Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Мая 2013 в 10:09, курсовая работа
Цели и задачи работы. Цель данной работы состоит в рассмотрении аспектов интеллектуальной миграции.
Для достижения поставленной цели в работе решаются следующие частные задачи:
Дать общую характеристику интеллектуальной миграции;
Рассмотреть концепции интеллектуальной миграции;
Рассмотреть вопрос регулирования интеллектуальной миграции;
Рассмотреть причины и последствия интеллектуальной миграции в России .
Введение 3
1. Сущность интеллектуальной миграции 5
1.1. Интеллектуальная миграция: общая характеристика 5
1.2. Концепции интеллектуальной миграции 8
1.3. Регулирование интеллектуальной миграции 14
2. Интеллектуальная миграция в России – причины и
последствия 18
2.1. Основные причины эмиграции и миграционные
намерения 18
2.2. Последствия интеллектуальной миграции: проблема
оценки 24
2.3. Угрозы безопасности 27
2.4. Перспективы регулирования интеллектуальной миграции в России 32
Заключение 35
Список использованной литературы 36
По оценкам специалистов
ЦЭМИ РАН в 1990 г. экономические
потери бывшего СССР из-за «
2.3. Угрозы безопасности
Выраженные количественными показателями, потери страны-донора от «утечки умов» вполне обоснованно могут интерпретироваться и как показатели масштаба угроз национальной безопасности, взятой в экономическом аспекте. Но, не говоря уже о других сторонах проблемы, пределы доступной государству экономической безопасности сжимаются не только по причине упущенной выгоды, эквивалентной ожидаемому вкладу эмигрантов в экономику и науку страны при условии их отказа от отъезда за рубеж. И не столько из-за того, что затраты государства на воспитание, обучение и повышение квалификации эмигрантов остаются не возмещенными. Для национальной безопасности эти два последствия интеллектуальной эмиграции, приближенно выражаемые в цифрах, не имеют все-таки первостепенного значения.
Даже с чисто экономической точки зрения не менее (если не более) существенны иные угрозы. Однако они практически не поддаются количественной оценке. А качественная оценка позволяет увидеть самые разнообразные угрозы безопасности (притом в различных ее аспектах и на разных уровнях), источником которых оказывается именно интеллектуальная эмиграция[13].
Безусловно, интеллектуальная эмиграция - глобальный феномен. Более того, многие ее факторы, причины и условия, действующие в разных странах выезда, типологически близки, несмотря на различия между этими странами. Вместе с тем, как уже отмечалось, специфика каждой страны, равно как и специфика переживаемого страной периода ощутимо влияют на отток из нее ученых и специалистов. Как минимум, и та, и другая особым образом расставляют акценты, и в результате угрозы каким-то аспектам безопасности в данной стране становятся более актуальными, чем в соседней. Либо более показательными, более проявленными[17].
В России из всех угроз, создаваемых интеллектуальной эмиграцией, пожалуй, наиболее отчетливо проявились угрозы трем аспектам национальной безопасности. Прежде всего, следует обратить внимание на увеличивающееся отставание России в технологическом развитии. В докладе Мирового экономического форума утверждается, что среди 49 стран, производящих 94% валового продукта мировой экономики, Россия по «индексу технологий» - показателю доли конкурентоспособной продукции на мировом рынке - занимает сейчас 21-е место. Одной из главных причин такого положения международные эксперты считают сокращение интеллектуального потенциала общества[5].
Далее, хотя экономический рост в настоящее время в сильнейшей степени зависит от совершенствования информационных технологий (оценочно - на 70-80%), в России объем направляемых на их развитие инвестиций крайне мал: всего около 50 долл. на душу населения.
К угрозам собственно технологической безопасности непосредственно примыкают угрозы другим видам безопасности, которые могут возникнуть вследствие «переноса» за рубеж интеллектуальной собственности. Такой «перенос» может совершаться на индивидуальном уровне в результате «утечки умов». В то же время, как справедливо отмечалось в печати, не менее опасными представляются неконтролируемые контракты таких организаций, как Минатом или «Росвооружение». В данном случае налицо противоречие не только между безопасностью индивидов и военной (оборонной) безопасностью России, но и между краткосрочными экономическими задачами, решаемыми ведомствами, и долгосрочными целями безопасности страны, а отчасти и международного сообщества[11].
Еще более ярко и своеобразно угрозы национальной безопасности, исходящие от эмиграции, преломляются через проблему воспроизводства интеллектуальной элиты в целом и научных школ в частности.
Проблема воспроизводства научной элиты в России имеет, как минимум, две составляющие. Одна из них - демографическая. В потоке интеллектуальных мигрантов высок удельный вес молодых людей в возрасте, наиболее пригодном для вступления в брак и деторождения. Как правило, в расчете на выезд они откладывают рождение детей. Это, естественно, ведет к снижению рождаемости - пусть не очень заметному на уровне всего населения, зато довольно ощутимо сказывающемуся на воспроизводстве той социально-профессиональной общности, к которой принадлежат молодые мигранты. Но дело не ограничивается отложенными рождениями. Так как значительная доля высококвалифицированных специалистов навсегда или на длительный срок останется за рубежом, дети, которые у них родятся после того, как родители упрочат свое положение, тоже не вернутся в Россию, не станут российскими гражданами. Во всяком случае, вероятность этого достаточно велика. Будет нарушен демографический режим воспроизводства интеллектуального потенциала и тем самым поставлена под угрозу социальная безопасность группы, являющейся его носителем, и общества в целом.
Другая важная составляющая - судьба научных школ, сложившихся в России. Именно в них осуществляется профессиональное воспроизводство научной элиты. Традиционно их подразделяют на «классические» и «проточные»[5].
«Классическая» школа возникает на определенном этапе развития науки при оптимальном сочетании когнитивного, социально-психологического и организационного аспектов научной деятельности. Ее атрибутом является наличие общепризнанного лидера, яркой, сильной и незаурядной по своим профессиональным и человеческим качествам личности, ролевой статус которой - генерация идей или научно-исследовательской программы. Научная школа - это преемственность, единство стиля и методов. И это во многом неформальное сообщество ученых, нечто вроде большой патриархальной семьи, в которой доминирующее значение получают отношения «учитель – ученики».
«Проточной» школе примерно соответствует американская модель организации науки. В этом случае исследовательская деятельность концентрируется в научных центрах или лабораториях с небольшим количеством штатных сотрудников. В них на определенное время и для выполнения определенного задания привлекаются специалисты со стороны. По окончании работы возникший коллектив распадается и при появлении нового задания образуется заново, отчасти из тех же, отчасти из других людей, лишь на короткое время связанных общей целью.
В настоящее время в России идет переориентация с «классических» школ на «американскую» модель организации научных исследований. На первый план начинают выдвигаться «проточные» коллективы - получатели грантов, выделяемых различными отечественными и зарубежными фондами под конкретные, четко ограниченные во времени проекты. Неизбежное при этом перераспределение научно-технического и кадрового потенциала связано с существенными издержками (так, гипертрофированное значение приобретают финансовые и связанные с ними нравственно-психологические проблемы). Однако в большинстве случаев новые формы организации не являются адекватной заменой традиционных для отечественной науки форм, особенно в области фундаментальных естественно-научных исследований. По мнению специалистов, американский тип научной школы «более близок университетской науке, а не сложившейся системе исследований в рамках Академии наук или отраслевой науки»[14].
Научная элита - сложная система. Все ее элементы находятся в формальных и неформальных, явных и скрытых связях между собой. Эта система способна развиваться и обновляться, в известных пределах сама восстанавливать утраченное. Вместе с тем она очень хрупка, уязвима, и выпадение (разрушение) тех или иных элементов может сравнительно легко поставить ее на грань распада. Вырывая один элемент, интеллектуальная эмиграция, как минимум, затрудняет целостное воспроизводство элиты. Если же из-за эмиграции выпадают сразу несколько элементов, разрываются многие структурные связи, это воспроизводство вообще оказывается под угрозой[2].
Конечно, эмиграция имеет и позитивные стороны. Она создает национальные диаспоры, которые могут становиться определенной опорой для страны-донора. Например, способствовать приему соотечественников на работу по временному контракту в западные университеты и научные лаборатории. «Контрактники» возвращаются в Россию с набором новых представлений и навыков, повышенной квалификацией, знанием иностранных языков. Да и те, кто выехал на постоянное жительство, обычно не порывают связи с родиной: они бывают в России на семинарах и конференциях, участвуют в совместных проектах с российскими учеными, нередко оказывают консультационные услуги оставшимся коллегам и т. д. То есть в большей или меньшей степени делятся своими международными связями, информацией, опытом научной и практической деятельности в рыночной среде[15].
Надо, однако, иметь в виду, что большинство позитивных последствий интеллектуальной миграции и эмиграции проявляются с лагом в 10-15 лет. За этот срок национальная безопасность может быть ослаблена настолько, что плюсы уже не смогут возместить минусы. Упущенные время и выгоду очень трудно наверстать. Кстати, аналогичная ситуация может, в принципе, иметь место и на личностном уровне, поскольку далеко не всегда адаптация эмигрантов в стране въезда бывает успешной. Действенная защита безопасности самих ученых, общества и государства может быть обеспечена лишь при наличии гибкой и эффективной системы регулирования интеллектуальной миграции.
2.4. Перспективы регулирования интеллектуальной миграции в России
22 февраля 2007 года в
Москве, в Высшей школе экономики
прошла конференция «
ЕС и Россия тесно работают над созданием общего пространства исследований, образования и культуры, а также над интеграцией российской науки в Европейское исследовательское пространство, и данная конференция – пример совместных усилий, предпринимаемых в этой связи. Теперь в сотрудничестве России и Европы начинается новый этап, характеризуемый переходом от практики «утечки умов» к «миграции умов». Россия перестает быть «кадровым резервом» зарубежных научных и исследовательских центров. Отечественные институты начинают привлекать к себе ученых из-за рубежа, «миграция интеллекта» становится двусторонней. Новый формат взаимодействия принесет пользу и России, и Европе, и науке вообще.
Главной целью миграционной
политики,- как отмечается в этой
связи в Программе социально-
Достижение этой цели предполагает регулирование миграционных процессов с учетом складывающейся социально-экономической ситуации в стране и в регионах в интересах обеспечения их динамики экономического развития, рациональное использование трудового потенциала, опыта хозяйственной деятельности и квалификации мигрантов.
В соответствии с Указом Президента РФ «Об утверждении Концепции демографической политики Российской Федерации на период до 2025 года» к 2015 году необходимо уменьшить отток квалифицированных специалистов, увеличить объем привлечения на постоянное место жительства в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом квалифицированных иностранных специалистов и молодежи, обеспечить на этой основе миграционный прирост на уровне не менее 200 тыс. человек ежегодно.
На решение проблем интеллектуальной миграции ориентированы задачи национальных проектов – «Образование», «Здравоохранение», «Доступное жилье».
Анализ принимаемых в России мер по регулированию интеллектуальной миграции позволяет говорить о том, что Россия на пути к формированию высоко- интеллектуального и высоко-технологического государства.
Заключение
В современном мире человеческий фактор социально-экономического развития стал непосредственным капиталом. А миграция формирует значительнейшую часть этого капитала. Данная функция миграции получает зримое выражение в ее количественных параметрах. Характерными особенностями международной миграции населения являются постоянное увеличение ее масштабов, вовлечение в миграционный кругооборот населения практически всех стран мира, быстрый рост в нем доли трудовой миграции. Большое значение для определения роли межгосударственной миграции в общественных процессах приобретают ее структурные характеристики. Она становится все более дифференцированной по профессиональным, квалификационным, образовательным признакам, специальностям ее участников. Постоянно растет доля вовлекающихся в нее высококвалифицированных работников.