Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Февраля 2013 в 10:18, курсовая работа
Главная цель данной работы изучить стратегическое планирование и понять, возможна ли успешная работа предприятия в условиях рыночной экономики бес стратегического планирования.
Для реализации поставленной цели данной работы необходимо решить следующие задачи:
-Изучить понятия и принципы стратегического планирования;
-Рассмотреть поэтапно стратегическое управление;
-Рассмотреть процесс стратегического планирования на примере золотодобывающего предприятия ЗАО “Рудник Апрелково”.
Введение
Глава 1. Стратегическое планирование
1.1 Понятия и принципы стратегического планирования
1.2 Подходы к процессу стратегического планирования
Глава 2. Основные этапы стратегического планирования
2.1. Оценка внешней и внутренней среды организации
2.2. Установление миссии и цели организации
2.3. Выбор и разработка стратегии
2.4. Реализация стратегии
2.5. Оценка и контроль стратегии
Глава 3. Система планирования в ЗАО “Рудник Апрелково”
3.1. Структура подразделений основного и вспомогательного производства, администрации, непромышленных подразделений.
3.2. Характеристика системы планирования в ЗАО “Рудник Апрелково”
Заключение
Список литературы
П. Дойль акцентировал в
определении стратегии
Под стратегией также понимают результаты планирования будущего организации. Например, С. Левицки: «Стратегия – это набор документов и концепций, формирующих план на будущее организации».
М. Портер, один из основоположников
современной теории конкуренции, определяет
стратегию как искусство
По уровням иерархической структуры компании все стратегии разделяются на четыре группы:
главная, или общекорпоративная, стратегия. Стратегия развития компании в целом
стратегии бизнес – единиц, разрабатываются в том случае, когда в компании существуют самостоятельные виды бизнесов и автономные бизнес – единицы.
функциональные стратегии, назначение этих стратегий обеспечить выполнение стратегий бизнес – единиц и компании в целом.
стратегии команд, рабочих групп и работников, от которых зависит стратегический процесс фирмы. [9, c.63-66]
Наиболее распространенными в мировой практике являются следующие четыре типа стратегий:
стратегии роста нацелены на расширение рыночной деятельности, увеличения активов компании, рост объемов инвестирования
стратегии ограниченного роста;
стратегии сворачивания деятельности (ухода из бизнеса);
комбинации из вышеперечисленных стратегий.
М. Портер разработал классификацию стратегий на генерические (видовые) типы. Все стратегии, согласно его концепции, можно разделить на три типа:
Стратегия лидерства по издержкам означает, что все усилия компании сосредоточены на производстве и сбыте более дешевой продукции, по сравнению с конкурентами
Стратегия дифференциации может проводиться как на широком рынке, многих сегментах, так и на отдельном узком сегменте. Если для стандартного продукта создается новое качество или свойство, то речь идет о стратегии дифференциации
Стратегия фокусирования означает сосредоточение усилий компании на узком сегменте. [11, c.72-79]
Таким образом, мы видим, что стратегии предприятия во многом уникальны, не существует универсальных решений стратегических задач, пригодных для всех случаев. Вследствие чего возможные варианты действий также не заданы, и поскольку формирование стратегий является процессом творческим, целиком зависящим от уровня знаний и опыта руководителей, их ценностей и приоритетов, корпоративной культуры, такие варианты необходимо найти самостоятельно.
В случае удачного выбора и правильной разработки стратегии фирмы, она должна влиять на появление изменений:
Рост конкурентоспособности компании
Повышение устойчивости развития
Использование новых рыночных возможностей
Рост потенциала фирмы на основе инноваций во всех сферах ее деятельности
Рост качества продукции
Упреждающая реакция на изменение
потребностей клиентов и появление
новых видов аналогичных
Формирование системы ключевых компетенций и ее развитие
Рост социальной ответственности бизнеса и создание прочной репутации фирмы
Развитие персонала и подготовка менеджеров для работы в условия внедрения стратегии
Рост уровня стратегического планирования
Итак, мы можем сделать вывод, что стратегии является основой выживания компаний и успешного развития. Построение стратегии – это сложный процесс, часто сводящийся к набору мероприятий, между которыми нет связей, или к общим описаниям желаемых результатов, которые нечем не обеспечены. Разработка стратегии – это поиск новых путей достижений стратегических целей, реализации ключевых ценностей компании наиболее эффективным образом. Стратегия определяет будущее состояние компании и только нестандартная, творческая стратегия позволяет добиться лидерства на рынке.
2.4 Реализация стратегии
Внедрение стратегий требует решения сложного комплекса задач. Подготовка к внедрению новых стратегий требует глубоких изменений в фирме, и успешность их внедрения зависит от многих факторов. В процессе внедрения новой стратегии в полной мере следует использовать возможности и потенциал компании.
А.А. Стрикленд и А.Дж. Томпсон предлагают в качестве главных задач реализации стратегии принять:
создание организации, обладающей необходимыми компетенциями, возможностями и ресурсной базой
распределение ресурсов по стратегически значимым звеньям цепочки ценности
выработка тактики и процедур в поддержку стратегии
внедрение передовых методик и политики непрерывного совершенствования
создание работникам условий для эффективного выполнения стратегических задач за счет внедрения информационных, коммуникационных операционных и электронных систем
разработку системы
создание корпоративной культуры и среды, стимулирующих реализацию стратегии
создание системы внутреннего
лидерства для улучшения
Эти задачи направлены на подготовку
компании к внедрению стратегии,
но в них нет организационного
ядра, обеспечивающего этапы
внедрение информационных систем не является критическим фактором для успешной реализации стратегии;
задача №1 является не предпосылкой,
а результатом внедрения
среди этих задач нет формирования команды менеджеров, управляющих внедрением стратегии;
А вот, Д. Кэмпбелл, Дж. Стоунхаус,
Б. Хьютон рассматривают внедрение
стратегии с точки зрения решения
задач ресурсообеспечения, изменения
организационной культуры и структуры,
чтобы они соответствовали
Проанализировав несколько литературных источников по вопросу внедрения стратегии, мы пришли к выводу, что весь процесс внедрения стратегии организации можно разделить на ряд этапов:
Подготовительный этап включает
в себя анализ существующей системы
менеджмента, подбор управленческого
персонала, формирование рабочих групп
и команд, подготовку персонала к
внедрению стратегии и
Внедрение стратегии заключается в проведении рабочих совещаний, установлении прямых коммуникаций между работниками, финансирование внедрения стратегии, разработку стратегических установок по внедрению и анализ текущих результатов внедрения стратегии
Этап завершения реализации основных этапов стратегии, сюда относят оценку общих результатов, определение причин отклонений и анализ перспектив развития стратегических процессов.
Таким образом, процесс внедрения стратегии должен привести к достижению конкретных конечных результатов. В условиях внедрения стратегии необходимо определение по каждому этапу конечных результатов и способов контроля их достижения.
2. Системы планирования в ЗАО “Рудник Апрелково”.
а). Структура подразделений основного и вспомогательного производства, администрации, непромышленных подразделений. (Приложение 1) Основное производство включает в себя подразделения:
1. Карьер;
2. Цех рудоподготовки (ЦРП);
3. Золотоизвлекательная фабрика (ЗИФ).
Вспомогательное производство включает в себя следующие подразделения:
Администрация включает в себя следующие подразделения:
Непромышленные подразделения включает в себя следующие подразделения:
Приложение №1 организационная структура.
б). Характеристика системы планирования в ЗАО “Рудник Апрелково”.
Текущее планирование горных работ заключается в составлении годовых и квартальных планов горных работ, месячных планов буровзрывных, выемочно-погрузочных, транспортных и отвальных работ, графиков планово-предупредительных ремонтов оборудования, построении технологических графиков работ на уступах, расчетах декадно (недельно) – суточных планов работ. На этой стадии планирования производится распределение горного оборудования по уступам и определяется его расстановка.
Текущие планы горных работ составляют планово-технический отдел (ПТО), геологический и маркшейдерский отделы, а также механическая, энергетическая службы. На основе этих планов определяются объемы работ по производственным участкам, нормы выработки, нормы расхода материалов и ВВ, рассчитываются основные экономические показатели: себестоимость, объем реализуемой продукции, прибыль, рентабельность.
Оперативное планирование горных работ заключается в определении плана-наряда на смену для каждой бригады, машины и механизма. При составлении сменного плана учитывают положение работ на отвалах, ЗИФе, проводимые в карьере ремонтные работы, ожидаемый выход на линию транспортных средств. Оперативный план разрабатывается под руководством главного инженера карьера начальниками участков, цехов и служб, участковыми геологами и маркшейдерами.
Оперативное совещание (обычно ежедневно по селектору), являющееся функциональным звеном оперативного планирования, решает вопросы координации производственной деятельности участков, цехов и служб с утверждением конкретного графика вспомогательных работ, мероприятий по ликвидации аварий, распределения вспомогательной техники, а также контролирует выполнение отдельными участками и службами предыдущих плановых заданий, заслушивая отчеты начальников этих служб о проделанной работе.
При составлении текущих и оперативных планов горных работ руководствуются следующими положениями.
Планирование производственных процессов и работы горного и транспортного оборудования должно осуществляться совместно с расчетами объемов горных работ, порядка и интенсивности продвигания фронта работ уступов. Определяемые объемы работ отдельных горных машин и комплексов должны быть привязаны к конкретным участкам фронта работ уступов.
Решения текущих задач выбора участков отработки и организации производственных процессов должны увязываться с принятыми решениями на более высоких уровнях планирования. При месячном планировании, например, это положение реализуется путем первоочередной подготовки запасов взорванной горной массы в квартальных или полугодовых плановых контурах горных работ, обеспечением равномерного выполнения всеми экскаваторами намеченного плана.
Планы горных работ обеспечивают требуемую степень независимости основных производственных процессов путем поддержания заданных объемов подготовленной к бурению, обуренной и взорванной горной массы (отдельно для полезного ископаемого и вскрышных пород).
Планирование должно обеспечить требуемое качество добытого полезного ископаемого (по принятой системе формирования его уровня) с учетом усреднительных складов, периода усреднения и других факторов.
Текущее планирование должно базироваться на данных опробования эксплуатационных разведочных и взрывных скважин; в первую очередь должны разрабатываться участки массива, имеющие достаточно полные геологические и физико-технические данные, а оперативные планы работы выемочно-погрузочного оборудования должны быть привязаны к отдельным участкам развала.
Информация о работе Процесс стратегического планирования и его этапы