Проблемы реструктуризации промышленного предприятия в Республике Беларусь

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Декабря 2011 в 23:48, курсовая работа

Описание работы

Темпы изменения условий и увеличения объема знаний в сегодняшнем мире настолько высоки, что планирование представляется единственным способом формального прогнозирования будущих проблем и возможностей. Оно обеспечивает организацию средств создания плана деятельности как на перспективный, так и на текущий периоды и дает основу для принятия управленческих решений.

Содержание работы

Введение 5
1. Разработка стратегического плана промышленного предприятия………… 6
1.1. Сущность и содержание стратегического планирования………………….
1.2. Основные элементы стратегического плана и организация его разработки..............................................................................................................................
1.3. Виды стратегического планирования и общий вид структуры стратегического плана ………………………………………………
1.4. Реализация стратегии………………………………………………………...
2. Анализ организации стратегического планирования на предприятии……..
2.1. Характеристика отрасли……………………………………………………..
2.2. Характеристика предприятия……………………………………………….
2.3. Стратегия развития предприятия…………………………………………...
2.4. Ассортимент выпускаемой продукции…………………………………….
3. Предложения по развитию стратегического планирования на предприятии………………………………………………………………………………..
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………………
Список использованных источников………………………...

Файлы: 1 файл

фролова.docx

— 63.21 Кб (Скачать файл)

          В условиях рынка организация  сталкивается с множеством непредсказуемых факторов, что вызывает необходимость отказа от жесткой системы планирования и перехода к гибкой системе ее деятельности. Реализация такого пути связана с разработкой стратегии деятельности организации, в которой определяются главные цели и задачи, их ресурсное и финансовое обеспечение, пути и методы достижения целей и решения возникающих проблем.

Для успешной деятельности организация как субъект  рыночных отношений сама должна определить стратегические цели и тактические  задачи, обеспечивающие достижение задуманного. Поэтому первым и, может быть, самым существенным решением при стратегическом планировании является выбор целей организации.

          Обусловленная причина существования  и функционирования организации называется ее миссией. Для ее осуществления вырабатываются цели, которые служат в качестве критериев для всего последующего процесса принятия управленческих решений. Значение миссии, которая формально выражена и эффективно представлена членам организации, трудно преувеличить. Если руководители не знают, какова основная цель их организации, то у них не будет логической точки отсчета для выбора наилучшей альтернативы.

         Миссия детализирует статус фирмы  и обеспечивает направление и  ориентиры для определения целей и стратегии на различных управленческих этапах и организационных уровнях. В понятие миссии организации включаются следующие аспекты:

1. Задача  фирмы с точки зрения ее  основных услуг или товаров,  ее основные рынки, технология  и т. д.

2. Внешняя  по отношению к организации  среда, которая определяет ее  рабочие принципы.

3. Культура  организации, рабочий и социальный  климат в ней.

         Генри Форд, создатель и многолетний  руководитель автомобильной компании, хорошо понимающий значение прибыли,  определил миссию своей компании  как предоставление людям дешевого  транспорта. Он правильно отмечал,  что если "кто-то это сделает,  то прибыль едва ли пройдет  мимо".

         Поскольку любая организация  является открытой системой, она  может выжить, удовлетворяя какую-то  потребность, находящуюся вне  ее самой. Чтобы заработать  прибыль, необходимую для ее  выживания, организация должна  следить за средой, в которой  функционирует. Именно в окружающей  среде руководители организации  должны найти общую цель, чтобы  сформулировать ее миссию. Руководство должно ответить на два вопроса: "Кто наши клиенты?" и "Какие потребности наших клиентов надо удовлетворить?". Выбор узкой миссии организации (такой, как прибыль, доход, объем продукции) ограничивает возможность руководства изучать допустимые альтернативы при принятии решения. В результате могут быть не учтены ключевые факторы, и последующие решения могут привести к низкой эффективности организации. Следует отметить, что на формулировку миссии и выбор стратегических целей накладывают отпечаток ценности, которых придерживается руководство, и его цели. Цели — это конкретное состояние или желаемый результат, к которому стремится организация. Ценности формируются опытом, образованием и социально-экономическим фоном. Они направляют и ориентируют руководителя, когда он сталкивается с необходимостью принятия критических решений. Известный исследователь в области управления И. Ансон утверждает, что стратегическое поведение четко находится под влиянием ценностей, что "...поведение не является свободным от воздействия ценностных ориентации; как индивиды, так и организации отдают предпочтение определенным типам стратегического поведения. Они выражают такое предпочтение, следуя определенной линии поведения, даже если это означает  потери с точки зрения результатов".

    1. Реализация стратегии
 

         Выполнение стратегического плана является критическим процессом, поскольку в случае реального плана приводит фирму к успеху. Часто бывает и наоборот: хорошо проработанный стратегический план может “провалиться”, если не принять мер по его реализации. Очень часто наблюдаются случаи, когда фирмы оказываются не в состоянии осуществить выбранную стратегию. Это бывает потому, что, либо неверно был проведен анализ и сделаны неверные выводы, либо потому, что произошли непредвиденные изменения во внешней среде. Однако часто стратегия не осуществляется и потому, что управление не может должным образом привлечь имеющийся у фирмы потенциал для реализации стратегии. В особенности это относится к использованию человеческого потенциала.

          Успешной реализации стратегии способствует соблюдение следующих требований:

    • цели и мероприятия стратегии должны быть хорошо структурированы, доведены до работников и восприняты ими;
    • необходимо иметь четкий план действий по реализации стратегии, предусматривающий обеспечение плана всеми необходимыми ресурсами.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
    1. АНАЛИЗ  ОРГАНИЗАЦИИ СТРАТЕГИЧЕСКОГО  ПЛАНИРОВАНИЯ НА ПРЕДПРИЯТИИ
 

2.1. Характеристика отрасли 

          ОАО "Дрожжевой комбинат" принадлежит к дрожжевой отрасли пищевой промышленности. Органом государственного управления данной отрасли является Белорусский государственный концерн пищевой промышленности "Белгоспищепром".

          ОАО "Дрожжевой комбинат" является  единственным в Республике Беларусь производителем пищевых дрожжей, и включено в государственный реестр предприятий, занимающих доминирующее положение на рынке. Кроме хлебопекарных дрожжей предприятие выпускает спиртовые и винные дрожжи, используемые соответственно для производства спирта и вина.

          В настоящее время потребление  хлебобулочных изделий внутри  страны имеет тенденцию к некоторому сокращению объёмов, в результате чего сокращается и величина спроса на дрожжи.

          Кроме дрожжей, предприятие занимается  производством и сбытом следующих видов продукции: безалкогольных и слабоалкогольных напитков, вина, хлебобулочных изделий, а также ржаного солода. Это отрасли массового спроса, и в случае успешного входа на данные рынки предприятие получит возможность значительного наращивания объёмов выпуска и прибыли. Однако на рынках данной продукции, в отличие от рынка дрожжей, предприятие сталкивается с жёсткой конкуренцией как внутри страны, так и за её рубежом.

    1. Характеристика предприятия
 

      Дрожжевой комбинат является коммерческой организацией - юридическим лицом, имеет самостоятельный баланс, печать, штампы, бланки со своим наименованием, товарный знак (знак обслуживания), расчётный и иные счета в учреждениях банков.

      Предприятие зарегистрировано в качестве юридического лица решением Минского городского исполнительного комитета от 02.09.1996 г. № 296 на основании Устава предприятия.

      Адрес предприятия: г. Минск, ул. Октябрьская, 14, УНП 100104781, банковские реквизиты _р/с  № 3012003780010, тел _238-20-39, факс 238-20-39.

      Производственные  площади предприятия составляют: Минский дрожжевой завод - 1,7 га; Ошмянский завод - 1,9 га.

      Производственные  мощности предприятия и степень  их использования приведены в  табл.1.1

      Таблица 1.1

Виды  продукции  Ед. измерения  Производственные мощности  Объём выпуска  продукции  Использование производственных мощностей, %
Дрожжи  т  20300  17411  85,8
Солод  т  1100  1080  92,3
Хлебобулочные изделия  т  300  208  69,3
Напитки  тыс. дал  318  135  42,5
 

      Уставной  фонд определён в размере 332,3 млн. руб. и разделён на 146499 простых именных  акций. Акции выпущены в форме  записи на счетах. Доля собственности  государства в имуществе предприятия  составляет 25% (36625 штук). Остальные акции (109874 штуки) проданы членам трудового  коллектива и приравненным к ним  лицам и гражданам Республики Беларусь. Всего в реестре акционеров 544 человека.

      Компетенция органов управления и контроля, порядок  принятия ими решений определены Уставом ОАО "Дрожжевой комбинат".

      Управление  предприятием и контроль за его деятельностью  осуществляют:

  • общее собрание акционеров, которое является высшим органом управления;
  • наблюдательный совет, который руководит деятельностью предприятия в период между собраниями акционеров;
  • генеральный директор и его заместители, которые осуществляют руководство текущей деятельностью предприятия;
  • ревизионная комиссия, осуществляющая контроль за деятельностью предприятия.

      В состав ОАО "Дрожжевой комбинат" на правах филиала входит Ошмянский дрожжевой завод, который имеет субсчёт и иные счета в банке, свою печать и штампы. Филиал расположен по адресу: 231100, г. Ошмяны гродненской обл., ул. Борунская,15. С 1 июля 2000 года Ошмянский дрожжевой завод имеет самостоятельный баланс.

      Перечень  возможных направлений деятельности достаточно широк, и полностью на данный момент не используется. Основная деятельность - производство и сбыт различных видов дрожжей, а также других категорий пищевой продукции (хлебобулочных изделий, ржаного солода, газированных и негазированных безалкогольных и слабоалкогольных напитков, вина).

      Согласно  штатному расписанию, численность работников комбината на 1 января 2007 года составляет 619 человек, из них 199 служащих и 420 рабочих.

      Организационную структуру управления ОАО "Дрожжевой  комбинат" приведена в приложении А.

      Администрацию предприятия возглавляет генеральный  директор, который избирается на собрании акционеров. Он организует производственно-хозяйственную деятельность предприятия.

      Однако  генеральный директор не в состоянии  принимать решения по всем вопросам, касающимся деятельности предприятия. Поэтому часть своих полномочий он передает своим заместителям.

      На  ОАО "Дрожжевой комбинат" назначаются  заместитель генерального директора по производству, экономике, коммерческим вопросам, кадрам и быту персонала.

      Первому заместителю генерального директора  по производству функционально подчинены цехи основного производства, диспетчерский и проектно-конструкторский отделы, производственная лаборатория, отделы технического контроля, главного инженера, главного механика, главного энергетика.

      Заместитель директора по производству решает вопросы, связанные исключительно с изготовлением  и сдачей на склад готовой продукции.

      Диспетчерский отдел организует устранение сбоев  в режиме работы, добивается равномерности  загрузки производственных мощностей, докладывает руководству предприятия о ходе выполнения заданий цехами и производственными участками.

      Проектно-конструкторский  отдел осуществляет разработку рецептуры  новых изделий, выпуск которых осваивает  предприятие; ведет учет недостатков качества продукции предприятия и разрабатывает меры по их устранению; принимает меры по снижению себестоимости и повышению конкурентоспособности выпускаемой продукции.

      Отдел технического контроля осуществляет контроль качества продукции, организует входной контроль качества поступающих на предприятие материалов и других изделий, проводит сертификацию выпускаемой продукции.

      Отделы  главного механика и главного энергетика организует обслуживание и ремонт технологического, энергетического и теплового оборудования, трубопроводов, проводят их модернизацию, обеспечивают поставки и распределение электрической и тепловой энергии, газа и воды на предприятии, контролирует их расход.

      Заместителю директора по коммерческим вопросам подчинен ряд отделов (маркетинга и сбыта, материально-технического обеспечения, транспорта), а также экономическая лаборатория.

      Отдел маркетинга и сбыта производит исследования рынков сбыта, заключает договоры на поставку и осуществляет ее доставку потребителям.

      В обязанности транспортного отдела входит организация перевозки грузов внутри предприятия и за его пределами.

      Отдел материально - технического обеспечения  находит и определяет поставщиков  ресурсов, необходимых предприятию, заключает договоры с поставщиками, организует доставку материальных ресурсов на склад предприятия, обеспечивает их хранение и распределение по цехам.

      Заместителю генерального директора по экономике  подчиняются бухгалтерия, финансовый отдел, планово-экономический отдел и программисты.

      Бухгалтерия осуществляет учет поступления и  расходования ресурсов на предприятии, учет рабочей силы. Она ведет отчетность, проводит финансовый анализ деятельности предприятия и представляет финансовые отчеты руководителю, также государственным и местным хозяйственным органам.

      Финансовый  отдел управляет финансовыми  операциями предприятия, разрабатывает  планы его доходов и расходов, контролирует поступление на рабочий  счет денежных средств и порядок  их расходования, обеспечивает получение  и возврат кредитов, выплату налогов  в бюджет и взносов в различные фонды.

Информация о работе Проблемы реструктуризации промышленного предприятия в Республике Беларусь