Принятие управленческих решений

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Ноября 2014 в 18:50, курсовая работа

Описание работы

Целью данной работы является освещение процесса принятия и реализации решений в бизнесе на основе данных управленческого учета.
Эта цель реализуется посредством решения ряда взаимосвязанных задач: освещения теоретических основ принятия управленческих решений, описания реализации управленческих решений на примере конкретного предприятия, разработке и обоснованию управленческих решений, направленных на повышение эффективности функционирования предприятия.

Содержание работы

Введение. 2
Глава 1. Теоретические основы принятия управленческих решений. 4
1.1. Понятие и классификация управленческих решений. 4
1.2. Технология принятия управленческого решения и его реализация. 10
1.3. Бухгалтерская отчётность, как источник информации для принятия управленческих решений. 14
Глава 2. Реализация управленческих решений на примере ЗАО «ТПП «ЕвроХимГрупп». 17
2.1. Характеристика предприятия ЗАО «ТПП «ЕвроХимГрупп». 17
2.2. Анализ основных экономических показателей работы предприятия. 19
2.3. Анализ финансового состояния предприятия. 21
Глава 3. Разработка и обоснование управленческих решений на предприятии. 27
3.1. Разработка и обоснование решений по улучшению платежеспособности и финансовой устойчивости предприятия. 27
Заключение. 32
Список использованной литературы. 34

Файлы: 1 файл

Принятие управленческих решений.doc

— 330.00 Кб (Скачать файл)

в)эвристические, связанные с широким использованием экспертных оценок, разработки сценариев, ситуационных моделей.

По организационному оформлению решения делятся на:

а) жёсткие, однозначно задающие дальнейший путь их воплощения;

б) ориентирующие, определяющие направление развития системы;

в)гибкие, изменяющиеся в соответствии с условиями функционирования и развития системы;

г)нормативные, задающие параметры протекания процессов в системе.

Процесс принятия решения определяется в значительной мере четкостью его структуры. Решение с четко выраженной структурой может быть представлено так, как это показано на рисунке 1.

Рис. 1. Четко структурированное решение

По прогнозируемым пакетам данных D могут быть рассчитаны для альтернативных решений А прогнозируемые результаты К. Далее с учетом возможности риска выбирается альтернатива Aopt, которая наилучшим образом соответствует цели А.

Слабо структурированное решение представлено на рисунке 2.  

Рис. 2. Слабо структурированное решение

Принятое решение оказывает воздействие и на лицо, принимающее решение (ответственность, углубление интуиции, приобретение опыта).

Ход решения можно рассматривать как выполнение взаимосвязанного набора этапов и подэтапов процесса решения. В каждом конкретном случае этот процесс будет естественно уточнен и индивидуализирован. По мнению Фатхутдинов Р.А. [9,35] содержание основных фаз принятия и реализации решения выглядят следующим образом (см таблицу 1).

 

 

Таблица 1.

Содержание основных фаз принятия и реализации решения.

Фаза

Содержание фазы

1. Сбор информации о возможных  проблемах

1.1. Наблюдение за внутренней средой фирмы 
1.2. Наблюдение за внешней средой

2. Выявление и определение причин  возникновения проблемы

2.1. Описание проблемной ситуации 
2.2. Выявление организационного звена, где возникла проблема 
2.3. Формулировка проблемы 
2.4. Оценка ее важности 
2.5. Выявление причин возникновения проблемы

3. Формулирование целей решения  проблемы

3.1. Определение целей фирмы 
3.2. Формулировка целей решения проблемы

4. Обоснование стратегии решения  проблемы

4.1. Детальное описание объекта 
4.2. Определение области изменения переменных факторов 
4.3. Определение требований к решению 
4.4. Определение критериев эффективности решения 
4.5. Определение ограничений

5. Разработка вариантов решения

5.1. Расчленение задачи на подзадачи 
5.2. Поиски идей решения по каждой подзадаче 
5.3. Построение моделей и проведение расчетов 
5.4. Определение возможных вариантов решения по каждой подзадаче и подсистеме 
5.5. Обобщение результатов по каждой подзадаче 
5.6. Прогнозирование последствий решений по каждой подзадаче 
5.7. Разработка вариантов решения всей задачи

6. Выбор лучшего варианта

6.1. Анализ эффективности вариантов  решения 
6.2. Оценка влияния неуправляемых параметров

7. Корректировка и согласование решения

7.1. Проработка решения с исполнителями 
7.2. Согласование решения с функциональновзаимодействующими службами 
7.3. Утверждение решения

8. Реализация решения

8.1. Подготовка рабочего плана реализации 
8.2. Его реализация 
8.3. Внесение изменений в решение в ходе реализации 
8.4. Оценка эффективности принятого и реализованного решения


На практике, разумеется, все проходит не так гладко: подэтапы могут проходить не в такой очередности, они могут срываться, перескакивать, подчиняться обратным связям, параллельному движению; процесс принятия решения тем более индивидуален, чем решение сложнее; ограниченный объем информации ограничивает рациональность решения, растет роль интуиции; предварительные установки по альтернативам влияют на выбор решения; нет стремления к оптимальному решению, если есть удовлетворяющее; участие нескольких лиц и организационные условия изменяют порядок прохождения подэтапов; менеджеры различным образом вмешиваются (в т ч распределяют полномочия) в структуру и процесс принятия решений, влияя, таким образом, на их качество.

Возможны два направления распределения полномочий: делегирование полномочий и централизация решения. По мнению М. Х. Мескон, М. Альберт, Ф. Хедоури [4,135] делегирование и централизация принятия решения может иметь разные последствия (см таблицу 2).

Таблица 2.

Последствия делегирования и централизации решений.

Результат

Преимущества делегирования Недостатки централизации

Недостатки делегирования 
Преимущества централизации

Успех фирмы

Улучшение результатов из-за повышения ответственности исполнителей; 
 Снижение затрат;  
 Возможность отсутствия менеджера

Требуется высокая квалификация низших уровней управления; 
 Добавочные затраты на контроль принимаемых решений

Качество решений

Высшее руководство может сосредоточиться на стратегических решениях; 
 Реальность принимаемых решений; 
 Далекие от реальности решения центра

Недостаточная однородность принимаемых решений; 
 Однородность централизованного решения; 
 Проблема квалификации низших уровней управления; 
 Длительный процесс осуществления решений

Загрузка

менеджмента

Разгрузка верхних уровней; 
 Ненужность штабов; 
 Разгрузка путей коммуникации

Загрузка подчиненных уровней; 
 Увеличение объема решений

Координация

Самоопределение подчиненных уровней управления; 
 Их собственная ответственность; 
 Вмешательство высшего звена лишь в исключительных случаях

Возможность конфликта с нижними уровнями управления; 
 Повышение необходимости их контроля

Социально-психологические эффекты

Дополнительные возможности развития низших уровней управления; 
 Повышенные требования к производительности у подчиненных менеджеров; 
 Переживание за успех, удовлетворенность у них

Перепоручения подчиненным уровням управления (снятие ответственности); 
 Стресс из-за ответственности у низших уровней менеджмента; 
 Меньше возможности для принятия решений у руководства


Следует отметить, что мощным фактором, активизирующим процесс принятия решения, выступают современные средства оргтехники, включая вычислительные сети. Это требует высокого уровня культуры в области математики и программирования, технологии использования технических средств. Однако процесс принятия решения, выбора конкретного варианта всегда будет иметь творческий характер, и зависеть от конкретной личности.  

 

1.2.Технология принятия управленческого  решения

и его реализация.

Решение проблем, как и управление, - процесс. Для решения проблемы требуется не единичное решение, а совокупность выборов. Можно выделить несколько этапов принятия решения, фактическое число которых определяется самой проблемой.

Диагностика проблемы. На этом этапе происходит определение или диагноз проблемы. Существуют два способа рассмотрения проблемы. Согласно одному, проблемой считается ситуация, когда поставленные цели не достигнуты. Т.е. менеджер узнает о проблеме потому, что не случается то, что должно было случиться. Затем при принятии определенных решений сглаживаются отклонения от нормы. Однако слишком часто руководители рассматривают в качестве проблем только ситуации, в которых должно что-то произойти, но не произошло. Полностью определить проблему зачастую трудно, поскольку все части организации взаимосвязаны. В крупной организации могут существовать сотни взаимосвязанностей. Поэтому правильно определить проблему – значит наполовину решить ее. Хотя это не совсем так. Диагноз проблемы сам по себе становится процедурой из нескольких шагов с принятием промежуточных решений.

Формулировка ограничений и критериев принятия решений. Когда руководитель диагностирует проблему с целью принятия решения, он должен отдавать себе отчет в том, что именно можно с нею сделать. Многие возможные решения проблем организации не будут реалистичными, поскольку либо у руководителя, либо у организации недостаточно ресурсов для реализации принятых решений. Кроме того, причиной проблемы могут быть находящиеся вне организации силы – такие, как законы, которые руководитель не властен изменить.

Существенным ограничителем всех управленческих решений, хотя иногда вполне устранимым, является определяемое высшим руководящим звеном сужение полномочий всех членов организации. Другими словами менеджер может принимать или осуществлять решение только в том случае, если высшее руководство наделило его этим правом.

Критерии принятия решений. Они выступают в качестве рекомендаций по оценке решений.

Определение альтернатив. Следующий этап – формулирование набора альтернативных решений проблемы. В лучшем случае желательно выявить все возможные действия, которые могли бы устранить причины проблемы и, тем самым, дать организации достичь своих целей. Тем не менее, на практике руководитель редко располагает достаточными знаниями или временем, чтобы сформулировать и оценить каждую альтернативу. Более того, рассмотрение очень большого числа альтернатив, даже если все они реалистичны, часто ведет к путанице. Поэтому, руководитель, как правило, ограничивает число вариантов выбора для серьезного рассмотрения всего несколькими альтернативами, которые представляются наиболее желательными.

Оценка альтернатив. Следующий этап – оценка возможных альтернатив. При их выявлении необходима определенная предварительная оценка.

Т.е. только после составления списка всех идей, следует переходить к оценке каждой отдельной альтернативы. При оценке решений руководитель определяет достоинства и недостатки каждого из них и возможные общие последствия. Ясно, что любая альтернатива сопряжена с некоторыми отрицательными аспектами. При оценке возможных решений руководитель пытается спрогнозировать то, что произойдет в будущем. Будущее всегда неопределенно. Множество факторов, включая изменение внешнего окружения и невозможность реализации решения, может помешать воплощению намеченного. Поэтому важным моментом в оценке является определение вероятности осуществления каждого возможного решения в соответствии с намерениями.

Выбор альтернативы. Если проблема была правильно определена, а альтернативные решения тщательно взвешены и оценены, сделать выбор, т.е. принять решение сравнительно просто. Руководитель выбирает альтернативу с наиболее благоприятными общими последствиями.

Реализация. Процесс решения проблемы не заканчивается выбором альтернативы. Простой выбор направления действий имеет малую ценность для организации. Для разрешения проблемы или извлечения выгоды из имеющейся возможности решение должно быть реализовано. Уровень эффективности осуществления решения повысится, если оно будет признано теми, кого оно затрагивает. Признание решения редко, однако бывает автоматическим, даже если оно явно хорошее. Иногда руководитель может возложить принятие решения на тех, кто должен будет его исполнять. Чаще же он вынужден убеждать в правильности своей точки зрения других людей в организации.

Обратная связь. Еще одной фазой, входящей в процесс принятия управленческого решения и начинающейся после того, как решение начало действовать, является установление обратной связи. Обратная связь – поступление данных о том, что происходило до и после реализации решения – позволяет руководителю скорректировать его, пока организации еще не нанесено значительного ущерба.

Среда принятия решений. При принятии управленческих решений всегда важно учитывать риск. Риск - это уровень определенности, с которой можно прогнозировать результат. В ходе оценки альтернатив и принятия решений менеджер должен прогнозировать возможные результаты в разных обстоятельствах или состояниях природы. По сути дела, решения принимаются в разных обстоятельствах по отношению к риску. Эти обстоятельства традиционно классифицируются как условия определенности, риска или неопределенности.

ОПРЕДЕЛЕННОСТЬ. Решение принимается в условиях определенности, когда руководитель в точности знает результат каждого из альтернативных вариантов выбора. Подобным образом руководитель может, по меньшей мере на ближайшую перспективу, точно установить какими будут затраты на производство определенного изделия, поскольку арендная плата, стоимость материалов и рабочей силы известны или могут быть рассчитаны с высокой точностью.

НЕОПРЕДЕЛЕННОСТЬ. Решение принимается в условиях неопределенности, когда невозможно оценить вероятность потенциальных результатов. Неопределенность характерна для некоторых решений, которые приходится принимать в быстро меняющихся обстоятельствах. Наивысшим потенциалом неопределенности обладает социокультурная, политическая и наукоемкая среда.

РИСК. К решениям, принимаемым в условиях риска, относятся такие, результаты которых не являются определенными, известна только вероятность каждого результата.

Под риском понимается опасность ошибочного решения. Поскольку риск - опасность потерь, он означает негативное отклонение от цели. Так как будущее никогда неизвестно, все решения связаны с риском.

Риск может заключаться во влиянии на рентабельность, доходы, затраты, оборот и ликвидность (возможность всегда оплачивать свои счета).

Можно различать риск: общий (угрожает предприятию как целому); специальный по фактору (сырьевой, по оборудованию, энергии, персоналу, капиталу); специальный при изготовлении продукции (брак, не те способы, в НИОКР, в хранении); специальный при оценке продукции (при сбыте, в цехах, в гарантиях, в оплате).

Для влияния на все виды риска у менеджера имеется определенный инструментарий (см рисунок 3).

Рис. 3. Инструментарий снижения влияния риска

На стадии реализации решения принимаются меры для конкретизации решения и доведения его до исполнителей, осуществляется контроль за ходом его выполнения, вносятся необходимые коррективы и дается оценка полученного результата от выполнения решения.

Выполнение решения - это завершающая стадия, состоящая из организации выполнения решения, анализа и контроля выполнения. Наиболее распространенной ошибкой менеджеров является предположение, что если выбор в отношении решения сделан, то оно обязательно будет выполнено.

Следующий этап – это встраивание в решение механизма получения информации о ходе выполнения решения. Основой такого механизма должна стать система обнаружения ошибок и достижений в действиях по выполнению решения. Когда система  такого отслеживания отклонений работает эффективно, тогда проблемы в выполнении решений могут быть предотвращены до того как они появятся.

Информация о работе Принятие управленческих решений