Процесс стратегического планирования и его этапы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Февраля 2013 в 10:18, курсовая работа

Описание работы

Главная цель данной работы изучить стратегическое планирование и понять, возможна ли успешная работа предприятия в условиях рыночной экономики бес стратегического планирования.
Для реализации поставленной цели данной работы необходимо решить следующие задачи:
-Изучить понятия и принципы стратегического планирования;
-Рассмотреть поэтапно стратегическое управление;
-Рассмотреть процесс стратегического планирования на примере золотодобывающего предприятия ЗАО “Рудник Апрелково”.

Содержание работы

Введение
Глава 1. Стратегическое планирование
1.1 Понятия и принципы стратегического планирования
1.2 Подходы к процессу стратегического планирования
Глава 2. Основные этапы стратегического планирования
2.1. Оценка внешней и внутренней среды организации
2.2. Установление миссии и цели организации
2.3. Выбор и разработка стратегии
2.4. Реализация стратегии
2.5. Оценка и контроль стратегии
Глава 3. Система планирования в ЗАО “Рудник Апрелково”
3.1. Структура подразделений основного и вспомогательного производства, администрации, непромышленных подразделений.
3.2. Характеристика системы планирования в ЗАО “Рудник Апрелково”
Заключение
Список литературы

Файлы: 1 файл

Курсовая Стратегический менеджмент.docx

— 63.06 Кб (Скачать файл)

Процесс  стратегического  планирования и его этапы.

Содержание:

Введение

Глава 1. Стратегическое планирование

1.1 Понятия и принципы стратегического планирования

1.2 Подходы к процессу стратегического планирования

Глава 2. Основные этапы стратегического планирования

2.1. Оценка внешней и внутренней среды организации

2.2. Установление миссии  и цели организации

2.3. Выбор и разработка  стратегии

2.4. Реализация стратегии

2.5. Оценка и контроль  стратегии

Глава 3. Система планирования в ЗАО “Рудник Апрелково”

3.1. Структура подразделений основного и вспомогательного производства, администрации, непромышленных подразделений.

3.2. Характеристика системы планирования в ЗАО “Рудник Апрелково”

Заключение

Список литературы

Приложение

 

 

 

Введение

Актуальность работы основывается на то, что в нашей стране, вероятно, по политическим соображениям проблема планирования в экономике была незаслуженно забыта. В первую очередь это было вызвано превратным пониманием рыночных принципов как стихийных и неуправляемых. Безусловно, роль и значение процесса планирования в условиях рынка принципиально отличается от плановой экономики советских времен. Однако, в условиях рынка, роль планирования предприятиями своей деятельности значительно возрастает.

Стратегическое планирование одна из функций стратегического  управления, которая представляет собой  процесс выбора целей организации  и путей их достижения.

Стратегическое планирование обеспечивает основу для всех управленческих решений. Функции организации, мотивации  и контроля ориентированы на выработку  стратегических планов. Не используя  преимущества стратегического планирования, организации в целом и отдельные  люди будут лишены четкого способа  оценки цели и направления корпоративного предприятия. Процесс  стратегического планирования обеспечивает основу для управления членами организации.

Система стратегического  планирования дает возможность акционерам и менеджменту компаний определиться с направлением и темпом развития бизнеса, очертить глобальные тенденции  рынка, понять, какие организационные  и структурные изменения должны произойти в компании, чтобы она  стала конкурентоспособной, в чем  ее преимущество, какие инструменты  необходимы ей для успешного развития.

Мы живем в эпоху  постоянных перемен. Меняется все –  технологии, способы ведения бизнеса, поведение клиентов. Выход один –  меняться вместе со всем миром. На вопрос: «Как это сделать?» на помощь приходят разнообразные инструменты планирования.

Наличие стратегии не обрекает компанию на успех, однако качественно разработанная стратегия может на порядок повысить конкурентоспособность компании при условии, что управленческая команда действительно занимается ее внедрением.

Главная цель данной работы изучить стратегическое планирование и понять, возможна ли успешная работа предприятия в условиях рыночной экономики бес стратегического планирования.

Для реализации поставленной цели данной работы необходимо решить следующие задачи:

-Изучить понятия и принципы стратегического планирования;

-Рассмотреть поэтапно стратегическое управление;

-Рассмотреть процесс стратегического планирования на примере  золотодобывающего предприятия ЗАО “Рудник Апрелково”.

Объектом исследования будет  являться процесс планирования в  поэтапном разрезе, а предметом  исследования - изучение аспектов влияющих на процесс стратегического планирования.

     Данная работа была написана на материалах научной и учебной литературы, в том числе таких выдающихся ученых, как: Томпсон А.А., Портер М, Виханский О.С. и  других российских и зарубежных  авторов.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава I. Стратегическое планирование.

1.1. Понятия и  принципы стратегического планирования

Планирование – это  одна из основных функций менеджмента, предусматривающая выбор и формулирование целей, определение наиболее эффективных  способов их достижения и потребностей в ресурсах. Стратегическое планирование является важнейшей составной частью стратегического менеджмента, главное  назначение которого заключается в  разработке и успешном внедрении  стратегии.

Довольно часто мы путаем понятия стратегическое управление и планирование, поэтому хотелось бы сразу определить разницу между  этими терминами. По мнению И. Ансоффа  эти различия заключаются в следующем: «Стратегическое планирование сфокусировано  на принятии оптимальных стратегических решений, в то время как стратегический менеджмент связан с достижением  стратегических результатов: новых  рынков, новых товаров, новых технологий. Стратегическое планирование – аналитический  результат, а стратегический менеджмент – организационный. В стратегическом планировании используются экономические  и технологические переменные. В  стратегическом менеджменте, кроме  того, учитываются еще и психологические, социологические и политические факторы». [1, c. 413]

 Согласно точки зрения  Голубкова, автора статьи «Стратегическое  планирование и роль маркетинга  в организации» под стратегическим  планированием «понимается процесс  разработки и поддержания стратегического  равновесия между целями и  возможностями организации в  изменяющихся рыночных условиях. Цель стратегического планирования  — определить наиболее перспективные  направления деятельности организации,  обеспечивающие ее рост и процветание». [15]

Стратегическое планирование определяет путь развития организации  как единого целого в долгосрочном периоде с указанием наиболее важных показателей, количественно  описывающих результаты и эффективность  развития. Роль стратегического планирования – обеспечить комплексный подход к развитию организации, учесть возможные изменения в окружающей среде, определить наиболее важные тенденции в ее развитии.

При рассмотрении данной темы невозможно не поговорить о принципах  стратегического планирования, которые  должны учитываться менеджерами  и руководителями фирмы:

Системный характер планирования. Означает, что основные элементы системы  планирования и взаимосвязи между  ними должны обеспечивать целостность  и комплексность процесса планирования.

Комплексность и научность  методов планирования, их соответствие решаемым задачам.

Определяющее влияние  человеческого фактора на качество стратегического планирования и  выполнение стратегических планов. Планирование на всех этапах в первую очередь  зависит от принятия решений людьми, от их взаимодействия, квалификации, умения работать в командах.

Указанные принципы образуют основу системы эффективного стратегического  планирования. Они определяют необходимость  разработки систем прогнозирования  и планирования, координирования  и контроля, мотивации и стимулирования менеджеров и специалистов, участвующих  в стратегическом процессе. Неэффективное  стратегическое планирование характеризуется  разрывами связей между элементами, слабой координацией в управлении, отсутствием контроля и низкой мотивацией персонала.

Таким образом, разработать стратегию организации - значит определить общие направления развития для достижения долговременных конкурентных преимуществ и других корпоративных целей. Обычно стратегия планируется на длительный период и ориентируется на будущее с поэтапным процессом реализации. Стратегия как функция времени не просто сосредоточена на определенном периоде, она прежде всего является функцией направления.

 

 

 

1.2.Подходы к  процессу стратегического планирования

Анализ литературы по стратегическому  планированию показывает, что мнения авторов к процессу разработки и  реализации стратегии являются неоднозначными. Разные авторы предлагают различные  подходы.

Томпсон и Стрикленд определяют стратегическое планирование как решение  пяти основных задач: «Процесс разработки и реализации стратегии состоит  из пяти взаимосвязанных управленческих задач.

формирование стратегического  видения будущего компании, создание модели будущего образа компании, определение  долгосрочной перспективы развития

-постановка целей

-разработка стратегии

-реализация стратегии

-оценка результатов и корректировка стратегического видения, глобальных целей, стратегии и ее реализации с учетом приобретенного опыта, изменившихся условий, появления новых идей и возможностей. [13, с. 35]

Этот подход слишком упрощен  и не раскрывает сущности организации  процесса стратегического планирования, не показывает, как конкретно с  научных позиций организовать в  компании эффективный процесс планирования и избежать ошибок.

Р. Мэтьюз, А. Агеев и З. Большаков предложили подход описанию процесса планирования в виде графической  модели девятиугольника, вписанного в  окружность, узлы которого представляют собой:

-видение, целеполагание

-решение проблем финансирования

-определение необходимых видов деятельности

-рассмотрение альтернатив

-выбор наилучшего варианта стратегии

-принятие необходимых решений и соединение ресурсов в сети

-практическая реализация стратегии

-контроль и адаптация стратегии

-бизнес-среда [10, с. 51-53]

Авторы отметили слабые стороны  централизованного сбора информации, статичность и предложили подход на основе соединения различных элементов  стратегического планирования. Но по этой модели также не ясно как организовывать и осуществлять процесс стратегического  планирования компании, где начало процесса и в чем заключаются  его этапы.

Ф. Котлер предложил модель стратегического планирования в  виде рядов последовательных этапов:

-формулировка миссии

-анализ окружающей среды

-анализ внутренней среды

-формулирование цели

формулирование стратегии

На наш взгляд эта модель также является слишком упрощенной и не раскрывает всей сути стратегического  планирования. [7, c.99]

Модель процесса стратегического  планирования необходима для эффективной  организации процесса управления разработкой  и реализаций стратегии. Однако представленные нами модели носят слишком общий  и не конкретный характер.

Традиционная схема процесса стратегического планирования была разработана в 70-е годы прошлого века, применяется и в настоящее  время и имеет следующий вид:

-Оценка внешней среды

-Идентификация миссии и стратегических целей

-Конкурентный анализ

-Разработка специфических стратегий

-Реализация стратегических планов

-Стратегический контроль

-Оценка организационных факторов [5, c. 249]

В разрабатываемом нами алгоритме, сведем последовательность стратегического  планирования к следующим пяти блокам:

-Оценка внешней и внутренней среды организации

-Установление миссии и цели организации

-Выбор и разработка стратегии

-Реализация стратегии

-Оценка и контроль стратегии

Обобщая рассмотренные особенности, можно выделить следующие преимущества стратегического подхода к управлению:

-обеспечение направленности развития всей организации посредством постановки целей и задач;

-гибкая реакция и своевременные изменения в организации, отвечающие вызову со стороны окружения и позволяющие добиваться конкурентных преимуществ, что дает возможность организации выживать в долгосрочной перспективе и достигать своих целей;

-возможность для руководителей оценивать альтернативные варианты распределения ресурсов организации и принимать скоординированные решения на всех уровнях управления, связанных с действующей стратегией;

-создание среды, способствующей активному, творческому, инициативному управлению и противодействующей пассивному реагированию на изменившуюся ситуацию.

Таким образом в данной курсовой работе мы попытаемся рассмотреть модель стратегического планирования и дать подробную характеристику каждому этапу планирования.

 

2. Основные этапы  стратегического планирования

2.1 Оценка внешней  и внутренней среды организации

Стратегический анализ внешней  и внутренней среды – один из важнейших этапов стратегического  планирования. Фирма обязательно  должна строить свои стратегии с  учетом конкретной конфигурации факторов внешней и внутренней среды.

Внешняя среда организации  – это ее внешнее окружение, включающее различные системы, с которыми организация  взаимодействует, и влиять на которые  в целом она не может, за исключением  воздействия лишь на отдельные элементы.

Классический подход к  описанию факторов внешней среды  включает разделение на четыре группы в виде модели, которая называется ПЭСТ (политические, экономические, социальные и технологические):

Информация о работе Процесс стратегического планирования и его этапы