Проблемы развития малого предпринимательства в регионах

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Января 2013 в 15:01, курсовая работа

Описание работы

Целью работы является изучение и осмысление теоретических и практических вопросов, связанных с сущностью развития малого бизнеса в регионах России. Данная цель определяет необходимость решения следующих задач:
раскрыть понятие малого бизнеса;
изучить рыночную систему региона

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИССЛЕДОВАНИЯ ПРОБЛЕМЫ развития малого предпринимательства в регионах россии 5
1.1 Проблемы развития малого предпринимательства в регионах 5
1.2 ИНСТИТУЦИОНАЛЬНЫЕ ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ МАЛОГО БИЗНЕСА В РЕГИОНАХ РОССИИ 14
ГЛАВА II Малый бизнес в современных условиях 18
2.1 Современное состояние малого предпринимательства в регионах россии 18
2.2 РЫНОЧНАЯ СИСТЕМА РЕГИОНА: ВОСПРОИЗВОДСТВЕННЫЙ АСПЕКТ 24
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 32

Файлы: 1 файл

Курсовая.docx

— 340.20 Кб (Скачать файл)

Рыночная система  региона реагирует как на внутреннюю, так и на внешнюю экономическую, социальную и политическую ситуацию. Все процессы формирования рынков и  функционирования субъектов рыночных отношений находятся в зависимости от количественных и качественных характеристик экономического пространства. Эффективность экономического пространства зависит от емкости и структуры потребления внутри региона, а также от характера и структуры производства. Это предопределяет особенности товарных и денежных потоков и структуру торгово-экономических и финансовых связей.

Таким образом, рыночная система региона становится средством для непрерывного воспроизводства производительных сил и экономических отношений. Рыночная система объединяет внешнее и внутреннее экономическое пространство регионального воспроизводственного процесса, при этом внутреннее пространство служит социально-экономической средой для развития рыночной инфраструктуры региона. Экономическое пространство наполняется конкретным содержанием через реализацию интересов субъектов региональной экономики, развитие рыночных отношений, производственно-экономических и финансовых связей, функционирование региональных воспроизводственных циклов. Все это содержание экономического пространства приводится в движение механизмом региональных рынков, что обеспечивает динамичность развития региональной экономики2.

Под воздействием экономических реформ, процессов  приватизации происходят глубокие структурные сдвиги в рыночной системе региона, усиливается специализация в производстве и реализации товаров и услуг, возникают новые бизнес-структуры, осуществляются реконструкция и техническое перевооружение предприятий на основе современных технологий. Эти процессы во многом связаны с усилением интеграции экономики регионов с мировой экономикой.

 

 

Комплексное исследование рыночной системы региона включает в себя экономическую диагностику, анализ внутренних и внешних связей рынков, рыночной инфраструктуры, анализ конкурентной среды, обоснование форм и методов государственного регулирования региональных рынков. Институциональная структура рыночной системы региона представлена определенными хозяйствующими субъектами, инфраструктурными элементами, каналами товародвижения, денежного обращения и совокупностью экономических связей. Состав субъектов региональных рынков и их функции различаются в зависимости от типа рынка. Связи между различными типами рынков внутри системы могут быть двухсторонними и многосторонними, при этом особое значение имеют связи с внешней средой. Региональные рынки выделяются, обособляются в окружающей среде благодаря специфическим отношениям с этой средой.

Институциональная структура рыночной системы региона  включает в себя фирмы, осуществляющие производственную, торговую, посредническую деятельность, логистические операции, реализацию товаров, страхование, кредитование и др., а также систему прямых, обратных и комбинированных связей, обеспечивающих потоки товарных, финансовых, информационных ресурсов, контракты, заказы и платежи, регистрацию отношений собственности — владения и распоряжения экономическими ресурсами. В последние годы состав рыночной системы региона пополнился новыми экономико-правовыми, организационно-управленческими и общественными институтами, а также соответствующими связями, обеспечивающими взаимодействие между этими институтами в рамках общей структуры рынка.

Современная структура рыночной системы региона характеризуется не только численностью и распределением хозяйствующих субъектов — производителей, потребителей и посредников, но также уровнем дифференциации конкурирующих продуктов, наличием или отсутствием барьеров для входа новых фирм на рынок, уровнем и структурой затрат, уровнем вертикальной интегрировано фирм (от производства сырья до розничной торговли) и степенью диверсификации производства.

Таким образом, рыночная система региона представляет собой  сложное пространственно-экономическое образование, состоящее из многочисленных элементов и связей между ними. Поэтому для эффективного управления ею необходимы анализ закономерностей и факторов, определяющих ее формирование и развитие, а также комплексное рассмотрение всех аспектов рынка.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

В период "золотого века" предпринимательства — 1990-1992 гг. — разница в уровнях его развития объяснялось различиями в предпринимательской инициативе населения и в уровнях первоначального накопления капитала, доступного для него, созданием местными властями институциональной среды, поддерживающей предпринимательство. В этот период в процесс вовлекалось большое количество непрофессиональных, необученных людей, а потому бизнес развивался в условиях повышенного риска. Самозанятость и занятость в малом бизнесе создавали преимущества по сравнению с зарплатами в традиционном секторе и компенсировали риски.

В работе доказывается, что реакция населения и местных властей на реформы тормозит развитие предпринимательства. Децентрализация доходов бюджета содействует предпринимательству, если региональная элита настроена реформаторски и достаточно сплочена. Учитывая особенности бюджетного федерализма в России, отношения центра и региональных властей должны быть урегулированы.

Данные последнего исследования относятся к 1993 г., базируются на анкетных опросах предпринимателей, используют другие методы оценивания, и интерпретация полученных результатов основывается на сопоставлении процессов в других пост-социалистических странах, в этих работах получены согласующиеся выводы. В России по сравнению с другими странами ожидаемая доля перехода в сферу самозанятости более низкая, а премии за такой переход более высокие, и что причина подобных явлений кроется в большом числе барьеров, с которыми сталкиваются бизнесмены в России, то в нашем исследовании раскрываются механизмы этих барьеров.

Список литературы

 

  1. Федеральный Закон «О государственной  поддержке малого бизнеса предприятий  Российской Федерации». – М.: ГроссМедиа, 2004. – 16 с.
  2. Трайнев В.А., Бутырин Н.Я. Муниципальный менеджмент малого бизнеса и его информационное обеспечение: Учебное пособие. – М.: Логос, 2003. – 184с.
  3. Басарева В.Г. Институциональные особенности  развития малого бизнеса в регионах России. – М.: научный доклад, 2002. – 60 с.
  4. Крутик А.Б. Горенбургов М.А. Малое предпринимательство и бизнес коммуникации: Учебное пособие. – Спб.: Изд. Дом «Бизнес – пресса», 1998. – 295 с.
  5. Агурбаш Н.Г. Система государственной поддержки малого бизнеса/ РА предпринимательства. – М.: Анкил, 200. – 47 с.
  6. Голиченко О.Г. Развитие малого бизнеса в современных условиях / РАН. – М.: Наука, 1999 – 191 с.
  7. Ичитовкин Б.Н. Малые формы хозяйствования. М.: Экономика, 1991. – 204 с.
  8. Лапуста М.Г. Старостин Ю.Л. Малое предпринимательство: Учебное пособие, 2-ое издание. – М.: Инфра – М., 2002. – 272 с.
  9. Орлова А.Е. Малое предпринимательство в Северокавказском Федеральном Округе: характеристика состояния и регламентация органов поддержки, 2003. – 80 с. 

 

 

 

 

 

Приложение 

 

Динамика 

показателей развития малых предприятий  Ростовской области  
за 2002-2004 годы

 

1 Смотри таблицу 1

2 Смотри схему 1

 


Информация о работе Проблемы развития малого предпринимательства в регионах