Процесс стратегического планирования

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Февраля 2013 в 15:46, курсовая работа

Описание работы

Процесс планирования в организации начинается с ясного понимания того, что же нужно делать для ее эффективного развития и функционирования.
Успех любого плана зависит от:
- качества целеполагания в основных ключевых вопросах развития организации на основе обзора прошедшего, настоящего и будущего ее развития и успешности ее реагирования на изменения в окружающей среде;
- качества проведенного предварительного анализа деятельности самой организации и ее ценовой политики, рынка, конкурентов, товародвижения и проч.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………3
1. История возникновения стратегического планирования, основные понятия………………………………………………………5
2. Сущность и функции стратегического планирования ………8
3.Миссия и видение организации………………………………….10
4.Ценности и цели высшего руководства………………………..11
5. Оценка и анализ внешней среды……………………………….13
6. Управленческое обследование внутренних сильных и слабых сторон организации………………………………………..15
7.Анализ стратегических альтернатив…………………………..19
8.Выбор стратегии……………………………………………………21
9. Реализация стратегии……………………………………………23
10. Управление реализацией стратегического плана………….24
11. Оценка стратегического плана………………………………..25
Заключение…………………………………………………………….27
Список используемой литературы………………………………...29

Файлы: 1 файл

страт.менежмент.doc

— 152.50 Кб (Скачать файл)

НОУ ВПО «РОССИЙСКИЙ НОВЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»

ИНСТИТУТ ДИСТАНЦИОННОГО И ЗАОЧНОГО ОБУЧЕНИЯ

 

Кафедра экономических  дисциплин

 

 

 

 

 

 

КУРСОВАЯ РАБОТА

 

 

по дисциплине:     Стратегический менеджмент

                   наименование дисциплины

 

 

 

 

на тему: Процесс стратегического планирования

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                            Выполнил(а) студент(ка):

                                                          Куркова Юлия Олеговна                                

                                                                                   (фамилия, имя, отчество)

                                                                              Специальность: Менеджмент организации

              Курс: 3                              

                                                                               Группа: Мп-10  

                                               Форма обучения:  заочная

                                       Представительство: г.Кировск   

                                                                                    

Санкт-Петербург 

2012-2013 уч. год

  

 

 

Содержание

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………3

1. История возникновения стратегического  планирования, основные понятия………………………………………………………5

2. Сущность и функции стратегического планирования ………8

3.Миссия и видение организации………………………………….10

4.Ценности и цели высшего руководства………………………..11

5. Оценка и анализ внешней среды……………………………….13

6. Управленческое обследование внутренних сильных и слабых сторон организации………………………………………..15

7.Анализ стратегических альтернатив…………………………..19

8.Выбор стратегии……………………………………………………21

9.  Реализация стратегии……………………………………………23

10. Управление реализацией стратегического плана………….24

11. Оценка стратегического плана………………………………..25

Заключение…………………………………………………………….27

Список используемой литературы………………………………...29

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

Процесс планирования в организации начинается с ясного понимания того, что же нужно делать для ее эффективного развития и функционирования.

Успех любого плана зависит от:

- качества  целеполагания в основных ключевых вопросах развития организации на основе обзора прошедшего, настоящего и будущего ее развития и успешности ее реагирования на изменения в окружающей среде;

- качества  проведенного предварительного анализа деятельности самой организации и ее ценовой политики, рынка, конкурентов, товародвижения и проч.

- правильной  оценки конкурентоспособности организации;

- выбора и реализации стратегии развития, которая повысит конкурентоспособность организации.

Основное содержание внутрифирменного планирования как функции управления организацией состоит в обоснованном определении основных направлений деятельности и ее дальнейшего развития с учетом материальных источников и спроса рынка.

Сущность планирования проявляется в конкретизации целей развития всей организации и каждого ее подразделения в отдельности на установленный период времени, определении финансовых ресурсов, необходимых для решения поставленных задач.

Таким образом, назначение планирования состоит в стремлении заблаговременно учесть по возможности все внутренние и внешние факторы, обеспечивающие благоприятные условия для нормального функционирования и развития всей организации в целом.

Планирование деятельности организации предусматривает разработку комплекса мероприятий, определяющих последовательность достижения конкретных целей с учетом возможностей наиболее эффективного использования ресурсов каждого отдела и всей организации в целом.

Уровень и  качество планирования деятельности определяются следующими важнейшими условиями:

- компетентность  руководства организации на всех  уровнях

- управления;

- квалификация  персонала, работающего в функциональных

- подразделениях;

- наличие  достоверной информационной базы  и обеспеченность необходимой  техникой.

В зависимости  от содержания целей и задач и  длительности планового периода  можно выделить следующие формы  планирования:

-стратегическое, или перспективное, планирование (прогнозирование);

- среднесрочное  планирование;

- текущее  (часто называемое тактическим, бюджетным, оперативным) планирование.

Стратегическое планирование заключается в основном в определении главных целей деятельности организации на рынке и ориентировано на определение намечаемых конечных результатов с учетом средств и способов достижения поставленных целей и обеспечения необходимыми ресурсами.

Стратегическое  планирование ставит целью дать комплексное  научное обоснование проблем, с  которыми может столкнуться организация  в предстоящем периоде, и на этой основе разработать показатели развития организации на плановый период.

 

 

1. История возникновения стратегического планирования, основные понятия

 

Понятие «стратегия»  вошло в число управленческих терминов в 50-е годы, когда проблема реакции на неожиданные изменения во внешней среде приобрела большое значение. Вначале смысл этого понятия был неясен. Словари не помогали, так как, следуя военному словоупотреблению, они все еще определяли стратегию как «науку и искусство развертывания войск для боя».

В то время многие управляющие, а также некоторые ученые сомневались в полезности нового понятия. На их глазах в течение полувека американская промышленность великолепно обходилась безо всякой стратегии, и они задавали вопрос, зачем она вдруг стала нужна и какая от нее польза фирме.

По своему существу стратегия есть набор правил для принятия решений, которыми организация руководствуется в своей деятельности. Существует четыре различные группы.

1. Правила,  используемые при оценке результатов  деятельности фирмы в настоящем

и в  перспективе. Качественную сторону критериев оценки обычно называют ориентиром, а количественное содержание — заданием.        

2. Правила,  по которым складываются отношения  фирмы с ее внешней средой, определяющие: какие виды продукции и технологии она будет разрабатывать, куда и кому сбывать свои изделия, каким образом добиваться превосходства над

конкурентами. Этот набор правил называется продуктово-рыночной стратегией или стратегией бизнеса.

3. Правила,  по которым устанавливаются отношения  и процедуры внутри организации.

Их нередко  называют организационной концепцией.

4. Правила,  по которым фирма ведет свою  повседневную деятельность, называемые 

основными оперативными приемами.

     Стратегии имеют несколько отличительных черт.

1. Процесс  выработки стратегии не завершается каким-либо немедленным действием. Обычно он заканчивается установлением общих направлений, продвижение по которым обеспечит рост и укрепление позиций фирмы.

2. Сформулированная  стратегия должна быть использована  для разработки стратегических проектов методом поиска. Роль стратегии в поиске состоит в том, чтобы, во-первых, помочь сосредоточить внимание на определенных участках и возможностях; во-вторых, отбросить все остальные возможности как несовместимые со стратегией.

3. Необходимость  в стратегии отпадает, как только реальный ход развития выведет организацию на желательные события.

4. В  ходе формулирования стратегии  нельзя предвидеть все возможности,  которые откроются при составлении проекта конкретных мероприятий. Поэтому приходится пользоваться сильно обобщенной, неполной и неточной информацией о различных альтернативах.

5. Как  только в процессе поиска открываются  конкретные альтернативы, появляется и более точная информация. Однако она может поставить под сомнение обоснованность первоначального стратегического выбора. Поэтому успешное использование стратегии невозможно без обратной связи.

6. Поскольку  для отбора проектов применяются  как стратегии, так и ориентиры, может показаться, что это одно и то же. Но это разные вещи. Ориентир представляет собой цель, которой стремится достичь фирма, а стратегия — средство для достижения цели. Ориентиры — это более высокий уровень принятия решений. Стратегия, оправданная при одном наборе ориентиров, не будет таковой, если ориентиры организации изменятся.

7. Наконец,  стратегия и ориентиры взаимозаменяемы  как в отдельные моменты, так и на различных уровнях организации. Некоторые параметры эффективности (например, доля рынка) в один момент будут служить фирме ориентирами, а в

другой — станут ее стратегией. Далее, поскольку ориентиры и стратегии вырабатываются внутри организации, возникает типичная иерархия: то, что на верхних уровнях управления является элементами стратегии, на нижних превращается в ориентиры.

Короче говоря, стратегия — понятие трудноуловимое и несколько абстрактное. Ее выработка обычно не приносит фирме никакой непосредственной пользы. Кроме того, она дорого обходится как по денежным расходам, так и по затратам времени управляющих.

Термин «стратегическое планирование» был введен в обиход на стыке 60—70-х гг. для того, чтобы обозначить разницу между текущим управлением на уровне производства и управлением, осуществляемым на высшем уровне.

Необходимость фиксации такого различия была вызвана в первую очередь изменениями в условиях ведения бизнеса. Разработка идей стратегического управления нашла отражение в работах таких авторов, как Frankenhofs and Granger (1971), Ansoff (1972), Schendel and Hatten (1972), Irwin (1974) и др.

Ведущей идеей, отражающей сущность перехода от оперативного управления к стратегическому, явилась идея необходимости переноса центра внимания высшего руководства на окружение, для того чтобы соответствующим образом и своевременно реагировать на происходящие в нем изменения.

Можно указать  на несколько конструктивных определений, которые были предложены авторитетными разработчиками теории стратегического управления. Шендел и Хаттен рассматривали его как «процесс определения и (установления) связи, организации с ее окружением, состоящий в реализации выбранных целей и в попытках

достичь желаемого состояния взаимоотношений  с окружением посредством распределения ресурсов, позволяющего эффективно и результативно действовать организации и ее подразделениям». По Хиггенсу, «стратегическое планирование — это процесс управления с целью осуществления миссии организации посредством управления взаимодействием организации с ее окружением», Пирс и Робинсон определяют стратегическое управление «как набор решений и действий по

формулированию  и выполнению стратегий, разработанных для того, чтобы достичь цели организации». Существует еще целый ряд определений, которые делают упор на те или иные аспекты и особенности стратегического управления или же на его отличия от «обычного» управления.      

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2. Сущность и функции стратегического планирования

Стратегическое  планирование - это одна из функций  управления, которая представляет собой  процесс выбора целей организации  и путей их достижения. Стратегическое планирование обеспечивает основу для  всех управленческих решений, функции организации, мотивации и контроля ориентированы на выработку стратегических планов.

Стратегическое  планирование представляет собой набор  действий и решений, предпринятых руководством, которые ведут к разработке специфических  стратегий. Эти стратегии предназначены помочь организациям достичь своих целей.

Процесс стратегического  планирования является инструментом, помогающим обеспечивать основу для  управления предприятием. Его задача состоит в том, чтобы в достаточной  мере обеспечить нововведения и изменения в организации предприятия.

Так, выделяют четыре основных вида управленческой деятельности в рамках процесса стратегического  планирования:

Информация о работе Процесс стратегического планирования