Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Марта 2012 в 16:11, курсовая работа
Актуальность темы исследования заключается в том, что правильное принятие управленческих решений позволит обеспечить организации эффективность бизнеса и достичь высокой степени управляемости.
Целью курсового проекта является анализ процесса выработки и принятия решения руководителем предприятия.
Для достижения поставленной цели необходимо поставить ряд конкретных задач:
1. Уяснить место, занимаемое управленческими решениями в настоящих экономических условиях, осознать их место в информационной системе предприятия;
2. Раскрыть теоретические основы: сущность, классификацию управленческих решений, методы и способы принятия, функции управленческих решений.
3. Дать характеристику объекту исследования;
Введение………………………………………………………………………..……3
1. Теоретические основы принятия управленческих решений……………..........5
1.1. Сущность принятия управленческих решений…………………………….5
1.2. Методы принятия управленческих решений……………………………..10
1.3. Уровни принятия управленческих решений……………………..………..12
2.Анализ принятия управленческих решений на предприятии ОАО «Татнефть»………………………………………………………………………….15
2.1. Общая характеристика деятельности компании ОАО «Татнефть»……....15
2.2. Развитие механизмов управленческих решений в компании ОАО «Татнефть»……………………………………………………………………….…16
2.3. Принятие управленческих решений в компании ОАО «Татнефть»……..18
3. Предложения по совершенствованию принятия управленческих решений в компании ОАО «Татнефть»……………………………………...………………...26
Заключение………………………………………………………………………….31
Список использованной литературы……………………………………………...33
Приложение…………………………………………………………………………35
35
Министерство образования и науки республики Татарстан
Государственное автономное образовательное учреждение
высшего образования
«Альметьевский государственный институт муниципальной службы»
Факультет экономики и управления
Кафедра экономики и менеджмента
КУРСОВОЙ ПРОЕКТ
по дисциплине: Управленческие решения
на тему: «Принятие управленческих решений»
Выполнила:
Губачева Светлана Николаевна
Альметьевск-2011
Содержание
Введение…………………………………………………………
1. Теоретические основы принятия управленческих решений……………..........5
1.1. Сущность принятия управленческих решений…………………………….5
1.2. Методы принятия управленческих решений……………………………..10
1.3. Уровни принятия управленческих решений……………………..………..12
2.Анализ принятия управленческих решений на предприятии ОАО «Татнефть»……………………………………………………
2.1. Общая характеристика деятельности компании ОАО «Татнефть»……....15
2.2. Развитие механизмов управленческих решений в компании ОАО «Татнефть»……………………………………………………
2.3. Принятие управленческих решений в компании ОАО «Татнефть»……..18
3. Предложения по совершенствованию принятия управленческих решений в компании ОАО «Татнефть»……………………………………...………
Заключение……………………………………………………
Список использованной литературы……………………………………………...
Приложение……………………………………………………
Введение
Каждый день в нашей жизни мы принимаем решения - большие и малые, связанные с бизнесом, с личными и общественными делами
Своевременное принятие правильного решения - главная задача любого менеджера. Неправильное решение может дорого стоить компании, иметь фатальные, непоправимые последствия. Поэтому важно, чтобы процесс принятия решений был хорошо известен любому менеджеру.
Принятие управленческого решения – это выбор того, как и что планировать, организовывать, мотивировать и контролировать.
Руководителям различных предприятий приходится перебирать многочисленные комбинации потенциальных действий для того, чтобы найти правильное действие для данной организации в данное время и в данном месте. По сути, чтобы организация могла четко эффективно работать, руководитель должен сделать серию правильных выборов из нескольких альтернативных возможностей [17, 12с].
Актуальность темы исследования заключается в том, что правильное принятие управленческих решений позволит обеспечить организации эффективность бизнеса и достичь высокой степени управляемости.
Целью курсового проекта является анализ процесса выработки и принятия решения руководителем предприятия.
Для достижения поставленной цели необходимо поставить ряд конкретных задач:
1. Уяснить место, занимаемое управленческими решениями в настоящих экономических условиях, осознать их место в информационной системе предприятия;
2. Раскрыть теоретические основы: сущность, классификацию управленческих решений, методы и способы принятия, функции управленческих решений.
3. Дать характеристику объекту исследования;
1. Выработать предложения по повышению эффективности производства.
Объектом исследования является компания ОАО «Татнефть».
Предметом исследования является принятие управленческих решений
компании ОАО «Татнефть».
Для более глубокого изучения темы исследования изучен широкий круг специальной литературы, в частности работы таких авторов как Лапыгин Н.Ю. «Управленческие решения», Гвишиани Д.М. «Организация и управление», Поршнева А.Г., Румянцева З.П., Соломатина Н.А. «Управление организацией», Смирнов Э.А. «Разработка управленческих решений» и других авторов.
1. Теоретические основы принятия управленческих решений.
1.1. Сущность принятия управленческих решений.
Принятие решений в организации характеризуется как процесс определения и решения проблем.
Само по себе принятие решения есть компромисс. Принимая решения, необходимо взвешивать суждения о ценности, что включает рассмотрение экономических факторов, технической целесообразности и научной необходимости, а также учитывать социальные и чисто человеческие факторы. Принять «правильное» решение, – значит выбрать такую альтернативу из числа возможных, в которой с учетом всех этих разнообразных факторов будет оптимизирована общая ценность.
Решение можно рассматривать как продукт управленческого труда, а его принятие - как процесс, ведущий к появлению этого продукта. Способность и умение принимать правильные решения развивается с опытом, приобретенным руководителем на протяжении всей жизни. Совокупность знания и умения составляют компетентность любого руководителя и в зависимости от уровня последнего говорят об эффективно или неэффективно работающем менеджере.
Важнейшим требованием, предъявляемым к управленческому решению, является его оптимальность, т.е. решение должно быть наилучшим из всех возможных вариантов [11, 74с].
Решение является одним из видов мыслительной деятельности и проявлением воли человека. Его характеризуют следующие признаки:
– возможность выбора из множества альтернативных вариантов: если нет альтернатив, то нет выбора и, следовательно, нет и решения;
– наличие цели: бесцельный выбор не рассматривается как решение;
– необходимость волевого акта руководителя при выборе решения, так как субъект принятия решения формирует его через борьбу мотивов и мнений.
В большинстве источников выделяется две ключевых стадии в процессе принятия решений в организации:
1. Определение проблемы. Здесь отслеживается информация об условиях внешней обстановки и самой организации с целью определить уровни эффективности и выявить причину недостатков.
2. Решение проблемы. Здесь рассматриваются альтернативные варианты действий, затем выбирается и внедряется один вариант.
Можно провести разграничение между запрограммированными и незапрограммированными решениями. Запрограммированные решения характеризуются следующим:
- Повторяются и четко определены;
- В организации уже имеются процедуры работы с данной проблемой;
- Имеется полная информация по текущим показателям;
- Проблема имеет четкую структуру в вопросе критериев эффектив-ности;
- Альтернативы легко определяются и имеется большая вероятность успеха.
Незапрограммированные решения имеют следующие характеристики:
- Новые, слабо определены и нет системы их решения;
- Нет достаточной информации о проблеме;
- Нет четких критериев эффективности решения;
- Альтернативы решений не ясны;
- Существует неопределенность относительно того, будет ли выдержан предложенный путь действий;
- Обычно возможно разработать немного вариантов действий, поэтому традиционно принимается одно решение проблемы.
Незапрограммированные решения играют большую роль при разработке и реализации стратегии. Например, такие, как реорганизация подразделений организации или системы премирования.
Организационные управленческие решения, т.е. те, которые являются и незапрограммированными и затрагивают всю организацию или значительную ее часть, имеют определенное количество конкретных характеристик, в частности, таких:
- Обычно не принимаются единолично одним управляющим;
- Включают много подразделений, множество точек зрения и ожиданий, которые лежат за пределами отдельного принимающего решения лица;
- Включают большой объем информации, который не вписывается в границы компетентности и профессиональной подготовки отдельных менеджеров;
- Подразумевают значительную политическую активность и создание коалиций [5, 256с].
Ошибки в принятии решений могут быть легко исправлены, если только к этому подойти системно. При этом предпочтение лучше отдавать простым, а не сложным схемам (рис.1.1). Если речь идет о решении какой-либо проблемы, то рекомендуется организовать процесс принятия решения следующим образом.
Суть проблемы
|
| Причины ее возникновения
|
| Принятие необходимых мер и анализ их последствий
|
| Принятие решения
|
|
|
|
Рис. 1. 1. Схема принятия решения
Быстрота выявления этого расхождения зависит от двух факторов:
1. способности системы управления делать это в режиме саморегулирования;
2. опытности и индивидуальных характеристик менеджера.
Определение и формулирование проблемы позволяют менеджеру ранжировать ее в ряду других проблем. В основу приоритизации проблемы могут быть положены следующие факторы:
- последствие проблемы (капиталоемкость, эффективность и т.п.);
- воздействие на организацию (что произойдет в результате решения проблемы);
- срочность проблемы и ограничения во времени;
- лучшее использование способностей и времени руководителя;
- жизненный цикл проблемы (может ли проблема решаться сама собой или в ходе других проблем).
Изучение этих факторов позволит менеджеру определить порядок решения проблем от наиболее до наименее важных. Ранжирование является важным шагом в процессе принятия решения. Наиболее важными, как правило, становятся проблемы со следующими характеристиками:
- проблема получает сильную поддержку и давление извне в пользу ее решения (например, вышестоящее руководство настаивает на завершении работы над проектом в течение двух недель);
- проблема поддерживается ресурсами, необходимыми для ее решения (например, выделены дополнительные бюджетные средства);
- решение проблемы открывает возможность, от которой нельзя отказаться (например, выход на рынок с новой продукцией позволяет фирме улучшить конкурентные позиции).
Применительно к функциям управления решения могут быть исходными (плановыми), организационными и итоговыми. По своей направленности они разделяются на общие и частные. В общих решениях, как правило, предусматривается дальнейшее развитие, обеспечивающее улучшение организации труда, повышение его производительности, снижение себестоимости и повышение прибыли. Потребность в частных решениях возникает в текущей и оперативной деятельности [13, 52с].
Решения различают также по вызвавшим их побудительным причинам. По времени действия решения делятся на программные (принимаемые высшими органами власти на обозреваемый период времени); перспективные - на 5-7 лет (показывающие общее направление работы, пути совершенствования производства); текущие (годовые); оперативные (на квартал и месяц) и краткосрочные (на неделю, сутки, смену).
К оперативным относятся решения, направленные на устранение отдельных срывов в выполнении планов. В этом случае разница между целью и достигнутым состоянием выполнения планового решения, т.е. разница между заданием по плану и его исполнением, вызывает необходимость принятия решений, обеспечивающих движение к заданной цели. С помощью краткосрочных решений поддерживается заданный оперативным планом ритм в ходе выполнения работ и обеспечения их ресурсами [16, 30с].