Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Мая 2013 в 10:09, курсовая работа
Цели и задачи работы. Цель данной работы состоит в рассмотрении аспектов интеллектуальной миграции.
Для достижения поставленной цели в работе решаются следующие частные задачи:
Дать общую характеристику интеллектуальной миграции;
Рассмотреть концепции интеллектуальной миграции;
Рассмотреть вопрос регулирования интеллектуальной миграции;
Рассмотреть причины и последствия интеллектуальной миграции в России .
Введение 3
1. Сущность интеллектуальной миграции 5
1.1. Интеллектуальная миграция: общая характеристика 5
1.2. Концепции интеллектуальной миграции 8
1.3. Регулирование интеллектуальной миграции 14
2. Интеллектуальная миграция в России – причины и
последствия 18
2.1. Основные причины эмиграции и миграционные
намерения 18
2.2. Последствия интеллектуальной миграции: проблема
оценки 24
2.3. Угрозы безопасности 27
2.4. Перспективы регулирования интеллектуальной миграции в России 32
Заключение 35
Список использованной литературы 36
Содержание
Введение
1. Сущность интеллектуальной
миграции
1.1. Интеллектуальная
миграция: общая характеристика
1.2. Концепции интеллектуальной
миграции
1.3. Регулирование интеллектуальной
миграции
2. Интеллектуальная миграция в России – причины и
последствия
2.1. Основные причины эмиграции и миграционные
намерения
2.2. Последствия интеллектуальной миграции: проблема
оценки
2.3. Угрозы безопасности
2.4. Перспективы регулирования
интеллектуальной миграции в России
Заключение
Список использованной
литературы
Приложение
Введение
Актуальность темы исследования. С вступлением человечества в XXI век открылись новые возможности развития мирового сообщества. Вместе с тем сохранились и обострились многие проблемы, сопровождавшие общество на протяжении всей истории его существования. К числу таковых относится миграция. Истоки этого общественного явления восходят к периоду образования государств и возникновения взаимосвязей между ними.
В последние годы миграция все большее становится вызовом, иногда угрозой безопасности личности, общества, государства. Миграция привела к серьезным изменениям как в принимающих, так и в отдающих странах. В принимающих странах начала набирать силу ксенофобия. В результате на рубеже веков проблема миграции стала центром общественного внимания. Миграция и проблемы ее регулирования стали темой острых политических дискуссий в мире, что актуализирует необходимость изучения данной проблемы. В условиях возрастания интернационализации общественной жизни все более значительное место в развитии общества занимает международная миграция населения в целом и трудовых ресурсов, в частности. Миграция научных кадров в этом процессе занимает особое место. В современном мире она превратилась в достаточно масштабное явление со своими закономерностями и проблемами.
Несмотря на возрастающую интернационализацию хозяйственной жизни, в современном мире господствует жесткая конкуренция. Основой конкурентоспособности становятся возможности страны в создании постиндустриального информационного общества, способного интенсивно производить и эффективно использовать новые знания.
В современном мире на фоне значительной дифференциации в социально-экономическом и научно-техническом развитии стран проблема «утечки умов» приобретает все большую актуальность и как комплексная международная проблема. При этом «утечка умов» в современных условиях является и существенной причиной увеличения разрыва в темпах социально-экономического и технологического развития между высокоразвитыми и менее развитыми странами и регионами.
Цели и задачи работы. Цель данной работы состоит в рассмотрении аспектов интеллектуальной миграции.
Для достижения поставленной цели в работе решаются следующие частные задачи:
Объект исследования – миграционные потоки высококвалифицированных кадров.
Предметом исследования являются общественные отношения, связанные с рассмотрением миграционных потоков высококвалифицированных кадров.
1. Сущность интеллектуальной миграции
1.1. Интеллектуальная миграция: общая характеристика
Существуют различные
трактовки понятия «
Переход к постиндустриальному обществу существенно повысил роль научного и инженерного труда в социально-экономическом развитии стран, в эффективном использовании ими имеющихся ресурсов. В любую историческую эпоху процесс научного и технологического развития должен рассматриваться как общечеловеческий и преодолевающий любые препятствия. Одна из самых распространенных форм такого преодоления - беспрерывное пространственное перемещение талантливых людей, носителей передовых научных знаний, через различные, в том числе этнические и национальные границы[28]. Современная международная миграция научных кадров складывается как бы из двух потоков: из специалистов, переезжающих из одних развитых стран, преимущественно европейских, в другие, расположенные за пределами Европы (Великобританию, например, ежегодно покидает около тысячи талантливых ученых), и из уроженцев стран Африки, Азии, Латинской Америки, Восточной Европы и СНГ, получивших образование в американских и европейских вузах, но не вернувшихся на родину[22].
Так в начале 1950-х годов появилось выражение «утечка мозгов» - подобным образом в Великобритании описали процесс массового переезда английских ученых в США. За полвека размеры глобальной миграции квалифицированных специалистов невероятно выросли и ныне воспринимаются как серьезная угроза будущему многих государств[16].
Совместное исследование,
проведенное специалистами Наци
В свою очередь, исследование Всемирного Банка, в рамках которого были проанализированы данные по 33 странам мира, показало, что за границу отправляются менее 10% их граждан с высшим образованием. Термин «утечка мозгов» применим лишь к пяти странам (Доминиканская Республика, Сальвадор, Мексика, Гватемала и Ямайка), где за границу (в основном, в США) переехали более двух третей всех образованных людей. В 2006 году Международный Валютный Фонд опубликовал аналогичное исследование уже по 90 государствам. И пришел к иному выводу: больше всего от отъезда высококвалифицированных кадров страдает Иран[19].
В 2004 году группа демографов и географов опубликовала результаты масштабного исследования (Линдзи Лоувелл, Аллан Финдли и Эмма Стюарт «Утечка Мозгов»). Один из выводов был шокирующим: почти каждый десятый обладатель диплома о высшем образовании рожден в развивающихся странах - при этом 30-50% родившихся там ученых и инженеров ныне живут и работают в «богатых» государствах мира[11].
Исследование Национального Бюро Экономических Исследований США показало, что утечка мозгов ныне происходит не только потому, что в «бедных» странах низок уровень жизни, но и потому, что у специалистов появилось достаточно средств для того, чтобы финансировать свой переезд в «богатые» страны. По оценкам Бюро, «бедное» государство инвестирует в среднем $50 тыс. в подготовку каждого выпускника местного университета. При переезде этого выпускника эти деньги теряются, однако подобные потери - лишь верхушка айсберга.
По оценкам Бюро, отъезд специалистов приводит к бюджетным потерям (уехавшие не платят налоги на родине), снижению темпов создания новых рабочих мест, уменьшению конкурентоспособности местной экономики (вплоть до того, что иностранных специалистов приходится импортировать из-за рубежа и платить им намного больше, чем получали бы их местные коллеги - по оценкам Всемирного Банка, страны Африки ежегодно тратят около $4 млрд. на оплату труда иностранных программистов, преподавателей, инженеров, менеджеров и пр.)[19].
Эмигрировавшие специалисты часто материально помогают своим родинам. Эта поддержка может проводиться напрямую - например, в качестве денежных переводов и посылок родным и близким. Международный Фонд Сельскохозяйственного Развития подсчитал, что в 2006 году примерно 150 млн. мигрантов, работающих в индустриально развитых странах, перевели на родину более $300 млрд. Для сравнения, международные доноры, помогающие развивающимся странам, в 2006 году потратили на программы международной помощи $104 млрд., а объем прямых иностранных инвестиций в эти государства составил $167 млрд. По оценкам Всемирного Банка, выходцы из определенных стран мира, занимающие высокие посты в иных государствах, часто помогают открывать у себя на родине филиалы международных компаний[7].
В ряде случаев «утечка мозгов» поддерживается и государствами, от этой «утечки» страдающими. К примеру, во многих «бедных» государствах властные круги де-факто поощряют «утечку», поскольку благодаря ей, из общества вымываются потенциальные политические оппоненты. Некоторые страны имеют специальные программы, которые позволяют им экономить: так, например, Филиппины поощряют отъезд за границу квалифицированных специалистов, сидящих без работы.
Одед Старк, автор книги «Новая Экономика «Утечки Мозгов»», обращает внимание и на иные позитивные последствия этого феномена. Так, даже в беднейших странах мира люди, намеренные уехать, вкладывают значительные силы и ресурсы в получение образования или квалификации, необходимых для того, чтобы преуспеть за границей. Это позитивно влияет на всю систему образования страны, то есть, способствует повышению образовательного уровня населения. В случае, если уехавших за границу меньше, чем оставшихся, ситуация в стране изменяется к лучшему[11].
1.2. Концепции интеллектуальной миграции
По мере того как поток интеллектуальной миграции набирал силу, он получал отражение и в попытках его концептуализации. Довольно быстро сложились две конкурирующие концепции.
Согласно концепции обмена знаниями и опытом люди мигрируют в поисках нового места приложения труда с учетом своей профессии и квалификации. И «приток умов», и их «утечка» характерны для экономик всех стран и предполагают двусторонний обмен информацией о положении в стране-экспортере и стране-импортере трудовых ресурсов. Это сведения не только о рынках труда, но и о финансах, товарных рынках, условиях жизни.
В рамках концепции растраты умов интеллектуальная эмиграция рассматривается в качестве чистой потери для совокупной рабочей силы страны-экспортера. Считается, что отток высококвалифицированных кадров подрывает способность страны к социально-экономическому развитию, что ведет к снижению в ней уровня жизни населения[2].
В настоящее время, по мнению Л.С.Гурьяновой, обе концепции представляются недостаточно эвристическими. Чтобы разобраться в специфике современной эмиграции научных кадров, необходим анализ сложного сочетания факторов, причин и условий эмиграции, их конкретных пространственно-временных особенностей[8].
Среди структурных факторов эмиграции выделяются профессиональные. Существует устойчивая корреляция между уровнем образования, профессиональной квалификацией и мобильностью населения. Когда же в качестве главных субъектов эмиграции выступают научные кадры, профессиональные факторы тем более выходят на первый план. Этому способствует само содержание интеллектуального труда. Существенную роль играет и такой «смежный» фактор, как возможность максимальной реализации творческого потенциала. Еще один действенный структурный фактор - это обладание большей информацией; он обеспечивает высокую потенциальную приспособляемость к изменившимся условиям. Для научных эмигрантов из России важны также этнические факторы[2].
Стимулирующие факторы эмиграции (ее движущие силы) могут быть подразделены на две основные группы: «притягивающие» факторы, в которых суммируется сила открывающихся возможностей, и «выталкивающие» факторы, или бремя ожидаемых трудностей [13]. И в той, и в другой группе присутствуют экономические и неэкономические факторы.
Так, в отношении стран Восточной Европы было отмечено, что «из-за ухудшения условий исследовательской работы и серьезных социально-экономических проблем... которые оказывают сильное влияние на творческую работу, большинство ученых покидают свои страны не вследствие профессиональных, а чисто экономических причин»[24].
В развивающихся
странах одним из главных
И все же решающее значение имеет трудовая детерминанта[29].
В причинах интеллектуальной эмиграции результируются отношения между объективными факторами существования индивида и его субъективными потребностями. Особое значение имеют два важнейших, объективных по своей природе регулятора миграционного поведения - среда и социальные нормы, опосредующие процесс принятия миграционных решений на индивидуальном уровне. Непосредственной же причиной эмиграции выступают, как правило, противоречия между уровнем развития личности, ее потребностями и возможностями, с одной стороны, и условиями их удовлетворения - с другой. Потенциальный эмигрант постепенно приходит к убеждению, что разрешить это противоречие он может, лишь перешагнув через государственную границу[25].