Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Января 2013 в 15:01, курсовая работа
Целью работы является изучение и осмысление теоретических и практических вопросов, связанных с сущностью развития малого бизнеса в регионах России. Данная цель определяет необходимость решения следующих задач:
раскрыть понятие малого бизнеса;
изучить рыночную систему региона
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИССЛЕДОВАНИЯ ПРОБЛЕМЫ развития малого предпринимательства в регионах россии 5
1.1 Проблемы развития малого предпринимательства в регионах 5
1.2 ИНСТИТУЦИОНАЛЬНЫЕ ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ МАЛОГО БИЗНЕСА В РЕГИОНАХ РОССИИ 14
ГЛАВА II Малый бизнес в современных условиях 18
2.1 Современное состояние малого предпринимательства в регионах россии 18
2.2 РЫНОЧНАЯ СИСТЕМА РЕГИОНА: ВОСПРОИЗВОДСТВЕННЫЙ АСПЕКТ 24
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 32
Сложности в становлении предпринимательства в России связаны также с его специфическими особенностями, которые состоят в том, что сам процесс формирования предпринимательского сообщества имеет разнополюсный характер. Одну группу составляют предприниматели, организующие свое дело на общепринятой основе за счет займов, кредитов, взносов акционеров и т. д. Их деятельность осуществляется в рамках принятых законодательных норм. В другую группу входят предприниматели, стартовую деятельность которых составляет капитал, заработанный в "теневой" экономике. По данным Российского союза предпринимателей, при опросе 49% бизнесменов заявили, что они выходцы из "теневой" экономики, подтвердив нелегальную основу организации своего дела. Более 22% включившихся в предпринимательскую деятельность имели в прошлом судимости.
Из этой среды
формируется категория
Среди причин организационного характера выделяют главные. Первые сложности наступают еще на стадии создания предпринимательских структур в связи с разрешительным характером этой процедуры. Законодательными и особенно подзаконными актами предусматривается множество положений и правил, которые существенно затрудняют образование новых предприятий. Такое же влияние оказывают различные постановления и многие действия органов власти и управления всех уровней. Это касается всевозможных сложностей при регистрации, предоставлении производственных мощностей и помещений, установления квот и т. д.
С другой стороны, серьезные административные барьеры возникают в связи с субъективным пониманием и толкованием правовых актов со стороны местных властей, что ведет к произволу и установлению своих правил вхождения в предпринимательство. Особенно жесткими условиями и требованиями обставлена процедура получения лицензии на предпринимательскую деятельность, когда необходимо предоставлять не только многочисленные справки, сведения, отчеты и другие документы, но и оплачивать по завышенным расценкам услуги по оформлению учредительных документов.
Второй причиной, существенно затрудняющей создание и развитие предпринимательства производственного направления, является отсутствие в политике протекционизма четкой ориентации на поддержку именно производственного вида деятельности. Нет должного ориентира на стимулирование предпринимательской деятельности в сфере материального производства. Политика поддержки предпринимательства "вообще", а не базовых отраслей приводит к серьёзным перекосам в структуре его развития и не обеспечивает максимально возможных результатов.
Анализ зарубежной практики развития предпринимательства свидетельствует, что его успех обеспечила политикa преимущественной поддержки и стимулирования предпринимательской деятельности именно в производственной и инновационной сферах, в строительстве.
Серьезным фактором, тормозящим развитие предпринимательской деятельности, является отсутствие необходимой достоверной информации. Прежде всего, ощущается недостаток информации, дающей возможность осуществлять глубокий анализ деятельности предпринимательских структур. Сама отчетность предприятий малого бизнеса далека от полной достоверности. Последние прибегают к неточной информации о своей деятельности из-за желания смягчить удушающую силу налогов и боязни раскрыть производственную или коммерческую тайну, опасаясь потерь от утечки сведений к конкурентам.
Реформы в России привели к развитию частного предпринимательства, задействовали рыночные механизмы, обнаружившие неэффективность многих индустриальных "монстров". Одновременно с развалом государственных предприятий стали возникать и быстро развиваться малые предприятия, которые могли обеспечить самозанятость и новые источники доходов для населения. Впервые в жизни люди получили свободу для самостоятельной предпринимательской деятельности, право заниматься финансовым планированием.
Малое предпринимательство сегодня представляет достаточно крупный сектор российской экономики. Однако, несмотря на государственную помощь, его развитие в последние годы тормозится. Данные Госкомстата России о числе зарегистрированных малых предприятий на территории России свидетельствуют: резкий подъем начала 1990-х годов сменился замедленным развитием.
Создание каждого малого предприятия связано с решением конкретного человека изменить свой статус. Раньше он был наемным работником, теперь становится предпринимателем и переходит в сектор самозанятости. Такая смена деятельности может быть оправдана, если человек получает выгоду — максимизирует свою полезность. Создать собственное дело может только тот, кто обладает склонностью к риску и имеет необходимый капитал. Эти достаточно простые соображения и предположение, что, занимая работой самого себя, человек, организуя предприятие, создает рабочие места и для других людей, позволили перейти от модели поведения индивида к модели совокупного спроса-предложения труда в секторе малого бизнеса и прогнозировать направление влияния отдельных факторов на спрос и предложение труда.
Доказывается, что на относительный спрос на труд в сегменте малого бизнеса влияют региональные различия в уровнях рисков, которые возникают из-за институциональной слабости регионов и консервативных установок региональной элиты. Различия в ожидаемых рисках обусловливают разную степень доверия людей к правилам ведения бизнеса. Приводятся эмпирические расчеты, подтверждающие влияние соотношения доходов на спрос-предложение труда в секторе малого бизнеса. Также доказывается, что значимое влияние оказывают предрасположенность населения к риску и демократическим преобразованиям, различия в уровнях первоначального накопления капитала, доступного для населения.
Какой регион благоприятен для развития малого бизнеса? В начале перестройки — регион с большей долей населения, поддерживающего реформы, с достаточным уровнем первоначального капитала, где региональная элита поддерживала перестройку и была однородной в своей политической ориентации, а власти располагали относительно большими бюджетными возможностями по сравнению с другими регионами. Это были регионы, где самозанятость приносила относительно большие доходы по сравнению с доходами в государственном секторе. Такая среда благоприятна для развития малого бизнеса, создает условия для самозанятости.
Государственная политика поддержки малого бизнеса будет затруднена, если на процесс возникновения новых малых предприятий оказывают существенное влияние стабильные факторы. Поэтому при формировании региональных программ развития малого бизнеса надо учитывать склонность населения к предпринимательству. Многие народы, проживающие на территории России, не имеют национальных традиций организации предпринимательства.
Доверие населения к власти, политическая стабильность — важные факторы, влияющие на предпринимательство. Однородность и сплоченность региональной элиты способствует развитию предпринимательства. Личные амбиции региональных лидеров могут нанести вред созданию благоприятного предпринимательского климата.
Федеральный центр может влиять на развитие малого бизнеса в отдельных регионах через политику предоставления трансфертов и субсидий, повышающих бюджетную обеспеченность в тех регионах, где сложились благоприятные локальные условия. Сценарий и результаты голосования при проведении выборов дают многоплановую информацию для прогнозирования формирования предпринимательского климата в регионе.
С середины 1970-х годов произошла принципиальная переоценка роли малого бизнеса в экономическом развитии индустриального общества.
На межстрановом уровне считается, что успех экономической трансформации во многом связан именно с созданием новых малых фирм.
В России структурные преобразования идут медленно. По данным Госкомстата РФ, численность малых предприятий на начало 2006 г. составила 890.6 тыс., то есть 5.9 предприятий на каждую тысячу жителей. Здесь производится около 10% валового выпуска продукции России и занято 12% трудовых ресурсов. Недостаточность малых предприятий означает неразвитость конкуренции на многих рынках и может помешать развитию нормальной рыночной среды и, следовательно, экономическому росту и повышению благосостояния.
В последние годы
малое предпринимательство
Без четкого представления о том, какие механизмы влияют на процесс предпринимательства в разных регионах России, невозможно разработать эффективную политику воздействия на этот процесс.
Регионы различаются по уровню рисков, которые вызваны институциональной слабостью регионов и консервативными установками региональной элиты. Различие в ожидаемых рисках обусловливает разную степень доверия людей к правилам ведения бизнеса. Величина премии за уход в малый бизнес или стимула быть самозанятым может быть измерена соотношением доходов в секторе малого предпринимательства и в традиционном секторе. Значимое влияние оказывает предрасположенность населения к риску и демократическим преобразованиям.
Современное состояние малого предпринимательства отличается сложным характером. По данным Госкомстата России, на 1 января 2005 г. в стране действовало 843 тыс. малых предприятий. По сравнению с 2004 г. их количество сократилось на 4,1%. В расчете на 1000 человек населения страны приходилось в среднем лишь 5,8 малых предприятий, тогда как в государствах Европейского союза — не менее 30.
Вклад малых предприятий в валовой внутренний продукт России не превышает 10—11%. В 2001 г. по единому налогу, взимаемому с применением упрощенной системы налогообложения, учета и отчетности, и по единому налогу на' вмененный доход для определенных видов деятельности поступления от малых предприятий и индивидуальных предпринимателей в консолидированный бюджет Российской Федерации составили 19,2 млрд руб. — в 1,3 раза больше, чем в 2004 г.
Несмотря на определенные успехи, достигнутые в развитии малого предпринимательства, в регионах России этот важнейший сектор экономики пока не оказывает столь существенного влияния на социальное и экономическое развитие общества, как в промышленно развитых странах Западной Европы, Америки и Юго-Восточной Азии, где на его долю приходится до 60% валового национального продукта.
Для характеристики малого предпринимательства важное значение имеет отраслевая направленность малых предприятий, свидетельствующая об их включенности в воспроизводственный процесс страны, степени влияния на темпы роста и динамику структурных сдвигов, участия в решении социальных проблем и т. д.
Основная масса малых предприятий действует в сфере торговли и общественного питания. При этом торгово-посредническими операциями часто занимаются и предприятия неторгового профиля. Можно сделать вывод о том, что сегодня торговля и общественное питание являются определяющей сферой интереса малого бизнеса.
В сфере материального производства малый бизнес преимущественно действует и в пищевой промышленности (производство полуфабрикатов, фасовка, выпечка и другие технологически несложные производства), производстве отдельных видов бытовых и специальных прибором, узлов (домофоны, радиоустройства), комплектующих для жилого фонда: (окна, двери, решетки, заборы и т. д.), деревообработке (изготовление доски обрезной) и др.
Возрастает
роль малых предприятий,
В настоящее время сложились две основные группы малых предприятий в промышленности. Одна ориентирована на дорогостоящие импортные технологии или хотя бы частичные импортные поставки сырья и комплектующих. Эти предприятия имеют высокую капиталоемкость и, как правило, низкую рентабельность. Их деятельность носит анклавный характер, т. е. они не связаны с отечественными производителями оборудования и технологий, не участвуют в субподрядных или иных организационно-правовых отношениях с отечественным предпринимательством.
Информация о работе Проблемы развития малого предпринимательства в регионах