Проблема комуникаций в организации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Января 2012 в 10:54, курсовая работа

Описание работы

Коммуникации являются важнейшей составляющей в деятельности руководителя, поскольку коммуникации - это обмен информацией между людьми. Без обмена информацией они не могут вместе работать, формулировать задачи и решать их.[1-C.56]
Коммуникации – важнейший элемент обеспечения эффективности управления. Руководитель тратить от 50 до 90% своего времени именно на коммуникации. Не только слово, цифра и другая информация, которая может быть представлена письменно или графически, занимает основное место и является важнейшим в коммуникационном процессе, но и другие элементы (жесты, мимика, паузы) могут быть определяющими с позиций оценки эффективности управления, что является актуальностью данной темы.

Содержание работы

В В Е Д Е Н И Е………………………………………………………………………………3
Глава 1. сущность и способы коммуникации. Коммуникативные барьеры ……………………………………………………5
ПОНЯТИЕ И СУЩНОСТЬ КОММУНИКАЦИИ………………………….5
Способы коммуникации……………………………………………..8
Коммуникативные барьеры……………………………………….10
Глава 2. Коммуникативные особенности управления в организации…………………………………………………………………………….12
Глава3. Практическая часть . ………………………………………………….16
3.1. Исследование уровня коммуникативности у студентов…………………………..16
З А К Л Ю Ч Е Н И Е…………………………………………………………………….....18
Список литературы………………

Файлы: 1 файл

Готовая курсовая.docx

— 53.81 Кб (Скачать файл)

      В современной социальной психологии предлагается полная схема всех знаковых систем, используемых в невербальной коммуникации. Основные из них следующие:

    1. Оптико-кинетическая;
    2. Пара- и экстралингвистическая;
    3. Организация пространства и времени коммуникативного процесса;
    4. Визуальный контакт.

      Совокупность  этих средств, призвана выполнять следующие функции: дополнение речи, замещение речи, репрезентация эмоциональных состояний партнеров по коммуникативному процессу.

    • Оптико-кинетическая система знаков включает в себя жесты, мимику, пантомимику.
    • Паралингвистическая и экстралингвистическая система знаков (иногда обозначаемая как просодика) представляет собой также «добавку» к вербальной коммуникации. Паралингвистика – это система вокализации, т.е. качество голоса, его диапазон, тональность. Эти характеристики голоса способствуют выражению эмоционального состояния коммуникатора. Тембр голоса часто ассоциируется с симпатичностью, образованностью человека. Экстралингвистика – включение в речь пауз, других вкраплений, например, покашливания, плача, смеха, наконец, сам темп речи. паузы, например, подчеркивают особую значительность предлагаемого текста, иногда они значат больше, чем сам текст.
    • Организация пространства и времени коммуникативного процесса выступает также особой знаковой системой, несет смысловую нагрузку как компонент коммуникативной ситуации. Так, например, размещение партнеров лицом друг к другу способствует возникновению контакта, символизирует внимание к говорящему, в то время как окрик в спину также может иметь определенное значение отрицательного порядка.
    • Визуальный контакт выполняет многочисленные функции: информационный поиск, стремление скрыть или обнаружить свое «Я», сигнализировать о готовности поддержать и продолжить общение, демонстрировать степень психологической близости и пр. Как и все невербальные средства, контакт глаз имеет значение дополнения к вербальной коммуникации. [7-C.56]
    1. Коммуникативные барьеры

     В условиях человеческой коммуникации могут  возникать совершенно специфические  коммуникативные барьеры. Они не связаны с уязвимыми местами  в каком-либо канале коммуникации или  с погрешностями кодирования  и декодирования, а носят социальный или психологический характер.

     С одной стороны, такие барьеры  могут возникать из-за того, что  отсутствует общее понимание  ситуации общения, вызванное не просто различным языком, на котором говорят  участники коммуникативного процесса, но различиями более глубокого плана, существующими между партнерами. Это могут быть социальные (политические, религиозные, профессиональные) различия, которые не только порождают разную интерпретацию тех же самых понятий, употребляемых в процессе коммуникации, но и вообще различное мироощущение, мировоззрение, миропонимание. Такого рода барьеры порождены объективными социальными причинами, принадлежностью различным культурам, и при их появлении особенно отчетливо выступает включенность коммуникации в более широкую систему общественных отношений. Коммуникация в этом случае демонстрирует ту свою характеристику, что она есть лишь сторона общения. Естественно, что процесс коммуникации осуществляется и при наличии этих барьеров: даже военные противники ведут переговоры. Но вся ситуация коммуникативного акта значительно усложняется благодаря их наличию.[8-C.47]

     С другой стороны, барьеры при коммуникации могут носить  чисто выраженный психологический характер. Они могут  возникнуть, или вследствие индивидуальных психологических особенностей общающихся (например, чрезмерная застенчивость одного из них, скрытность другого, присутствие у кого-то черты, получившей название «некоммуникабельность»), или в силу сложившихся между общающимися особого рода психологических отношений: неприязни по отношению друг к другу, недоверия и т.д. Не случайно в современной социальной психологии специально разрабатывается проблемы лжи и доверия. В этом случае особенно четко выступает та связь, которая существует между общением и отношением.

     Перечень  барьеров, возникающих в ходе речевой  коммуникации, достаточно велик. Так, выражением сопротивления принятию информации (а значит, и оказанному влиянию) может быть отключение внимания слушающего, умышленное снижение в своем представлении  авторитета коммуникатора (например, демонстрируемое  студентом на скучной, по его мнению, лекции). Задача коммуникатора в  данном случае – суметь каким-то образом  привлечь внимание, подтвердить свой авторитет. Другая группа барьеров обозначена как «барьеры непонимания» - умышленное или неумышленное «непонимание»  сообщения: фонетическое (плохая артикуляция  говорящего, слишком быстрый темп речи); семантическое (использование  незнакомых терминов, так называемого  «новояза», жаргона); стилистическое (неудачное  структурированное информации, замысловатые конструкции фраз, повторы); логическое (неумение выстроить последовательную аргументацию). Соответственно всякий оратор должен обладать умением преодолевать каждый из названных барьеров, совершенствовать манеру подачи материала, достигать  адекватности преподносимой информации актуальной ситуации общения.[9-C.71]

     При невербальном общении возникает  проблема интерпретации поведения. По сравнению с речью интерпретировать различные невербальные проявления весьма сложно. Это обусловлено не только значительными культурными  различиями, но и такими характеристиками невербального поведения, как его  зависимость от ситуации (контекста), многозначность, спонтанность, ненамеренность, что обусловлено индивидуальными  психологическими характеристиками партнеров, их полом, возрастом, принадлежностью  к разным субкультурам в одной  культуре и т.п. Столь же трудным  является и умение распознать согласование и рассогласование вербальных и  невербальных проявлений (когда слова  звучат одни, а жесты, мимика, тональность  свидетельствуют совсем о другом). Из-за этой актуальной проблемой при  интерпретации невербального поведения  является проблема доверия/недоверия. Конечно, известную помощь при интерпретации  невербального поведения может  оказать внимательное изучение обратной связи, подаваемой партнерами по общению. Но вряд ли в каждом коммуникативном  акте каждый из партнеров способен хорошо ее фиксировать, поэтому в  целом искусство адекватной интерпретации  – достаточно сложное дело, следствием чего является немалое количество драматических  событий в человеческой жизни.[10-C.10] 

 
Глава 2. Коммуникативные  особенности управления в организации

      Информация  — это всегда знание и понимание. Чем сложнее процессы и явления, информацию о которых надо получить, тем больше шансов ее бедности и  искажения, что в полной мере относится  и к информации, которая нужна  в работе. Понять, разобраться в  оперативной обстановке, ситуации, поступке, собеседнике, психологии группы и прочем — дело сложное. Чтобы улучшить его, следует целенаправленно развивать у сотрудников профессиональную наблюдательность и память, считаться с закономерностями восприятия социальных объектов, уметь интерпретировать наблюдаемые психологические феномены, развивать общий интеллект и профессиональное мышление. [11-C.35]

      Исследования  и опыт свидетельствуют, что при  передаче информации часть ее качественно  меняется, появляются искажения, и чем  длиннее цепочка передающих ее людей, тем больше искажений можно ждать. Конкретные цифры: при устной передаче информации от руководителя до рядового сотрудника абсолютно без искажений  в среднем доходит только 20—25% информации, а обратно (по инстанции) — только 10%. Информация по вертикали  управления искажается больше, чем  по горизонтали (равными по должности). Негативная информация при передаче вверх практически всегда приукрашена. Информация, как вода, легче движется вниз, чем вверх.

      Специалисты утверждают, что система коммуникаций склонна искажать информацию в направлении, увеличивающем вероятность получения  вознаграждения и уменьшающем вероятность  получить наказания. Информация, особенно негативная, более опасна для докладывающих, чем при горизонтальном информационном обмене. Еще большие искажения  вносятся в информацию преднамеренно  из-за конфликтных отношений, недружелюбия членов коллектива, нездоровой конкуренции, карьеристских соображений, умышленного  сдерживания или непредставления  информации и т.п. Все это подтверждает, что информация не просто транслируется, передается, а выступает проявлением  осознанного поведения людей, а  поэтому формируется под влиянием их отношений, интересов и мотивов. В подобных случаях с искажениями  можно бороться только улучшением подбора  кадров, морально-психологической подготовки сотрудников, воспитанием организационной  культуры и решительными мерами при  выявлении отрицательных фактов. [12-C.89]

      Процессы  управления существуют и реализуются  всегда в межсубъектном пространстве, оно затрагивает сферу психологической  организации человека, личности, руководителя, исполнителя. Поэтому, именно психологическая  организация, как субъекта, так и объекта управления будет определять эффективность управляющего воздействия - зону эффективности управления.

      Какие психологические параметры определяют эту зону? Что надо делать, чтобы  зона эффективности управления была предельно широкой?

      Это зависит, главным образом, от следующих  психологических феноменов, которые  можно представить в виде неких "законов", потому что они отражают объективные явления психики  субъекта и объекта управления:

      1) Закон неопределенности отклика.  Определяет зависимость внешних  воздействий от внутренних психологических  условий. Считается, что субъективная  психологическая действительность  является первичным регулятором  поведения, деятельности, в том  числе и управления. Субъективная  психологическая картина скрыта  от внешнего наблюдения, иногда, частично и от внутреннего  видения субъекта. Поэтому, никогда  не возможно абсолютно точно  прогнозировать и предвидеть  действия субъекта управления, впрочем,  так же и объекта управления.

      2) Закон неадекватного взаимного  восприятия. Его действие связано  с утверждением, что человек никогда  не сможет постичь другого  человека с той точностью и  полнотой, которая обеспечила бы  абсолютную прогнозируемость и  влиятельность. 
Наше восприятие никогда не бывает точным и полным, в нем всегда скрыты неожиданные ракурсы и свойства объекта. Социальное восприятие - система гораздо более сложная. Она связана с тем, что в каждый конкретный человек является носителем обобщенных свойств других людей, присваивая которые он постоянно изменяется. Кроме того, это определяется еще и тем, что:

      а) сам воспринимаемый человек находится  в постоянном изменении (возраста, уровня физических возможностей, интеллектуальности, социальных, нравственных, эмоциональных изменений и прочих);

      б) человек всегда осознанно или  неосознанно защищается от попыток  раскрыть его сущностные особенности  или "слабые места", так как  психологически открытая личность незащищена и может стать жертвою стороннего вторжения в ее пространство;

      в) часто человек не может дать объективную  информацию о себе самом, так как  не знает себя. А иногда, не осознавая  этого, хочет казаться таким, каким  ему выгодно быть в социуме. 
Неадекватность восприятия и стремление человека показать себя лучше необходимо учитывать принимая любые управленческие решения. Для этого полезно использовать следующие подходы к людям:

      - любой человек к чему-то обязательно  предрасположен. Если у него что-либо  не получается, значит он занят  не своим делом (принцип универсальной  талантливости);

      - любой человек имеет возможности  развития, а скорость и эффективность  развития у всех различны (зависят  от способностей);

      - любой человек неисчерпаем - т.е.  ни одна оценка данная ему  при его жизни не может считаться  окончательной.

      3) Закон неадекватности самооценки. Самооценка является основным  компонентом самосознания человека. Она свидетельствует о гармоничности  развития личности, ее возможностях  и своеобразии. При попытке  оценить самого себя человек  сталкивается с теми же внутренними  барьерами и ограничениями, что  и при анализе других людей.  
Людям вообще свойственно либо переоценивать себя в чем-либо, или недооценивать. Этот феномен прямо влияет на процесс принятия управленческих решений. Необходимо помнить, что человек далеко не рациональное и разумное логически мыслящее существо. Человек в большей мере существо алогичное, эмоциональное и иррациональное. Специалисту в сфере управления необходимо формировать ситуацию управления, в которой самооценка подчиненных будет объективизироваться, приближаясь к уровню адекватности. 

      4) Закон искажения информации. Любая  информация, функционируя в системе  управления имеет тенденцию искажения.  Это заметно и при движении  информации "сверху-вниз", и при  движении ее "снизу-вверх". Изменяются  смыслы, значения, образы, понятия. 

Информация о работе Проблема комуникаций в организации