Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Декабря 2013 в 11:18, курсовая работа
Для досуговой сферы в большей степени характерна свобода личности, она видна в выборе форм, места, времени и конечно, проведения досуга. Сфера досуга характеризуется свободой от профессиональных, семейно-бытовых и других обязанностей. Именно поэтому в современном обществе, в котором наблюдается неустойчивость нормативно-ценностных систем, проблема досуга молодежи имеет особую остроту. Важность вопросов проведения молодежного досуга объясняется тем, что молодое поколение, в соответствии со своими социокультурными потребностями, время досуга посвящает в основном общению в кругу, где формируется особая субкультура, влияющая на становление личности человека.
ВВЕДЕНИЕ................................................................................................................3
ГЛАВА I. Теоретические аспекты социологического анализа молодёжного досуга........................................................................................................................5
§ 1. Понятие досуга, свободного времени и рекреации......................................5
§ 2. Значение отдыха и рекреации в жизни человека..........................................8
§ 3. Функции, задачи и особенности досуга.......................................................12
ГЛАВА II. Особенности проведения досуга молодёжью..................................16
§1. Досуговые предпочтения различных типов молодых людей…................16
§2. Факторы и процессы, оказывающие влияние на досуг современного студенчества……………………………………………………………………..18
§3. Досуговая деятельности как элемент жизнедеятельности студентов........21
ЗАКЛЮЧЕНИЕ ....................................................................................................26
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ.....................................................29
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования
САМАРСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ТЕХНИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ
Факультет
Кафедра “Экономика и управление организацией”
КУРСОВОЙ ПРОЕКТ
Проблема организации досуга студенческой молодежи.
Специальность 080504 «Государственное и муниципальное управление»
к. э. н., доцент
Ильина Л.А.
Работа защищена с оценкой:
________________________
________________________
Самара 2011
Содержание.
ВВЕДНИЕ.......................
ГЛАВА I. Теоретические аспекты
социологического анализа молодёжного
досуга........................
§ 1. Понятие досуга,
свободного времени и рекреации.....................
§ 2. Значение отдыха и рекреации
в жизни человека......................
§ 3. Функции, задачи и особенности
досуга........................
ГЛАВА II. Особенности проведения
досуга молодёжью.....................
§1. Досуговые предпочтения различных типов молодых людей…................16
§2. Факторы и процессы, оказывающие
влияние на досуг современного
студенчества………………………………………………
§3. Досуговая деятельности как элемент жизнедеятельности студентов........21
ЗАКЛЮЧЕНИЕ ..............................
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ..................
ВВЕДЕНИЕ
За последние десять лет произошло большое количество изменений всех сторон жизни общества, они являются причиной возникновения многих проблем, особое место среди них занимают проблемы молодых людей. Ярко проявляется последствие этих изменений, в сфере досуга.
Легко ли быть молодым? Конечно, во все времена было нелегко. Тем более, сейчас, когда возникло много новых проблем. Но так же, молодость – это ещё и прекрасная пора, энергия бьёт через край, хочется всё постичь, еще больше хочется обо всём узнать, и конечно многое увидеть и услышать. Молодежь уже во многом самостоятельна, но еще не озабочена семьей, бытом, как взрослые люди.
В этот особенный период, надо успеть как можно больше. Любому обществу, культуре небезразлично, куда упадет выбор молодой личности. Поэтому во все времена, так же и сегодня, молодых разными способами учат, и наставляют, и упрашивают, и угрожают, и берегут, и заставляют и т.д. Если бы молодой человек в такой разнообразной среде воздействия подчинился бы призывам и натиску, то он показался бы в среде хаоса, беспорядка, раскола.
Наверное, каждый молодой человек понимает, как не хочется в молодости нажить себе новых проблем, как не хочется заставлять себя делать что-то через силу, только лишь потому, что так надо или потому, что это от тебя требуется. Можно сказать, что молодёжь – необходимое, связующее звено в цепочке поколений.
Разница состоит в том, как молодежь проводит свой досуг. Проводит она его по-разному: кто-то «просиживает свои штаны» дома, возле телевизора или компьютера, кто-то предпочитает погулять, пообщаться со своими друзьями. Некоторые молодые парни, и некоторые молодые девушки, кроме учебы занимаются в секциях, студиях, другие же отдают свое предпочтение дискотекам, другие уже сделали синонимом слова «погулять» такие понятия, как напиться, накуриться и т.п.
Для досуговой сферы в большей степени характерна свобода личности, она видна в выборе форм, места, времени и конечно, проведения досуга. Сфера досуга характеризуется свободой от профессиональных, семейно-бытовых и других обязанностей. Именно поэтому в современном обществе, в котором наблюдается неустойчивость нормативно-ценностных систем, проблема досуга молодежи имеет особую остроту.
Важность вопросов проведения молодежного досуга объясняется тем, что молодое поколение, в соответствии со своими социокультурными потребностями, время досуга посвящает в основном общению в кругу, где формируется особая субкультура, влияющая на становление личности человека. Таким образом, досуг как социокультурная сфера жизнедеятельности современной молодежи требует глубокого научного осмысления.
1. Теоретические аспекты
В современное время большое внимание ученых привлекают проблемы проведения досуга молодежью, во многом это объясняется масштабом изменений, которыми характеризуется эта сфера жизнедеятельности современной молодежи.
Понятие «досуг» является исходным для характеристики досуговой сферы жизнедеятельности молодежи, отсюда и берет начало потребность в его детальном рассмотрении, в понятии всех моментов. Важно уточнить его содержательную сторону и все подходы, которые существуют к его определению.
Слово «досуг», на английском языке «licere», звучит как, позволение, разрешение. От последнего берет начало английское слово licsense (разрешение) и французское слово loisir (свободное время). Следовательно, слово leisure означает свободу действий. Именно по такому образу объясняется термин в Оксфордском словаре.
Слово «досуг» в русском языке, вошло в употребление уже в XV веке. Древнеславянское слово «досуг» берет начало от глагола «досягать», «досягнуть». Оно означает возможность совершения какого-либо действия. «Досужесть» есть достижение чего-либо, на что обязательно требуется труд и время. Следовательно, досуг понимался как время, когда можно чего-либо достичь, что-либо выполнить.1
Глубока проблему досуга всех сторон жизни рассмотрел Аристотель «Вся человеческая жизнь, - писал он, - распадается на занятие и досуг.., а вся деятельность человека направлена частью на необходимое и полезное, частью на прекрасное... Ведь нужно, чтобы граждане имели возможность заниматься делами и вести войну, но, еще предпочтительнее, наслаждаться миром и пользоваться досугом. Совершать все необходимое и полезное, а еще больше того прекрасное. Досуг неотъемлемая составная часть жизни человека в связи с потреблением благ, ощущением удовлетворенности, счастья, блаженства, и т.п. Досуг не просто свободное время, а время, заполненное разнообразными занятиями: философскими умосозерцаниями, играми, упражнениями, забавами, искусством, музыкой, беседами, общением и т.д. Досуг требует многих предметов широкого потребления, поэтому рабы не имеют досуга. Количество и качество досуга зависит от форм государственного устройства. Счастье царей - в досуге, тираны же заинтересованы в его отсутствии». Отсутствие досуга у людей, Аристотель связывал со свободой. Он рассматривал вопросы досуга, касаясь политиков, воинов и с осторожностью говорил о досуге низших слоев - землевладельцев, ремесленников.
Римляне укрепили свойственное и грекам негативное представление за трудом, и позитивное - за досугом. Однако на первое место у римлян, отличавшихся экономичностью, и чистотой быта, и усердием, и в работе, и прилежанием, был поставлен труд, а не досуг. Досуг начал рассматриваться как, свободное время от работы и труда.
Ученые-исследователи, менеджеры, работающие в области досуга всего населения, не отождествляют эти явления, хотя они тесно связаны между собой.
Под досугом человека понимается время, которое свободно от необходимого труда в сфере производства, а также от воспроизводства человеком своих жизненных потребностей в рамках домашних дел и социальных, межличностных отношений.
Для определения свободного времени для отдельного человека из его суточного бюджета времени, который составляет всего 24 часа, следует вычесть время, которое он затрачивает:
• оздоровительные и санитарно-гигиенические нужды;
• приобретение необходимых вещей;
• на производственно-трудовые функции;
• покупку продуктов, их приготовление, прием пищи;
• физиологический отдых (ночной сон);
• воспитание малолетних детей, неотложную помощь близким людям (например, уход за больным) и др.
Оставшаяся доля суток, остается в распоряжении человека после указанных вычислений, может быть определена как его досуг, или как «чистое» свободное время. Этой частью времени человек всегда может распорядиться, по своему усмотрению, желанию.
Человек в состоянии преувеличивать или приуменьшать свое свободное время. Если производственный труд выходит за рациональные рамки, то человеку приходиться резко ограничивать свое свободное время. Это может вызвать стресс, в следствии переутомлении, люди, которые проводят свободное время дома в пассивном бездействии, сдерживают свое развитие, их жизнь приобретает однообразный характер.
Понятия «досуг» и «свободное время» взаимозаменяемы. Однако они не идентичны по своему несущему смыслу. Говоря о свободном времени, акцентируется возможность свободно использовать его на что угодно. Человек в этот период может заняться хозяйством, домашними делами. Некоторые проводят его.
Представление, формирующиеся в любой культуре о назначении досуга, связано с позитивной оценкой, с пониманием важности его содержания. Общество исходит из того, что человек должен использовать это время, прежде всего на восстановление собственного здоровья и для внутреннего развития.
Потребность человека в отдыхе вызывается усталостью, точнее, она— следствие этой усталости. Отдых подразумевает осуществление человеком одной из самых важных своих потребностей в релаксации, расслаблении.
Жажда отдыха обусловлена, как биологической природой, физиологией, человека и также психологическими и социальными нагрузками. Жажда отдыха у человека, неотделима от его постоянной активности и любой трудовой деятельности. В деятельности человека эти две потребности реализуются в ритмическом чередовании активность—расслабление, бодрствование—сон.
В составном балансе суточного времени человека, должно присутствовать, какое-то количество времени (чаще оно относится к ночному времени человека) для полного отдыха, как физиологического, так и для психологического, связанного с полным расслаблением. Отдых это обязательное условие восстановления своих жизненных сил, устранение возникшего утомления в течение всего рабочего дня, все это обязательное условие для недопущения глубокой усталости. Физиологический отдых становится основным ресурсом воспроизводства жизненных функций человека, занимая его внерабочее время. Эта разновидность отдыха, как и ряд других первичных потребностей, таких как: в пище, питье, гигиенических процедурах, создают обязательные условия для воспроизводства человеческой активности, поэтому они не имеют общей связи с досугом человека. Так же человек, уставший за день, днем тоже может потратить какую-либо часть своего времени на расслабление и набор сил. Этому способствует релаксация и дремота.
Отдых так же может быть выражен через какие-либо активные досуговые формы, что связано с актуализацией социальных или культурных ресурсов человека. Как активная форма отдыха, досуг может рассматриваться замена одного динамичного занятия другим, не менее интересным для человека. А также рассматривается перемена обстановки окружающей человека, смена впечатлений или стремление к новым впечатлениям, отвлечение от повседневных и однообразных забот и др. Более эффективен активный отдых для человека, это и занятия физическими упражнениями, также занятие любимым делом, особенно они эффективны в том случае, если оно насыщено творческими элементами. Такой отдых и восстановительные процессы дают человеку права выбора из различных занятий, то чем он хочет заполнить свое свободное время, это разнообразие включает досуговое времяпрепровождение, которое носит ярко выраженный социокулътурный характер. К примеру, такой досуг направлен на общение с другими людьми, раскрытие творческих возможностей, собственное духовное развитие, на занятия любимым делом (хобби) или физическими упражнениями.
Информация о работе Проблема организации досуга студенческой молодежи