Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Декабря 2013 в 11:18, курсовая работа
Для досуговой сферы в большей степени характерна свобода личности, она видна в выборе форм, места, времени и конечно, проведения досуга. Сфера досуга характеризуется свободой от профессиональных, семейно-бытовых и других обязанностей. Именно поэтому в современном обществе, в котором наблюдается неустойчивость нормативно-ценностных систем, проблема досуга молодежи имеет особую остроту. Важность вопросов проведения молодежного досуга объясняется тем, что молодое поколение, в соответствии со своими социокультурными потребностями, время досуга посвящает в основном общению в кругу, где формируется особая субкультура, влияющая на становление личности человека.
ВВЕДЕНИЕ................................................................................................................3
ГЛАВА I. Теоретические аспекты социологического анализа молодёжного досуга........................................................................................................................5
§ 1. Понятие досуга, свободного времени и рекреации......................................5
§ 2. Значение отдыха и рекреации в жизни человека..........................................8
§ 3. Функции, задачи и особенности досуга.......................................................12
ГЛАВА II. Особенности проведения досуга молодёжью..................................16
§1. Досуговые предпочтения различных типов молодых людей…................16
§2. Факторы и процессы, оказывающие влияние на досуг современного студенчества……………………………………………………………………..18
§3. Досуговая деятельности как элемент жизнедеятельности студентов........21
ЗАКЛЮЧЕНИЕ ....................................................................................................26
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ.....................................................29
Активный отдых в отличии от сна и безделья, проходит в иных формах, такой отдых сопровождается глубоким и быстрым восстановлением сил человека, его последствия конструктивны и приобретают более устойчивый характер. Такому виду отдыха соответствуют нерабочие дни недели и отпускное время. В период отдыха, когда человек чередует выбор различных занятий в соответствии с предпочтением человека, восстанавливается работоспособность и идет эффективное оздоровление организма. Таким образом, очень сложное строение имеет отдых, влияя на самые разные аспекты структуры личности, такие как: биофизиологические, психологические и социокультурные и др. Отдых всего лишь частично пересекается со свободным временем человека, его досугом, выходя в целом за их определенные рамки.
В широком же смысле, феномен отдыха близок с рекреацией (от лат. recreatiо — возвращение к здоровью, выздоровление, восстановление). Совсем недавно понятие рекреации оставалось малораспространенным, использовавшимся лишь в узких кругах специалистов по медицинскому оздоровлению человека. Из уст простого же человека привычнее для всех было слышать иные слова.
Сейчас же рекреацию понимают, как биологическую активность человека, направленную на восстановление физиологического, физического потенциала. Она так же направлена на оздоровление душевных и духовных сил, которые ослабляются в процессе работы, выполнения однообразных занятий или вследствие болезни. Поэтому сейчас термин рекреация понимается, как целостное физическое и социально-культурное оздоровление.
Рекреационная активность человека характеризуется, его потребностями и интересами, так же традициями его родной культуры, поведенческими и оценочными стандартами ближайшего социального окружения этого человека. Рекреационная активность, в отличие от пассивного отдыха, отдельного человека складывается из суточных, недельных, годовых и жизненных циклов, точнее сказать из всего времени которое человек уделяет рекреации. На разном этапе жизнедеятельности человека образуется сложная сеть различных предпосылок и мотиваций, которые характеризуют направленность, характер и эффективность рекреационной активности. Данная активность считается эффективной, если по ее завершению появляются восстановительные процессы, иными словами рекреационный эффект.
Рекреационный эффект проявляется в восприятии человеком чувства бодрости и удовлетворения от проведенного отдыха, поскольку организм достиг необходимого уровня энергообмена, в результате физиологического, так же психологического оздоровления и достижения душевного равновесия. Человек, который находится в периоде переживания, рекреационного эффекта, прибывает в состоянии психофизиологического комфорта. В таком состоянии у него появляется ощущение сбалансированности эмоциональных оценок, он готов к новым нагрузкам, не только трудовым но и психологическим. Заряд положительных эмоций и высокая самооценка строятся не только на новых ощущениях, но и на самом понимании человеком важности общественных стандартов труда и отдыха.
Творческая деятельность, есть «родовая сущность человека», реализуя которую «он преобразует мир» (К. Маркс). Досуг – это зона активного общения, удовлетворяющая потребности студентов в контактах. Такие формы досуга, как объединения по интересам и массовые праздники – благоприятная сфера для познания себя, своих определенных качеств, таких как достоинства и недостатки по сравнению с другими людьми.
В такой сфере, как досуг студенты более раскрыты для влияния и воздействия, что способствует с большей эффективностью воздействовать на их отношение к чему-либо и на мировоззрение в целом. В процессе коллективного досугового времяпрепровождения происходит усиление чувства товарищества, стимулирование трудовой активности, выработка собственной жизненной позиции, обучение и нормирование норм поведения в обществе и в разных социальных группах.
Жизнедеятельность всех студентов очень насыщена и так же относительно строго регламентирована. А именно потому требует больших затрат не только физических, но так же психических и интеллектуальных сил. На этом фоне досуг помогает отстраниться от накопившегося напряжение. Именно в рамках реализации досугового времени происходит восстановление и воспроизводство утраченных сил, реализуется рекреационная функция.
Так же, заложенное человеку от природы стремление к получению максимального удовольствия, более преимущественно реализуется в сфере досуга.
Всякая деятельность движется по каким-либо общим закономерностям ее развития. Досуг, как и другие сферы, развивается по своим законам, принципам, которые теоретически обоснованны и так же, апробированы на практике.
Выделяют следующие признаки досуговой деятельности:
1. Принцип всеобщности, так же признак доступности - возможность приобщения, вовлеченности людей различных кругов в сферу деятельности досуговых учреждений, с целью удовлетворения их творческих потребностей, и их досуговых запросов, интересов.
2. Принцип самодеятельности – он реализуется на всех уровнях: начиная от любительского объединения и возможно заканчивая массовыми праздниками. Самодеятельность, как существенное свойство личности, обеспечивает качественный уровень достижений в какой-либо индивидуальной или коллективной деятельности человека. Принцип индивидуального подхода – предполагает учет индивидуальных свойст психики и мировоззрения личности, его запросов, интересов, склонностей, способностей, возможностей, при обеспечении досуга. Дифференцированный подход обеспечивает каждому участнику досуговой акции комфортное состояние, на ее время.
3. Принцип систематичности и целенаправленности – этот принцип предполагает осуществление деятельности на основе планомерного и последовательного сочетания непрерывности и взаимозависимости в работе всех социальных институтов, призванных обеспечивать досуг людей. Это процесс ограниченного превращения человека в общественное существо, в активную и творческую личность, живущую полной жизнью в согласии с самим собой и обществом.
4. Принцип преемственности – принцип, предполагает взаимодействие поколения и культуры.
Человек достаточно легко способен сформулировать свои цели и мотивы, характеризующие его досуга, но человеку сложно говорить о функциях досуга, то есть о его целостном предназначении и предназначенном месте в жизни человека.
Досуг дает человеку возможность реализовать свои потребности и аспекты его внутреннего развития, что зачастую невозможно в полной мере реализовать в деловой сфере, в домашнем хозяйстве и так же на фоне повседневных забот. Тем самым реализуются компенсаторные функции, поскольку в утилитарных областях практики ограничена свобода своих действий и выбора. Здесь человек далеко не всегда может реализовать, раскрыть свой творческий потенциал, обратиться к любимым занятиям, пережить развлекательный эффект, снимающий внутреннее напряжение, и т.п.
Так же, не стоит забывать, о воспитательных и просветительных функциях досуга. На первый взгляд может показаться, что они совсем не значимы для студенческой молодежи, а скорее значимы в основном для детей и юношества. Действительно, в период индивидуального и социального развития личности досуг приобретает большое воспитательное значение. Но с изменением возраста человека, эти функции не отходят на второй план, а остаются не менее важными для развития личности. В это время ему хоть и в меньшей степени, но все же очень необходимо расширять кругозор, отзываться на требования, сохранять социальные связи. У взрослых такие процессы исследователи досуговой сферы, носит такой термин, как вторичная социализация, что по существу тоже связано с индивидуальным развитием. Досуг обладает широкими возможностями осуществлять вторичную социализацию взрослых и пожилых людей с максимальным эффектом.
В повседневной жизни досуговая
активность выполняет множество
различных функций
Так же, досуговая активность позволяет личности осознать все стороны своего существования. С одной стороны, досуговые занятия, увлечения создают хорошую возможность межличностного взаимодействия со многими незнакомыми людьми (во время праздников, массовых зрелищ, путешествий и т.п.) и тем самым рождают ощущение единения, всеобщей связанности людей друг с другом. С другой же стороны, человек на досуге нередко стремится остаться один, ощутить эффект уединения, задуматься над теми сторонами своего бытия, которые в повседневных заботах не попадают в фокус его внимания. Вместе с тем, на отдыхе человек без труда завязывает знакомства, спонтанно и дружески взаимодействует с разными людьми. Но эта свобода позволяет глубже понять особую значимость близких людей, осознать роль семейнородственных отношений.
В целом досуговая активность способна выполнять функции оздоровления психики, развития внутреннего мира, расширения индивидуальной жизненной среды. Таким образом, досуг интегрирует множество разрозненных аспектов жизни человека в единое целое, формируя у него представления о полноте своего существования. Без досуга жизнь современного человека была бы не только ущербной, она лишилась бы одного из своих базовых стержней, стала бы труднопереносимой.
Все разновидности межличностного общения, всегда присутствуют в повседневной жизни любого молодого человека, присутствует как в чистом виде, так и в форме взаимопроникновений. Поэтому, с учетом нарастания от типа к типу многообразия социальных связей, предлагаемая типология выглядит следующим образом.
Первый тип типологии, условно называется “семьянин”. У большинства молодых людей для этого типа характерен достаточно узкий привычный, постоянный, круг общения. Ориентация его направлена в основном на устойчивые и крепкие контакты с родственниками, соседями и знакомыми, в отдельных случаях, и обычно редких — с коллегами по работе или учебе, а также наиболее простые и “домашние” формы досуга, это могут быть: чтение, телевидение, радио, газеты, работа по дому и просто отдых. Среди современной молодежи этот тип не является широко распространенным.
Второй тип, распространенность которого намного шире предыдущего —“общительный”, который, в отличие от замкнутого “семьянина”, прежде всего ориентируется на контакты с широким кругом друзей. Представители данного типа используют более продвинутые, распространенные формы проведения своего досуга — компьютер, музыка, хобби. Но наиболее доминирующим тут оказываются регулярные встречи со своими друзьями.
Третий тип, обуславливается наличием в жизни современных молодых людей регулярные социальные контакты вне устоявшегося семейно-дружеского круга и может быть назван “развлекающимся”. Представители данной группы не только пассивно общаются с друзьями, но и совместно проводят свой досуг: посещают кино, театры, концерты, кафе, бары и молодежные клубы. Развлекательно-потребительский аспект общения и досуга становится для них очень значимым.
Четвертый тип молодёжи “социально-активный ”. Он объединяет молодых людей, сконцентрированных скорее на развивающих формах общения и досуга: это посещение спортклубов, музеев, выставок, занятия в кружках, объединениях по интересам, дополнительные занятия с целью самообразования и многое другое, чем на простом отдыхе и встречах с друзьями, а отношение к свободному времени здесь становится более избирательным. Подобный образ жизни невозможен без социально-рекреационных затрат (материального, физического и интеллектуального плана), что придает ему активность и организованность, тем самым дисциплинируя его последователей.
Пятый тип — “одухотворенный ” — данный тип, живет как бы в стороне от социума, ограничивая себя устоявшимися семейно-родственными связями. Именно здесь проявляет себя тенденция изоляции от собственно молодежной среды с неизбежным обеднением досуга, а сама эта среда заменяется кругом духовных или мировоззренческих единомышленников, наставников и т.п. Представители этого типа, как правило, регулярно посещают церковь, другие религиозные собрания или принимают активное участие в работе каких-либо политических объединений.
Шестой тип молодых людей — “гармоничный ” — означает полноценность социальных связей и охватывает около 4% молодёжи. Наряду с “социально-активным” типом, он предполагает разносторонний образ жизни, который максимально задействует все формы социального общения и досуга, характерные для представителей других вышеупомянутых типов.
Молодежь в большей степени ориентирована на друзей, чем на семью. В этом её главное отличие от старшего поколения.
Студенчество в сравнении с другими группами молодежи, отличается более высоким интеллектуальным потенциалом, что в совокупности с большим наличием свободного времени создает предпосылки для активной досуговой деятельности для студенческой молодежи.
Рассматривая вопрос жизнедеятельности современной студенческой молодежи, необходимо принимать во внимание обстоятельство, что на процесс самореализации представителей студенческой социальной группы, в том числе и в сфере досуга, оказывают воздействие, как социальные характеристики самого студенчества во всех проявлениях, так и происходящие в обществе трансформационные процессы, а так же общее состояние и тенденции развития сферы досуга.
Основными социальными характеристиками студенчества, такими как: материальное положение, жилищно-бытовые условия жизнедеятельности, социальное происхождение, тип поселения, занятость и уровень дохода, влияют не только на характер их активности, проявляющейся как в основной, учебной, на проведение досуговой деятельности, но они так же и определяют специфику и основные формы проведения досуга молодежью.
Прямая зависимость идет между материальным положением и досугом. Более того, «студенты из высокодоходных семей имеют больше свободного времени, тогда как у малообеспеченных учащихся ВУЗов резервы его истощаются борьбой за выживание».
Кроме того, условия жизни личности и уровень его материального благосостояния оказывают непосредственное влияние на состояние здоровья студенческой молодежи, а оно также играет огромную роль, определяющею реальную возможность представителей рассматриваемой социальной группы активно проводить свое свободное время, включаться в различные виды внедомашнего досуга. Нарушения в состоянии психического и физического здоровья студентов объективно сужают их возможность практиковать различные виды физической и интеллектуальной активности, «негативно сказываются на личной коммуникации».
Информация о работе Проблема организации досуга студенческой молодежи