Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Февраля 2013 в 10:18, курсовая работа
Главная цель данной работы изучить стратегическое планирование и понять, возможна ли успешная работа предприятия в условиях рыночной экономики бес стратегического планирования.
Для реализации поставленной цели данной работы необходимо решить следующие задачи:
-Изучить понятия и принципы стратегического планирования;
-Рассмотреть поэтапно стратегическое управление;
-Рассмотреть процесс стратегического планирования на примере золотодобывающего предприятия ЗАО “Рудник Апрелково”.
Введение
Глава 1. Стратегическое планирование
1.1 Понятия и принципы стратегического планирования
1.2 Подходы к процессу стратегического планирования
Глава 2. Основные этапы стратегического планирования
2.1. Оценка внешней и внутренней среды организации
2.2. Установление миссии и цели организации
2.3. Выбор и разработка стратегии
2.4. Реализация стратегии
2.5. Оценка и контроль стратегии
Глава 3. Система планирования в ЗАО “Рудник Апрелково”
3.1. Структура подразделений основного и вспомогательного производства, администрации, непромышленных подразделений.
3.2. Характеристика системы планирования в ЗАО “Рудник Апрелково”
Заключение
Список литературы
Политические факторы: законодательство, влияние государства на сферу, в которой работает компания, политическая стабильность, взаимоотношения государства и бизнеса, уровень бюрократии и коррупции, правовая система.
Экономические факторы: ставки налогообложения, экономический рост страны, инфляция, конкуренция, доходы населения, инвестиции, финансовая устойчивость государства и рынков.
Социальные факторы: качество жизни, демографическая структура, образование населения, уровень развития трудовых ресурсов.
Технологические факторы: инновационные процессы, развитие научно-технического потенциала, транспорт, элементы инфраструктуры. [12, c.30]
В ряде случаев менеджерам целесообразно расширить модель ПЭСТ. Сегодня существуют подходы, включающие восемь и более групп факторов, в частности экономические, политические, социальные, технологические, инфраструктурные, экологические, правовые и демографические. Однако, при слишком большом количестве факторов анализ может стать противоречивым и разработка стратегии будет затруднена.
В классической модели ПЭСТ
учитываются не все факторы внешней
среды, а лишь те факторы дальнего
окружения, на которые организация
влиять не может. Но каждая фирма также
непосредственно
К наиболее значимым факторам относят:
Конкуренты. Необходимо учитывать не только существующих конкурентов, но и будущих.
Клиенты. Они ставятся на первое место, ведь именно для них работает фирма. Все связанное с клиентом: качество, цена, культура обслуживания является стратегическими факторами в планировании.
Поставщики. Компания может изменить поставщиков, но в целом на их рынок ее влияние ограничено. Тщательный выбор поставщика – одно из условий успешного развития фирмы.
Местные власти. Плохое взаимодействие с местными властями ведет к конфликтам в бизнесе.
Региональные факторы. Эта группа факторов, связанна с региональной спецификой, например, региональная политика, климатические особенности, региональные рынки.
Для анализа факторов внешней
среды следует определить характер
этого взаимодействия, сформулировать
цели и задачи организации. Каждый фактор
следует описывать
Внутренняя среда фирмы
– это ее внутренние элементы, подсистемы
и процессы, которые влияют на ее
потенциал, конкурентоспособность, способность
развиваться. Внутренняя среда может
изучаться и описываться
Внутренняя среда имеет несколько срезов, состояние которых в совокупности определяет тот потенциал и те возможности, которыми располагает организация:
Кадровый компонент: взаимоотношение менеджеров и рабочих, наем, обучение, стимулирование и продвижение кадров.
Организационный компонент: коммуникации, структура, нормы, правила, процедуры, иерархия подчинения, распределение обязанностей.
Производственный компонент: изготовление продукта, снабжение, обслуживание технологического парка, исследования и разработки.
Маркетинговый компонент: ценообразование, продвижение и сбыт продукта.
Финансовый компонент: обеспечение прибыльности и инвестиционные возможности. [4, c.55]
Внутренняя среда может быть описана на основе специальных моделей.
Концепцию связи стратегии с другими элементами организации, так называемую модель 7S , предложили консультанты бизнеса Питерс, Уотерман и консалтинговая фирма МакКинзи. Согласно этой модели наиболее важные элементы управления организации: стратегия, система, квалификация, ценности, персонал, стиль управления и структура могут быть представлены в виде семиугольника, все элементы которого связаны между собой. Эта модель в компактной форме отражает наиболее важные элементы организации и взаимосвязь стратегии с другими элементами.
В системе японского менеджмента элементы этой модели разделили на твердые и мягкие компоненты. Твердые элементы – относительно устойчивые к изменениям – стратегия, структура и система. Остальные более гибкие, мягкие, изменяемые компоненты. Из этой модели следует, что все элементы управления тесно связаны друг с другом. [9, c. 84]
В анализе внутренней среды также применяется модель цепочки ценностей, разработанная М. Портером. Модель цепочки ценностей основаны на представлении всей деятельности компании в виде взаимосвязанных процессов, которые влияют на увеличение ценности создаваемого продукта (услуги). Цепочка ценностей включает в себя пять основных видов деятельности и четыре вспомогательных. Основные виды деятельности:
Материально-техническое обеспечения
Производство
Товародвижение
Продажа и маркетинг
Обслуживание
Вспомогательные виды деятельности обеспечивают выполнение основных и обслуживают всю организацию:
Инфраструктура компании
Управление человеческими ресурсами
Технологическое развитие
Материально-техническое обеспечение основных видов деятельности [12, c.44]
Цепочка ценностей является средством для стратегической оценки связи между видами деятельности, осуществляемыми внутри фирмы и за ее пределами, что важно для разработки стратегии.
Комплексная оценка состояния внешней и внутренней среды проводится с помощью SWOT-анализа.
Ситуационный, или «SWOT (СВОТ)-анализ» (первые буквы английских слов: strengths — сильные стороны, weaknesses — слабые стороны, opportunities — возможности и threats — опасности, угрозы), может осуществляться как для организации в целом, так и для отдельных видов бизнеса. Его результаты в дальнейшем используются при разработке стратегических планов.
Анализ сильных и слабых
сторон характеризует исследование
внутренней среды организации. Внутренняя
среда имеет несколько
Для того чтобы успешно
выживать в долгосрочной перспективе,
организация должна уметь прогнозировать
то, какие трудности могут
После выявления сильных и слабых сторон, а также угроз и возможностей устанавливается цепочка связей между ними, которая в дальнейшем может быть использована для формулирования стратегий организации. Для успешного применения методологии SWOT важно уметь не только вскрыть угрозы и возможности, но и попытаться оценить их с точки зрения того, сколь важным для организации является учет в стратегии ее поведения каждой из выявленных угроз и возможностей. [15]
Анализ среды – это
очень важный для выработки стратегии
фирмы и очень сложный процесс,
требующий внимательного
2.2 Установление миссии и цели организации
Когда речь идет о целевом
начале организации, то обычно говорят
о двух составляющих: миссии и целях.
Установление того и другого, а также
выработка стратегии поведения,
обеспечивающей выполнение миссии и
достижение организацией своих целей,
является одной из задач высшего
руководства и составляет очень
важную часть стратегического
Ф. Котлер считает, что сущность
миссии выражается как «такое заявление
о миссии компании, в основе которого
лежит «неосуществимая мечта», задающая
направления развития на ближайшие
10-20 лет». Примеры удачных деклараций
о миссии компании «В будущем мы
видим себя лидерами в сегменте рынка,
которому предназначены наши товары,…Мы
обеспечим потребителю
В отличие от него Томпсон и Стрикленд включают миссию как элемент общего стратегического видения, состоящего из трех компонентов: миссию компании, определяющую положение бизнес - компании в настоящий момент, долгосрочный курс, вырабатываемый на основе миссии и определяющий стратегический путь компании, четкую формулировку стратегического видения. [13, c. 60]
Следует заметить, что миссия фирмы формируется не в «безвоздушном пространстве». На ее выработку влияет множество факторов, важнейшими из которых являются история организации, особые преимущества в области конкурентной борьбы (патенты, «ноу-хау»), возможности и угрозы, выявленные на этапе стратегического анализа. [14]
В практике управления под миссией чаще всего понимают главные устремления фирмы, которые соединяют настоящее положение компании с ее будущим в виде формулировки обобщенных сверхзадач, которые фирма ставит на длительную перспективу.
В компаниях обычно используют две формулировки миссии. Одна, сокращенная для клиентов, которая обычно выражается в лозунговом виде и предельно кратка. Например, «Мы делаем первоклассную вещь» или «Доставлять счастье людям». Но для персонала нужна такая формулировка миссии, которая бы содержала стратегические установки и политику компании в долгосрочном периоде. Миссия должна быть образной, не шаблонной, но в то же время она должна позволять определять конкретные стратегические цели.
Но цель – это, прежде всего результат. Если цель формулируется неясно, размыто, как неоднозначное понятие или как процесс с неясными характеристиками, то ее планирование и контроль изначально невозможны. Например, следует избегать такой формулировки цели как «рост производства». Необходимо формулировать в виде четких и конкретных понятий. Неопределенные цели – это признак неэффективного управления.
Наиболее часто цели компании определяют в виде набора наиболее важных для компании результатов. Например: увеличение объемов продаж, рост количества заказов, снижение себестоимости. Но одноуровневый набор разрозненных целей не дает возможности менеджерам эффективно управлять компанией.
Цели компании должны образовывать единый комплекс, в котором координируются и связываются наиболее важные направления развития, приоритеты, задачи.
Существуют различные виды целей. К основным относят:
Стратегические цели, которые влияют на организацию в целом;
Долгосрочные цели, - это часть стратегических целей, которые остаются в компании неизменными на длительный период времени (более 3 лет);
Тактические (среднесрочные) цели, конкретизирующие стратегические на периоды от 1 до 3 лет;
Оперативные (краткосрочные) цели, определяющие работу фирмы на срок до 1 года.
Цели, преследуемые тем или иным предприятием, носят индивидуальный характер и также зависят от таких факторов, как отраслевая принадлежность, тип предприятия, позиция на рынке, поставщики, источники сырья и т.д. Вместе с тем можно выделить ряд основополагающих внешних макроэкономических факторов, которые позволяют говорить о некоторых обобщающих принципах формулирования целей. «Так, до недавнего времени, наиболее значимыми для подавляющего большинства предприятий были финансовые и маркетинговые цели, обусловленные переходом в рыночную экономику. Сегодня, когда мировая экономика вошла в период трансформации от индустриальной в инновационный уклад, перед предприятиями встают цели в области научных исследований и разработок».
Цели будут значимой частью процесса стратегического управления только в том случае, если высшее руководство правильно их сформулирует, проинформирует о них и стимулирует их осуществление во всей организации.
Формирование миссии и установление целей фирмы приводят к тому, что становится ясным, для чего функционирует фирма и к чему она стремится.
Таким образом, «миссия определяет
суть деятельности организации, ее базовые
цели и принципы деятельности, помогает
объединить усилия в одном направлении,
содержит основные ориентиры, помогающие
распределить ответственность и
ресурсы, дает основу и контекст для
разработки стратегии, служит базой
для построения и коррекции целей
организации». Следующим шагом является
формулирование целей организации.
В основе понятия «цель» находится
желаемый будущий результат
2.3 Выбор и разработка стратегии
Разработка и выбор
стратегии является основным продуктом
стратегического планирования. Фирма
может разрабатывать и
Информация о работе Процесс стратегического планирования и его этапы