Процесс развития стратегического менеджмента

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Декабря 2013 в 00:37, контрольная работа

Описание работы

Цель данной работы состоит в том, чтобы исследовать процесс развития стратегического менеджмента и истории становления.
Для раскрытия поставленной цели требуется решение следующих задач:
Изучение истории становления стратегического менеджмента;
Определение понятий стратегического менеджмента;
Исследование основных этапов процесса стратегического менеджмента.

Содержание работы

Введение 3
ГЛАВА 1. ПРЕДМЕТ, ЭВОЛЮЦИЯ ТЕОРИЙ И ШКОЛА СТРАТЕГИЧЕСКОГО МЕНЕДЖМЕНТА 5
1.1 Предмет стратегического планирования 5
1.2 Эволюция теорий стратегического менеджмента 6
1.3 Школы стратегического менеджмента 7
ГЛАВА 2. СТАНОВЛЕНИЕ, ОСНОНЫЕ ЭТАПЫ , МОДЕЛЬ И МЕТОДОЛОГИЯ СТРАТЕГИЧЕСКОГО МЕНЕДЖМЕНТА 9
2.1. Становление стратегического менеджмента как самостоятельной исследовательской области и управленческой практики 9
2.2 Основные этапы процесса стратегического менеджмента 11
2.3 Определения стратегического менеджмента 13
2.4 Модель и методология стратегического менеджмента 17
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 20
ЛИТЕРАТУРА 22

Файлы: 1 файл

kontrolnaya_po_strat_menedzhmentu.docx

— 60.45 Кб (Скачать файл)
  • анализ окружения, акцентирующий внимание на параметрах организационного окружения;
  • цели и средства, основывающиеся на определении долгосрочных целей организации и путей их достижения;
  • деятельностный подход, ставящий во главу угла деятельность по реализации стратегии.

Рассмотрим более подробно их содержание.

1. Анализ окружения. Примером такого подхода может служить определение, предложенное А. Роувом с соавторами, согласно которому стратегический менеджмент является «процессом принятия решений, который объединяет внутренние организационные возможности с угрозами и благоприятными возможностями, предоставляемыми внешней средой». Подобным образом определяют стратегический менеджмент также и Д. Шендел, и К. Хаттен, рассматривая его как «процесс определения и установления связи организации с ее окружением, состоящий в реализации выбранных целей и в попытках достичь желаемого состояния взаимоотношений с этим окружением посредством распределения ресурсов, позволяющего эффективно и результативно действовать организации и ее подразделениям».

Этот подход тесно связан с методами стратегического планирования, привлекателен  своей простотой в понимании  последовательности действий менеджеров – разработчиков стратегии, а также ясными и относительно несложными методологическими установками. Однако при его использовании зачастую внутренние возможности организации остаются незадействованными, хотя во многих случаях они могли бы успешно нейтрализовать угрозы, исходящие из внешней среды.

2. Цели и средства. Такое понимание природы стратегического менеджмента представлено, например, в определении У. Глука и Л. Джауха, согласно которому стратегический менеджмент – это «направление в теории принятия решений, которое нацелено на развитие эффективной стратегии (или стратегий) для оказания содействия в достижении корпоративных целей». В данном случае использование слова «направление» в связи с теорией принятия решений показывает, что стратегический менеджмент ставит своей целью разработку серии решений разного уровня, между которыми существует взаимосвязь и которые организованы в соответствии с определенным образом полагаемой иерархией их важности для достижения организационных целей. К этому подходу можно отнести и определение А. Томпсона и А. Стрикленда, определяющих стратегический менеджмент как «план управления фирмой, направленный на укрепление ее позиций, удовлетворение потребителей и достижение поставленных целей», а также Дж. Пирса и Р. Робертсона, представляющих стратегический менеджмент как «набор решений и действий по формулированию и выполнению стратегий, разработанных для того, чтобы достичь целей организации». Такое понимание схватывает очень важные черты стратегического менеджмента, которые мы рассмотрим на протяжении ряда глав данной книги.[5; с.38]

3. Деятельностный подход. Он акцентирует внимание на последовательности действий для осуществления стратегического управления и поэтому объединяет два предшествующих. Так, например, Г. Джонсон и К.Скулз выделяют следующую последовательность действий стратегического менеджмента:

  • анализ текущего положения организации в конкурентной среде;
  • выбор, который предполагает разработку и оценку альтернатив стратегического направления деятельности организации;
  • имплементация – процесс реализации, осуществления выбранной стратегии.

Анализ в этой модели соответствует  подходу с позиций оценки организационного окружения, так как на этом этапе  деятельность руководителей направлена на выяснение переменных среды, которые  важны для разработки стратегии. Этап стратегического выбора соответствует  логическому анализу ситуации при  принятии решений. Здесь действия означают разработку средств для осуществления стратегии. Действия на этом этапе предполагают осуществление контроля, на основании которого определяются необходимые корректировки.

Предложенные к пониманию стратегического  менеджмента подходы допускают  различные комбинации и добавления новых акцентов, позволяющие расширить  всесторонность охвата в понятии  этой сложной дисциплины. Так, например, О.С. Виханский в своем определении объединяет второй и третий подходы, подчеркивая значение человеческих ресурсов в стратегическом управлении: «Стратегическое управление – это такое управление организацией, которое опирается на человеческий потенциал как на основу организации, ориентирует производственную деятельность на запросы потребителей, осуществляет гибкое регулирование и своевременные изменения в организации, отвечающие вызову со стороны окружения и позволяющие добиваться конкурентных преимуществ, что в результате позволяет организации выживать и достигать своей цели в долгосрочной перспективе». Наконец отметим, что, при всей важности формальных родовидовых определений, раскрыть суть стратегического менеджмента лучше всего удается через содержательное операционное определение, которое описывает стратегический менеджмент как структурированный определенным образом процесс действий для достижения некоторых, заранее определенных целей и опирающийся на известные методологические принципы.

Наконец, более глубокое понимание  природы и целей стратегического  менеджмента можно получить при  сравнении его с оперативным  менеджментом. Такое сравнение может  осуществляться по следующим параметрам:

  • организационный уровень разработки и принятия решений;
  • непрерывность процесса планирования и осуществления;
  • преобладание «жестких» или «мягких» проблем и решений;
  • количество рассматриваемых альтернатив решения;
  • объем и тип необходимой управленческой информации;
  • временные интервалы планирования, осуществления и контроля управленческих действий;
  • приоритетность решений;
  • детализированность разработок;
  • используемые человеческие ресурсы управления;
  • точность контроля и оценки;
  • превалирующие интересы участников процесса принятия решений;
  • отношение к риску, степень риска и последствия реализации рисковых решений.[9; с.46]

При стратегическом планировании важно  на ранних этапах процесса выдвинуть  и рассмотреть максимально возможное  количество альтернатив. Эта процедура  снижает степень риска ошибки планирования, которая может стоить дорого. Однако, чем больше альтернатив, тем больше требуется приложить  усилий и времени для их оценки. В случае оперативного управления менеджеры  имеют дело или с хорошо структурированными, «жесткими» проблемами, решения которых  запрограммировано, или с «мягкими»  решениями, но с невысоким риском серьезного ущерба при ошибке.

Стратегический менеджмент как  процесс включает в себя следующие элементы:

· Анализ среды – исходный процесс в стратегическом менеджменте;

· Определение миссии и целей фирмы;

· Выбор стратегии;

· Реализация стратегии;

· Оценка и контроль выполнения стратегии, который обеспечивает устойчивую обратную связь между тем, как идет достижение целей, и собственно целями.

Организационную структуру, обеспечивающую функцию стратегического менеджмента  в организации, образуют отделы стратегического  планирования на высшем уровне управления и совокупность стратегических хозяйственных  подразделений, в состав которых  входят собственные отделы стратегического  планирования. Три вида служб стратегического планирования:

1. Сильная центральная служба  планирования, разрабатывающая стратегии  для всей организации и ее подразделений.

2. Центральная служба планирования, обеспечивающая стратегическое  планирование путем оказания  методической помощи и координации  деятельности плановых служб стратегических хозяйственных подразделений и подразделений организации.

3. Децентрализованная служба стратегического  планирования, в которой полномочия  и ответственность за разработку  стратегии полностью возлагаются  на руководителей стратегических  хозяйственных подразделений.

Итак, стратегия – необходимый план действий для согласованного взаимодействия всех подразделений организации, который определяет направление ее развития. Разработка стратегии является ключевым элементом функционирования фирмы, поэтому стратегическому менеджменту уделяется такое большое внимание.

 

 

2.4 Модель и методология стратегического менеджмента

Эта модель является обобщением сложного и многостороннего процесса стратегического  менеджмента.

Каждый из этих шагов представляет собой систему действий, состоящую  из многих взаимосвязанных элементов.

Изучение рынка. Здесь исследователей интересуют возможности роста рынка и изменения в составе основных конкурентов на рынке. Эти изыскания являются решающими для определения структуры коммерческих рисков фирмы.

Сбор информации. Организации необходимы достаточное количество каналов поступления информации, как по внешнему окружению, так и относительно внутриорганизационных процессов и их динамики. Для эффективного действия на рынке коммерческая фирма должна иметь информационную систему, предполагающую не только сбор информации, но и ее обработку, анализ, систематизацию, хранение и определение информационных потребностей в будущем.

Эмпирические исследования. Стратегический менеджмент – высоко теоретизированная область управленческих исследований. Это проявляется, прежде всего, в изобилии моделей, как локальных процессов, так и разработки «глобальных» стратегий. Модели нуждаются в постоянной верификации, т.е. в подтверждении опытными данными. Это, в свою очередь, определяется тем, что универсальные, абстрактные модели стратегического менеджмента необходимо применять для решения конкретных задач, уникальность которых следует из особенностей конкретной фирмы, действующих на конкретном рынке в строго фиксированный отрезок времени. Такие характеристики иногда называют контекстом деятельности фирмы. Не существует двух фирм с абсолютно одинаковым контекстом.

На первый взгляд незначительные отличия  контекста могут быть решающими  факторами для формулирования и  выбора стратегии.

Транснациональный бизнес. Как научная дисциплина стратегический менеджмент конца 1990-х годов ориентируется на процессы глобализации бизнеса. Именно это обстоятельство является одной из наиболее ценных и практически полезных характеристик дисциплины в глазах руководителей корпораций. С другой стороны, интернационализация бизнеса порождает ряд теоретических и прикладных проблем, многие из которых пока еще не получили положительного решения. В этом отношении стратегический менеджмент изменяет как корпоративное мышление менеджеров организации, так и приоритеты корпораций.

Принятие решений. Процесс стратегического менеджмента – это последовательность перманентного принятия решений, их осуществления, контроля, коррекции. Этот процесс носит циклический характер, причем, чем более изменчива и неопределенна среда, тем короче длина цикла принятия решений.

Дух предпринимательства. Хотя стратегический менеджмент строится как систематическая, логически связанная теория, базирующаяся на эмпирических данных, успех стратегии определяется не в последнюю очередь предвидением, интуицией, чувством поступать «правильно» – т.е. всем тем, что определяется как предпринимательская инициатива. Как отмечает И. Ансофф, предпринимательское поведение означает создание потенциала для получения прибыли там, где его раньше не было. Это, в свою очередь, требует формирования новых систем, новых структур и новых навыков менеджеров, в частности, выраженных лидерских черт – «харизмы», умения творчески решать проблемы, брать на себя риск, планировать, основываясь напредпринимательских взглядах.[6; с.93]

Видение долговременных перспектив. В то время как оперативный менеджмент фокусируется на краткосрочных целях, стратегический менеджмент ориентируется на долгосрочные перспективы. Чаще всего перспективы следующего года деятельности организации рассматриваются как отправная точка стратегического развития и изменений.

Стратегические альтернативы. Методология стратегического менеджмента предполагает выдвижение и оценку альтернативных вариантов перспективного развития. Оценка вариантов – одна из важнейших и наиболее ответственных задач стратегического менеджмента. Даже на этапе осуществления стратегии допускается возможность ее существенной коррекции или замены другой, более соответствующей изменившимся условиям.

Междисциплинарный подход. Теория стратегического менеджмента базируется на комплексе поведенческих наук – социологии, психологии, политологии, экономике, праве и др. В ней широко применяются математические, статистические, системные, вероятностные методы исследования.

Информация о работе Процесс развития стратегического менеджмента