Природа управления и исторические тенденции его развития

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Июля 2013 в 16:49, лекция

Описание работы

Сущность управления и основные элементы управления.
Развитие истории управления и уровни исследования.
Методологические подходы к изучению истории менеджмента. Процедура «исторической реконструкции». Позиция исследователя при анализе истории менеджмента.

Файлы: 1 файл

lektsii_po_istorii_menedzhmenta.doc

— 602.50 Кб (Скачать файл)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Субачев А.А.

 

 

ЛЕКЦИИ ПО ДИСЦИПЛИНЕ

«История менеджмента»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Кострома

2008

 

 

СОДЕРЖАНИЕ

Стр.

1 Природа управления и исторические тенденции его

развития                                                                                                                                 3

2 Условия и факторы возникновения и развития

 менеджмента                                                                                                                       11

3 Этапы и школы в истории менеджмента                                                                   19

4 Разнообразие моделей менеджмента. Влияние

 национально-исторических  факторов на

 развитие менеджмента                                                                                                     32

5 Развитие управления в России                                                                                     53

6 Перспективы современного менеджмента                                                                 65

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Тема 1. Природа управления и исторические тенденции его развития.

  1. Сущность управления и основные элементы управления.
  2. Развитие истории управления и уровни исследования.
  3. Методологические подходы к изучению истории менеджмента. Процедура «исторической реконструкции». Позиция исследователя при анализе истории менеджмента.
  4. Сущность управления

Управление в той или иной мере интересовало передовые умы  человечества с древних времен. «Искусство управлять людьми — самое трудное и высокое из всех искусств» (Перикл, 490-429г. дон. э.). Во все исторические эпохи, в каждой стране как хозяйственная, так и нехозяйственная (военная, религиозная, культурная и пр.) деятельность общества, человеческих коллективов сознательно управлялась.

Управление проявляется в человеческом сообществе в рамках совместной деятельности. Возникновение управления как особой деятельности в обществе обусловлено прежде всего появлением и развитием разделения труда, специализировавшего труд производителей и коллективов.

С самого зарождения человеческого  общества в нем присутствовали основные элементы, субъекты и объекты управленческой деятельности:

♦  ресурсы;

♦  люди;

♦  условия внешней среды;

♦  цели и задачи поддержания  жизнедеятельности сообщества;

♦  определенные правила взаимодействия и совместной деятельности членов сообщества;

♦  коммуникации и адекватные им информационные потоки прямых и обратных связей, побуждавших к тем или  иным действиям;

♦  определенные технологии деятельности, которые необходимо было создавать, развивать и передавать/распространять между членами сообщества;

♦ требования разделения труда.

Все это обусловило необходимость  появления управления как специфического вида деятельности, которое возникло с разделением труда и выделением групп людей и отдельных лиц, занимающих разное положение в трудовых процессах, в том числе в процессах производства и обмена.

Управление включает в себя все  аспекты жизнедеятельности общества, общественных отношений, в т.ч. экономические, правовые, культурные, поведенческие, производственные — все, что определяет целесообразное функционирование и развитие человеческих сообществ. Принято считать, что базисом человеческого развития, общественных отношений является экономика, экономические/производственные отношения.

Главными признаками управления в  человеческом обществе являются:

♦  сохранение целостности человеческого  сообщества или его определенной части (страны, коллективы, организации и пр.);

♦  обеспечение функционирования и развития человеческого сообщества (или его определенной части);

♦  осуществление управления в  виде управляющих воздействий и реакций на них.

В человеческом сообществе термин «управление» обозначает совокупность скоординированных мероприятий, направленных на достижение поставленных целей. В. Зигерт дает такое определение: «управление — это такое руководство людьми и такое использование средств, которое позволяет выполнять поставленные задачи гуманным, экономичным и рациональным путем».

Управление — понятие широкое. Известно управление машинами, химическими или другими процессами. Оно основано на знании законов механики, физики, химии. Но в обществе происходит управление не только вещами, но и людьми, коллективами людей в процессе производства ими материальных благ. И это — наиболее сложная деятельность. О ней и пойдет дальше речь.

Существует множество  разнообразных подходов к определению  значения слово «управления». В научной литературе управление рассматривается в разных аспектах, и, соответственно, в его понятие вкладывается разное содержание. Причем имеются в виду не просто разные подходы к управлению, разные его стороны, а понимание самого управления, на базе которого и формулируются его концепции (смотрите Приложение 1).

Управление определяют как науку, искусство, процесс, аппарат, функцию1, систему, осознанные действия, вид деятельности. Управление всегда направлено на определенный материальный предмет, человека, группу людей.  Оно является непрерывным2 и всегда направлено на достижение определенного результата. При этом используются все имеющиеся возможности (разнообразные ресурсы),  с условием их наиболее эффективного использования - т.е. достижения наилучших результатов при наименьших затратах. Базируясь на данных характеристиках можно дать следующую формулировку термина управление:

Управление - совокупность осознанных действий чего-нибудь (кого-нибудь), направленных на (кого-то/что-то) определенный объект или субъекта, которые обеспечивают достижение поставленных целей путем использования имеющихся возможностей для получения определенного результата при наименьших затратах.

Следует отметить, что понятие «управление» относится им только к человеческим сообществам и трактуется гораздо  шире., В самом широком смысле понятие «управление» неразрывно связано с понятием «система», которое в кибернетическом смысле означает множество элементов, находящихся и отношениях и связях друг с другом, образующее определенную целостность, единство. Система понимается также, как комплекс процессов и явлений, а также связей между ними, которому присущи: определенная целостность, единство, функционирования и развитие (целесообразно осознанное и ни неосознанное).

В указанном  контексте «управление» понимается как функция биологических, социальных, технических, организационных и прочих систем, которая обеспечивает им целостность, сохранение их структуры и определенного режим деятельности. Управление само является системой и предполагает выработку и осуществление управляющих воздействий и, соответственно, в системе управления выделяется:

♦  управляемая система, являющаяся объектом управления. В самом широком смысле состояние объекта управления (управляемой системы) определяется в каждый момент его предшествующими состояниями, управляющими воздействиями управляющей системы и воздействиями среды (внутренней и внешней);

♦  управляющая система, субъект управления, часть системы управления, осуществляющая управляющие воздействия для поддержания и развития объекта управления в индии ном системой целей направлении.

Суть управления сводится к разработке и осуществлению определенных воздействий со стороны субъекта управления на те или иные объекты управления в процессе некой целенаправленной деятельности. Таким образом, существуют по крайней мере три класса систем управления:

  1. Развитие истории управления. Уровни исследования

История управления, управленческих взглядов уходит в далекое прошлое. В сущности, можно сказать, что  именно управление создало человеческое общество и способствовало его развитию. Менеджмент появился позже — когда появилась производственная/предпринимательская деятельность, оформленная в тех или иных организованных формах (прообразах современных организаций). Под историей управления следует понимать возникновение, развитие и смену систем управления в конкретных исторических условиях в прошлом, а также совокупность знаний (в т. ч. и научных результатов) об этих процессах. Источником и базисом становления управления явилось формирование первых общественных отношений, реализуемых через инстинкты и обусловленных зарождением механизмов власти, в том числе таких рычагов, как повиновение, понукание, исполнение, послушание, подчинение, уважение к старшему, более опытному, опасение наказания, инстинктивное стремление к коллективизму и пр.

 

В настоящее время история управления является развивающейся областью знаний. Отечественной литературы, посвященной этому вопросу, относительно мало. Есть ряд изданий по истории менеджмента, однако, как правило, эти работы содержат изложение позиций научных школ менеджмента лишь XX века. Возникновение менеджмента, являющегося управлением на уровне предпринимательских организаций, уходит в глубину веков не так далеко, как история собственно управления. История развития человеческого общества — это процесс организационного прогресса, усложнения самой структуры организации людей. Форма, в которой осуществляется данное поступательное движение, представляет собой выделение новых видов деятельности в разделении общественного труда, сопровождающегося ростом его производительной силы. С этим процессом связана и история развития управленческой мысли.

История возникновения и развития менеджмента насчитывает примерно 4-5 тысячелетий. Менеджмент прошел многовековую эволюцию в рамках различных общественно-экономических формаций, цивилизаций. Можно спорить о периодизации в менеджменте/управлении, но невозможно опровергнуть связь прогресса общественного разделения труда с ростом его производительности.

Рассмотрим основные подходы к  классификации истории управления. В принципе классификация исторических аспектов присутствует во многих дисциплинах — истории управления, истории экономики, истории экономических учений, истории предпринимательства, история права, культуры, истории как таковой и т.п. В каждой из этих дисциплин есть свои специфические подходы, однако можно выделить общие принципы.

Изучение истории управления требует  определенной классификации исторических периодов, цивилизаций, методов управления и пр. По сути, история управления — это история общества в аспектах общественных отношений в рамках разделения труда. Поэтому наиболее близкой классификацией следует считать систему классификации в экономической истории, наиболее тесно связанной с историей управления.

Периодизация истории  управления (по аналогии с подобными классификациями в истории экономики) может производиться по следующим классификационным подходам:

♦   хронологический (рассмотрен в п.1.2.2);

♦   цивилизационный (рассмотрен в п. 1.2.2);

♦  по способам производства;

♦  по этапам развития производственных отношений;

♦  по способам распределения продукта;

♦  формационный;

♦  страновой;

♦  технологический.

Можно выделить семь принципиальных этапов (нередко их называют управленческими  революциями) развития менеджмента. Указанные  этапы соответствуют основным историческим вехам смены культур и социальных сословий и знаменуют собой поворотные моменты в теории и практике управления. Многие исследователи предлагают указанные исторические периоды подразделять на этапы меньшей длительности. Естественно, это относится, в основном, к трем последним по времени этапам, когда заметно усилилось влияние управления на общественную жизнь и были сформированы соответствующие концепции.

Первый этап управленческого развития (4-5 тыс. лет назад) жпрпктеризуется  как «религиозно-коммерческий». Он произошел в период формирования рабовладельческих государств ни Древнем Востоке и привел к возникновению власти жрецов и ««рождению письменности. Уже в древнем Шумере, Египте и Аккаде наблюдалась трансформация и расслоение высшей касты священников. Появился особый слой жрецов — религиозных функционеров, которые осуществляли торговые операции, вели деловую переписку и производили коммерческие расчеты.

В результате появился новый тип  деловых людей — еще не коммерческий делец или предприниматель, но уже  и не религиозный деятель, чуждый всякой наживы. Благодаря пополнению денежных фондов шумерские жрецы стали богатым и влиятельным слоем. Сохранились глиняные таблички, на которых жрецы Шумера вели юридические, исторические, деловые записи, многие из которых были связаны с практикой управления. Жрецы старательно вели деловую документацию, проверяли бухгалтерские расчеты, осуществляли снабженческие, контрольные и прочие функции, управляли потоками средств.

Информация о работе Природа управления и исторические тенденции его развития