Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Декабря 2013 в 00:37, контрольная работа
Цель данной работы состоит в том, чтобы исследовать процесс развития стратегического менеджмента и истории становления.
Для раскрытия поставленной цели требуется решение следующих задач:
Изучение истории становления стратегического менеджмента;
Определение понятий стратегического менеджмента;
Исследование основных этапов процесса стратегического менеджмента.
Введение 3
ГЛАВА 1. ПРЕДМЕТ, ЭВОЛЮЦИЯ ТЕОРИЙ И ШКОЛА СТРАТЕГИЧЕСКОГО МЕНЕДЖМЕНТА 5
1.1 Предмет стратегического планирования 5
1.2 Эволюция теорий стратегического менеджмента 6
1.3 Школы стратегического менеджмента 7
ГЛАВА 2. СТАНОВЛЕНИЕ, ОСНОНЫЕ ЭТАПЫ , МОДЕЛЬ И МЕТОДОЛОГИЯ СТРАТЕГИЧЕСКОГО МЕНЕДЖМЕНТА 9
2.1. Становление стратегического менеджмента как самостоятельной исследовательской области и управленческой практики 9
2.2 Основные этапы процесса стратегического менеджмента 11
2.3 Определения стратегического менеджмента 13
2.4 Модель и методология стратегического менеджмента 17
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 20
ЛИТЕРАТУРА 22
ОГЛАВЛЕНИЕ
Введение 3
ГЛАВА 1. ПРЕДМЕТ, ЭВОЛЮЦИЯ ТЕОРИЙ И ШКОЛА СТРАТЕГИЧЕСКОГО МЕНЕДЖМЕНТА 5
1.1 Предмет стратегического планирования 5
1.2 Эволюция
теорий стратегического
1.3 Школы стратегического менеджмента 7
ГЛАВА 2. СТАНОВЛЕНИЕ, ОСНОНЫЕ ЭТАПЫ , МОДЕЛЬ И МЕТОДОЛОГИЯ СТРАТЕГИЧЕСКОГО МЕНЕДЖМЕНТА 9
2.1. Становление
стратегического менеджмента
2.2 Основные
этапы процесса
2.3 Определения стратегического менеджмента 13
2.4 Модель
и методология стратегического
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 20
ЛИТЕРАТУРА 22
Введение
Стратегический менеджмент, или стратегическое планирование (в последние годы чаще используется понятие «менеджмент») находится в системе наук об управлении. Когда говорят о менеджменте, имеется ввиду только определенная сфера управления – управление организацией или ее частями – отдельными процессами, либо участками.
Сама дисциплина появилась как
обобщение практических приемов
и таковой в значительной мере
и остается. Это не означает, что
сама дисциплина и ее инструментарий
не развиваются. Сам уже отмеченный
характер стратегического менеджмента
предполагает непрерывное осмысление
практики менеджмента фирмы и
совершенствование его
Как академическая дисциплина стратегический менеджмент начал формироваться после выхода книги Ричарда Румелта «Стратегия, структура и результаты» в 1974году. Следующий важный вклад был сделан Майклом Портером и его книгой «Конкурентная стратегия», которая вышла в 1980 году.
Объекты, с которыми имеет дело стратегический менеджмент – это предприятия, независимо от их отраслевой принадлежности и характера бизнеса, которыми они занимаются.
Стратегическое планирование (или стратегический менеджмент) родилось эволюционно из стратегического планирования, которое составляет его сущностную основу.
Актуальностью данной темы заключается в необходимости исследования истории становления для дальнейшего изучения стратегического менеджмента.
Цель данной работы состоит в том, чтобы исследовать процесс развития стратегического менеджмента и истории становления.
Для раскрытия поставленной цели требуется решение следующих задач:
Объектом исследования является стратегический менеджмент.
Предметом исследования являются основные понятия стратегического менеджмента, которые можно вполне применить на практике в различных отраслях сферах деятельности.
Для того чтобы понять стратегический менеджмент, полезно кратко ознакомиться с его историей и рассмотреть ключевые идеи.
Стратегический менеджмент развился на основе преподавания и изучения делового администрирования (управления бизнесом). Корни преподавания стратегического менеджмента прослеживаются от бизнес-политики, или курса общего менеджмента, который к 1960-м годам стал обязательным курсом бизнес-школ, завершающим программу изучения бизнеса. Преподаватели бизнес-политики столкнулись с необходимостью систематического осмысления стратегий, применяемых компаниями, что, в конце концов, привело к самостоятельному изучению стратегического менеджмента.
ГЛАВА 1. ПРЕДМЕТ, ЭВОЛЮЦИЯ ТЕОРИЙ И
ШКОЛА СТРАТЕГИЧЕСКОГО
Стратегическое планирование – это разработка философии фирмы на долгосрочный период, для определения параметров, важных для организации.
Стратегическое планирование – одна из функций управления, функция деятельности предприятия. Маркетинг определяет цели деятельности фирмы, а стратегическое планирование обеспечивает достижение этих целей.
Понятие «менеджмент» широко известно не только специалистам в области управления. В самом общем смысле менеджмент означает профессионализм или даже искусство в деле эффективного управления организацией. При этом эффективное управление может обозначать разные понятия. Например, неуклонное и последовательное продвижение в направлении установленных целей, или результаты, свидетельствующие о росте прибыли или снижении числа жалоб клиентов. Под этим могут подразумеваться успехи в повышении качества обслуживания, расширении сети филиалов или внедрении новых технологий производства. Менеджмент – это эффективное управление, критерии оценки качества которого меняются в зависимости от типа организации, отрасли, в которой он функционирует, его социальной значимости и многих других параметров. Интуиция, воля, такт, лидерство – в этих и подобных понятиях проявляется хороший менеджмент по отношению к людям и их группам как внутри организации, так и вне ее, но с которыми организация связана в своей деятельности.
Начиная с 60-80х годов, целью стратегического планирования считалось определение количественных показателей деятельности фирмы (прибыль и т.д.)
С 80-х годов был сделан акцент на определение качественных показателей (доля конкурентоспособности, доля рынка, принадлежащая компании).
Теоретические предпосылки стратегического менеджмента:
На теорию фирмы повлияли:
Неоклассическая теория:
Эта модель теории не применима на практике, т.к имеется большая сложность в расчетах.
Альтернативные теории фирмы:
1.2 Эволюция теорий стратегического менеджмента
Для того чтобы понять стратегический
менеджмент, полезно кратко ознакомиться
с его историей и рассмотреть
ключевые идеи. Стратегический менеджмент
развился на основе преподавания и
изучения делового администрирования
(управления бизнесом). Корни преподавания
стратегического менеджмента
С исследовательских, аналитических позиций можно выделить четыре периода эволюции теорий стратегического менеджмента. С теоретической точки зрения, недавно оформившиеся теории стратегического менеджмента (такие, как подход к фирме с позиций ее ресурсов) сместили фокус внимания в сторону внутренних аспектов компании, чьи характеристики представляли основное поле исследований на ранних стадиях развития стратегического менеджмента. Самые первые исследователи стратегий Andrews и Ansoff больше внимания уделяли содержанию понятия «лучшая практика ведения бизнеса», которая обеспечивает успех компании. Приверженцы этого направления в основном интересовались осмыслением внутреннего механизма развития компании, так называемого «черного ящика», и утверждали, что постоянный успех компании является функцией ее внутренних и уникальных конкурентных ресурсов.
В течение следующего периода развития стратегического менеджмента и теоретически, и методологически отошел от особенностей ранней стадии и переключил внимание на экономику организации отрасли. Начиная с 1970-х годов, исследования сосредоточились на экономике организации отрасли, теоретические основы которой были заложены в работах Mason (1939) и Bain (1968). В работе Hoskisson (1999) утверждается, что этот переход к новому объекту изучения с внутренних на внешние по отношению к компании факторы, а именно на структуру отрасли и сохранение конкурентных позиций в ее пределах. Экономика организации отрасли рассматривает структурные аспекты отрасли, в то время как работы по стратегическим группам сфокусированы преимущественно на группировании фирм в пределах отрасли. В современном стратегическом менеджменте весьма популярные области исследования – стратегические группы и конкурентная динамика.
Говоря о начальном этапе эволюции стратегического менеджмента, среди тех часто хаотических потуг, из которых, в конце концов, выкристаллизовывается миссия предприятия, следует, помимо доминирующей школы предпринимательства, упомянуть другие.
Рано или поздно разумный предприниматель задумывается над своим видением и целями, т.е. в его стратегическом мышлении начинает проявляться когнитивная составляющая. Это позволяет говорить о том, что на данном этапе стратегический менеджмент предпринимательской структуры может быть описан в терминах когнитивной школы стратегии.
На третьем этапе
Стратегический менеджмент значительно
ближе придвинулся к фирме
и прямому конкурентному
Также можно говорить о некоем мировом
стандарте подтверждения “
1.3 Школы стратегического менеджмента
Как и во всякой научной дисциплине, в стратегическом менеджменте существуют различные направления, которые хотя и разделяют общие базисные принципы дисциплины, приведенные выше, но, тем не менее, по-разному расставляют исследовательские акценты, выделяя те или иные методологические приоритеты. Такие направления называются научными школами, в случае теории стратегического управления – школами стратегического менеджмента.
Эти школы, в свою очередь, подразделяются на три группы. Первые три школы имеют предписывающий характер – их приверженцы описывают, как должны формироваться стратегии. Так, представители первой школы, доминировавшей в 1960-е годы (а две последующие возникли на ее основе), рассматривают стратегию как процесс неформального дизайна, т.е. конструирования, проектирования, моделирования. Вторая школа, расцвет которой пришелся на 1970-е годы, рассматривала стратегию как относительно независимый процесс формального планирования. Сторонники третьей школы, заявившей о себе в 1980-е, сосредоточились не на планировании стратегии, а на ее содержании. Наименование «школы позиционирования» она получила потому, что ее последователи в качестве важнейшей задачи рассматривали принципы выбора стратегии в соответствии с позиционированием фирмы на рынке.
Следующие шесть школ рассматривают
специфические аспекты процесса
формулирования стратегии. Их последователи
делают акцент на исследовании реальных
процессов разработки стратегий. Стремясь
связать стратегию с реальным
поведением фирмы, они пытались рассматривать
стратегию как результат
Четыре последующие школы
Информация о работе Процесс развития стратегического менеджмента