Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Января 2012 в 10:54, курсовая работа
Коммуникации являются важнейшей составляющей в деятельности руководителя, поскольку коммуникации - это обмен информацией между людьми. Без обмена информацией они не могут вместе работать, формулировать задачи и решать их.[1-C.56]
Коммуникации – важнейший элемент обеспечения эффективности управления. Руководитель тратить от 50 до 90% своего времени именно на коммуникации. Не только слово, цифра и другая информация, которая может быть представлена письменно или графически, занимает основное место и является важнейшим в коммуникационном процессе, но и другие элементы (жесты, мимика, паузы) могут быть определяющими с позиций оценки эффективности управления, что является актуальностью данной темы.
В В Е Д Е Н И Е………………………………………………………………………………3
Глава 1. сущность и способы коммуникации. Коммуникативные барьеры ……………………………………………………5
ПОНЯТИЕ И СУЩНОСТЬ КОММУНИКАЦИИ………………………….5
Способы коммуникации……………………………………………..8
Коммуникативные барьеры……………………………………….10
Глава 2. Коммуникативные особенности управления в организации…………………………………………………………………………….12
Глава3. Практическая часть . ………………………………………………….16
3.1. Исследование уровня коммуникативности у студентов…………………………..16
З А К Л Ю Ч Е Н И Е…………………………………………………………………….....18
Список литературы………………
В современной социальной психологии предлагается полная схема всех знаковых систем, используемых в невербальной коммуникации. Основные из них следующие:
Совокупность этих средств, призвана выполнять следующие функции: дополнение речи, замещение речи, репрезентация эмоциональных состояний партнеров по коммуникативному процессу.
В условиях человеческой коммуникации могут возникать совершенно специфические коммуникативные барьеры. Они не связаны с уязвимыми местами в каком-либо канале коммуникации или с погрешностями кодирования и декодирования, а носят социальный или психологический характер.
С
одной стороны, такие барьеры
могут возникать из-за того, что
отсутствует общее понимание
ситуации общения, вызванное не просто
различным языком, на котором говорят
участники коммуникативного процесса,
но различиями более глубокого плана,
существующими между
С другой стороны, барьеры при коммуникации могут носить чисто выраженный психологический характер. Они могут возникнуть, или вследствие индивидуальных психологических особенностей общающихся (например, чрезмерная застенчивость одного из них, скрытность другого, присутствие у кого-то черты, получившей название «некоммуникабельность»), или в силу сложившихся между общающимися особого рода психологических отношений: неприязни по отношению друг к другу, недоверия и т.д. Не случайно в современной социальной психологии специально разрабатывается проблемы лжи и доверия. В этом случае особенно четко выступает та связь, которая существует между общением и отношением.
Перечень барьеров, возникающих в ходе речевой коммуникации, достаточно велик. Так, выражением сопротивления принятию информации (а значит, и оказанному влиянию) может быть отключение внимания слушающего, умышленное снижение в своем представлении авторитета коммуникатора (например, демонстрируемое студентом на скучной, по его мнению, лекции). Задача коммуникатора в данном случае – суметь каким-то образом привлечь внимание, подтвердить свой авторитет. Другая группа барьеров обозначена как «барьеры непонимания» - умышленное или неумышленное «непонимание» сообщения: фонетическое (плохая артикуляция говорящего, слишком быстрый темп речи); семантическое (использование незнакомых терминов, так называемого «новояза», жаргона); стилистическое (неудачное структурированное информации, замысловатые конструкции фраз, повторы); логическое (неумение выстроить последовательную аргументацию). Соответственно всякий оратор должен обладать умением преодолевать каждый из названных барьеров, совершенствовать манеру подачи материала, достигать адекватности преподносимой информации актуальной ситуации общения.[9-C.71]
При
невербальном общении возникает
проблема интерпретации поведения.
По сравнению с речью
Информация — это всегда знание и понимание. Чем сложнее процессы и явления, информацию о которых надо получить, тем больше шансов ее бедности и искажения, что в полной мере относится и к информации, которая нужна в работе. Понять, разобраться в оперативной обстановке, ситуации, поступке, собеседнике, психологии группы и прочем — дело сложное. Чтобы улучшить его, следует целенаправленно развивать у сотрудников профессиональную наблюдательность и память, считаться с закономерностями восприятия социальных объектов, уметь интерпретировать наблюдаемые психологические феномены, развивать общий интеллект и профессиональное мышление. [11-C.35]
Исследования и опыт свидетельствуют, что при передаче информации часть ее качественно меняется, появляются искажения, и чем длиннее цепочка передающих ее людей, тем больше искажений можно ждать. Конкретные цифры: при устной передаче информации от руководителя до рядового сотрудника абсолютно без искажений в среднем доходит только 20—25% информации, а обратно (по инстанции) — только 10%. Информация по вертикали управления искажается больше, чем по горизонтали (равными по должности). Негативная информация при передаче вверх практически всегда приукрашена. Информация, как вода, легче движется вниз, чем вверх.
Специалисты
утверждают, что система коммуникаций
склонна искажать информацию в направлении,
увеличивающем вероятность
Процессы
управления существуют и реализуются
всегда в межсубъектном пространстве,
оно затрагивает сферу
Какие
психологические параметры
Это зависит, главным образом, от следующих психологических феноменов, которые можно представить в виде неких "законов", потому что они отражают объективные явления психики субъекта и объекта управления:
1)
Закон неопределенности
2)
Закон неадекватного взаимного
восприятия. Его действие связано
с утверждением, что человек никогда
не сможет постичь другого
человека с той точностью и
полнотой, которая обеспечила бы
абсолютную прогнозируемость и
влиятельность.
Наше восприятие никогда не бывает точным
и полным, в нем всегда скрыты неожиданные
ракурсы и свойства объекта. Социальное
восприятие - система гораздо более сложная.
Она связана с тем, что в каждый конкретный
человек является носителем обобщенных
свойств других людей, присваивая которые
он постоянно изменяется. Кроме того, это
определяется еще и тем, что:
а) сам воспринимаемый человек находится в постоянном изменении (возраста, уровня физических возможностей, интеллектуальности, социальных, нравственных, эмоциональных изменений и прочих);
б)
человек всегда осознанно или
неосознанно защищается от попыток
раскрыть его сущностные особенности
или "слабые места", так как
психологически открытая личность незащищена
и может стать жертвою
в)
часто человек не может дать объективную
информацию о себе самом, так как
не знает себя. А иногда, не осознавая
этого, хочет казаться таким, каким
ему выгодно быть в социуме.
Неадекватность восприятия и стремление
человека показать себя лучше необходимо
учитывать принимая любые управленческие
решения. Для этого полезно использовать
следующие подходы к людям:
-
любой человек к чему-то
-
любой человек имеет
-
любой человек неисчерпаем - т.е.
ни одна оценка данная ему
при его жизни не может
3)
Закон неадекватности
Людям вообще свойственно либо переоценивать
себя в чем-либо, или недооценивать. Этот
феномен прямо влияет на процесс принятия
управленческих решений. Необходимо помнить,
что человек далеко не рациональное и
разумное логически мыслящее существо.
Человек в большей мере существо алогичное,
эмоциональное и иррациональное. Специалисту
в сфере управления необходимо формировать
ситуацию управления, в которой самооценка
подчиненных будет объективизироваться,
приближаясь к уровню адекватности.
4)
Закон искажения информации. Любая
информация, функционируя в системе
управления имеет тенденцию