Признаки и методы планирования в государственном (специальном) управлении

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Декабря 2013 в 13:13, курсовая работа

Описание работы

Планирование имеет следующие особенности:
- предварительное принятие решений, нацеленное на достижение определенных результатов в перспективе;
- достижение планируемого результата определяется действием большой совокупности взаимосвязанных условий и факторов, что приводит к постоянным изменениям как в объекте планирования, так и во внешней среде, следовательно, система планирования должна быть гибкой, способной адаптироваться к постоянным изменениям среды, т.е. любой план нуждается в постоянной корректировке;
- планирование всегда связано как с предотвращением ошибочных действий, так и с сокращением числа неиспользованных возможностей.

Содержание работы

Введение 2
Глава 1. Сущность, содержание и виды планирования как организации управления. 4
1.1. Понятие, принципы и задачи планирования, как функции управления. 4
1.2. Подходы и методы планирования в государственном управлении. 9
Глава 2. Проблемные вопросы в государственном планировании. 16
2.1. Вопросы совершенствования планирования в государственном управлении. 16
2.2. Задачи руководителя по вопросам эффективного планирования деятельности организации. 24
Заключение 30
Список использованной литературы 33

Файлы: 1 файл

Признаки и методы планирования в государственном управлении.docx

— 74.74 Кб (Скачать файл)

В дальнейшем, был принят ряд нормативных правовых актов, так или иначе затрагивающих  рассматриваемую область. Например, в целях реализации Стратегии  национальной безопасности Распоряжением  Правительства Российской Федерации  от 17 ноября 2008 г. № 1663 р16 утверждены основные направления деятельности Правительства Российской Федерации до 2012 года. В документе отмечено, что ключевым условием успеха в решении этих задач является повышение качества работы системы государственного управления. Пятый раздел основных направлений посвящен формированию требований к государственному управлению, где основное внимание уделено созданию системы стратегического управления. В документе прямо указано, что развивающаяся государственная автоматизированная система «Управление» (далее – ГАС-У) должна быть выстроена на основе интеграции информационных систем планирования и отчетности различных органов исполнительной власти.

В соответствии с положением, утвержденным Постановлением Правительства  Российской Федерации от 25 декабря 2009 г. № 1088 «О единой вертикально интегрированной  государственной автоматизированной информационной системе «Управление»17, ГАС-У предназначена для осуществления мониторинга, анализа и контроля исполнения решений, принятых органами власти Российской Федерации. К таким решениями относятся вопросы реализации основных направлений деятельности Правительства Российской Федерации, выполнения приоритетных национальных проектов, реализации мероприятий по оздоровлению российской экономики, процессов, происходящих в реальном секторе экономики, финансово-банковской и социальной сферах.

Согласно статьи 107 Указа  Президента Российской Федерации от 12 мая 2009 г. № 537 «О стратегии национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года»18, информационная и информационно-аналитическая поддержка реализации указанной Стратегии осуществляется при координирующей роли Совета Безопасности Российской Федерации за счет привлечения информационных ресурсов заинтересованных органов государственной власти и государственных научных учреждений с использованием системы распределенных ситуационных центров, работающих по единому регламенту взаимодействия.

Таким образом, ГАС-У является важным инструментом правительственного контроля, по всем рассмотренным выше вопросам (например, повышение энергоэффективности  российской экономики, модернизация и  инновации, дивидендная политика, расширение практики привлечения профессиональных директоров и т.д.).

Отдельно в организации  процессов государственного планирования следует отметить роль Федерального агентства по управлению государственным  имуществом (Росимущества) как федерального органа исполнительной власти в соответствии с постановлением Правительства  Российской Федерации от 5 июня 2008 г. № 432, имеющего универсальную правоспособность в сфере управления имуществом Российской Федерации (за исключением случаев, когда указанные полномочия в  соответствии с законодательством  Российской Федерации осуществляют иные федеральные органы исполнительной власти), в том числе при осуществлении  прав акционера.

Росимущество в соответствии с постановлением Правительства  Российской Федерации от 16 июля 2007 г. № 447 «О совершенствовании учета  федерального имущества»19, осуществляет ведение реестра федерального имущества. Важно отметить, что указанным постановлением было предусмотрено обеспечить взаимодействие между федеральным органам исполнительной власти, иным федеральным органам государственной власти и организациям, наделенным в соответствии с законодательством Российской Федерации правом владения, пользования и распоряжения федеральным имуществом. Также, органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органам местного самоуправления было рекомендовано разработать соответствующие положения об учете государственного имущества субъектов Российской Федерации и муниципального имущества. Однако до настоящего времени в рамках совершенствования учета федерального имущества, взаимодействие с Росимуществом было налажено только ФНС России. Тем не менее, в 2010 году реестр федерального имущества был в основном сформирован. Однако без надлежащего обновления содержащихся в нем сведений, достижение необходимого уровня государственного прогнозирования будет затруднено.

Таким образом, будет выстроена  единая система, основанная на принципе целевого управления  организациями  с государственным участием, обеспеченного  качественной и своевременной информацией. То есть, решение (поручение) принятое Президентом Российской Федерации  или Правительством Российской Федерации  оформляется в виде измеримых  целей и задач (достижение характеризуется  числовым значением). Ее исполнение будет  контролируется через ГАС-У и  интегрированные в нее системы.

Например, цель, поставленная – создать/довести рынок инновационной  продукции до определенного % от ВВП  к отчетному периоду.

Инструментами для достижения поставленной цели могут стать создание/стимулирование спроса на инновационную продукцию  со стороны основных потребителей (крупных  компаний, работающих в секторах: телекомуникационном, транспорта, машиностроения, военно-промышленного  комплекса, топливно-энергетического  комплекса) в запланированном объеме от ВВП к отчетному периоду. При  этом необходимо распределить запланированный  объем от ВВП между этими потребителями  пропорционально планируемым показателям (например, 40% – телекоммуникации, 30% – машиностроение, 20% – ВПК, 6%  – транспорт, 4% – ТЭК) и создание/стимулирование предложения инновационной продукции  со стороны основных разработчиков  и производителей инновационной  продукции.

Механизмы реализации вышеуказанных  инструментов едины как для спроса, так и для предложения:

1. Создание налоговых стимулов для разработки, производства (предложение), а также использования (спрос) инновационной продукции.

2. Финансовая поддержка разработки, производства (предложение), а также использования (спрос) инновационной продукции. Например, через предоставление ВЭБом кредитных ресурсов на льготных условиях для разработки и производства (предложение) или для закупки (спрос) инновационной продукции. Также, для разработки и производства важна роль институтов развития.

3. Таможенные меры (облегченный порядок импорта технологий, лицензий, патентов).

4. Выдача директив представителям Российской Федерации в органах управления компаний с федеральным участием по вопросам:

Введения должности вице-президента, отвечающего за внедрение инновационной  продукции, а также модернизацию;

Создания при совете директоров комитета по модернизации и внедрению  инновационной продукции;

Включения стратегии по модернизации и внедрению инновационной продукции  в общую стратегию развития компании (в том числе государственные  корпорации);

Создания фонда средств, направляемых на модернизацию и инновации  по представлению комитета по модернизации и внедрению инновационной продукции  и утверждению советом директоров. Отчисления в фонд устанавливаются на уровне % (зависит от отрасли) от выручки;

Разработки и утверждения  комитетом положения об использовании  средств фонда («на цели, указанные  в стратегии, по представлению комитета и по решению совета директоров»);

Утверждения/не утверждения  инвестиционной программы;

Утверждения/не утверждения  распределению прибыли;

5. Обрабатываемая информация в режиме реального времени поступает в ГАС У.

6. Пользователи ГАС-У в соответствии со своими полномочиями (Президент Российской Федерации, Правительство Российской Федерации, Минэкономразвития России, отраслевые ФОИВ, Росимущество) оказывают оперативное влияние на достижение целей. Построенная подобным образом система постановки целей позволит успешно реализовывать государственную политику по модернизации отечественной экономики.

Широкое применение ГАС-У, в  свою очередь позволит сконцентрировать внимание субъектов прогнозирования  и реализации стратегии экономического и социального развития страны на усилении ответственности конкретных лиц за постановку и достижение поставленных задач.

Кроме того, важным результатом  от применения ГАС-У станет возможность  системного планирования долгосрочных стратегий развития промышленности в целом, отдельных ее отраслей и  роли каждой отдельной организации  достижении поставленных задач.

Наличие подобных возможностей позволит перейти от прогнозирования  необходимого минимума показателей, требующихся  для расчета основных параметров федерального бюджета к выработке  системы долгосрочных целевых программ, реализующих выбранные стратегические приоритеты.

 

2.2. Задачи руководителя  по вопросам эффективного планирования  деятельности организации.

 

Прежде чем обратить внимание на задачи руководителя по планированию следует охарактеризовать руководителя в целом.

Для практики управления немаловажное значение имеет выработка социальной технологии лидерства. Она основана на трех основных подходах к пониманию руководства. Первый из них базируется на внимании к природным чертам характера лидера, второй – на выделении типов его поведения, третий – на идее о том, что успех любого руководителя зависит от массы внешних факторов, к которым необходимо приспосабливать любой тип характера и поведения.

Первый подход получил развитие в «теории черт лидера»(иногда именуемой также теорий «великий людей», доминировавшей в 1940-х гг. Эта теория исходила из представления, что все успешные руководители обладают неким универсальным набором личностных качеств, отличающих их от других людей. Многочисленные попытки сформулировать набор таких качеств просматриваются уже в работах представителей классической школы и школы человеческих отношений (А. Файоль, М. Фоллет). Так, например, А. Файоль считал, что администратор высшего уровня должен обладать такими качествами, как здоровье, моральные и волевые навыки, общий кругозор, умение работать с людьми, способность к планированию и контролю, общая компетентность и др20.

Наибольшее развитие этот взгляд на лидерство в организации  получил в концепции О. Тида, который связывал лидерство со способностью оказывать влияние на людей для достижения определенной цели, причем такой, которую все участники совместной деятельности считают желательной. Универсальными чертами лидера он считал: физическую и эмоциональную выносливость; понимание назначения и целей деятельности организации; энтузиазм; дружелюбие и привязанность; порядочность, способность вызывать доверие у других людей. Эффективный лидер доводит свои ожидания до подчиненных, определяет границы их действий. В то же время именно его последователи и подчиненные оценивают правильность и эффективность предложенного им курса и способа организации деятельности21.

Недостатки исследований в рамках теории черт характера стали  причиной расширения сферы поиска исследователей, зарождения поведенческого (бихевиористского) подхода. Он базируется на идее о необходимости учета цели и задач деятельности группы, определяющих кто в наибольшей степени подходит к роли лидера данной группы и какой стиль лидерства окажется наиболее эффективным.

Методологические основы для исследований в рамках данного  подхода были заложены К. Левиным, который  при изучении феномена лидерства  у десятилетних детей, организованных в несколько экспериментальных  групп, выделил три принципиально  различных стиля их поведения: либеральный, авторитарный и демократический (промежуточный). В первом случае подчиненным представляется полная свобода в определении  целей и принятии решений, в контроле за своей работой. Во втором – ярко просматриваются единоличная власть лидера, его стремление самому определять стратегию группы и принимать  решения, единоличный контроль за поведением членов группы. В третьем – разделение власти, распределение полномочий, участие группы в принятии решений.

Этот подход получил развитие в середине 40-х гг. ХХ в. в работах специалистов двух американских университетов (Огайо и Мичиган) – Р. Стогдилл и Р. Ликерт, которые пришли к выводу, что существует два принципиальных измерения поведения руководителя: 1) забота о людях; 2) упор на процесс производства22.

Исследования в названных  университетах привели к созданию матричного метода определения стиля  руководства. Матрица стилей руководства, созданная Р. Блейком и Д. Моутоном, представляет собой сочетание различных  комбинаций двух подходов к управлению. Матрица представляет собой перенесение  двух шкал по девять делений на каждой и образуемую ими сетку. По вертикали  ранжируется степень заботы о  людях при управлении коллективом, а по горизонтали – степень  заботы о производственном процессе. Всего мы получаем 81 позицию, т. е. 81 вариант стиля управления. Блейк и Моутон описали пять крайних и наиболее характерных позиций матрицы23:

• авторитарное руководство;

• социальное руководство;

• производственно-социальное управление;

• примитивное руководство или отдых на работе;

• командное руководство или руководство «лицом к лицу».

Матрица стилей руководства, несомненно, является наиболее популярным подходом к изучению стилей, так  как она дает руководителям возможность  оценить свои позиции и попытаться начать движение в сторону усовершенствования стиля управления.

Другая версия ситуационного  подхода к изучению лидерства  в организации была разработана  Ф. Филдером, который полагал, что успех или эффективность того или иного стиля управления зависит от трех факторов24:

• отношений руководителя с подчиненными (степень лояльности лидера к членам группы);

• структуры производственных заданий (рутинные или инновационные);

Информация о работе Признаки и методы планирования в государственном (специальном) управлении