Проблема интеллектуальной миграции

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Мая 2013 в 10:09, курсовая работа

Описание работы

Цели и задачи работы. Цель данной работы состоит в рассмотрении аспектов интеллектуальной миграции.
Для достижения поставленной цели в работе решаются следующие частные задачи:
Дать общую характеристику интеллектуальной миграции;
Рассмотреть концепции интеллектуальной миграции;
Рассмотреть вопрос регулирования интеллектуальной миграции;
Рассмотреть причины и последствия интеллектуальной миграции в России .

Содержание работы

Введение 3
1. Сущность интеллектуальной миграции 5
1.1. Интеллектуальная миграция: общая характеристика 5
1.2. Концепции интеллектуальной миграции 8
1.3. Регулирование интеллектуальной миграции 14
2. Интеллектуальная миграция в России – причины и
последствия 18
2.1. Основные причины эмиграции и миграционные
намерения 18
2.2. Последствия интеллектуальной миграции: проблема
оценки 24
2.3. Угрозы безопасности 27
2.4. Перспективы регулирования интеллектуальной миграции в России 32
Заключение 35
Список использованной литературы 36

Файлы: 1 файл

интеллектуальная миграция.doc

— 177.50 Кб (Скачать файл)

  По оценкам специалистов  ЦЭМИ РАН в 1990 г. экономические  потери бывшего СССР из-за «утечки умов" превысили 75 млрд долл. и составили величину гораздо большую, чем весь совокупный приток капитала и экономической помощи из-за рубежа. Расчеты, проведенные Министерством науки РФ в начале 90-х годов, показали, что отъезд одного специалиста равнозначен потере Россией 300 тыс. долл. Эта цифра была получена как сумма двух других - величины вычета из совокупного общественного продукта страны прямых и косвенных расходов на подготовку одного специалиста и величины упущенной выгоды. В середине 90-х годов Комиссия Совета Европы по образованию оценивала ежегодный ущерб России от выезда из нее специалистов высокой и высшей квалификации примерно в 50 млрд долл., в конце 90-х – 75 млрд.долл.,  в 2006 году – 120 млрд. долл[18].

 

 

2.3. Угрозы безопасности

 

 

Выраженные количественными  показателями, потери страны-донора от «утечки умов» вполне обоснованно могут интерпретироваться и как показатели масштаба угроз национальной безопасности, взятой в экономическом аспекте. Но, не говоря уже о других сторонах проблемы, пределы доступной государству экономической безопасности сжимаются не только по причине упущенной выгоды, эквивалентной ожидаемому вкладу эмигрантов в экономику и науку страны при условии их отказа от отъезда за рубеж. И не столько из-за того, что затраты государства на воспитание, обучение и повышение квалификации эмигрантов остаются не возмещенными. Для национальной безопасности эти два последствия интеллектуальной эмиграции, приближенно выражаемые в цифрах, не имеют все-таки первостепенного значения.

Даже с чисто экономической  точки зрения не менее (если не более) существенны иные угрозы. Однако они  практически не поддаются количественной оценке. А качественная оценка позволяет увидеть самые разнообразные угрозы безопасности (притом в различных ее аспектах и на разных уровнях), источником которых оказывается именно интеллектуальная эмиграция[13].

Безусловно, интеллектуальная эмиграция - глобальный феномен. Более того, многие ее факторы, причины и условия, действующие в разных странах выезда, типологически близки, несмотря на различия между этими странами. Вместе с тем, как уже отмечалось, специфика каждой страны, равно как и специфика переживаемого страной периода ощутимо влияют на отток из нее ученых и специалистов. Как минимум, и та, и другая особым образом расставляют акценты, и в результате угрозы каким-то аспектам безопасности в данной стране становятся более актуальными, чем в соседней. Либо более показательными, более проявленными[17].

В России из всех угроз, создаваемых  интеллектуальной эмиграцией, пожалуй, наиболее отчетливо проявились угрозы трем аспектам национальной безопасности. Прежде всего, следует обратить внимание на увеличивающееся отставание России в технологическом развитии. В докладе Мирового экономического форума утверждается, что среди 49 стран, производящих 94% валового продукта мировой экономики, Россия по «индексу технологий» - показателю доли конкурентоспособной продукции на мировом рынке - занимает сейчас 21-е место. Одной из главных причин такого положения международные эксперты считают сокращение интеллектуального потенциала общества[5].

Далее, хотя экономический  рост в настоящее время в сильнейшей степени зависит от совершенствования информационных технологий (оценочно - на 70-80%), в России объем направляемых на их развитие инвестиций крайне мал: всего около 50 долл. на душу населения.

К угрозам собственно технологической безопасности непосредственно примыкают угрозы другим видам безопасности, которые могут возникнуть вследствие «переноса» за рубеж интеллектуальной собственности. Такой «перенос» может совершаться на индивидуальном уровне в результате «утечки умов». В то же время, как справедливо отмечалось в печати, не менее опасными представляются неконтролируемые контракты таких организаций, как Минатом или «Росвооружение». В данном случае налицо противоречие не только между безопасностью индивидов и военной (оборонной) безопасностью России, но и между краткосрочными экономическими задачами, решаемыми ведомствами, и долгосрочными целями безопасности страны, а отчасти и международного сообщества[11].

    Еще более ярко и своеобразно угрозы национальной безопасности, исходящие от эмиграции, преломляются через проблему воспроизводства интеллектуальной элиты в целом и научных школ в частности.

Проблема воспроизводства  научной элиты в России имеет, как минимум, две составляющие. Одна из них - демографическая. В потоке интеллектуальных мигрантов высок удельный вес молодых людей в возрасте, наиболее пригодном для вступления в брак и деторождения. Как правило, в расчете на выезд они откладывают рождение детей. Это, естественно, ведет к снижению рождаемости - пусть не очень заметному на уровне всего населения, зато довольно ощутимо сказывающемуся на воспроизводстве той социально-профессиональной общности, к которой принадлежат молодые мигранты. Но дело не ограничивается отложенными рождениями. Так как значительная доля высококвалифицированных специалистов навсегда или на длительный срок останется за рубежом, дети, которые у них родятся после того, как родители упрочат свое положение, тоже не вернутся в Россию, не станут российскими гражданами. Во всяком случае, вероятность этого достаточно велика. Будет нарушен демографический режим воспроизводства интеллектуального потенциала и тем самым поставлена под угрозу социальная безопасность группы, являющейся его носителем, и общества в целом.

Другая важная составляющая - судьба научных школ, сложившихся в России. Именно в них осуществляется профессиональное воспроизводство научной элиты. Традиционно их подразделяют на «классические» и «проточные»[5].

«Классическая» школа возникает на определенном этапе развития науки при оптимальном сочетании когнитивного, социально-психологического и организационного аспектов научной деятельности. Ее атрибутом является наличие общепризнанного лидера, яркой, сильной и незаурядной по своим профессиональным и человеческим качествам личности, ролевой статус которой - генерация идей или научно-исследовательской программы. Научная школа - это преемственность, единство стиля и методов. И это во многом неформальное сообщество ученых, нечто вроде большой патриархальной семьи, в которой доминирующее значение получают отношения «учитель – ученики».

«Проточной» школе примерно соответствует американская модель организации науки. В этом случае исследовательская деятельность концентрируется в научных центрах или лабораториях с небольшим количеством штатных сотрудников. В них на определенное время и для выполнения определенного задания привлекаются специалисты со стороны. По окончании работы возникший коллектив распадается и при появлении нового задания образуется заново, отчасти из тех же, отчасти из других людей, лишь на короткое время связанных общей целью.

В настоящее время  в России идет переориентация с «классических» школ на «американскую» модель организации научных исследований. На первый план начинают выдвигаться «проточные» коллективы - получатели грантов, выделяемых различными отечественными и зарубежными фондами под конкретные, четко ограниченные во времени проекты. Неизбежное при этом перераспределение научно-технического и кадрового потенциала связано с существенными издержками (так, гипертрофированное значение приобретают финансовые и связанные с ними нравственно-психологические проблемы). Однако в большинстве случаев новые формы организации не являются адекватной заменой традиционных для отечественной науки форм, особенно в области фундаментальных естественно-научных исследований. По мнению специалистов, американский тип научной школы «более близок университетской науке, а не сложившейся системе исследований в рамках Академии наук или отраслевой науки»[14].

Научная элита - сложная  система. Все ее элементы находятся  в формальных и неформальных, явных и скрытых связях между собой. Эта система способна развиваться и обновляться, в известных пределах сама восстанавливать утраченное. Вместе с тем она очень хрупка, уязвима, и выпадение (разрушение) тех или иных элементов может сравнительно легко поставить ее на грань распада. Вырывая один элемент, интеллектуальная эмиграция, как минимум, затрудняет целостное воспроизводство элиты. Если же из-за эмиграции выпадают сразу несколько элементов, разрываются многие структурные связи, это воспроизводство вообще оказывается под угрозой[2].

Конечно, эмиграция имеет  и позитивные стороны. Она создает  национальные диаспоры, которые могут  становиться определенной опорой для  страны-донора. Например, способствовать приему соотечественников на работу по временному контракту в западные университеты и научные лаборатории. «Контрактники» возвращаются в Россию с набором новых представлений и навыков, повышенной квалификацией, знанием иностранных языков. Да и те, кто выехал на постоянное жительство, обычно не порывают связи с родиной: они бывают в России на семинарах и конференциях, участвуют в совместных проектах с российскими учеными, нередко оказывают консультационные услуги оставшимся коллегам и т. д. То есть в большей или меньшей степени делятся своими международными связями, информацией, опытом научной и практической деятельности в рыночной среде[15].

Надо, однако, иметь в  виду, что большинство позитивных последствий интеллектуальной миграции и эмиграции проявляются с  лагом в 10-15 лет. За этот срок национальная безопасность может быть ослаблена настолько, что плюсы уже не смогут возместить минусы. Упущенные время и выгоду очень трудно наверстать. Кстати, аналогичная ситуация может, в принципе, иметь место и на личностном уровне, поскольку далеко не всегда адаптация эмигрантов в стране въезда бывает успешной. Действенная защита безопасности самих ученых, общества и государства может быть обеспечена лишь при наличии гибкой и эффективной системы регулирования интеллектуальной миграции.

 

 

2.4. Перспективы  регулирования интеллектуальной миграции в России

 

 

22 февраля 2007 года в  Москве, в Высшей школе экономики  прошла конференция «Сотрудничество ЕС-Россия: приоритетные направления развития науки и технологий на 2007– 2013 гг». На ней была представлена Седьмая рамочная программа исследований и технологического развития на 2007-2013 гг. c бюджетом более 50 млрд евро. Россия, в свою очередь, представила Федеральную целевую программу по исследованиям и разработкам на 2007-2012 гг.

ЕС и Россия тесно  работают над созданием общего пространства исследований, образования и культуры, а также над интеграцией российской науки в Европейское исследовательское пространство, и данная конференция – пример совместных усилий, предпринимаемых в этой связи. Теперь в сотрудничестве России и Европы начинается новый этап, характеризуемый переходом от практики «утечки умов» к «миграции умов». Россия перестает быть «кадровым резервом» зарубежных научных и исследовательских центров. Отечественные институты начинают привлекать к себе ученых из-за рубежа, «миграция интеллекта» становится двусторонней. Новый формат взаимодействия принесет пользу и России, и Европе, и науке вообще.

Главной целью миграционной политики,- как отмечается в этой связи в Программе социально-экономического развития РФ на среднесрочную перспективу (2006-2008 годы),- является содействие устойчивому росту экономики и сбалансированному социальному развитию страны, соблюдению интересов национальному развитию страны посредством регулирования миграционных процессов [18].

     Достижение этой цели предполагает регулирование миграционных процессов с учетом складывающейся социально-экономической ситуации в стране и в регионах в интересах обеспечения их динамики экономического развития, рациональное использование трудового потенциала, опыта хозяйственной деятельности и квалификации мигрантов.

       В соответствии с Указом Президента РФ «Об утверждении Концепции демографической политики Российской Федерации на период до 2025 года» к 2015 году необходимо уменьшить отток квалифицированных специалистов, увеличить объем привлечения на постоянное место жительства в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом квалифицированных иностранных специалистов и молодежи, обеспечить на этой основе миграционный прирост на уровне не менее 200 тыс. человек ежегодно.

На решение проблем  интеллектуальной миграции ориентированы  задачи национальных проектов – «Образование», «Здравоохранение», «Доступное жилье».

Анализ принимаемых  в России мер по регулированию  интеллектуальной миграции позволяет говорить о том, что Россия на пути к формированию  высоко- интеллектуального и высоко-технологического государства.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

 

В современном мире человеческий фактор социально-экономического развития стал непосредственным капиталом. А миграция формирует значительнейшую часть этого капитала. Данная функция миграции получает зримое выражение в ее количественных параметрах. Характерными особенностями международной миграции населения являются постоянное увеличение ее масштабов, вовлечение в миграционный кругооборот населения практически всех стран мира, быстрый рост в нем доли трудовой миграции. Большое значение для определения роли межгосударственной миграции в общественных процессах приобретают ее структурные характеристики. Она становится все более дифференцированной по профессиональным, квалификационным, образовательным признакам, специальностям ее участников. Постоянно растет доля вовлекающихся в нее высококвалифицированных работников.

Информация о работе Проблема интеллектуальной миграции