Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Декабря 2013 в 13:13, курсовая работа
Планирование имеет следующие особенности:
- предварительное принятие решений, нацеленное на достижение определенных результатов в перспективе;
- достижение планируемого результата определяется действием большой совокупности взаимосвязанных условий и факторов, что приводит к постоянным изменениям как в объекте планирования, так и во внешней среде, следовательно, система планирования должна быть гибкой, способной адаптироваться к постоянным изменениям среды, т.е. любой план нуждается в постоянной корректировке;
- планирование всегда связано как с предотвращением ошибочных действий, так и с сокращением числа неиспользованных возможностей.
Введение 2
Глава 1. Сущность, содержание и виды планирования как организации управления. 4
1.1. Понятие, принципы и задачи планирования, как функции управления. 4
1.2. Подходы и методы планирования в государственном управлении. 9
Глава 2. Проблемные вопросы в государственном планировании. 16
2.1. Вопросы совершенствования планирования в государственном управлении. 16
2.2. Задачи руководителя по вопросам эффективного планирования деятельности организации. 24
Заключение 30
Список использованной литературы 33
По форме проявления и содержанию планирование может быть директивным, индикативным, стратегическим.
Директивное планирование представляет собой процесс разработки планов, имеющих силу юридического закона, и обеспечения их выполнения. Планы, имеющие силу юридического закона, обязательны для всех исполнителей, а должностные лица по закону за невыполнение заданий плана несут ответственность.
Ярким примером использования директивного планирования, как основной формы государственного регулирования экономики, является бывший СССР и входящие в него республики, а также социалистические страны Восточной Европы.7
Однако неудавшийся опыт использования директивного планирования в этих странах не должен исключать возможности его применения при решении отдельных важнейших проблем, имеющих общенациональное значение.
Наиболее распространенной во всем мире формой государственного планирования развития страны является индикативное планирование.
Индикативное планирование является средством реализации социально-экономической политики государства, основным методом его воздействия на ход функционирования рыночной экономики. Оно обеспечивает решение многих вопросов социально-экономического развития, осуществление которых только рыночными методами без мер государственного воздействия затруднено.
Индикативное планирование
— это процесс формирования системы
параметров (индикаторов), характеризующих
состояние и развитие экономики
страны, соответствующих
В качестве индикаторов социально-
Главное содержание индикативного
планирования состоит в обосновании
целей, задач, направлений и методов
реализации государственной социально-
Государство не имеет директивных
взаимоотношений с
Индикативные планы позволяют
органично и взаимоувязано
На данном этапе становления
рыночных отношений индикативное планирование
является объективным и закономерным
продолжением и развитием прогнозной
деятельности, поскольку разрабатываемые
в настоящее время прогнозы содержат
наряду с собственным прогнозом
систему экономических
Стратегическое планирование — это особый вид планирования, ориентированного, как правило, на долгосрочную перспективу и определяющего стратегические цели социально-экономического развития страны и направления их достижения.
Формирование стратегии
— это формирование и выделение
целей, определение и выделение
необходимых средств для
Важнейшей проблемой в
рамках государственного стратегического
планирования является правильное определение
целей и правильное соотношение
между целями и средствами. Как
правило, стратегические цели связаны
с удовлетворением потребностей
людей. Но на их формирование существенное
влияние оказывают как
Поэтому отличительными особенностями стратегического планирования должны стать11:
Целью стратегического планирования является обеспечение на основе выбранных приоритетов достаточного потенциала для будущего успешного развития национальной экономики.
Свою реализацию стратегическое планирование находит в долгосрочных плановых документах, отражающих общегосударственное развитие в перспективе на 10, 15 лет.
По периоду планирования выделяют долгосрочные планы (10 и более лет), среднесрочные (как правило, пять лет) и текущие (годовые) планы. В практике планирования используются все три вида планов, которые обеспечивают преемственность планирования и возможность достижения целей, разно удалённых по времени.
При разработке планов на разных уровнях планирования используются методы: системного анализа, балансовый, нормативный, экономико-математический, программно-целевой и др.
Метод системного анализа применяется для изучения экономической ситуации в народном хозяйстве в прошлом и будущем с учетом различных вариантов развития Системный экономический анализ предусматривает12:
Балансовый метод применяется в планировании для достижения равновесия в сферах производственного и личного потребления на основе сравнения материальных, трудовых, финансовых ресурсов с потребностью в них
Баланс - это документ в виде таблицы, в котором одна часть, характеризующая ресурсы по источникам поступления, равна другой части, характеризующий распределение ресурсов по всем направлениям.
Балансы классифицируются по различным признакам: виду производственных ресурсов, охвату количества видов материальных ресурсов, формой исполнения.
По виду производственных ресурсов выделяются балансы материальных, трудовых, финансовых, природных ресурсов и производственных мощностей.
Сущность нормативного метода заключается в том, что с помощью норм и нормативов определяют потребность в продукции (услугах) и обосновывают ее ресурсами.
Программно-целевой метод
планирование предполагает разработку
целевых социально-
Таким образом можно сделать
вывод, что, во-первых, планирование –
особый вид деятельности заключающийся
в составлении научно обоснованного
плана развития предприятия, отрасли,
территорий или страны в целом
в котором определяются цели и
задачи такого развития, а так же
пути и методы их достижения. Во-вторых,
существует множество классификаций
планов и множество видов
В-четвертых, эффективное планирование возможно только при применений специальных методов, наиболее распространенными из которых являются: метод системного анализа, балансовый, нормативный, экономико-математический и программно-целевой.
Рассмотрение вопросов совершенствования государственного планирования следует осуществлять по ряду направлений данного планирования.
Во-первых, следует рассмотреть планирование социально-экономического развития страны.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 22 мая 2004 г. № 249 «О мерах по повышению результативности бюджетных расходов» положено начало реформированию бюджетного процесса в Российской Федерации, путем включения в него механизмов среднесрочного планирования.
Основным направлением реформы бюджетного процесса стало расширение сферы применения программно-целевых методов бюджетного планирования, при разработке и реализации федеральных (региональных, муниципальных) целевых программ, а также ведомственных целевых программ.
Основными достоинствами
применения программно-целевого метода,
в частности при реализации ведомственных
целевых программ, являются комплексность
решения проблемы, достижения цели
и задач; концентрация временных, финансовых
и человеческих ресурсов; определение
приоритетности мероприятий, очередности
и сроков их реализации исходя из их
социальной и экономической
При этом следует отметить ряд недостатков и рисков, которые возникают при применении данного метода. К ним можно отнести:
В последние годы Правительством
Российской Федерации продолжалось
активное развитие системы прогнозирования
и внедрения в практику государственного
управления среднесрочного и долгосрочного
планирования. Поставлена задача перехода
на долгосрочное прогнозирование, в
рамках которого более обоснованными
становятся показатели среднесрочных
прогнозов. Разработана и утверждена
Концепция долгосрочного
В ст. 71 и 72 Конституции РФ
закреплены основные направления государственного
участия в регулировании
Федеральным законом от 20
июля 1995 г. № 115-ФЗ «О государственном
прогнозировании и программах социально-экономического
развития Российской Федерации» определены
цели и содержание системы государственных
прогнозов социально-
Информация о работе Признаки и методы планирования в государственном (специальном) управлении