Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Мая 2013 в 11:22, курсовая работа
Предметом исследования являются приемы и методы, которые применяются в организации для удовлетворения спроса при наборе и отборе квалифицированных кадров а также для их эффективной оценки, способных выполнить задачи, поставленные перед организацией, и решение которых будет способствовать осуществлению намеченных целей.
Введение..................................................................................................................3
Глава 1. Поиск и привлечение персонала.........................................................5
1.1 Политика и методы набора персонала...........................................................5
1.2 Источники поиска.............................................................................................8
1.3 Технологии поиска............................................................................................10
Глава 2. Технология отбора персонала............................................................13
2.1 Система отбора персонала............................................................................13
2.2 Процесс отбора...............................................................................................15
2.3 Принципы и критерии отбора.......................................................................19
Глава 3. Технология оценки персонала...........................................................22
3.1 Система оценки персонала.............................................................................22
3.2 Цели и методы оценки....................................................................................24
3.3 Компетенции и компетентность..................................................................33
Заключение...........................................................................................................40
Список использованной литературы...............................................................43
В отличие от компетенции, компетентность это более широкое понятие. Компетентность сотрудника определяется наличием у него суммы компетенций. Компетентность в рамках отдельного предприятия означает умелое и квалифицированное выполнение лицом возложенных на него должностных и профессиональных обязанностей.
Виды компетенции и компетентности
Специалисты выделяют следующие виды компетенций:
1. Корпоративные
(или ключевые) , которые применимы
к любой должности в
2. Управленческие
(или менеджерские) , которые необходимы
руководителям для успешного
достижения бизнес-целей. Они
разрабатываются для
3. Профессиональные (или технические) , которые применимы в отношении определенной группы должностей. Составление профессиональных компетенций для всех групп должностей в организации является очень трудоемким и долгим процессом.
Названные виды компетенции означают зрелость человека в профессиональной деятельности. Таким образом можно выделить следующие виды компетентности.
1. Функциональная (включает профессиональные знания и навыки образование)
2. Интеллектуальная (способность к аналитическому мышлению, логике анализу и синтезу)
3. Ситуативная (включает адаптационную способность действовать в соответствии с ситуацией)
4. Социальная (наличие коммуникативных навыков и способностей к бесконфликтному общению, умение сотрудничать)
Модель компетенций - полный набор характеристик, позволяющий человеку успешно выполнять функции, соответствующие его должности. Чтобы быть эффективной, модель должна иметь простую структуру, быть ясной и легкой для понимания. Несмотря на то что существуют бесчисленные источники "готовых" компетенций, и их использование и применение очень привлекательно, каждой организации необходимо пройти процесс разработки собственной модели компетенций, т. к. каждая компания уникальна и работает по "своим" правилам.
Рассмотрим последовательность разработки модели компетенций.
1. Планирование проекта: описание желаемого результата и областей его применения, сроков исполнения. Нужно для того, чтобы представить руководству и линейным менеджерам объективную информацию о предстоящем проекте: зачем разрабатывается модель компетенций, что предстоит для этого сделать, к каким последствиям это приведет, какую информацию и как руководителям нужно донести до сотрудников.
2. Формирование
проектной группы. Привлечение сотрудников
в состав рабочей группы
3. Проектирование
модели компетенций. Цель
Для сбора информации можно использовать следующие методы: наблюдение за деятельностью работников. Эффективно для тех ситуаций, в которых рабочее поведение можно наблюдать, допустим, для оценки деятельности продавцов-консультантов в магазине или торговых представителей;
проведение
опросов сотрудников и
интервьюирование сотрудников и руководителей. Целесообразно проводить с 1-2 сотрудниками подразделения, которые показывают в своей работе наилучший результат. Это позволит интервьюеру собрать информацию о том, как сотрудники действуют в большинстве бизнес-ситуаций, чтобы потом выделить стандарты поведения, которые будут сгруппированы в требуемые компетенции; мозговой штурм (обсуждения для руководителей). Может быть проведен в каждом структурном подразделении, если количество подразделений в компании не превышает 12-15. К участию в мозговом штурме необходимо приглашать ведущих и уважаемых специалистов отдела;
рабочие группы. Проводятся с сотрудниками смежных подразделений, в тех случаях, когда они тесно взаимодействуют и могут охарактеризовать то бизнес-поведение коллег, которое является наиболее эффективным; а также с руководителями отделов;
метод репертуарных решеток. Позволяет выявлять индикаторы самых эффективных сотрудников. Руководитель последовательно описывает, какие полезные качества проявляет каждый подчиненный в работе. В результате составляется таблица в виде решетки с фамилиями работников и их индикаторами; метод критических инцидентов. Позволяет определить поведенческие реакции, наличие которых оказалось важным в критической ситуации. Структурированное интервью, в ходе которого интервьюируемый рассказывает о реально произошедших случаях в его работе, в ходе которых были совершены серьезные промахи или, наоборот, достигнут успех; метод прямых атрибутов. Пяти-шести ключевым менеджерам предлагаются карточки с описанием уже готовых компетенций. Руководители выбирают карточки только с теми компетенциями, которые соответствуют наиболее важным задачам компании. Чем больше компетенций содержит модель, тем труднее ее применить. В излишне подробной модели трудно выделить конкретные компетенции, так как различия между отдельными компетенциями могут быть неуловимо малы.
4. Проработка
уровней модели компетенций.
Профиль компетенций - список компетенций, относящихся к конкретной должности. Профиль компетенций определяет не только то, что ожидается от сотрудников, но и то, как им следует действовать.
Рекомендуется начинать с определения допустимого минимального и желаемого максимального уровней развития компетенций. Некоторые компетенции включают нулевой и даже отрицательный уровень, т. е. ситуации, когда сотрудник не то что не демонстрирует желаемое поведение, а предпринимает действия, обратные требуемым.
Уровни могут быть пронумерованы как первый, второй, третий; а могут носить такие названия, как уровни развития, компетенции, мастерства.
Важно, чтобы поведение, описываемое в уровнях компетенций, реально демонстрировалось сотрудниками на практике. Также важно, чтобы уровни не сливались в описании и имели действительную разницу между собой.
5. Формирование
профилей компетенций под
Разработка
профилей - хороший способ для тестирования
и возможной корректировки
Заключение
По мере подъема российской экономики все больше предприятий начинает сталкиваться с необходимостью развития эффективной системы поиска и отбора и оценки новых работников, отвечающей современным требованиям. Однако при организации системы подбора кадров многие предприятия сталкиваются с рядом проблем. Среди этих проблем в первую очередь можно назвать следующие:
• Отсутствие разработанной, подкрепленной соответствующими процедурами и документами системы поиска и отбора персонала;
• Не установлены четкие критерии для отбора разных категорий работников;
• Не разработаны процедуры отбора новых работников;
• Используемые методы отбора нуждаются в совершенствовании и дополнении;
• Не разработаны положения и инструкции, регламентирующие работу в области поиска и отбора кадров;
• Недостаточно финансовых ресурсов направляется на работу по поиску и отбору персонала;
• Недостаточный опыт и уровень квалификации работников, занимающихся отбором кадров.
При этом можно выделить главную проблему, в которой так или иначе отражаются все вышеперечисленные: во многих организациях проблему поиска и отбора новых работников пытаются решать бессистемно, нетехнологично, без учета существующего опыта работы в этой области. Эффективность работы по поиску и отбору персонала определяется не тем, будет ли предприятие при поиске и отборе новых работников преимущественно обращаться к рекрутинговым агентствам или к внешним экспертам или же будет стараться обойтись собственными силами. То, кому эта работа будет поручена, в большей степени определяется соображениями экономической целесообразности. Технологичность, то есть постановка целей, увязанных со стратегией компании, наличие четких процедур, регламентирующих документов, стандартных форм, бланков и других материалов, используемых при отборе, отлаженная система хранения информации и открытость для систематического анализа результатов действия системы отбора - вот главное условие эффективности процесса поиска и отбора персонала.
Подводя итоги, следует еще раз сказать о важнейших направлениях в сфере поиска и отбора персонала.
• Процедуры поиска и отбора кадров должны рассматриваться в комплексе с общей системой управления организации и с ее кадровой политикой. Разработка программы по обеспечению организации новыми работниками должна учитывать цели организации, сложившуюся практику управления и наличные ресурсы.
• Поиск и отбор кадров требуют деятельной поддержки руководства и высокой его заинтересованности в постоянном совершенствовании этого направления работы.
• Поиск и отбор работников требует комплексного подхода, когда планирование и организация процесса отбора основываются на достоверной информации о рынке труда, на определении количественной и качественной потребности в кадрах, на тщательном анализе работы для наилучшего выявления критериев, которые используются при поиске и отборе кадров.
• Четкая регламентация процесса отбора (обеспеченность документами, инструкциями, положениями и т.п.) является важнейшим условием эффективной организации работы по отбору кадров.
• Основные этапы процесса отбора и используемые методы зависят от того, из каких источников - внешних или внутренних - организация предполагает привлечь кандидатов для заполнения вакантных должностей. Этот вопрос решается еще на стадии планирования процесса отбора, после того, как установлена количественная и качественная потребность в персонале.
• Выбор методов, на основании которых организация будет проводить отбор кадров, должен определяться критериями, диктуемыми требованиями должности и организации. Критерии должны быть проверены на валидность, надежность, полноту, необходимость и достаточность.
Особое место среди методов отбора занимает интервью. Для подавляющего числа организаций это основной метод, используемый при отборе кадров. Использование структурированного интервью, специальных форм для фиксации информации, получаемой в его ходе, и итоговой оценки кандидатов, правильный выбор типа интервью, позволяет наилучшим образом сравнивать достоинства соискателей.
Система оценки кандидатов на вакантные должности должна быть основана на объективной информации и давать объективные оценки кандидатов, она должна стимулировать тех, кто производит отбор к тому, чтобы обосновывать свой выбор, ориентируясь на согласованную систему критериев.
Ошибки при отборе руководителей особенно дорого обходятся организации, поэтому использование более сложных и дорогостоящих методов и процедур (проведение специализированных семинаров, создание или использование уже существующих центров оценки, работа с кадровым резервом, "охота за головами" и др.) для поиска наиболее подходящего кандидата для назначения на руководящую должность является полностью оправданным. Ключевым критерием, позволяющим судить о качестве действующей системы поиска и отбора персонала, является та степень, в которой работа в этой области поддерживает выработанную руководством стратегию предприятия и насколько она отвечает ключевым требованиям кадровой политики, реализуемой в организации.
Список использованной литературы
Журналы:
1. "Справочник кадровика", номер 12-2007., Executive search, headhunting, или особенности национальной охоты.
2. "Справочник кадровика", номер 8-2004., Как организовать систему оценки персонала.
3. "Справочник по управлению персоналом", номер 9-2007., Сам себе рекрутер.
4. "Справочник по управлению персоналом", номер 9-2006., Критерии подбора и их разработка.
5. "Справочник по управлению персоналом", номер 8-2004., Как выбрать свою систему оценки персонала.
Информация о работе Процедура поиска кандидатов на вакантную должность в организации