этом нуждается, сколько на развитии конструктивных отношений с так называемыми стейкхолдерами (с гражданами, сообществами и организациями, причастными к деятельности корпораций). Наряду с персоналом компаний и акционерами в число стейкхолдеров принято включать местные сообщества, некоммерческие организации и органы власти, с которыми корпорация сталкивается в ходе решения своих производственных, коммерческих и политических задач. Пытаясь стать «хорошими гражданами», корпорации, взявшие на вооружение данную концепцию, фактически стремятся к интеграции в гражданское общество. Непременным условием продвижения в этом направлении является размывание граней между внутренними и внешними стейкхолдерами и выстраивание отношений с ними по одним и тем же - «гражданским» - принципам»[12].
Таким образом, корпоративное гражданство является моделью ответственного общественного поведения компании, которое нацелено на включение в системное взаимодействие с другими социальными институтами для совместного участия в осуществлении стратегии развития. Реализуя эту модель, компания разрабатывает и проводит в жизнь программы социально ответственных инициатив непосредственно в сфере экономической деятельности, а также в природоохранной и социальной сферах. Подобные практики объединяются в рамках понятия социальной ответственности бизнеса. Однако основное внимание здесь уделяется трудовым стандартам и нормам, работе с персоналом, природоохранным мероприятиям и защите прав человека.
В целом, можно отметить, что социальная ответственность бизнеса является неотъемлемой частью стратегии развития любой организации в развитых странах, стремящейся создать свой положительный имидж и получить конкурентные преимущества.
Несомненно, что вопросы социальной ответственности бизнеса и устойчивого развития в развитых странах давно вышли за пределы узко корпоративного подхода. Сегодня практически во всех странах они рассматриваются на высоком государственном уровне. Все большее число государств вырабатывает собственные стратегии в области социальной ответственности бизнеса и шаги по их реализации. Международная практика показала, что роль государства в развитии института СОБ сложно переоценить. В связи с тем, что в России это направление только начинает развиваться, анализ опыта и подходов зарубежных стран будет полезен для выявления наилучших практик в области государственного регулирования соответствующих процессов и выработки эффективной социально-экономической стратегии.
1.Мантаева Э.И., Авадаева
И.В. Институты корпоративной
социальной ответственности:
2. Корпоративная социальная ответственность: управленческий аспект: монография / под общ. ред. д.э.н., проф. И.Ю. Беляевой, д.э.н., проф. М.А. Эскиндарова. М.: КНОРУС, 2008. С. 50-51.
3. Доклад о социальных инвестициях в России за 2004 год / Под общей редакцией С.Е. Литовченко. М.: Ассоциация менеджеров России и Программа развития ООН, 2004.
4.Moon J. CSR in the UK: an Explicit Model of Business – Society Relations // Habish A., Jonker J., Wegner M., Schmidpeter R. (Eds.) CSR Discovery. Germany: Springer, 2004.
5.Доклад о социальных инвестициях в России за 2004 год / Под общей редакцией С.Е. Литовченко. М.: Ассоциация менеджеров России и Программа развития ООН, 2004.
6. Организация объединенных наций (ООН) - www.un.org/ru/
7. Актуальные вопросы развития социальной ответственности бизнеса. Позиция Комитета Ассоциации Менеджеров по корпоративной ответственности в 2007 году. М., 2007.
8. The Changing Role of Government in Corporate Responsibility. A Report for Practitioners, 2006. Р. 10.
9. Брэдгард Т. Социальная ответственность бизнеса между государственной политикой и политикой предприятия // Социальная политика: экспертиза, рекомендации, обзоры. №2, зима 2005.
10. Семененко И. Корпоративное гражданство
и перспективы глобальной управляемости
// Неприкосновенный запас. Дебаты о политике
и культуре. Февраль 2007 года. - gtmarket.ru/laboratory/
11. Беляева И., Батаева Б. Корпоративное
гражданство: через классику - к российским
реалиям. - www.soautpprf.ru/site.xp/
12.Перегудов С.П. Гражданское общество
как субъект публичной политики // Полис.
№2, 2006. - http://www.politstudies.ru/
Информация о работе Принципы ответственности бизнеса перед местным сообществом