Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Июля 2012 в 13:08, курсовая работа
Правильно подобранный человек — это залог успеха предприятия. Выбор энергичной личности, обладающей большим желанием работать, может повлиять на эффективность работы других сотрудников компании, смягчить напряженную обстановку и поднять моральный дух коллектива. Многочисленные проблемы в подразделениях — это результат неправильного решения при подборе нового человека. Если кто-то из сотрудников старался выполнять обязанности ушедшего коллеги, то неудачный выбор кандидата может его дезорганизовать, и в дальнейшем он будет настроен против новичка.
Введение
Подбор персонала — процесс длительный, требующий очень много времени и сил. Выбор новых сотрудников влияет на работу компании, поэтому нужно очень хорошо подготовиться к этому процессу.
Правильно подобранный человек — это залог успеха предприятия. Выбор энергичной личности, обладающей большим желанием работать, может повлиять на эффективность работы других сотрудников компании, смягчить напряженную обстановку и поднять моральный дух коллектива. Многочисленные проблемы в подразделениях — это результат неправильного решения при подборе нового человека. Если кто-то из сотрудников старался выполнять обязанности ушедшего коллеги, то неудачный выбор кандидата может его дезорганизовать, и в дальнейшем он будет настроен против новичка.
Неудачно подобранный кандидат
— обуза для компании. Соответствующий
требованиям кандидат — находка.
Поэтому нужно приложить
1.Этапы подбора персонала:
1.1. Определение количественной потребности в персонале в соответствии со стратегией развития предприятия.
С точки зрения времени учитывают текущую и долгосрочную потребности, а также валовую потребность – совокупную численность работников, необходимую для обеспечения деятельности предприятия, и чистую потребность – несоответствие наличия персонала валовой потребности в нем.
Чистая потребность в персонале может проявляться, прежде всего, как потребность в заполнении освободившихся должностей или как новая потребность в заполнении впервые созданных рабочих мест.
Важно оценить, сколько персонала нужно и каких специальностей:
Численность и качество персонала рассчитываются так, чтобы обеспечить долгосрочное выполнение стратегических задач предприятия. Нехватка персонала ставит под угрозу выполнение задач, переизбыток его вызывает излишние расходы и ставит, таким образом, под угрозу существование самого предприятия.
1.2. Разработка профиля требований к будущему работнику осуществляется на основе анализа и описания работы, а также личностной спецификации.
Результат анализа работы, на которую будет подбираться кандидат:
Должностные инструкции определяют основное содержание работы, которая должна выполняться работником, занимающим данную должностную позицию; в ней указано, что представляет собой данная работа, какие виды деятельности и какие обязанности она включает в себя, ответственность и полномочия, место работника в формальной структуре подразделения (организации), квалификационные требования к нему.
Требования к должности указывают на то, какими качествами должен обладать человек, чтобы успешно выполнять данную работу: сюда входят как формальные требования (образование, опыт, технические знания и навыки, состояние здоровья), так и психологические составляющие (мотивация, ценности, установки и интеллектуальные способности, личные и деловые качества). В требования к должности могут входить также и специальные условия, такие как ненормированный рабочий день, необходимость переезда в другой город или частые командировки.
1.3. Формирование принципов отбора и найма для замещения вакантной должности.
Каждый работодатель до подбора определяет, что ему важнее в новом работнике:
Существуют и другие принципы, наиболее актуальный для выпускников вузов следующий принцип:
1.4. Выявление поля интересов предприятия на рынке рабочей силы, выбор между внешними и внутренними источниками подбора кандидатов, взвешивание достоинств и недостатков:
Эффективность использования того или иного источника привлечения персонала, в конечном счете, выражается в оптимальном количестве и качестве претендентов на вакантную должность, из числа которых можно сделать достойный выбор.
1.5. Формирование списка претендентов на вакантные должности, или предварительной выборочной их совокупности (вербовка).
Привлечение кандидатов с более выраженными показателями профессиональной пригодности наиболее вероятно при организации вербовки кандидатов, под которой понимается налаживание организацией контакта с теми, кто представляет для нее интерес в качестве потенциальных сотрудников, с целью побудить их подать заявление о приеме на работу на свободные должности.
Проведение процедуры отбора, ориентированной на выявление наиболее пригодных кандидатов.
Широкий отбор подразумевает первичное ориентировочное «просеивание» кандидатов и предполагает задействование менее финансово- и трудозатратных методов, включающих бесконтактное общение через анализ структурированного резюме или проведение короткой беседы-интервью.
Узкий отбор направлен на выявление кандидатов, максимально соответствующих профилю требований, и предполагает использование комбинаций наиболее надежных и обоснованных (валидных) методов.
Для проведения широкого отбора могут быть задействованы менее квалифицированные работники отделов с вакансиями и служб управления персоналом; к узкому отбору должны привлекаться профессионалы, занятые на предприятии, либо приглашаемые со стороны консультанты из оценочных и аналогичных им центров.
1.7. Результаты отбора обсуждает комиссия, в состав которой в зависимости от статуса вакантной должности включаются: руководитель (или представитель) отдела с вакансией, руководитель (или представитель) службы управления персоналом, другие предусмотренные программой найма предприятия представители.
Основными задачами комиссии являются: определить, отвечает ли кандидат профилю требований вакантной должности, за который можно принять уровень нынешнего лучшего работника; каков потенциал кандидата, его наиболее сильные и слабые стороны и в какой степени можно с помощью последующего целевого обучения слабые стороны устранить; с каким из кандидатов будет заключен трудовой контракт, кого из отбираемых можно занести в компьютерный банк данных как «резервный потенциал».
Таким образом,
технология подбора персонала
2. Подбора персонала в практике современных организаций
Технология подбора персонала в практике современных организаций включает следующие этапы: планирование, набор (поиск), отбор персонала.
В общем виде этап планирование направлен на расчет потребности в персонале и определение требований к кандидату. Следующий этап, который используется во всех организациях, это этап поиска (набора), позволяющий сформировать список претендентов на вакантные должности. Последний этап, но отнюдь не по значению, это отбор. Структура данного этапа находится в прямой зависимости от позиции, на которую подбирается персонал. В целом он включает определение критериев и методов отбора.
Данная структура подбора персонала позволяет организациям оптимизировать ресурсы на подбор персонала, а именно время на подбор и «качество» кандидатов. Кроме того, эффективная технология подбора новых работников позволяет организациям с высокой степенью вероятности предсказывать профессиональную успешность кандидатов, давая возможность отбирать наиболее перспективных работников.
Рассмотрим, как реализуется технология подбора персонала в современных организациях.
2.1. Кадровое планирование
подбор отбор персонал кадры
Процесс отбора персонала опирается на кадровое планирование, основная задача которого состоит в определении потребностей организации в человеческих ресурсах, как в краткосрочной, так и долгосрочной перспективе. В процессе кадрового планирования могут быть выделены четыре этапа.
Первый этап, с которого начинается и на котором основывается процесс кадрового планирования, – это анализ стратегического плана организации. На этом этапе в организациях проводится анализ: будущих целей; планируемой производительности труда; объёма производства. Четкое определение стратегических целей является тем ориентиром, относительно которого оцениваются все важные решения в сфере человеческих ресурсов.
Второй этап – это прогнозирование потребности организации в персонале. На этом этапе сравнивается потребность организации и имеющиеся человеческие ресурсы. Нет ли разрыва между тем, что нужно, и тем, что есть в настоящий момент?
Менеджеры по
персоналу отмечают, что «кадровое
планирование, решая задачу восполнения
качественного или
Потребность и готовность предприятия к введению систематического кадрового планирования возрастает по мере увеличения размеров организации, масштабов и сложности деятельности компании. Эти изменения выдвигают на первый план все новые требования к работникам, которые необходимо учитывать при отборе. Чем выше качественный показатель персонала, тем выше затраты на его поиск, согласно статистике, около 60% затрат на рекрутмент приходится на 5% ключевых позиций. 2
Третий этап. Важнейшее направление работы в рамках кадрового планирования в организациях связано с оценкой состояния внутренних трудовых ресурсов, и оценкой внешних трудовых ресурсов (анализ рынка труда в регионе).
Менеджеры по
персоналу анализируют
Так как собственные возможности организации по удовлетворению растущей количественной и качественной потребности в кадрах часто бывают недостаточны, кадровое планирование почти всегда требует изучения и оценки внешних источников рабочей силы.
В организациях проводится анализ кадровой ситуации в регионе, чтобы выделить сегменты рынка рабочей силы. Источники информации о состоянии рынка труда следующие: обзоры зарплат, сайты по трудоустройству, газеты и журналы по подбору персонала.
Четвертый этап. На этом этапе организация подготавливает планы, определяет временные рамки решения задач по обеспечению компании необходимыми кадрами. Смысл кадрового планирования состоит в своевременном определении мер по удовлетворению потребности организации в дополнительной рабочей силе с учетом временного графика развития компании, ее подразделений или отдельных направлений ее деятельности. Запланированные мероприятия призваны указать, что следует сделать, чтобы восполнить имеющийся или предполагаемый дефицит рабочей силы с требуемым уровнем знаний, умений и опыта.
Таким образом,
этап кадрового планирования имеет
своей целью сокращение разрыва
между сегодняшней
Данный этап представляет собой комплекс мероприятий, но, как и в любой многоуровневой структуре, здесь существуют проблемы. Самая распространенная из них - прогнозирование потребности в персонале на разных уровнях, особенно сложно предсказать текучесть в руководящем составе. Уход топ-менеджера является форс-мажорной ситуацией для любого предприятия. Кроме того, многие менеджеры по персоналу отмечают такие трудности как правильное определение критериев подбора и приоритетности требований к кандидату.
2.2. Набор персонала
Набор персонала заключается в создании необходимого резерва кандидатов на все должности и специальности, из которого организация в дальнейшем отбирает наиболее подходящих для нее работников. Эта работа производится буквально по всем специальностям – конторским, производственным, техническим, административным. Необходимый объем работы по набору в значительной мере определяется разницей между наличной рабочей силой и будущей потребностью в ней. Эту потребность организация определяет на предшествующем этапе – планирование персонала, который мы рассмотрели.
Для осуществления набора кандидатов организация проводит формализацию требований к кандидату. Формализация – четкое и подробное описание профиля идеального кандидата. Информацией для этого служит анализ работы, произведённый на этапе планирования, а также пожелания линейного руководителя.