Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Января 2013 в 15:01, курсовая работа
Целью работы является изучение и осмысление теоретических и практических вопросов, связанных с сущностью развития малого бизнеса в регионах России. Данная цель определяет необходимость решения следующих задач:
раскрыть понятие малого бизнеса;
изучить рыночную систему региона
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИССЛЕДОВАНИЯ ПРОБЛЕМЫ развития малого предпринимательства в регионах россии 5
1.1 Проблемы развития малого предпринимательства в регионах 5
1.2 ИНСТИТУЦИОНАЛЬНЫЕ ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ МАЛОГО БИЗНЕСА В РЕГИОНАХ РОССИИ 14
ГЛАВА II Малый бизнес в современных условиях 18
2.1 Современное состояние малого предпринимательства в регионах россии 18
2.2 РЫНОЧНАЯ СИСТЕМА РЕГИОНА: ВОСПРОИЗВОДСТВЕННЫЙ АСПЕКТ 24
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 32
Другая группа предприятий сориентирована на промышленное использование перспективных отечественных разработок и оборудования. Эти производства лучше интегрированы в народное хозяйство, имеют более высокие технико-экономические показатели деятельности.
До финансового кризиса августа 1998 г. анклавные малые предприятия преобладали в российской экономике. Однако резкое удорожание импорта оборудования в рублевом выражение изменило ситуацию. Сейчас все больше появляется предприятий не анклавных, а более интегрированных в технологическое и организационно-правовое пространство страны.
Деятельность малого бизнеса в сфере услуг значительно более активна и разнообразна. Объем платных услуг населению на 1/3 формируется за счет услуг, оказываемых частными индивидуальными предпринимателями. Доля индивидуального предпринимательства в 2000 г. в объеме бытовых услуг составляет 68%, в сфере физической культуры и спорта — 46%, медицинских услуг — 53%, а в объеме правового характера она достигает 96%. В некоторых регионах доля индивидуального предпринимательства в сфере услуг значительно превышает среднероссийский уровень. Например, в Саратовской, Мурманской, Томской областях, Ставропольском крае она составляет более 40%, в Ростовской области — около 50%, в Республике Хакасия — почти 60%.
Три названные отрасли определяют "лицо" российского малого бизнеса. На них приходится 3/4 числа всех предприятий, 3/4 всего объема производимой ими продукции и 3/4" всех занятых в этой сфере.
Выделение в качестве отраслевого ядра малого бизнеса торговли и общественного питания, строительства и промышленности не означает, что прочие его сферы носят второстепенный характер, в том числе с точки зрения перспектив его развития. В оставшейся части малого бизнеса примерно 40% числа предприятий и 25% выпуска и занятости падает на такие перспективные сферы, как наука, научное обслуживание и общая коммерческая деятельность по обеспечению функционирования рынка.
Перспективы малого бизнеса в научной и инновационной сфере — острый и противоречивый предмет. С одной стороны, в России существует высокий научно-технический потенциал, заключенный в кадровом составе различных научно-исследовательских институтов, в высоком уровне технического образования. С другой стороны, этот потенциал долгое время не был востребован ни государством, ни частным бизнесом. В силу этого инновационный бизнес - пока новинка для российского рынка. Но он существует и развивается, причем преимущественно в малых формах.
Анализ деятельности инновационных фирм показывает, что встречаются два пути развития российского инновационного бизнеса. Первый из них "классический", идущий от перспективной идеи или разработки, которую фирма хотела бы коммерциализовать посредством продажи патента или лицензии, передачи ноу-хау, совместного производства или каким-то другим способом. Таким образом, здесь мы имеем дело с движением инновационной фирмы из сферы науки в сферу практического бизнеса.
При анализе деятельности российских малых инновационных предприятий обнаруживаются как общие закономерности, так и нетрадиционные тенденции. Общие закономерности сводятся к тому, что инновационные фирмы, какими бы замечательными разработками они ни обладали, должны реалистично представлять пути коммерциализации своих изобретений и уметь ограничивать притязания разумными рамками, особенно в тех случаях, когда предусматривается выход на международные рынки. Что касается исключений, то они большей частью обусловлены своеобразием текущего экономического положения России. Несмотря на своеобразные пути развития, малый инновационный бизнес в России набирает силу. Предприниматели начинают все яснее видеть, что распознавание тенденций спроса и определение перспективных ниш, умение просчитывать технико-экономический эффект и навык взаимодействия с разнообразными, в том числе и с государственными структурами, эффективная организация дела - не менее важные факторы, чем уровень продвигаемой научно-технической разработки. Есть основания надеяться на то, что в ближайшие годы произойдет образование эффективных тандемов предпринимательских и изобретательских команд, которые дадут новый импульс развитию малого инновационного бизнеса.
Малые научные фирмы часто располагают полезными разработками в области строительства (новые строительные смеси, материалы, новаторские технологии) и промышленности (эффективные электронные устройства, электроагрегаты), но коммерциализовать свои разработки им удается не часто. Инновационные фирмы не располагают пока достаточными возможностями целевого информирования о своей продукции, сталкиваются с проблемой финансирования и патентования, часто не имеют четкого представления о возможном экономическом эффекте от их нововведений.
Таким образом, существует проблема нестыковки менталитетов инновационного и оперирующего в реальном секторе бизнеса. Это имеет не менее важное значение, чем нехватка финансовых ресурсов. Результатом становится сдерживание развития обоих полюсов малого предпринимательства.
Проблемы недостаточной интеграции двух перспективных полюсов малого предпринимательства — ведущего в количественном отношении ядра (торговля и общественное питание, строительство и промышленность) и ведущего в качественном отношении инновационно-консалтингового сектора — свидетельствуют о том, что в малом бизнесе пока не сложились современные формы взаимодействия и кооперации, не сформировалась работоспособная модель взаимодействия фирм инновационно-консалтингового сектора с малыми предприятиями реального сектора.
В этом же состоит одна из причин другого явления — недостаток взаимодействия малого бизнеса со средними и крупными предприятиями. Стратегией для интеграции со средним и крупным бизнесом для малых предприятий реального сектора могло бы стать практическое освоение перспективных разработок инновационно-консалтингового сектора, кооперация с крупным бизнесом по расширению коммерческого их применения.
Складывание такой системы коммерциализации перспективных разработок поможет "осовремениванию" российской экономики, ее повороту к техноориентированным схемам развития, к повышению общей конкурентоспособности народного хозяйства с учетом участия в международном разделении труда.
Степень распространения малого бизнеса по регионам России объясняется особенностями инвестиционного климата в этих регионах. Хороший предпринимательский климат с высоким инвестиционным потенциалом и низкими инвестиционными рисками в Москве и Санкт-Петербурге дает почву для развития малого бизнеса. Плохой инвестиционный климат в Еврейской автономной области, Туве, Хакасии, на Чукотке и в Дагестане с низким инвестиционным потенциалом и высокими рисками не дает развиваться малому предпринимательству.
В период коренных преобразований экономической жизни возникает комплекс проблем, касающихся развития рынка на региональном уровне, которые требуют теоретического обоснования и глубокого изучения. Сложность решения данных проблем заключается в том, что по ряду важных теоретических положений развития региональных рынков исследования только начинаются, а зарубежный опыт решения этих проблем еще недостаточно изучен.
Одним из первых
отечественных ученых-
Основные идеи,
связанные с разработкой
В последние годы появилось значительное количество отечественных научных работ, посвященных проблемам рынка и рыночной инфраструктуры. Тем не менее проблемы формирования региональных рынков, особенно с позиций воспроизводственного подхода, рассматриваются лишь в отдельных публикациях. Процессы формирования и развития рыночной системы на региональном уровне изучены недостаточно, исследуются лишь отдельные товарные рынки, а также связанные с ними вопросы развития элементов инфраструктуры.
Анализ мировой экономической литературы показывает, что системный подход к изучению региональных рынков формировался не сразу, а в несколько этапов, параллельно с развитием рыночной экономики1.
(Таблица 1)
В начале XX в. основное внимание уделялось процессам образования региональных рынков отдельных товаров потребительского и производственного назначения, а также отдельным элементам регионального финансового рынка. Усложнение экономических связей в рыночной системе в 50-60-х годах, с одной стороны, и развитие экономико-математических методов исследования - с другой, повлияли на появление работ, посвященных анализу взаимосвязей внутри- и межрегиональных товарных и финансовых потоков. В 60-70-х годах с развитием информационных систем в экономике в анализ рыночных процессов были включены информационные потоки, связанные с товарообменными и финансово-кредитными операциями между субъектами региональных рынков, а также с оказанием различных информационных услуг.
В современных условиях возрастает актуальность изучения проблем рынка с позиций пространственной стратегии и региональной политики. Это особенно важно для Российской Федерации с ее значительными внутрирегиональными различиями, которые влияют на формы проявления общих закономерностей развития рынка и осуществление межрегиональных экономических связей региональных рынков. Поэтому необходимо изучение рыночных отношений в их региональных формах, процессов функционирования региональных рынков различного типа, масштабов и ареалов распространения рыночных зон.
Методологической основой изучения региональных рынков может служить теория регионального воспроизводства, объясняющая закономерности рыночных отношений, взаимосвязи субъектов региональных рынков и дающая возможность комплексно рассматривать поведение субъектов с точки зрения новых задач экономического и социального развития региональной системы.
Рыночная система региона представляет собой совокупность взаимосвязанных рынков различного типа. Их главная цель — обеспечить эффективное развитие региональной экономики. При этом рыночная система региона рассматривается с позиций процесса воспроизводства, в котором переплетаются многочисленные взаимодействия субъектов региональной экономики, выступающих в качестве производителей и потребителей различных видов товаров и услуг.
С развитием инновационной экономики, появлением новых форм рыночных отношений, углублением специализации у субъектов региональной экономики возникает потребность в широком спектре как общерыночных, так и специфических видов услуг (торгово-посреднических, финансово-кредитных, внешнеэкономических, информационных, экономико-правовых). Все это вызывает объективную необходимость в формировании в Российской Федерации системы региональных рынков, обслуживающих потребности бизнеса и населения. Современная экономика требует развития в каждом регионе мощных торгово-логистических комплексов, информационно-коммерческих сетей, высокоэффективных средств денежных расчетов и др. Недостаточный уровень развития региональных рынков и рыночной инфраструктуры в ряде районов Российской Федерации приводит к снижению деловой активности, отставанию в развитии производства, нарушению нормального воспроизводственного процесса.
Для эффективного функционирования экономики региона и обеспечения потребностей населения необходимо развитие системы рынков, включающей в себя потребительский рынок, рынок средств производства, рынок труда, финансовый рынок, рынок недвижимости, рынок информации. Все эти рынки участвуют в кругообороте материально-вещественных ресурсов, финансово-кредитных средств, информационных потоков, регулируя экономические отношения между предприятиями и организациями сферы производства, оптовой и розничной торговли, финансово-кредитной системы, непроизводственной сферы и населением региона. Функции системы региональных рынков не ограничиваются товародвижением: движение товара предполагает одновременное движение капитала, который обслуживает процесс регионального воспроизводства. Региональные рынки обеспечивают движение не только капитала в товарной форме, но и денежного капитала, обслуживающего товарообмен. Через региональные рынки осуществляется обеспечение основным и оборотным капиталом сферы производства и обращения в регионе, обеспечение всех сфер экономики региона трудовыми ресурсами, обмен экономической информацией. Выделение различных типов рынков в составе региональной системы не означает, что их изучение сводится к выявлению закономерностей и принципов функционирования рынков отдельных товаров и услуг с учетом особенностей процессов их обращения. Все региональные рынки взаимодействуют на основе внутрирегиональных и межрегиональных связей. Так, процессы обращения средств производства и предметов потребления тесно связаны с процессами воспроизводства финансово-кредитных ресурсов, инвестиционно-строительным процессом и воспроизводством основных фондов. Для регионального воспроизводства характерно взаимоувязанное движение финансовых и материальных ресурсов. Объемы финансовых ресурсов и структура их распределения в регионе предопределяют движение товарно-материальных потоков. Развитие торговли на потребительском рынке и рынке средств производства обеспечивает рост денежных доходов, высокую скорость оборота финансовых ресурсов.
Развитие рынка средств производства тесно связано с инвестиционно-строительным процессом в регионе, так как состояние дел в этой области во многом определяет спрос на средства производства, необходимые при строительстве жилой и коммерческой недвижимости, предназначенной для реализации на региональном рынке недвижимого имущества.
Региональные
рынки взаимодействуют в
Информация о работе Проблемы развития малого предпринимательства в регионах