Процедура поиска кандидатов на вакантную должность в организации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Мая 2013 в 11:22, курсовая работа

Описание работы

Предметом исследования являются приемы и методы, которые применяются в организации для удовлетворения спроса при наборе и отборе квалифицированных кадров а также для их эффективной оценки, способных выполнить задачи, поставленные перед организацией, и решение которых будет способствовать осуществлению намеченных целей.

Содержание работы

Введение..................................................................................................................3
Глава 1. Поиск и привлечение персонала.........................................................5
1.1 Политика и методы набора персонала...........................................................5
1.2 Источники поиска.............................................................................................8
1.3 Технологии поиска............................................................................................10
Глава 2. Технология отбора персонала............................................................13
2.1 Система отбора персонала............................................................................13
2.2 Процесс отбора...............................................................................................15
2.3 Принципы и критерии отбора.......................................................................19
Глава 3. Технология оценки персонала...........................................................22
3.1 Система оценки персонала.............................................................................22
3.2 Цели и методы оценки....................................................................................24
3.3 Компетенции и компетентность..................................................................33
Заключение...........................................................................................................40
Список использованной литературы...............................................................43

Файлы: 1 файл

Курсовая работа УПО(1).doc

— 196.50 Кб (Скачать файл)

Пример. Вы едете  на такси поздно вечером в чужом  городе. Надо расплачиваться, вдруг  Вы обнаруживаете, что у Вас только стодолларовые купюры. Ваши действия?

В данном CASE мы определяем только креативность и умение находить выход из нестандартных ситуаций.

Пример. Вы приехали в офис клиента проводить важную презентацию. За 10 минут до начала Вы обнаруживаете, что у Вас с  собой не та дискета с презентацией в Power Point. Ваши действия?

Этот CASE помимо стрессоустойчивости и навыков  решения проблемных ситуаций выявляет еще и представление кандидата  об информационных технологиях, а также  подход к проведению презентации  и степень зависимости от технических  средств.

Все рассмотренные CASES дают возможность оценить как навыки, так и индивидуально-личностные особенности и ценности и модели поведения. Ситуационное, или CASE-интервью, безусловно, имеет смысл проводить в сочетании с другими методиками оценки, адаптируя к конкретным задачам оценки кандидатов.

 

2.3 Принципы и критерии отбора

 

При отборе кадров принято руководствоваться следующими принципами:

• ориентация на сильные, а не на слабые стороны человека и поиск не идеальных кандидатов, а наиболее подходящих для данной должности. Отбор прекращается, если несколько человек не удовлетворяют предъявленным требованиям, так как, скорее всего эти требования завышены и их необходимо пересмотреть;

отказ в приеме новых работников независимо от квалификации и личных качеств, если потребности  в них нет;

обеспечение соответствия индивидуальных качеств претендента  требованиям, предъявляемым содержанием  работы (образование, стаж, опыт, а в  ряде случаев пол, возраст, здоровье, психологическое состояние);

• ориентация на наиболее квалифицированные кадры, но не более высокой квалификации, чем это требует рабочее место.

Основными критериями отбора считаются: образование, опыт, деловые  качества, профессионализм, физические характеристики, тип личности кандидата, его потенциальные возможности.

По степени пригодности кандидатов можно разделить на три группы: непригодные, условно пригодные и относительно пригодные к дальнейшей деятельности (относительно - потому, что все необходимые качества нельзя точно определить).

Степень разновидности  ключевых качеств можно оценить следующим образом: абсолютно негативная, улучшаемая и позитивная. При негативной оценке хотя бы по одному из качеств кандидата на работу лучше не принимать.

Качества, которыми должен обладать сотрудник, претендующий на должность, определяются профессиограммой , или так называемой картой компетентности. Иначе говоря, это "портрет" идеального сотрудника, определяющий требования к его личностных качеств, способностям выполнять те или иные функции и социальные роли.

Профессиограмма может быть теоретической, основанной на нормативных документах, и эмпирической, составленной путем изучения реальной группы людей. Слабым ее местом как инструментом отбора является сосредоточенность на формальных, анкетных данных .

Как правило, профессиограмма  должна иметь следующие разделы:

"Общие  сведения о профессии". В разделе должны быть учтены перспективные задачи фирмы и подразделения в области технологии, организации, кадров, освоение новой техники, производства продукции, улучшения психологического климата и т. п.

"Описание  процесса труда" - данный раздел должен быть составлен на основе детального изучения признаков профессии, условий труда.

Анализ содержания работы, трудового процесса при составлении  профессиограммы может производиться  по следующему алгоритму: что представляет собой работа; каков требуемый объем полномочий, связанных с принятием решений, необходимо ли творчество; в чем специфика деятельности, каковы ее продолжительность, требуемые физические условия; за что сотрудник отвечает; каковы взаимоотношения с руководством, коллегами, подчиненными, сотрудниками других подразделений, клиентами, общественностью; какие требования предъявляются работой к навыкам, способностям, образованию, опыту, стажу, здоровью, мотивации; что представляют собой условия труда; кем проводится внутренний, внешний контроль.

Раздел "Психограмма профессии" должен отражать основные психологические характеристики: психологические функции, имеющие наибольшую важность для работы; особенности восприятия пространства и времени; характеристики динамики и напряженности работы в различные периоды; необходимые характеристики внимания и способы его организации; характеристики точности, сложности, темпа, ритма выполнения операций; преимущественные установки в данном виде деятельности; требуемая быстрота формирования и изменения трудовых и профессиональных навыков; необходимый объем и характер запоминания информации; требования к быстроте, гибкости, критичности мышления, скорости переработки данных и принятия решений; требования к надежности исполнения; типичные ошибки; частота стрессовых ситуаций и требования к эмоциональной устойчивости; требования к волевым качествам; требование к коммуникативным свойствам. Этот раздел составляется на основе наблюдений, опросов, анкетирования, анализа документации.

С помощью экспертов  составляется раздел "Совокупность требованиям, предъявляемых к личности, деловым и профессиональным качествам сотрудника". В нем перечисляются требования к способностям (психомоторным, экономическим, техническим и прочим); чертам характера (принципиальности, уступчивости, оптимизму, настойчивости); психическим характеристикам (эмоциональности, возбудимости, темпераменту, внимательности, воображению); знаниям, умениям, навыкам, квалификации; для руководителей дополнительно - требования к способности принимать оперативные и нестандартные решения, быстро оценивать обстановку, делать правильные выводы, добиваться поставленных целей.

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 3. Технологии оценки персонала

 

3.1 Система  оценки персонала

 

Оценка персонала  является неотъемлемым элементом функционирования организации. Она пронизывает всю  систему управления персоналом - подбор, отбор и расстановку кадров, профессиональное развитие персонала (подготовку кадрового  резерва, развитие карьеры, обучение), мотивацию деятельности. Оценка персонала необходима при реорганизации, она позволяет выявить, насколько каждый сотрудник способен приспособиться к новым условиям работы, отобрать наиболее подходящих кандидатов и именно их оставить в новой организации. Оценка нужна для принятия обоснованного решения о сокращении и увольнении работника. Таким образом, оценка персонала пронизывает всю систему кадровой работы.

Выделяют три основные кадровые ситуации, в которых необходима оценка персонала.

  • Оценка кандидата, претендующего на вакантную должность .
  • Текущая периодическая оценка работника .
  • Оценка сотрудника организации, претендующего на вакантную должность (горизонтальное или вертикальное передвижение работника).

Любой человек - будущий работник (кандидат на вакантную должность) когда-то впервые приходит в организацию. На данном этапе он в первый раз сталкивается с необходимостью оценки. Если кандидат соответствует требованиям вакантной должности и оказывается лучшим среди прочих претендентов, его принимают в организацию, и он становится ее сотрудником. Таким образом, первым (начальным) этапом карьерного цикла сотрудника в организации является его начало работы в данной организации.

Проработав  какое-то время, новый сотрудник  сталкивается с другим видом оценки - текущей периодической оценкой его деятельности. По ее результатам выясняется, как он справляется со своей работой, все ли у него получается. Если в результате текущей оценки выясняется, что сотрудник удовлетворительно справляется с порученной работой, соответствует требованиям должности, он продолжает работу в прежней должности. Если результаты текущей оценки не удовлетворительны, необходимо выяснить, с чем конкретно у сотрудника возникают трудности, в чем их причина, и что можно порекомендовать для исправления такого положения. Если работник по каким-либо причинам не смог исправить выявленные недостатки, его следует перевести на другую должность ("перемещение по горизонтали" или понижение в должности) или, в крайнем случае, уволить. В результате текущей оценки могут быть также определены перспективные работники, которые хорошо справляются со своими обязанностями, но кроме этого имеют потенциал для работы на другой, более сложной, ответственной должности. Таким образом, кандидат зачисляется в кадровый резерв (на повышение в должности). Наличие в организации кадрового резерва необходимо, так как на практике бывает довольно редко, когда работник полностью подходит для появившейся в организации вакантной должности. Чаще у работника обнаруживается недостаток опыта, определенных знаний, профессиональных умений и навыков. Данные пробелы можно подкорректировать и исправить в результате правильно организованной работы кадрового резерва. Когда работник зачислен в резерв и знает, что у него есть шанс на повышение, он имеет дополнительное стимулирование, чтобы лучше работать и восполнять свои пробелы в знаниях и практике. В идеальной модели функционирования организации каждый работник должен соответствовать своей должности и справляться со своими обязанностями. Таким образом, текущая периодическая оценка деятельности работника необходима для того, чтобы определить, насколько оправдано дальнейшее использование работника в данной должности.

Третья кадровая ситуация, в которой необходимо проведение оценки персонала – оценка сотрудника организации, претендующего на другую должность. Это может быть либо повышение в должности, либо горизонтальное передвижение. Случается, что внутри организации нет нужного претендента на вакантную должность, тогда необходимо искать кандидата за ее пределами. В этом случае мы снова возвращаемся к первой ключевой кадровой ситуации - оценки на вакантную должность кандидата, ранее не работающего в организации.

Таким образом, все выделенные ключевые кадровые ситуации увязаны в некий карьерный  цикл существования работника в  организации: его прием на определенную должность, работа в ней, перемещение, работа в новой должности, дальнейшее перемещение и т.д.

 

3.2 Цели и методы оценки персонала

 

В зависимости  от целей оценки будет решаться вопрос, какие характеристики работников и  показатели их деятельности будут оцениваться  и каким методом. Цель проведения оценки в первой и третьей кадровых ситуациях (оценка не работающего в организации кандидата, претендующего на вакантную должность ; оценка сотрудника организации, претендующего на вакантную должность) очевидна. Это отбор работников для замещения вакансии. Цели же проведения оценки персонала во второй кадровой ситуации (текущая периодическая оценка работника) могут быть разнообразны. В первую очередь они зависят от потребностей организации на данный момент. Также они будут зависеть от конкретной ситуации, сложившейся в самой организации и на рынке в общем, от традиций, которые существуют в организации, и т.д.

Основные цели текущей оценки персонала:

  • дифференцирование заработной платы (изменение компенсационных пакетов);
  • планирование профессионального обучения;
  • ротация персонала;
  • определение степени рациональности использования кадров;
  • формирование кадрового резерва;
  • повышение мотивации сотрудников.

Причем оценка персонала может преследовать как  одну из перечисленных целей, так  и одновременно несколько.

Метод оценки персонала  представляет собой способ получения  и измерения оценочной информации. Важное место при выборе методов  оценки должно отводиться их технологичности: простоте, степени трудоемкости, точности результатов, возможности автоматизации процедуры оценки. Решающим при выборе того или иного метода оценки должны быть показатели надежности (получение одинаковых результатов при проведении независимых экспертиз) и валидности (существование взаимосвязи между применяемой методикой оценки и измеряемым качеством). При этом методы оценки должны, в первую очередь, соответствовать целям, стоящим перед оценкой, структуре организации, характеру деятельности персонала. К методам также предъявляются требования полноты и достоверности отражения результатов, конкретности, обеспечения сопоставимости полученных результатов, как с результатами самого оцениваемого лица за предыдущий период, так и с результатами других лиц.

Достоверность информации, полученная при оценке персонала, достигается путем использования разнообразных, взаимодополняющих методов оценки: чем больше методов участвует, тем всесторонне и глубже оценивается работник.

Оценка по критическим  ситуациям: оцениваются основные качества характеризующие деятельность (скорость реагирования на запросы клиентов).

Бальная система  оценок: при использовании данного  метода устанавливаются основные требования работы (количество, качество, лояльность) , и на основании этого оценщик  выставляет каждому качеству соответствующий  балл.

Метод оценки и управления по целям основывается на трёх принципах:

  • постановка четких и ясных целей
  • совместное участие руководителя и подчиненного в принятии и обосновании этих целей
  • наличие обратной связи

Метод сравнения  работников: каждый работник сравнивается друг с другом, благодаря чему выявляется, в чем один слабее или сильнее другого.

Следует отметить, что наиболее объективная оценка достигается при сочетании и  одновременном использовании нескольких методов.

Один из наиболее популярных методов оценки эффективности работы персонала за рубежом, а в последнее время и в России, является метод оценки и управления по целям МВО (Management by objectives).

Далее я хочу перечислить основные методы используемые для оценки кандидатов на должность.

Как выбрать  оптимальное по цене и качеству обеспечение потребности организации в оценке кадров с учетом масштаба компании и ее актуальных задач в сфере управления персоналом? Какова роль оценки персонала в решении управленческих задач? И какие варианты организации оценки персонала оптимальны для компаний в зависимости от их масштаба? Прежде чем ответить на эти вопросы, остановимся на существующих методах оценки персонала, их надежности, стоимости и получаемых результатах.

Анализ документов (изучение резюме кандидата, письменных рекомендаций и документов об образовании) - самый простой и естественный метод оценки, которому в первую очередь обучают начинающего рекрутера. В ходе интервью оценивается достоверность представленных в резюме данных (образование, квалификация, опыт работы, обязанности, функции, достижения). По результатам интервью у кандидата берется его письменное согласие на проверку предоставленной им информации. Качественный анализ ее дает высокую надежность прогноза эффективности кандидата на его будущем месте работы.

Информация о работе Процедура поиска кандидатов на вакантную должность в организации