Процедура поиска кандидатов на вакантную должность в организации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Мая 2013 в 11:22, курсовая работа

Описание работы

Предметом исследования являются приемы и методы, которые применяются в организации для удовлетворения спроса при наборе и отборе квалифицированных кадров а также для их эффективной оценки, способных выполнить задачи, поставленные перед организацией, и решение которых будет способствовать осуществлению намеченных целей.

Содержание работы

Введение..................................................................................................................3
Глава 1. Поиск и привлечение персонала.........................................................5
1.1 Политика и методы набора персонала...........................................................5
1.2 Источники поиска.............................................................................................8
1.3 Технологии поиска............................................................................................10
Глава 2. Технология отбора персонала............................................................13
2.1 Система отбора персонала............................................................................13
2.2 Процесс отбора...............................................................................................15
2.3 Принципы и критерии отбора.......................................................................19
Глава 3. Технология оценки персонала...........................................................22
3.1 Система оценки персонала.............................................................................22
3.2 Цели и методы оценки....................................................................................24
3.3 Компетенции и компетентность..................................................................33
Заключение...........................................................................................................40
Список использованной литературы...............................................................43

Файлы: 1 файл

Курсовая работа УПО(1).doc

— 196.50 Кб (Скачать файл)

В отличие от компетенции, компетентность это более  широкое понятие. Компетентность сотрудника определяется наличием у него суммы компетенций. Компетентность в рамках отдельного предприятия означает умелое и квалифицированное выполнение лицом возложенных на него должностных и профессиональных обязанностей.

 Виды компетенции и компетентности

Специалисты выделяют следующие виды компетенций:

1. Корпоративные  (или ключевые) , которые применимы  к любой должности в организации.  Корпоративные компетенции следуют  из ценностей компании, которые фиксируются в таких корпоративных документах, как стратегия, кодекс корпоративной этики и т. д. Разработка корпоративных компетенций является частью работы с корпоративной культурой компании. Оптимальное количество корпоративных компетенций составляет 5-7 штук.

2. Управленческие (или менеджерские) , которые необходимы  руководителям для успешного  достижения бизнес-целей. Они  разрабатываются для сотрудников,  занятых управленческой деятельностью  и имеющих работников в линейном  или функциональном подчинении. Управленческие компетенции могут быть похожи для руководителей в разных отраслях и включают, например, такие компетенции, как: "Стратегическое видение", "Управление бизнесом", "Работа с людьми" и т. д.

3. Профессиональные (или технические) , которые применимы в отношении определенной группы должностей. Составление профессиональных компетенций для всех групп должностей в организации является очень трудоемким и долгим процессом.

Названные виды компетенции означают зрелость человека в профессиональной деятельности. Таким образом можно выделить следующие виды компетентности.

1. Функциональная (включает профессиональные знания и навыки образование)

2. Интеллектуальная (способность к аналитическому мышлению, логике анализу и синтезу)

3. Ситуативная (включает адаптационную способность действовать в соответствии с ситуацией)

4. Социальная (наличие коммуникативных навыков и способностей к бесконфликтному общению, умение сотрудничать)

Модель компетенций - полный набор характеристик, позволяющий человеку успешно выполнять функции, соответствующие его должности. Чтобы быть эффективной, модель должна иметь простую структуру, быть ясной и легкой для понимания. Несмотря на то что существуют бесчисленные источники "готовых" компетенций, и их использование и применение очень привлекательно, каждой организации необходимо пройти процесс разработки собственной модели компетенций, т. к. каждая компания уникальна и работает по "своим" правилам.

Рассмотрим  последовательность разработки модели компетенций.

1. Планирование проекта: описание желаемого результата и областей его применения, сроков исполнения. Нужно для того, чтобы представить руководству и линейным менеджерам объективную информацию о предстоящем проекте: зачем разрабатывается модель компетенций, что предстоит для этого сделать, к каким последствиям это приведет, какую информацию и как руководителям нужно донести до сотрудников.

2. Формирование  проектной группы. Привлечение сотрудников  в состав рабочей группы позволит  снизить возможное сопротивление, которое может быть вызвано чувством того, что им навязывают компетенции как новую шкалу оценки деятельности.

3. Проектирование  модели компетенций. Цель этапа  - собрать максимум информации  о той работе, которую выполняют  сотрудники, чтобы выделить те  стандарты поведения, которые обуславливают максимальный результат. Фактическое число работников, которых целесообразно включить в разработку модели компетенций на стадии сбора информации, зависит от того, насколько отличны или схожи роли и рабочие функции, существующие в компании. Чем больше различий существует между ролями, тем большая выборка участников потребуется.

Для сбора информации можно использовать следующие методы:  наблюдение за деятельностью работников. Эффективно для тех ситуаций, в которых рабочее поведение можно наблюдать, допустим, для оценки деятельности продавцов-консультантов в магазине или торговых представителей;

проведение  опросов сотрудников и руководителей;

интервьюирование  сотрудников и руководителей. Целесообразно  проводить с 1-2 сотрудниками подразделения, которые показывают в своей работе наилучший результат. Это позволит интервьюеру собрать информацию о том, как сотрудники действуют в большинстве бизнес-ситуаций, чтобы потом выделить стандарты поведения, которые будут сгруппированы в требуемые компетенции; мозговой штурм (обсуждения для руководителей). Может быть проведен в каждом структурном подразделении, если количество подразделений в компании не превышает 12-15. К участию в мозговом штурме необходимо приглашать ведущих и уважаемых специалистов отдела;

рабочие группы. Проводятся с сотрудниками смежных  подразделений, в тех случаях, когда  они тесно взаимодействуют и  могут охарактеризовать то бизнес-поведение  коллег, которое является наиболее эффективным; а также с руководителями отделов;

метод репертуарных решеток. Позволяет выявлять индикаторы самых эффективных сотрудников. Руководитель последовательно описывает, какие полезные качества проявляет  каждый подчиненный в работе. В  результате составляется таблица в  виде решетки с фамилиями работников и их индикаторами; метод критических инцидентов. Позволяет определить поведенческие реакции, наличие которых оказалось важным в критической ситуации. Структурированное интервью, в ходе которого интервьюируемый рассказывает о реально произошедших случаях в его работе, в ходе которых были совершены серьезные промахи или, наоборот, достигнут успех; метод прямых атрибутов. Пяти-шести ключевым менеджерам предлагаются карточки с описанием уже готовых компетенций. Руководители выбирают карточки только с теми компетенциями, которые соответствуют наиболее важным задачам компании. Чем больше компетенций содержит модель, тем труднее ее применить. В излишне подробной модели трудно выделить конкретные компетенции, так как различия между отдельными компетенциями могут быть неуловимо малы.

4. Проработка  уровней модели компетенций. Работа  на данном этапе начинается  с определения количества уровней,  которые будет включать каждая  из компетенций. Практика показывает, что обычно компетенции подразделяют  на 3-5 уровней. Большее количество уровней усложняет использование модели при проведении оценочных мероприятий.

Профиль компетенций - список компетенций, относящихся к  конкретной должности. Профиль компетенций  определяет не только то, что ожидается  от сотрудников, но и то, как им следует действовать.

Рекомендуется начинать с определения допустимого  минимального и желаемого максимального  уровней развития компетенций. Некоторые  компетенции включают нулевой и  даже отрицательный уровень, т. е. ситуации, когда сотрудник не то что не демонстрирует желаемое поведение, а предпринимает действия, обратные требуемым.

Уровни могут  быть пронумерованы как первый, второй, третий; а могут носить такие названия, как уровни развития, компетенции, мастерства.

Важно, чтобы  поведение, описываемое в уровнях компетенций, реально демонстрировалось сотрудниками на практике. Также важно, чтобы уровни не сливались в описании и имели действительную разницу между собой.

5. Формирование  профилей компетенций под конкретные  должности. Результатом проекта по созданию корпоративной модели компетенций должны стать профили компетенций, разработанные для каждой должности. В ходе этого этапа разработчики получают возможность проверить, насколько компетенции точно соответствуют всем рабочим ролям, существующим в компании. Если для какой-то должности создание профиля будет вызывать сложность, необходимо еще раз перепроверить валидность выработанных компетенций.

Разработка  профилей - хороший способ для тестирования и возможной корректировки модели компетенций, а также для получения обратной связи от линейных руководителей, ведущих специалистов об использовании компетенций как инструмента.

 

 

Заключение

 

По мере подъема  российской экономики все больше предприятий начинает сталкиваться с необходимостью развития эффективной системы поиска и отбора и оценки новых работников, отвечающей современным требованиям. Однако при организации системы подбора кадров многие предприятия сталкиваются с рядом проблем. Среди этих проблем в первую очередь можно назвать следующие:

• Отсутствие разработанной, подкрепленной соответствующими процедурами  и документами системы поиска и отбора персонала;

• Не установлены  четкие критерии для отбора разных категорий работников;

• Не разработаны  процедуры отбора новых работников;

• Используемые методы отбора нуждаются в совершенствовании  и дополнении;

• Не разработаны  положения и инструкции, регламентирующие работу в области поиска и отбора кадров;

• Недостаточно финансовых ресурсов направляется на работу по поиску и отбору персонала;

• Недостаточный  опыт и уровень квалификации работников, занимающихся отбором кадров.

При этом можно  выделить главную проблему, в которой  так или иначе отражаются все  вышеперечисленные: во многих организациях проблему поиска и отбора новых работников пытаются решать бессистемно, нетехнологично, без учета существующего опыта работы в этой области.  Эффективность работы по поиску и отбору персонала определяется не тем, будет ли предприятие при поиске и отборе новых работников преимущественно обращаться к рекрутинговым агентствам или к внешним экспертам или же будет стараться обойтись собственными силами. То, кому эта работа будет поручена, в большей степени определяется соображениями экономической целесообразности. Технологичность, то есть постановка целей, увязанных со стратегией компании, наличие четких процедур, регламентирующих документов, стандартных форм, бланков и других материалов, используемых при отборе, отлаженная система хранения информации и открытость для систематического анализа результатов действия системы отбора - вот главное условие эффективности процесса поиска и отбора персонала.

Подводя итоги, следует еще раз сказать о  важнейших направлениях в сфере  поиска и отбора персонала.

• Процедуры  поиска и отбора кадров должны рассматриваться в комплексе с общей системой управления организации и с ее кадровой политикой. Разработка программы по обеспечению организации новыми работниками должна учитывать цели организации, сложившуюся практику управления и наличные ресурсы.

• Поиск и  отбор кадров требуют деятельной поддержки руководства и высокой его заинтересованности в постоянном совершенствовании этого направления работы.

• Поиск и  отбор работников требует комплексного подхода, когда планирование и организация  процесса отбора основываются на достоверной  информации о рынке труда, на определении  количественной и качественной потребности  в кадрах, на тщательном анализе  работы для наилучшего выявления критериев, которые используются при поиске и отборе кадров.

• Четкая регламентация  процесса отбора (обеспеченность документами, инструкциями, положениями и т.п.) является важнейшим условием эффективной  организации работы по отбору кадров.

• Основные этапы  процесса отбора и используемые методы зависят от того, из каких источников - внешних или внутренних - организация  предполагает привлечь кандидатов для  заполнения вакантных должностей. Этот вопрос решается еще на стадии планирования процесса отбора, после того, как установлена количественная и качественная потребность в персонале.

• Выбор методов, на основании которых организация  будет проводить отбор кадров, должен определяться критериями, диктуемыми требованиями должности и организации. Критерии должны быть проверены на валидность, надежность, полноту, необходимость и достаточность.

Особое место  среди методов отбора занимает интервью. Для подавляющего числа организаций  это основной метод, используемый при  отборе кадров. Использование структурированного интервью, специальных форм для фиксации информации, получаемой в его ходе, и итоговой оценки кандидатов, правильный выбор типа интервью, позволяет наилучшим образом сравнивать достоинства соискателей.

Система оценки кандидатов на вакантные должности должна быть основана на объективной информации и давать объективные оценки кандидатов, она должна стимулировать тех, кто производит отбор к тому, чтобы обосновывать свой выбор, ориентируясь на согласованную систему критериев.

Ошибки при отборе руководителей особенно дорого обходятся организации, поэтому использование более сложных и дорогостоящих методов и процедур (проведение специализированных семинаров, создание или использование уже существующих центров оценки, работа с кадровым резервом, "охота за головами" и др.) для поиска наиболее подходящего кандидата для назначения на руководящую должность является полностью оправданным. Ключевым критерием, позволяющим судить о качестве действующей системы поиска и отбора персонала, является та степень, в которой работа в этой области поддерживает выработанную руководством стратегию предприятия и насколько она отвечает ключевым требованиям кадровой политики, реализуемой в организации.

Список  использованной литературы

 

Журналы:

1. "Справочник  кадровика", номер 12-2007., Executive search, headhunting, или особенности национальной охоты.

2. "Справочник  кадровика", номер 8-2004., Как организовать  систему оценки персонала.

3. "Справочник  по управлению персоналом", номер  9-2007., Сам себе рекрутер.

4. "Справочник по управлению персоналом", номер 9-2006., Критерии подбора и их разработка.

5. "Справочник  по управлению персоналом", номер  8-2004., Как выбрать свою систему  оценки персонала.

Информация о работе Процедура поиска кандидатов на вакантную должность в организации