Проблемы развития малого предпринимательства в регионах

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Января 2013 в 15:01, курсовая работа

Описание работы

Целью работы является изучение и осмысление теоретических и практических вопросов, связанных с сущностью развития малого бизнеса в регионах России. Данная цель определяет необходимость решения следующих задач:
раскрыть понятие малого бизнеса;
изучить рыночную систему региона

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИССЛЕДОВАНИЯ ПРОБЛЕМЫ развития малого предпринимательства в регионах россии 5
1.1 Проблемы развития малого предпринимательства в регионах 5
1.2 ИНСТИТУЦИОНАЛЬНЫЕ ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ МАЛОГО БИЗНЕСА В РЕГИОНАХ РОССИИ 14
ГЛАВА II Малый бизнес в современных условиях 18
2.1 Современное состояние малого предпринимательства в регионах россии 18
2.2 РЫНОЧНАЯ СИСТЕМА РЕГИОНА: ВОСПРОИЗВОДСТВЕННЫЙ АСПЕКТ 24
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 32

Файлы: 1 файл

Курсовая.docx

— 340.20 Кб (Скачать файл)

СОДЕРЖАНИЕ

 

 

ВВЕДЕНИЕ 3

ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИССЛЕДОВАНИЯ ПРОБЛЕМЫ развития малого предпринимательства в регионах россии 5

1.1 Проблемы развития малого  предпринимательства в регионах 5

1.2 ИНСТИТУЦИОНАЛЬНЫЕ ОСОБЕННОСТИ  РАЗВИТИЯ МАЛОГО БИЗНЕСА В  РЕГИОНАХ РОССИИ 14

ГЛАВА II  Малый бизнес в современных условиях 18

2.1 Современное состояние малого предпринимательства в регионах россии 18

2.2 РЫНОЧНАЯ СИСТЕМА РЕГИОНА: ВОСПРОИЗВОДСТВЕННЫЙ АСПЕКТ 24

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 32

Список литературы 33

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

Проблема развития малого бизнеса в региональном управлении является в современных условиях особо актуальной.  Специфика территорий должна учитываться как при осуществлении общероссийской, инвестиционной, финансовой, социальной внешнеэкономической политики, так и при переносе ряда направлений реформы (в социальной сфере, малом предпринимательстве и др.) на региональный уровень, разработке специальных программ проведения реформ в районах с особыми условиями. Комплекс форм и методов реализации региональной политики в сфере малого бизнеса необходимо дифференцировать применительно к различным типам регионов.

Особенность России как федеративного государства состоит в том, что российские регионы принципиально различаются между собой уровнем экономического развития, показателями рисков регионов. Поэтому каждый регион отличается друг от друга неравномерным распределением природных ресурсов, следовательно, и разными экономическими параметрами.

 В современных  условиях идет развитие малого  бизнеса регионов. Очень многие  авторы рассматривают эту проблему  и пытаются внести свои предложения  по улучшению экономической политики  в регионах, это: В.А. Трайнев,  Н.Я Бутырин; В.Г. Басарева ; А.Б.  Крутик и М.А. Горенбургов,; Н.  Самойлова – консультант Аппарата  Правительства Российской Федерации.  Однако данная проблема требует  дальнейшего исследования.

               Объектом исследования в данной курсовой работе является малый бизнес в целом.

Предметом исследования является непосредственно стратегия развития малого бизнеса в регионах.

Целью работы является изучение и осмысление теоретических и практических вопросов, связанных с сущностью развития малого бизнеса в  регионах России. Данная цель определяет необходимость решения следующих задач:

  • раскрыть понятие малого бизнеса;
  • изучить рыночную систему региона
  • проанализировать областную целевую программу развития малого бизнеса в Ростовской области на период  2006-2008г.г.;
  • Проследить за институциональными особенностями развития малого бизнеса в регионах;

             Теоретической основой для изучения данной темы была изученная и переработанная литература таких авторов как: В.А. Трайнев, Н.Я Бутырин, В.Г. Басарева,  А.Б. Крутик и М.А. Горенбургов;  журнал «Вопросы экономики» за июнь 2007г.; журналы «Регион» за февраль и март 2007 года; официальные источники Интернет-сайтов и т.д.

Нормативно-правовую базу данной работы составили Федеральный Закон «О государственной поддержке малого бизнеса в России» и Областная целевая программа развития малого бизнеса в Ростовской области 2006-2008 г.г.

Эмпирической  базой   данной курсовой работы составили данные Госкомстата РФ, данные журнала "Эксперт" по оценке инвестиционного климата в регионе, данные обследования по заказу Российского союза промышленников и предпринимателей "Предпринимательский климат регионов России. География России для инвесторов и предпринимателей", а также данные, полученные в исследовании Михеевой (1999).

 

ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИССЛЕДОВАНИЯ ПРОБЛЕМЫ развития малого предпринимательства в регионах россии

1.1 Проблемы  развития малого предпринимательства  в регионах

Можно выделить две группы причин, сдерживающих развитие малого предпринимательства. Первая — это причины общеэкономического характера, заложенные в экономической политике государства, вторая — частного, преимущественно организационного характера. Рассмотрим те аспекты экономической политики, которые выступают причинами первой группы.

Главная сложность при ее анализе связана с тем, что изначально не была четко определена концепция развития рыночных отношений. Мировая практика свидетельствует, что в развитии рыночных отношений возможны две тенденции: формирование регулируемого рынка или стихийного, носящего спекулятивный характер.

 Отсутствие четкого понимания этих двух тенденций и ориентация на исключение государства из системы экономического регулирования привели к тому, что в России становление рыночных отношений пошло по второму варианту. Когда сравнивают регулируемый рынок и стихийный рынок, то имеют в виду, прежде всего, нравственную, этическую сторону. Но этого мало. Каждым из них имеет свою экономическую основу.

Особенностью  стихийного рынка является функционирование главным образом в сфере обращения, а не в сфере материального производства. Данному типу рынка присуще то, что большие доходы имеет лишь незначительная часть населения, тогда как большинство населения — низкую покупательную способность. В этой ситуации у производителя нет стимула производить товары, так как они не находят сбыта. Это ведет к сворачиванию производства.

Характер рынка  напрямую влияет и на характер капиталовложений. При стихийном рынке основу капитала составляют спекулятивные деньги, получившие в среде предпринимателей название "коротких" денег. Они "делаются" в короткое время и обладают большой подвижностью. В отличие от них так называемые "длинные" деньги вкладываются в производство на более длительный срок, и отдача от них может быть получена не сразу. Это долгосрочные вложения, требующие определенных стабильных условий, правового обеспечения, что характерно для регулируемого рынка.

Одной из причин того, что в России формируется  именно деформированный тип рынка, следует считать некритическое осмысление опыта западных стран и непродуманное перенесение его в отечественную практику. Именно так произошло с реализацией модели "шоковой терапии". Ошибка состояла в том, что в России она была принята без учета ряда условий. Опыт западных стран свидетельствует, что одной из целей введения "шоковой терапии" является потребность вскрыть узкие места, сдерживающие развитие экономики, куда незамедлительно устремляется предприниматель. Налаживая соответствующее производство (нередко при государственной поддержке), предпринимательская сфера "расшивает тромбы" в экономике и в короткие сроки выводит ее из кризиса.

Но в России этого не произошло, так как при введении «шоковой терапии" еще не сформировалось главное условие её положительной результативности — малое предпринимательство. В сфере материального производства оно практически отсутствовало, а его деформированный характер в сфере обращения не мог оказать существенное влияние, на улучшение ситуации.

Использование мирового опыта дело нужное, но при непременном учете собственных условий и возможностей, что в большей степени может обеспечивать отечественная наука.

Особенностью  регулируемого рынка является, во-первых, наличие условий для свободного инвестирования средств в различные сферы, а смысл государственного регулирования заключается не в воздействии на систему цен, а в формировании оптимальных пропорций. Во-вторых, такой, рынок требует совершенного механизма регулирования покупательского спроса, т. е. формирования повышенного дохода, а следовательно, и более высокой покупательной способности у большинства населения, что и выступает движущей силой производства.

Из этого вытекает вторая причина, сдерживающая развитие производственного предпринимательства — снижение покупательского спроса и свертывание внутреннего потребительского рынка. Для каждого общественного строя характерны определенные общественные группы, т. е. относительно стабильные слои населения, со свойственными им ценностями, представлениями, запросами и поведением. В западных странах, при существовании большого разнообразия таких групп, основная масса населения относится к среднему классу, покупательные возможности которого обеспечивают устойчивый спрос на большинство товаров.     Сейчас стало очевидным, что попытка сформировать средний класс в России не удалась. У нас складывается ситуация, характерная именно для стихийного рынка, когда большинство населения располагает ограниченными покупательными возможностями. Можно сказать, что сегодня в стране формируются три класса. Первый, который условно можно назвать высшим, включает лиц с доходом более 60 тыс. руб. на человека в месяц. Это так называемые очень богатые, которые составляют около 3%. Другими словами, это меньшинство, но с высокими покупательными возможностями. Их запросы не нацелены на товары массового отечественного производства.

Второй класс  представляют состоятельные граждане с месячным доходом на человека от 5 тыс. до 50 тыс. руб. Они составляют 10—15% населения и тяготеют к запросам высшего класса, хотя и не располагают, как первые, безграничными покупательными возможностями.

Большинство населения  составляет третий класс — с малым покупательским спросом, который и определяет уровень потребностей, на который должно ориентироваться и "работать" производство.

Отметим еще два  обстоятельства, отрицательно влияющих на покупательную способность населения и понижающих мотивацию труда производителей. Суть первого состоит в том, что рост потребительских цен опережает повышение оплаты труда. В этих условиях спрос акцентируется преимущественно на продовольственных товарах, а промышленные товары остаются  невостребованными.

Второе обстоятельство связано с уровнем разрыва  доходов между полярными группами населения. Опыт западных стран свидетельствует, что максимально допустимое соотношение доходов между бедными и богатыми составляет 1:6—1:9, и если оно выше, то это ведет к социальной нестабильности и деформирует общую систему спроса и предложения. В 1999 г. в России это соотношение приблизилось к 1:15 против 1:5 в 1991 г.  

Таким образом, сдерживающим фактором развития промышленного предпринимательства является сужение внутреннего потребительского рынка. Это обусловливается приобретающим все более ощутимый характер процессом сокращения общей платежеспособности населения.

С другой стороны, в силу постоянного роста цен увеличивается доля расходов на приобретение продовольственных товаров, сокращается спрос на промышленные товары. Усугубляет тенденцию сокращения расходов на непродовольственные товары постоянное удорожание жилищных и коммунальных услуг.

Естественно, что  в условиях свертывания внутреннего  рынка отечественный производитель промышленных товаров вынужден ориентироваться на экспорт. Но пробиться на мировой рынок со своей продукцией из-за ее слабой конкурентоспособности и заполненности рынка нелегко. И это еще один фактор, отрицательно влияющий на развитие отечественного производственного предпринимательства. Усугубляет эту ситуацию не только снижение платежеспособности населения, но и неплатежеспособность промышленных предприятий.

Третья причина кардинального характера, тормозящая предпринимательство в промышленной сфере, связана с существующей системой налогообложения. Согласно опросу, проведенному Всероссийским центром изучения общественного мнения, 86,2% руководителей предприятий в качестве главной причины, отрицательно влияющей на экономическое положение предприятий, назвали несовершенство налогов и их высокий уровень.

Налоговая политика в большей степени носит фискальный, а не стимулирующий характер. Она обеспечивает интерес заниматься любым видом деятельности, кроме производственной. Главные ее недостатки заключаются, во-первых, в чрезмерно высоком уровне налогов. Они не стимулируют рост производства, что в условиях его падения является необходимым. Во-вторых, сама налоговая система не стабильна, она часто меняется. К тому же ряд налоговых законов не носят прямого действия, а дополняются множеством подзаконных актов, как правило, запаздывающих и нередко изменяющих цель самих законов. В-третьих, множественность налогов, в которых предприниматель просто теряет ориентиры. По этим причинам производством конкретных товаров заниматься стало невыгодно. Вполне очевидно, что пока в стране будут существовать источники обогащения вне сферы производства, дающие огромные прибыли на вложенный капитал, инвестиций в отечественное производство не будет. Подорвана значимость труда, который еще со времен классиков буржуазной политической экономии Адама Смита признавался единственным источником богатства.

Четвертая причина, отрицательно влияющая на предпринимательство, связана с общей криминализацией экономики, которая приобретает устойчивый характер. Отличительной особенностью малого предпринимательства продолжает оставаться высокая его доля в "теневом" секторе экономики. По разным оценкам, она составляет от 30% до 50% реального оборота всех субъектов малого предпринимательства.

Деятельность  ряда промышленных предприятий контролируется различными преступными группировками. Такая среда не может считаться благоприятной для предпринимательской деятельности. Она вынуждает предпринимателей приспосабливаться к ненормальной обстановке, ловчить, идти на различные нарушения. Не случайно появление разного рода фирм, которые обучают предпринимателей тому, как вести двойную бухгалтерию, чтобы уклониться от уплаты налогов, дают другие противоправные рекомендации и консультации.

С криминализацией  экономики особую остроту приобретает проблема  личной  безопасности  предпринимателей.

Естественно, что это подрывает мотивационные основы деятельности и вынуждает искать выход из складывающегося положения. Одни прибегают к созданию собственной службы безопасности, как правило, дорогостоящей и, в силу недостаточного профессионализма ее работников, ненадежной.

Другие пытаются  "ужиться"  с преступным  миром. К этому их подготавливает ненадежность защиты бизнеса со стороны государственных и правовых органов, и с другой - убежденность, как правило, не безосновательная, в том, что защита со стороны властных структур может таить в себе не меньшую опасность. Реальность последних лет показала, что высокие налоги, дополняющиеся чрезмерным регламентированием и бюрократическим администрированием, разросшимся государственным аппаратом, практика взяток могут  быть  таким же  бременем для предпринимательства, как и нелегальные структуры. В этой ситуации становится вполне очевидным, что одним из главных условий становления и эффективного функционирования предпринимательства выступают общее оздоровление экономической и правовой среды, искоренение явлений, присущих современной действительности.

Информация о работе Проблемы развития малого предпринимательства в регионах