Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Мая 2013 в 10:09, курсовая работа
Цели и задачи работы. Цель данной работы состоит в рассмотрении аспектов интеллектуальной миграции.
Для достижения поставленной цели в работе решаются следующие частные задачи:
Дать общую характеристику интеллектуальной миграции;
Рассмотреть концепции интеллектуальной миграции;
Рассмотреть вопрос регулирования интеллектуальной миграции;
Рассмотреть причины и последствия интеллектуальной миграции в России .
Введение 3
1. Сущность интеллектуальной миграции 5
1.1. Интеллектуальная миграция: общая характеристика 5
1.2. Концепции интеллектуальной миграции 8
1.3. Регулирование интеллектуальной миграции 14
2. Интеллектуальная миграция в России – причины и
последствия 18
2.1. Основные причины эмиграции и миграционные
намерения 18
2.2. Последствия интеллектуальной миграции: проблема
оценки 24
2.3. Угрозы безопасности 27
2.4. Перспективы регулирования интеллектуальной миграции в России 32
Заключение 35
Список использованной литературы 36
Большинство эмигрантов
руководствуются двумя главными
целевыми установками. Для одних
главной целью переезда является
обеспечение чисто
Своего рода альтернативный вариант - стремление к удовлетворению потребностей в лучшем комплексе жизненных условий, в расширении и укреплении индивидуальной экономической безопасности. В этом случае эмигрант в первую очередь оценивает различия в уровнях социально-экономического развития государств выбытия и прибытия. Главная цель - сам переезд в другую страну, новая же работа - лишь средство к существованию [3].
Впрочем, обе установки
взаимосвязаны и образуют
В ряде государств и регионов существенную роль в формировании установки интеллектуальных мигрантов на временный или постоянный выезд играют причины политического характера.
Условия интеллектуальной
эмиграции значительно
В юридическом плане это предполагает существование законодательных актов, действующих на международном, национальном и региональном уровнях. В зависимости от структурных характеристик миграции они либо способствуют притоку мигрантов, либо ограничивают его, в большей или меньшей степени обеспечивая безопасность вовлеченных в него лиц.
Наряду с возрастанием
роли государств в
Если спрос на ученых и специалистов дезагрегировать по регионам и странам, он оказывается достаточно ограниченным и избирательным [10], причем не только по уровню квалификации, но и по дисциплинарной структуре. Наибольшим спросом пользуются специалисты в научных дисциплинах, определяющих основные тенденции развития современной науки и технологии. Это физика, математика, вычислительная техника, биология, химия, медицина, космические исследования. Соответственно реагирует на такой спрос и структура эмиграции. Так, количество выезжающих из России на Запад математиков составляет сегодня 25% ежегодного их выпуска элитарными факультетами. Но отсюда следует, что именно страны иммиграции диктуют условия на мировом рынке труда.
Ужесточение в последние годы иммиграционной политики во многих странах Западной Европы, объективные трудности адаптации к условиям труда (как правило, необходимо сочетать научную деятельность с преподаванием, что предполагает свободное владение языком страны пребывания), высокий уровень конкуренции усложнили приток научных кадров в этот регион. Наиболее притягательными в Европе остаются Германия, Великобритания, Франция и Скандинавские страны. Вместе с тем статистические данные показывают быстрый рост интеллектуального потока из Европы в Австралию, Юго-Восточную Азию, Северную Америку, Южную Африку [6].
Государства-доноры тоже
оказывают определенное влияние
на рынок труда
Сочетание
российского образования с
Представление об
интеллектуальной миграции как
о возвратном процессе
Кроме того, имеется
немало примеров, когда вернувшийся
домой специалист не
Под влиянием интернационализации мирохозяйственных связей существенное развитие получает и система «транзитной» миграции, которая удовлетворяет потребности в специфических профессиях и квалификациях, периодически возникающие на национальных рынках труда развитых стран. Она основывается на перемещении по каналам транснациональных корпораций рабочей силы высокой квалификации на срок от одного до трех лет.
Таким образом, возросшее значение интеллектуального труда, масштабы миграции высококвалифицированных специалистов, вовлеченность в этот процесс большинства стран мира, последствия «утечки умов» для стран-доноров и стран-реципиентов, проведение более развитыми странами целенаправленной иммиграционной политики - все это подтверждает необходимость выделения интеллектуальной миграции в качестве специфического фактора развития международного и внутреннего рынков труда.
1.3. Регулирование интеллектуальной миграции
Принципиальная особенность государственного регулирования интеллектуальной миграции заключается в воздействии на человеческое поведение. Отсюда следует, что прямое регулирование интеллектуальной миграции возможно лишь в ограниченных случаях. Методы прямого воздействия применяются чаще всего в форме нормативно-правовых рычагов: установление законодательных рамок (квот) для трудовых мигрантов в стране приема; депортации нелегальных трудовых мигрантов, институт прописки и т.д. (рис. 1. Приложение А). Методы косвенного регулирования имеют разнообразные формы в зависимости от объекта регулирования, отработанности различных форм воздействия на индивида, задач, стоящих перед органами власти в части оптимизации трудовых потоков. Организационно применяя те или иные регуляторы, государство оказывает влияние на миграционное сознание индивида, а через него – на его поведение путем стимулирования принятия решений о выборе мест приложения труда. Как показал анализ, методы косвенного регулирования чаще всего базируются на экономическом стимулировании. Государство использует для этого собственные финансовые, материальные и иные ресурсы (например, способствует росту уровня жизни для привлечения населения в трудонедостаточные районы), расширяет рынок жилья, возможность получения образования, выдает ссуды, кредиты и т.д. При этом исходными предпосылками трудовой и интеллектуальной в частности миграции являются разница между уровнем дохода, имеющимся у индивида в стране проживания и ожидаемым в стране иммиграции, возможность найти хорошо оплачиваемое рабочее место, повысить образование либо квалификацию. Важно отметить, что длительность проживания «интеллектуального» мигранта зачастую зависит от степени реализации его ожиданий[13].
Главным инструментом государственного
регулирования
Для оптимизации молодежной (студенческой) трудовой миграции государству необходимо создавать и в дальнейшем развивать как государственные, так и альтернативные фирмы при высших и средних учебных заведениях. С целью облегчения возможности выезда за рубеж малообеспеченным студентам по трудовому контракту в летнее время следует предусмотреть меры по оказанию материальной помощи, предоставлению кредитов, займов и т.д.
Для регулирования временной интеллектуальной миграции, которая может в дальнейшем способствовать «утечке умов» из страны, на взгляд А.В.Лисицкого, необходимо[19]:
– разработать на научной основе прогнозы возможной интеллектуальной миграции, ее интенсивности, состава потенциальных мигрантов по профессиям, полу, возрасту, научным направлениям;
– повысить социальный статус людей интеллектуального труда; усилить материальное и социальное обеспечение данных групп населения;
– определить научные направления и организации, наиболее уязвимые с точки зрения интеллектуальной эмиграции и представляющие особую ценность для государства, с целью их поддержки и оказания финансовой и другой необходимой помощи.
2. Интеллектуальная миграция в России – причины и последствия
2.1. Основные причины эмиграции и миграционные намерения
Рассмотрим вопрос о факторах и причинах интеллектуальной эмиграции. В 2005 году было проведено исследование, согласно результатов которого чаще всего среди основных причин отъезда за рубеж фигурирует низкий жизненный уровень, вынуждающий искать возможности хорошего заработка там, где интеллектуальный труд высоко оплачивается. Эти причину указали 76% респондентов [6]. Абсолютное большинство из них считают, что оплату научного труда в России необходимо поднять до международных стандартов, повысив ее в 10-30 раз. В качестве важнейшего шага в этом направлении предлагается переход к контрактной и конкурсной системе оплаты. Эту идею поддерживают 68% опрошенных.
Второе место по
частоте упоминаний (53%) заняли указания
на низкий и продолжающий
Нестабильность политической ситуации, угрозу социальных конфликтов назвали причиной выезда 40% ученых, профессоров и преподавателей московских вузов. Еще 35% опрошенных выделили беспокойство за судьбу своих детей и столько же - общее ухудшение экономической обстановки, угрозу безработицы.
Интересны оценки социальных
и психологических факторов, способствующих
принятию решения уехать за
рубеж. Около 84% опрошенных отметили
неудовлетворенность условиями
жизни, 28% - желание вести исследования
в более сильном научном