Проблема организации досуга студенческой молодежи

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Декабря 2013 в 11:18, курсовая работа

Описание работы

Для досуговой сферы в большей степени характерна свобода личности, она видна в выборе форм, места, времени и конечно, проведения досуга. Сфера досуга характеризуется свободой от профессиональных, семейно-бытовых и других обязанностей. Именно поэтому в современном обществе, в котором наблюдается неустойчивость нормативно-ценностных систем, проблема досуга молодежи имеет особую остроту. Важность вопросов проведения молодежного досуга объясняется тем, что молодое поколение, в соответствии со своими социокультурными потребностями, время досуга посвящает в основном общению в кругу, где формируется особая субкультура, влияющая на становление личности человека.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ................................................................................................................3
ГЛАВА I. Теоретические аспекты социологического анализа молодёжного досуга........................................................................................................................5
§ 1. Понятие досуга, свободного времени и рекреации......................................5
§ 2. Значение отдыха и рекреации в жизни человека..........................................8
§ 3. Функции, задачи и особенности досуга.......................................................12
ГЛАВА II. Особенности проведения досуга молодёжью..................................16
§1. Досуговые предпочтения различных типов молодых людей…................16
§2. Факторы и процессы, оказывающие влияние на досуг современного студенчества……………………………………………………………………..18
§3. Досуговая деятельности как элемент жизнедеятельности студентов........21
ЗАКЛЮЧЕНИЕ ....................................................................................................26
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ.....................................................29

Файлы: 1 файл

курсач.docx

— 66.81 Кб (Скачать файл)

Рабочий день современного студента не является нормированным  и, как правило, в сумме с аудиторными  занятиями, практикой, самостоятельной  работой превышает необходимые  восемь часов, что оставляет у  студентов минимальное количество свободного времени.

Кроме того, нельзя забывать, о влияние питания на жизнедеятельность студентов и характер их досуговой активности. Так, как правило, в студенческом рационе преобладает углеводная пища, представленная в основном хлебобулочными изделиями, отсутствует белковый компонент, мало фруктов и овощей. В связи с этим, можно заключить, что питание значительной части студенческой молодежи является неполноценным.

В основном студенты ведут  малоподвижный образ жизни, что  в комплексе с фактическим  отсутствием у них режима дня  приводит к нервным перегрузкам, следствием чего выступают хронические  переутомления. Нельзя не отметить, что, по мнению специалистов, существующая система образования, наряду с неблагоприятными факторами социальной среды, направлена не на сохранение и улучшение состояния  здоровья студенческой молодежи, а  скорее, на его ухудшение.

Помимо условий жизнедеятельности  студентов и их индивидуальных особенностей, способностей и возможностей, необходимо принимать во внимание влияние на их досуговую деятельность процессов, происходящих в обществе. Так, «в кризисном  обществе расширяются масштабы сдерживания  процесса социализации, поскольку социум не располагает здесь достаточными условиями для своевременного полноценного участия молодежи в общественной жизни. В результате молодые люди не приобретают в полном объеме набор  социальных ролей взрослого человека, самостоятельность, характеризуясь прогрессирующим инфантилизмом, проявляющимся в том числе и в рамках досуговой деятельности».

В целом, на образе жизни студенческой молодежи, ее досуговой деятельности не могут не отражаться объективные социальные процессы, связанные с ухудшением социально-экономической обстановки в стране, а также изменения в сфере общественного сознания и идеологии. Данные процессы способны оказывать особенно сильное воздействие именно на молодых людей, поскольку сознание их особенно уязвимо в периоды кризисов. Подобный факт объясняется недостаточностью жизненного опыта, а также неустойчивостью представлений о морально-этических ценностях.

Также на характер и содержание досуга студенческой молодежи оказывает непосредственное влияние культура развития и функционирования соответствующих учреждений и предприятий (клубов, кинотеатров, стадионов, библиотек, дворцов культуры, культурно-досуговых  центров и т.д.). При этом особое значение имеет творческая деятельность работников данных учреждений, их способность  предложить интересные формы отдыха, развлечений, услуг.

Таким образом, деятельность студенческой молодежи в свободное  время определяется условиями жизнедеятельности, состоянием здоровья, как физического, так и психического, факторами  окружающей среды, уровнем материальной обеспеченности, деятельностью сети культурно-досуговых учреждений. Кроме  того, существенное влияние на процесс  становления ценностных ориентаций студенчества в сфере досуговой  деятельности оказывают общественные процессы.

Но, так или иначе, культура проведения свободного времени является, в первую очередь, результатом стараний самой  личности, ее желания превратить досуг  в средство приобретения не только новых впечатлений, но и знаний, умений, способностей.

    1. Досуговая деятельности как элемент жизнедеятельности студентов.

 

Принцип системности жизни, дает возможность рассматривать досуговую сферу жизнедеятельности как составной ее элемент, зависимый от свойств целого – системы более высокого уровня. Сфера досуга не является чем-то изолированным, так же не является четко ограниченным, отдельно стоящим по отношению к иным аспектам жизни студенческой молодежи.

От умения направлять свою деятельность в часы досуга на достижение общезначимых целей, реализацию своей жизненной  программы, развитие и совершенствование  своих сущностных сил, во многом зависит  социальное самочувствие молодого человека, его удовлетворенность своим  свободным временем и жизнью в  целом.

Для молодых людей предпочтения в сфере досуга являются важнейшими характеристиками избираемого стиля  жизни, выступают в качестве одного из главных критериев самоидентификации  молодого человека с определенной группой  или средой. Именно досуг в настоящее  время оказывает ключевое воздействие  на формирование личностных качеств  студентов, их ценностные ориентации.

Досуг является необходимым и неотъемлемым элементом образа жизни человека. Следует отметить, что «существует  прямая зависимость между духовным богатством человека и содержанием  его досуга. Но так же справедлива и обратная связь».

Высший смысл истинного досуга состоит в том, чтобы «приблизить  ценное, любимое и отделить или  упразднить пустое, ненужное. В этом случае можно говорить о том, что  досуг для молодого человека превращается в образ жизни».

Система организации досуговой  активности определяется интересами и  потребностями молодых людей  в свободное время. Нельзя не отметить, что потребности в сфере досуга имеют определенную последовательность проявления. Удовлетворения одной из них, как правило, порождает иную, что позволяет менять вид деятельности, обогащая досуг. В рассматриваемой сфере жизни «должен осуществляться последовательный переход от простых форм деятельности к более сложным, от пассивного отдыха – к активному, от физических форм рекреации – к духовным, от пассивного усвоения культурных ценностей – к творчеству и т.п.». Так, по мере изменения социального положения человека, уровня его культуры, неизбежно происходят изменения и в структуре его досуга.

Исследователи (социологи, психологи, экономисты) установили прямую взаимосвязь  между трудовой и досуговой сферами  жизнедеятельности. Итак, Ю.А.Стрельцов  замечает, «что любой вид свободной  деятельности несет в себе как  функцию восстановления сил, так  и функцию развития знаний и способностей человека. Однако одна из этих функций  является преобладающей, доминирующей: как вид деятельности, имеет свойство развивать человека либо преимущественно  восстанавливать его силы».

М.А. Ворона рассматривает  взаимовлияние и взаимообусловленность  различных сфер жизнедеятельности  студенческой молодежи, делая акцент на вопросах синхронизации учебы  и работы. При этом автор опровергает  общепризнанный факт негативного характера  влияния студенческой занятости  в её современной форме на академическую  успеваемость студентов. Денные, полученные в результате ее исследования подтвердили  значительную степень включенности работающего студента во внеучебную деятельность, к которой относятся, прежде всего,  работа, досуг, молодежное потребление, позволяющее поддерживать студенческий образ жизни.

Кроме того, отмечается высокая  значимость досуговых практик в  процессе формирования студенческой самоидентификации: для образования и поддержания  стилевой индивидуальности необходим  регулярный доход. Таким образом, работа и обучение в вузе, досуг и трудовая деятельность становятся неотъемлемыми компонентами жизнедеятельности  современного студента.

Любая деятельность, специализированная, коллективная, индивидуальная может  быть глубоко личной для человека, если она наполнена для него жизненным  смыслом и эмоционально окрашена. И, напротив, даже самые интимные человеческие отношения не обходятся без определенных рутинных, стандартизованных элементов  и могут быть полностью поглощены  ими, утратив свой жизненный смысл.

Эмоциональные потребности  людей, их интересы, не одинаковы ни по содержанию, ни по интенсивности. Пока главные из них удовлетворяются, частичность отдельных форм деятельности не воспринимается человеком как  трагедия. Но в том случае, если какая-то значимая для индивидуума потребность  в течение длительного времени  блокируется, не получает удовлетворения, возникают разного рода трудности  и проблемы. Так, бессознательно пытаясь  компенсировать данную неудовлетворенную  потребность в другой, не предназначенной  для этого сфере, человек предъявляет  к ней завышенные требования, вкладывает в нее смысл, не соответствующий  ее объективному значению. Человек, не удовлетворенный своим трудом, предъявляет  повышенные требования к семье, досугу. Неумеющий отдыхать вкладывает все  силы в работу. Но по мере повышения  требований уменьшается способность  к их удовлетворению, а, следовательно, неудача в одной области увеличивает  вероятность неудовлетворенности  и в другой. А поскольку, все  виды деятельности суть разные формы  человеческой коммуникации, эта неудовлетворенность  собственной жизнью превращается в  чувство отчуждения от других членов общества.

Таким образом, влияние досуга на личность и все сферы ее жизни безоговорочно  и неминуемо. Варьируется лишь характер и степень вышеупомянутого влияния. Поскольку в современном обществе досуг становится основной сферой жизнедеятельности студенческой молодежи, можно говорить об определяющем влиянии данной сферы на все остальные.

Итак, на процесс самореализации студентов  в сфере досуговой деятельности оказывают влияние следующие  факторы:

    • социальные характеристики студенчества;
    • процессы, происходящие в обществе;
    • общее состояние сферы досуга.

Выше упомянутое влияние может  носить либо позитивный, либо негативный характер, то есть, либо способствовать самоактуализации студенческой молодежи, либо препятствовать ей. Несомненно, сочетание  таких факторов как высокий уровень  материального благосостояния, отсутствие нарушений в состоянии здоровья, регулярное и полноценное питание, отсутствие проблем в жилищно-бытовой  сфере жизнедеятельности, наличие  бюджета свободного времени заметно  облегчает процесс самореализации студенчества в досуговой деятельности. Кроме того, положительное воздействие  на данную сферу жизни оказывает  наличие развитой системы культурно-просветительских учреждений и клубов по интересам. Но определяющее влияние на процесс  самореализации оказывает желание, стремление личности направить собственную  досуговую активность на раскрытие  своего внутреннего творческого  потенциала, на духовное совершенствование, на получение новых знаний и умений.

Получение определенных результатов, достижение поставленных целей в  сфере досуговой активности способствует появлению новых стремлений и  задач, в процессе решения которых  неизбежно происходит расширение социальных связей индивидуума. Таким образом, самоактуализация в досуговой сфере  способствует улучшению социального  самочувствия личности студента, увеличению круга ее общения. Кроме того, достижение поставленных человеком целей, как  правило, сопровождается эмоциональным, душевным подъемом, который оказывает положительное влияние на все прочие сферы жизни.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение.

 

          За последние десять лет произошло большое количество изменений всех сторон жизни общества, они являются причиной возникновения многих проблем, особое место среди них занимают проблемы молодых людей. Ярко проявляется последствие этих изменений, в сфере досуга.

Повышенный интерес к  социологическому исследованию досуга определяется также изменениями  содержания и структуры досуга под  воздействием социокультурных изменений, произошедших в стране (смены ценностных установок российской молодежи, развития социальной инфраструктуры, появления новых информационных технологий). Это диктует необходимость типологизации досугового поведения молодежи в соответствии со сложившейся социокультурной ситуацией в современной России и в современном обществе.

Основные выводы по теме исследования:

Досуг выступает в качестве особого структурного элемента свободного времени, его содержание наполнено деятельностью, позволяющей не только преодолевать стрессы и усталость, но и развивать духовные и физические качества исходя из различных потребностей личности. В то же время досуг является относительно самостоятельной сферой жизнедеятельности молодежи. Основной признак, отличающий время досуга от свободного времени - это возможность выбора видов деятельности исходя из своих социокультурных интересов и духовно-нравственных предпочтений. Человек волен распоряжаться временем досуга по своему собственному усмотрению в соответствии со своими ценностными ориентациями.

Досуг характеризуется вариативностью структурно-функциональных характеристик, различная совокупность которых  образует типы досуговой деятельности. Наиболее значимыми типами досуга выступают  развивающий, развлекательный, домашний, спортивный, общественно-политический, разрушающий. Между ними существует тесное взаимопроникновение, что позволяет реализоваться основным социальным функциям досуга: компенсаторной, социализирующей, гедонистической, функции общения, творческой самореализации, развития личностных качеств. Выполнение этих функций имеет первостепенное значение в процессе создания условий, необходимых для развития и саморазвития личности.

Особенности социокультурного положения молодежи преломляются в  ее досуге, который по сравнению  с досугом других возрастных групп  отличается разнообразием и преобладанием  активных и развлекательных форм. Ослабление влияния на становление  молодежи традиционных институтов социализации в условиях реформ обусловило возрастание  роли досуга для молодежи и, как следствие, увеличение влияния его составляющих на процесс становления личности молодого поколения. В молодежной среде  происходит быстрая смена главных  жизненных ценностных ориентации: раньше это были ценности труда, в рамках которого досуг -лишь компенсационный  отдых и подготовка к новому труду; сегодня - это ценности досуга, при  котором труд выступает средством  обеспечения досуга. В этих условиях сама идентификация личности молодого человека складывается под влиянием досуговых предпочтений.

Информация о работе Проблема организации досуга студенческой молодежи